Музыкально-компьютерные технологии как средство развития самостоятельной музыкально-исполнительской деятельности

В публикации представлены результаты исследования значимости вовлеченности в образовательный процесс родителей путем привлечения к регулярному выполнению с учащимися студии эстрадной музыки домашних упражнений на основе электронного учебника по самостоятельной деятельности начинающих исполнителей. Автор рассматривает возможности расширения образовательного пространства, повышения уровня сформированности навыков самостоятельной музыкально-исполнительской деятельности ребенка за счет включения музыкально-компьютерных технологий. Предложены варианты использования музыкально-компьютерных технологий для подготовки домашних заданий, для самостоятельной рефлексии ребенком своей исполнительской деятельности и даже для создания визуализаций, дополняющих сценический образ юного вокалиста. Представленные критерии, диагностический материал и результаты исследования могут быть востребованы среди педагогов дополнительного образования, реализующих программы студий эстрадной музыки.

А.Г. Смирнов,
педагог дополнительного образования
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Новосибирска
«Центр дополнительного образования
«Алые паруса»,
г. Новосибирск

Сегодня на государственном уровне выдвигаются новые требования к образованию, одним из которых является формирование творческой личности, умеющей активно мыслить и принимать решения самостоятельно.

Эстрада нашего времени – это массовое искусство, включающее различные направления (поп, джаз, хип-хоп, рок, фолк, соул, рэп, кантри и др.). Некоторые музыковеды стали рассматривать массовое искусство не как самодеятельность, а как профессиональное искусство, охватывающее все виды художественного творчества и выполняющее прикладные задачи на рынке индивидуально-групповых услуг. В этом случае ценностной основой этого искусства являются идеалы бытового сознания и повседневной жизни. В то же время, в отличие от народного и академического, массовое искусство зависит от рынка художественных потребностей, следовательно, важную роль в данном виде искусства играет реклама и пиар. Эстрадное исполнительство сочетает в себе много видов музыкально-художественной деятельности. Это вокал, хореография, драматическое искусство, актерское мастерство, эстрадный танец, сценическая речь, музыкальная грамота, игра на музыкальных инструментах. Все это требует постоянной ежедневной тренировки, которая осуществляется как в студии, так и дома. Следовательно, для достижения исполнительского мастерства необходимо уже в самом начале обучения закреплять и совершенствовать навыки, полученные на занятиях с педагогом, самостоятельными домашними упражнениями. В связи с этим остро встает вопрос о подготовке начинающего исполнителя к самостоятельной деятельности.

Музыкально-компьютерные технологии – сравнительно молодая область исполнительства, появлению которой способствовала научно-техническая революция. Развитие компьютерной техники в конце прошлого века закрепило роль персонального компьютера как ведущего творческого и производственного инструмента для многих профессий. Но особенно актуальным это оказалось для музыкального творчества, что привело к появлению идеи компьютеризации дополнительного образования, которая свидетельствует о том, что музыка не стоит в стороне от достижений науки.

Можно выделить некоторые наблюдения за учащимися студии эстрадно-джазового исполнительства «Алые паруса» МБУДО ЦДО «Алые паруса» в части понимания значимости самостоятельных домашних занятий.

Как правило, в начале учебного мы беседуем с учащимися и их родителями. В группе 1.1 (8–10 лет) 2021–2022 учебного года по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Музыкальная волна» сложилась интересная ситуация. Половина родителей когда-то занимались музыкой и соответственно имели представление об учебном процессе в музыкальных учреждениях профессионального уровня (начальное, среднее). Возникла мысль о проведении небольшого исследования на предмет понимания значимости самостоятельных занятий учащимися и их родителями. Все согласились, что совместными усилиями, при стабильной самостоятельной работе
дома и при контроле родителей результаты должны быть хорошими.

Существуют три критерия оценки уровня сформированности навыков самостоятельной музыкально-исполнительской деятельности у учащихся детской студии эстрадной музыки:

1) готовность к самостоятельной музыкальной деятельности (первое – в умении воспринимать и оценивать певческие эталоны эстрадной музыки, второе – в умении осуществлять исполнительский самоконтроль);

2) самостоятельное нахождение средств для воплощения художественного образа исполняемого произведения (первое – в умении понять и объяснить художественный образ произведения, второе – в умении самостоятельно подобрать движения, мимику, в соответствии с художественным образом произведения);

3) готовность использования музыкальнокомпьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов (первое – в умении записывать свое исполнение с помощью ТСО, ИКТ и оценивать его звучание, второе – в умении составлять мультимедиапрезентацию и видеоконтент к исполняемому произведению).

Зимняя фантазия. Победители фестиваля

Условно этапы исследования я разделил на три: начальный (констатирующий), средний (формирующий) и заключительный (контрольный).

На первом этапе был определен общий уровень музыкальных данных, широта кругозора и проведена диагностика сформированности навыков самостоятельной деятельности. А для того, чтобы определить уровень интереса к исполнительскому искусству, готовности к самостоятельной творческой деятельности, готовности использования ИКТ, были проведены небольшой опрос и анкетирование. После обработки ответов оказалось, что «будущие звезды» редко слушают народную музыку (10%), а предпочитают популярную (70%) или классическую (20%); хотят играть и петь в эстрадной манере (70%); любят петь в микрофон (35%) и изображать игру на инструменте под фонограмму (50%); почти все умеют записывать себя на камеру или диктофон (90%), владеют мобильными устройствами, компьютером и пользуются сетью Интернет (90%), но названия музыкальных сайтов и образовательных интернет-ресурсов не знают. Часто называемые виды творчества – рисование (30/%), сочинение стихов и сказок (30%). Редко называемые – музицирование (5%), сочинение музыки и песен (5%), компьютерная графика (10%). Не назвали ни одной музыкально-компьютерной программы. Вывод очевиден: стремление к занятиям творческой деятельностью есть, но в основном без использования компьютерных технологий. Музыкальный вкус не развит, любимые жанры – это поп, рок, рэп (65%).

Зимняя фантазия. Победители фестиваля

Второй этап, это, собственно, весь учебный год – применение методики формирования навыков самостоятельной работы с использованием электронного учебника по самостоятельной деятельности начинающих исполнителей. Программа обучения «Музыкальная волна» предусматривает обучение по различным дисциплинам. Это и музицирование детей на электронных музыкальных инструментах, где миди-секвенсоры позволяют каждому компьютеру звучать целым оркестром тембров: от ударно-шумовых до тембров органа или скрипки. Следовательно, учащиеся могут использовать звучание всех этих инструментов для создания аудиозаписей или живого исполнения музыки. Подобные программы предполагают появление на занятиях таких новых видов деятельности, как инструментовка и элементы аранжировки. Это и «музыкальное конструирование», где, благодаря программам-конструкторам, на занятии получают импульс такие виды деятельности, как импровизация и композиция. А MIDI-клавиатура позволяет обучающимся легко вводить в компьютер аудиоинформацию. Это устройство дает ребенку возможность стать не только участником ансамбля, но и исполнителем. В результате дети приобретают элементы исполнительской культуры и культуры игры на инструменте. Программы-автоаранжировщики имеют целый набор музыкальных инструментов, исполняющих созданную обучающимися мелодию в том или ином музыкальном стиле. Это и создание фонограмм, и работа со звукоусилительной и звукозаписывающей аппаратурой.

Учебный год показал, что не все родители и учащиеся смогли следовать рекомендациям педагога и освоить материал электронного учебника.

Контрольный этап в формате отчетного концерта проводился в мае 2021 года на базе МБУДО ЦДО «Алые паруса».

Зимняя фантазия. Дипломы

На контрольном этапе работы, используя методы наблюдения и творческих заданий, была проведена диагностика сформированности навыков самостоятельной деятельности у учащихся по тем же трем критериям и предложены те же задания, что и на начальном этапе, изменения коснулись лишь музыкального материала. Проведя контрольную диагностику, обобщив и сопоставив полученные результаты с начальной диагностикой, у нас получилось следующее.

I. Обучающиеся, назовем их группа «А», у которых родители имели опыт обучения в музыкальной школе, следовали моим рекомендациям, использовали электронный учебник, а также включили в учебный процесс самостоятельной деятельности работу с фонограммой и МКТ (музыкально-компьютерные технологии), результаты были выдающимися. Систематическое и грамотное использование МКТ, ТСО, мобильных устройств и электронных образовательных ресурсов сети Интернет помогло обучающимся работать более активно и сосредоточенно, что в конечном итоге и помогло им более качественно подобрать репертуар, подготовить концертный номер и выступить на концерте. Проходя путь от простого воспроизведения до творческих работ, обучающиеся студии выполняли целый комплекс самостоятельных работ. Следовательно, формирование навыков самостоятельной деятельности происходит эффективно при использовании современных компьютерных технологий и образовательных интернет-ресурсов. Например, умело используя в ходе самостоятельных домашних заданий звукозаписывающую аппаратуру, обучающиеся существенно повышают эффективность работы. Запись собственного исполнения дает возможность последующего критического разбора и анализа. При этом родители должны выступать активными участниками этого процесса, давая обратную связь с позиции слушателя.

Конкурс профсоюзов «Признание-2022. Парад Талантов»

II. Можно с уверенностью сказать, что у обучающихся группы «А» повысился интерес к концертной деятельности, поскольку вырос их исполнительский уровень. Все стали проявлять интерес к различным направлениям современной эстрадной музыки, освоили некоторые эстрадные исполнительские «фишки», научились самостоятельно находить средства для воплощения художественного образа исполняемого произведения.

Полученные результаты были повторно верифицированы аналогичным исследованием, проведенным в рамках следующего набора программы, при условии, что процент детей, повторно пришедших на обучение, составил более 90%.

Областной песенный конкурс

Можно сделать вывод о том, что формирование навыков самостоятельной деятельности у обучающихся происходит эффективно при использовании фонограмм, музыкально-компьютерных технологий, ТСО, мобильных устройств, электронных образовательных интернет-ресурсов.

Сопоставление результатов начального и заключительного этапов показало положительную динамику сформированности навыков самостоятельной музыкальноисполнительской деятельности обучающихся группы «А» студии эстрадно-джазового исполнительства «Алые паруса», что в конечном итоге и привело к наиболее полному освоению программы и более высокому исполнительскому уровню, в то время как другие ребята, безусловно, повысили свой музыкальный уровень, но оказались менее готовыми к активной сценической деятельности.

Список литературы и интернет-источников:

  1. Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
    15.11.2022).
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года / Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
    (дата обращения: 15.11.2022).
  3. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nso.ru/page/2412 (дата обращения: 15.11.2022).
  4. Всё о композиторах [Электронный ресурс] – URL: http://www.classic-music.ru/index.html (дата обращения: 15.11.2022).
  5. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная волна» [Электронный ресурс] – URL: http://alieparusa.edusite.ru/sveden/files/05b8f076ed62f4ebaf184d3c6917df44.pdf (дата обращения: 15.11.2022).
  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/ (дата обращения: 15.11.2022).
  7. Музыкальные ребусы [Электронный ресурс] – URL: http://www.ermolov.ru/ (дата обращения: 15.11.2022).
  8. Социальная сеть для творческих людей и любителей творчества [Электронный ресурс] – URL: http://vkmonline.com (дата обращения: 15.11.2022).
  9. Смирнов А.Г. Трансформация студии эстрадной музыки в условиях цифровизации [Электронный ресурс] – URL: http://io.nios.ru/articles2/121/9/tфransformaciya-studii-estradnoy-muzyki-v-usloviyah-cifrovizacii (дата обращения: 15.11.2022).

Добавить комментарий

Войти с помощью: