Опыт поисково-образовательной деятельности и живого взаимодействия с ветеранами Великой Отечественной войны как эффективный метод патриотического воспитания обучающихся творческого объединения «Школа юного журналиста»

В статье рассматриваются вопросы воспитания гражданской позиции и патриотического самосознания юных журналистов на материалах военной печати и организации информационной, поисковой, а также исследовательской деятельности по теме Великой Отечественной войны на примере авторского проекта в системе дополнительного образования детей с открытым циклом реализации.

Систематизированные в рамках проекта материалы могут быть использованы в работе учителями истории, педагогами дополнительного образования при изучении истории Великой Отечественной войны.

О.А. Дегтярева,
педагог дополнительного образования
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Алые паруса»
Новосибирск

Собственная гражданская позиция и патриотическое самосознание — первое, с чем сталкивается обучающийся на этапе освоения основ журналистики как общественного и исторического явления, а также как профессиональной деятельности. Именно этими категориями обуславливается и подход к сбору информации и выбору языковых средств выражения, и содержательная модель текста любого жанра. Иными словами, даже юный журналист должен обладать уважением к собеседнику, а также четко осознавать, как предоставленная им информация или аналитические выводы отзовутся в обществе. Примеры именно гражданской и патриотической риторики с их преимущественным использованием глагольных форм и набором таких серьезных методов познания действительности, как аналогия, сравнение, индукция, дедукция и прочие, наиболее сильно отпечатываются в памяти, делая авторский стиль максимально эффективным и действенным [9]. В качестве таких примеров можно привести очерки и корреспонденции журналистов военных лет — К. Симонова, И. Эренбурга, И. Беловолова, А. Бека и ряда других [13].

Как показывает опыт работы Новосибирской городской общественной организации «Военно-исторический клуб «Живая история», печать военных лет у современных поколений юнкоров школьного возраста не пользуется активным спросом. Однако тема Великой Отечественной войны ввиду того, что это страшное событие не обошло стороной ни одну семью, может и должна быть встроена в программы патриотического, а в случае с журналистикой — и профессионального образования. Таким образом, для современного педагога является правильным обращение к источникам информации военных лет с дальнейшим вовлечением самих обучающихся в информационную, поисковую, исследовательскую деятельность по теме Великой Отечественной войны — ту важную составляющую воспитания национального гражданского менталитета подростка на основах уважения к прошлому своей страны, отвечающую государственным национальным приоритетам, обозначенным в Указе Президента РФ “О национальных целях развития России до 2030 года«[1], идее взаимопроникновения целевых компонент типовых моделей создания новых мест для дополнительного образования детей «Арт-пространство» и «Топос» [12].

Именно такой проект, включающий в себя несколько этапов и в последующем выразившийся в конкретных количественно-качественных показателях, был реализован мною совместно с обучающимися творческого объединения Центра дополнительного образования «Алые паруса» города Новосибирска.

Этап первый: просмотр авторских фильмов о Великой Отечественной войне.

Ввиду того, что педагогическую работу я совмещаю с профессиональной деятельностью будучи редактором двух городских газет, а также являюсь куратором проектов Новосибирской городской общественной организации «Военно-исторический клуб «Живая история», сохранению памяти о Великой Отечественной войне, мною уделяется достаточное внимание. Это дает дополнительные преимущества: по-настоящему увлеченный темой педагог является примером и для обучающегося. Гораздо менее предпочтителен вариант, при котором педагог обращается к столь серьезной теме «по случаю». Ею нужно действительно гореть самому.

В течение года мною были подготовлено к выпуску 12 короткометражных документальных фильмов для детей и молодежи в возрасте от 10 до 18 лет, знакомящих зрителей с вкладом живущих ныне в Новосибирске участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны и в целом поколения 40-х гг. XX века. Фильмы имеются в доступе в сети Интернет круглый год и созданы для решения таких задач, как: систематизация информации о роли и вкладе сибиряков в Победу в Великой Отечественной войне; пробуждение чувства сопереживания и сопричастности через визуализацию историй о подвигах сибиряков [2; 3; 4; 7; 8; 10; 11; 14; 16]. Фильмы основаны на реальных событиях и представляют собой систематизированный и емкий рассказ от первого лица. Несмотря на разную фактуру, в каждом фильме присутствует общая информация о том, как началась Великая Отечественная война, описывается образ врага, фактические детали быта, трудовые и семейные подробности, День Победы. Все эти фильмы обучающимися были продемонстрированы на занятиях, вызвали у детей эмоции сопереживания героям. Методом измерения результатов стали авторские эссе и даже целые исследования. Прилагаю выдержки некоторых из них.

«Когда я слышу рассказы о Великой Отечественной войне, моя душа начинает болеть и страдать. Я не могу принять, что страшную разрушительную войну затеяли люди, а жестокость, с которой они убивали не только солдат на фронте, но и ни в чем не повинных женщин, стариков и детей даже не звериная, она просто за гранью человеческого понимания». Анастасия Аленина, 13 лет.

«Уже совсем скоро мир будет праздновать 76-ю годовщину Великой Победы над фашизмом. Многие в этот день не один раз произносят фразу „мирное небо“. Но все ли знают ее значение? Каждый ли задумывается над смыслом, который она в себе несет? Я провела опрос среди своих сверстников на эту тему. Вышло так, что мнения разделились следующим образом: первая группа ассоциирует слова „мирное небо“ с утверждением о том, что именно на небесах после ухода из жизни находятся души людей; вторая группа опрошенных считает, что мирное небо — это свобода и добро. В третью группу я объединила тех, кто, по их словам, никогда не произносил такой фразы, не задумывался о ее значении и не нашел ответа на мой вопрос. Тот факт, что на сегодняшний день есть люди, которые не понимают, что такое мирное небо, меня очень огорчил и расстроил. Ведь еще живы участники событий времен Великой Отечественной войны, хотя их осталось очень мало. Да и не было такой семьи, которая не дала бы боевому или трудовому фронту своего воина, партизана. Дожили до наших дней и единицы из миллионной армии узников страшных фабрик смерти — концентрационных лагерей, а также территорий, которые были оккупированы врагом. Но я думаю, что мои сверстники не задумываются об этих важных понятиях потому, что не знают историю своей семьи и обстоятельств, в которых в страшные военные годы жили их прабабушки и прадедушки. Ведь Родина для человека начинается с собственной семьи: хорошо зная свои корни, каждый из нас задумывается и о вкладе, который вносили наши предки в развитие и процветание своей страны». Ирина Звягина, 12 лет.

«Там, куда война не пришла — в тылу, тоже было нелегко жить Мне сейчас хочется поблагодарить всех людей, которые, как и мои родные, воевали, работали в тылу. Тех, чье детство прошло в труде для своей земли и семьи, благодарю за жизнь, за мое радостное детство». Лилия Брильц, 10 лет.

«Я считаю, что необходимо в школах рассказывать не общие данные о Великой Отечественной войне и не только про героев с большими наградами, которые у всех на слуху. А вот о таких скромных труженицах, которые жили рядом с нами, ходили с нами по одной земле, дышали тем же воздухом. Подросткам нужно как можно чаще предлагать сравнивать себя с подростками сороковых. Надеть на наших девушек неброские ситцевые платья и смыть косметику, а перед этим еще и огород пусть бы пропололи. Парни — постояли бы у станка хотя бы час. Вот тогда и придет понимание, зачем нужно помнить о Великой Отечественной войне и людях, которые потеряли на ней здоровье. Когда наша молодежь прочувствует, как это было тяжело, тогда станет и понятно, почему ветеранам и труженикам тыла больно за то, что мы о них забыли, хотя многие из них даже жили с нами в одну эпоху». Олег Ухин, 14 лет.

Этап второй: совместный поиск информации о родственниках обучающихся — участниках Великой Отечественной войны.

Но не только четкое понимание назначения и роли каждой категории общества военных лет (труженики тыла, дети войны, участники войны, узники концлагерей, жители оккупированных территорий) стало итогом для обучающихся после просмотра фильмов. У них появилась потребность в поиске и систематизации информации о своих родственниках в годы Великой Отечественной войны. Считаю важным подчеркнуть, что они обратились за этим не к родителям, а именно к педагогу, который «заразил» их переживаниями по этой теме через свои фильмы. В результате совместными усилиями мы установили личности прадедов двух учениц. Эта работа была еще и важна опытом поиска, систематизации и анализа информации через специализированные поисковые сервисы, что также является важнейшим навыком журналиста любого уровня подготовки и возраста. Другая часть обучающихся также подключилась к этой работе путем более внимательного отношения к истории своей семьи времен ВОВ. Четверо обучающихся подготовили материалы для участия в конкурсах в номинациях по патриотической и гражданской журналистике — Олег Ухин, Анастасия Аленина, Лилия Брильц и Ирина Звягина — и получили высокую оценку своей аналитической работы.

Этап третий: личностно-профессиональный рост обучающихся через презентацию материалов патриотической направленности.

Результат участия в данных конкурсах был следующим. Олег Ухин отмечен дипломом лауреата конкурса творческих работ эссе «Без срока давности»; благодарственным письмом победителя муниципального этапа XVI Областной недели психологии, дипломом лауреата II степени в номинации «Заметки журналиста. Чтобы память не угасала» VII Городского заочного конкурса «Сибирь и сибиряки в годы Великой Отечественной войны».

Анастасия Аленина — дипломом Лауреата областного конкурса «История Великой Победы в истории моей семьи».

Лилия Брильц и Ирина Звягина получили дипломы участников областного конкурса «История Великой Победы в истории моей семьи».

Индивидуальные проекты патриотической направленности, реализованные участниками творческого объединения.

В течение 2020/2021 учебного года обучающиеся под моим руководством разработали и реализовали еще ряд индивидуальных проектов патриотической направленности.

Так, проект, реализованный в рамках социального партнерства с военно-историческим клубом «Живая история», удостоен диплома I степени по итогам областного конкурса лучших практик патриотического воспитания. Это документально-художественный фильм «Девятая гвардейская» [6], выпущенный к 79-летию со дня разгрома сибирской дивизией немецко-фашистских захватчиков под Москвой в районе населенных пунктов Снегири и Ленино. Автором идеи и режиссером фильма также выступила я в рамках своей общественной деятельности, а обучающиеся Олег Ухин, Дарья Гришулина и Анастасия Аленина приняли активное участие в презентационном показе фильма в музее «Заельцовка», написав об этом событии в районную газету репортаж, который удостоился многочисленных теплых отзывов читателей [15].

К 27 января, к 77-ой годовщине полного снятия блокады Ленинграда, вместе с ученицей Лилией Брильц мы подготовили видеопроект, посвященный памяти девушек из лесозаготовительного отряда, который начал работать с сентября 1941 года во Всеволожском районе в районе кирпичного завода «Самарка». 23 августа 1942 года лагерь был уничтожен артиллерийским обстрелом врага, десять девушек из одной бригады погибли в один миг. В основу видеоролика легло стихотворение санкт-петербургской писательницы Ирины Борзых. Композиционную и художественную основу высоко оценила автор стихотворения «Девушки-лесорубы» Ирина Борзых [5]. Данная работа удостоена диплома I степени Городского поэтического фестиваля REVUE.

Участие в общих и индивидуальных патриотических проектах увенчалось для обучающихся еще одним важным, с точки зрения обратной связи от военного поколения сороковых, мероприятием. Накануне Дня Победы мы писали приветственные и поздравительные письма участникам боевых действий в период Великой Отечественной войны, проживающим в данное время в разных городах нашей страны. Чтобы письма были более адресными, а не содержали в себе исключительно общие слова благодарности за подвиг и мужество, мы подробно изучили их биографии. Несмотря на преклонный возраст, ветераны ответили на приветствия новосибирских школьников: танкист Кантемировской дивизии Павел Алексеевич Мельников из Москвы записал для Анастасии Алениной видео со словами благодарности за заботу и внимание, а житель Курска Александр Никанорович Коршин, воевавший в составе 31-й стрелковой бригады и 19-й гвардейской̆ минометной бригады, написал мне и моим ребятам письмо, в котором очень тепло отозвался о патриотическом настрое обучающихся. Живая весточка от участника событий — лучшее свидетельство для детей о важности сохранения истории и памяти о героях Великой Отечественной войны.

На наш взгляд, воспитание ответственной гражданской позиции и патриотического самосознания ребенка невозможно без изучения важных вех истории своей страны. И максимальный воспитательный эффект возможен только при комплексном знакомстве с публикациями печати военных лет, материалами о Великой Отечественной войне, погружении ребенка в информационную поисковую исследовательскую работу, ориентированную на личный опыт и изучение истории и роли своей семьи в этом историческом событии. И особенно этот опыт важен для юного журналиста, который должен уже на этапе профессиональной ориентации понимать социальную и общественную значимость профессии журналиста и обладать уважением к собеседнику, а также четко осознавать, как предоставленная им информация или аналитические выводы отзовутся в обществе.

На этом патриотическое воспитание обучающихся «Школы юного журналиста» Центра дополнительного образования «Алые паруса» не завершается. В декабре 2021 года совместно с ними мы выпустим документальный фильм «Память и слава девятой гвардейской» (проект будет реализован во межведомственном взаимодействии с музеями боевой славы 9-й ГКСД г. Новосибирска и г. Москвы), запланирован ряд тематических видеороликов об экспонатах времен ВОВ в школьных музеях г. Новосибирска и ряд других мероприятий. Мы открыты к сотрудничеству и готовы безвозмездно делиться накопленным опытом и поддерживать проекты других педагогов и обучающихся со схожей тематикой, целями и задачами.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ «О национальных целях развития России до 2030 года [Электронный ресурс]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 20.09.2021).
  2. Александр Федорович Примак [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/videos-138518373?z=video-138518373_456239075%2Fclub138518373%2Fpl_-138518373_-2 (дата обращения: 20.09.2021).
  3. Вера Васильевна Корсакова [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/videos-138518373?z=video-138518373_456239070%2Fpl_-138518373_-2 (дата обращения: 20.09.2021).
  4. В тылу врага [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/videos-138518373?z=video-138518373_456239099%2Fpl_-138518373_-2 (дата обращения: 20.09.2021).
  5. Девушкам-лесорубам посвящается… [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/cdo_ap?w=wall-85906213_3823 (дата обращения: 20.09.2021).
  6. Девятая гвардейская [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=h0XI6Rf6Owo (дата обращения: 20.09.2021).
  7. Закаленная войной: Евдокия Егоровна Казначеева [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/videos-138518373?z=video-138518373_456239103%2Fpl_-138518373_-2 (дата обращения: 20.09.2021).
  8. Иван Яковлевич Гуров [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/videos-138518373?z=video-138518373_456239081%2Fpl_-138518373_-2 (дата обращения: 20.09.2021).
  9. Информационно-исследовательская работа по изучению материалов Великой Отечественной войны как эффективный метод патриотического воспитания юнкоров / О. А. Дегтярева // Интерактивное образование. — Новосибирск, 2021. — № 96. [Электронный ресурс]. — URL: http://io.nios.ru/articles2/116/9/informacionno-issledovatelskaya-rabota-po-izucheniyu-materialov-velikoy (дата обращения: 20.09.2021).
  10. Командир штрафников [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/videos-138518373?z=video-138518373_456239087%2Fpl_-138518373_-2 (дата обращения: 20.09.2021).
  11. Лидия Яковлевна Клименко [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/videos-138518373?z=video-138518373_456239091%2Fpl_-138518373_-2 (дата обращения: 20.09.2021).
  12. Новые места для дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. — URL: https://ioe.hse.ru/ds/newplace (дата обращения: 20.09.2021).
  13. От Советского Информбюро… Публицистика и очерки военных лет. 1941-1945. [Электронный ресурс]. — URL: https://0gnev.livejournal.com/1995675.html (дата обращения: 20.09.2021).
  14. Петр Степанович Чингаев https://vk.com/videos-138518373?z=video-138518373_456239077%2Fpl_-138518373_-2 (дата обращения: 20.09.2021).
  15. Премьерный показ фильма «Девятая гвардейская» прошёл в Новосибирске [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=PTVOfm5P1vQ (дата обращения: 20.09.2021).
  16. Радистка по имени Полина https://vk.com/videos-138518373?z=video-138518373_456239092%2Fpl_-138518373_-2 (дата обращения: 20.09.2021).

Фото на превью: pobedarf.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: