Влияние современных информационных технологий на развитие познавательной активности младших школьников в условиях дополнительного образования. Их практическое применение на занятиях по английскому языку

В статье представлен опыт использования информационных технологий в практической деятельности на занятиях английского языка с младшими школьниками в учреждении дополнительного образования.

Раскрываются вопросы влияния современных информационных технологий на развитие познавательной активности обучающихся. Определены виды педагогической деятельности, обеспечивающие поддержание интереса младших школьников к познавательной активности. Приведены конкретные примеры использования современных ресурсов, которые предлагает интернет пространство на занятиях и в условиях дистанционного обучения в объединении «Забавный английский».

Т.В. Павлова,
педагог дополнительного образования
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Красногорский Дом творчества»
пгт. Красногорский, Звениговский район, Республика Марий Эл

Развитие познавательной активности ребенка — один из главных факторов успешности учения. Если педагогу не удается заинтересовать детей предметом рассуждения, то можно сделать вывод, что все его дальнейшие усилия в формировании у них каких-либо представлений или понятий обречены. На ранних этапах развития познавательный интерес возникает в форме реакции на новые ситуации, в непроизвольном проявлении внимания, памяти, и помогает в закреплении первичных знаний о мире в целом. В дальнейшем познавательная активность проявляется в любознательности и в стремлении к новому [1].

Как зерно, упавшее в почву, которую не поливают, где нет тепла и солнечного света, не прорастает, так и познавательная потребность, нуждающаяся в предоставлении и соблюдении определенных условий, лишившись их, не получает своего развития. В таком случае и у детей, чья познавательная активность не поддерживается через соответствующий интерес, чаще всего гаснет желание познавать. Для осуществления процесса познавательной активности педагог должен придерживаться ряда принципов, одним из которых является принцип психологической комфортности, позволяющий удивляться и открывать новое на уроке или дополнительном занятии. Для его осуществления необходимо:

  • обеспечить свободу самореализации каждого из детей;
  • создавать условия, где ребенок не будет боятся высказывать свои мысли;
  • предлагать на выбор различные задания, получая удовольствие от успеха им достигнутого.

Сейчас мы живем в разнообразном, глобальном, меняющемся медиа-насыщенном обществе. Новые технологии в результате глобализации общества представляют неограниченные возможности не только для захватывающих открытий и разработок, но и в сфере образования. Сегодняшние ученики буквально воспринимают мир с помощью фильтрующих вычислительных устройств: сотовых телефонов, ноутбуков, которыми они пользуются везде [3].

Такая данность обуславливает необходимость разработки новых методов и приемов в образовании, основанных на применении современных информационно-коммуникационных технологий. При этом главной задачей преподавателя, учителя также остается поддержание интереса обучающихся к образованию, а также убеждение детей в том, что полученные знания пригодятся в реальном мире.

Благодаря урокам и занятиям, где используются информационно-коммуникативные технологии, дети лучше воспринимают новый материал, так как дети младшего школьного возраста имеют наглядно-образное восприятие окружающего мира. При этом ребенок пользуется в процессе восприятия не только своим зрением и слухом, но и фантазией, воображением, эмоциями [2].

Информационные технологии допускают разнообразие в деятельности школьников, что, в свою очередь, вызывает наибольший интерес к процессу обучения, пробуждая их активность. Через успешность развития детей создаются новые возможности и предпосылки для постановки и решения более сложных задач. Именно информационные технологии придают учебному процессу творческий характер, стимулирующий познавательную активность к предмету. Здесь происходит обновление содержательной стороны, индивидуализация процесса обучения и развитие самостоятельности школьников. К информационным технологиям следует относить:

  • компьютерные презентации;
  • компьютерные обучающие программы;
  • электронные книги, учебники, справочник, словари;
  • мультимедийные устройства;
  • работа в сети Интернет;
  • дистанционное обучение, консультирование;
  • использование мессенджеров для обратной связи;
  • участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.д.

Практика обучения младших школьников не насчитывает ни одного универсального приема формирования познавательной активности. Многое зависит от творческого потенциала самого учителя или педагога.

По мнению выдающегося отечественного педагога В.А. Сластенина, добиться развития познавательной активности возможно через превращение всего обучения (или почти всего) в систему постановки и решения проблемно-конфликтных вопросов, организацию контекстно-игровой деятельности [4]. Каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считают необходимым, чтобы ребенок чувствовал в процессе обучения, что это радость, а не только долг. Ведь учением можно заниматься с интересом и увлечением, а не только по обязанности.

Важную роль в развитии личности играет дополнительное образование, где занятия построены не по принципу школьного урока, а в свободной форме, постоянно меняющейся и подстраивающейся под интересы обучающихся.

Я педагог дополнительного образования МУ ДО «Красногорского Дома творчества», провожу занятия по обучению младших школьников английскому языку в объединении «Забавный английский». Конечно, оно является дополнением к школьному предмету «Английский язык». Но в то же время открывает педагогу множество возможностей разнообразить образовательный процесс с помощью информационных технологий.

Непосредственно на занятиях я пользуюсь образовательными интернет-ресурсами некоторых англоязычных сайтов, таких как learnenglishkids.britishcouncil.org, en.islcollective.com для закрепления грамматических тем в онлайн игре. Большие возможности предоставляет канал YouTube, где можно показать детям красочные запоминающиеся видео на знакомство с новой лексикой, грамматикой, а также использовать материал канала при проведении воспитательных мероприятий.

Не менее значимым для меня, как для педагога, является такой сайт, как quizlet.com, создающий средства для быстрого запоминания лексики. В личном кабинете я создаю учебные модули для своей обучающей программы в виде карточек на заучивание, выбора ответа, правописания, тематического тестирования. Часто дети получают ссылку на конкретные модули в качестве домашнего задания. Это позволяет ученикам быстро включиться в работу, а процесс выполнения домашнего задания перестает быть рутинным.

Отличными инструментами в работе педагога при подготовке занятия являются сайты wordwall.net, www.educandy.com, которые позволяют также самостоятельно создавать интерактивные обучающие игры и задания. На занятиях приходиться работать над чтением текстов, сюжетных историй, что предполагает ответы на вопросы по тексту, выполнение заданий после прочтения. Здесь и помогают данные игровые сайты, когда дети, собравшись в команду, «крутят Колесо» и отвечают на выпавший им вопрос, с удовольствием отыскивая ответ в тексте.

При объяснении любой грамматической темы или при знакомстве с новой лексикой или закреплении материала, вместо скучной классной доски, я использую интерактивные онлайн доски на сайте Google slide, а также личный аккаунт Google с приложением Jamboard, позволяющие заранее перед занятием создать целый набор заданий и пользоваться предложенными инструментами не только педагогу, но и обучающимся.

Большую популярность в наше время приобретает дистанционное обучение. В непростые для образования периоды, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, когда на педагога ложится огромная ответственность — эффективно обучить детей дистанционно, большим подспорьем являются онлайн платформы для проведения конференций и уроков, такие как Zoom, Skype и т.д.

Лично я в своей практике в условиях локдауна проводила онлайн уроки на платформе Zoom, где есть возможность увидеть каждого ученика, общаться со всеми в чате, перенести на общий экран обучающие задания и игры со всех вышеперечисленных сайтов.

Для тех обучающихся, у которых не было возможности присутствовать на онлайн уроке, я выкладывала видеозаписи на личном канале YouTube «Tatiana English#FirstSteps». Также на этом канале можно найти множество снятых и обработанных мною лично видео уроков как для моих учеников, так и для всех желающих в открытом доступе www.youtube.com.

Для непрерывного и быстрого общения с обучающимися на расстоянии я использую мессенджеры WhatsApp, Viber, Telegram. С их помощью можно уточнить домашнее задание, поделиться ссылками на образовательные ресурсы, контролировать уровень выполнения тех или иных заданий вне учебного учреждения. А также поддерживать тесную связь с родителями обучающихся, для которых не менее важен результат образовательного процесса.

Использование вышеперечисленных ресурсов создает особую современную систему образования учеников нового поколения и становится неотъемлемой частью их жизни. Для педагога важно стараться вызывать у обучающихся желание учиться, получать знания. Мастерство учителя состоит в умении сделать содержание предмета богатым, глубоким и привлекательным при любых условиях и обстоятельствах, что в свою очередь укрепляет и развивает познавательную активность детей в процессе обучения.

Список литературы

  1. Меньшикова, Е. А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) [Текст] / Е. А. Меньшикова. — М.: Просвещение, 2006. — 115 с.
  2. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. — М.: Педагогика, 1979. — 120 с.
  3. Репина, Л. В. Тенденции развития образования в XXI веке в условиях современной глобализации / Л. В. Репина, Е. Г. Реутова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 22-24.
  4. Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 77 с.3.

Добавить комментарий

Войти с помощью: