Проект «Театральный абонемент» – площадка для обмена опытом творческих педагогов

В статье описан опыт реализации городского образовательного проекта «Театральный абонемент» сезона 2022–2023. Автор статьи раскрывает суть проекта, говорит о театральной педагогике как о неотъемлемой части методики проведения уроков и занятий в образовательных организациях.

С.А. Дудкина,
старший методист
Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы,
Москва

Ребенку «сегодняшнего времени», где потоки информации соразмерны водопаду, давать знания необходимо для того, чтобы он смог их применить в жизни, смог самообразовываться и быть самостоятельным. Современная школа готовит будущего выпускника к жизни за ее пределами — в программы ФГОС включены развитие мягких и твердых навыков, получение серьезных знаний. Однако, зачастую во многих школах ученики скучают на уроках и учатся ради отметок, а после окончания школы не знают, куда двигаться дальше.

Ни для кого не секрет, что интересный и харизматичный учитель способен увлечь своим предметом любого ученика, будь то информатика или физическая культура. Но, к сожалению, с приемами и методами театральной педагогики, которым можно научиться, знаком не каждый школьный учитель.

Задача каждого учителя – увлечь ученика своим предметом, заразить желанием его изучать, познавать и понимать, а также сделать занятия интересными, помочь прокачать мягкие и твердые навыки, создать дружное сообщество в коллективе. Школа должна объяснять ребенку не простое, а сложное для него, научить думать над проблемой, самому ставить задачи и искать на них ответы. Новое время требует новых подходов к методам и приемам проведения уроков. Задачи перед учителем стали другими: теперь учитель не единственный носитель достоверной информации, и роль у него сегодня иная: создать разные пути для обучения детей, помочь проектировать индивидуальный образовательный маршрут, быть навигатором и тьютором для каждого ребенка. Сегодня образование не только для всех, оно для каждого!

И для решения данной задачи в начале 2022–2023 учебного года перед методистами Городского методического центра встал вопрос: как помочь учителю-предметнику научиться методам и приемам театральной педагогики для того, чтобы минимизировать профессиональное выгорание и заинтересовать любого ребенка в классе своим предметом? Мы пошли путем поиска новых форматов и реализовали новый проект «Театральный абонемент», который проводится в рамках Городского театрального фестиваля-конкурса «Театральный Олимп – 2023», сезона 2022–2023.

В ноябре 2022 года стартовал обновленный городской проект «Театральный абонемент» (далее – проект), который проводится в рамках Городского театрального фестиваля-конкурса «Театральный Олимп – 2023», сезона 2022–2023. У проекта сформулирована двуединая цель, одна из которых направлена на развитие театрального искусства в образовательных организациях города Москвы, а вторая – на развитие интереса к применению методов театральной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности среди профессионального сообщества учителей и иных педагогических работников. 

Театральная педагогика — это междисциплинарное направление на стыке педагогики и театрального искусства, которое призвано помочь ученикам прожить образовательный процесс на эмоциональном уровне [5].

Внутри театральной педагогики есть огромное количество инструментов, которые могут быть применены к педагогическим процессам – комплексу воспитания и образования. Театральная педагогика – это универсальный инструмент, и не существует такого ребенка, которому не нашлось бы место в коллективе [3]. 

Можно выделить три способа реализации методов и приемов театральной педагогики: использование особых методов на уроках; просветительский театр в школе; организованная «встреча с искусством» во всех аспектах образования, которая подсвечивает масштаб человеческой личности [3]. Применение театральной педагогики на уроках не подразумевает, что ребенок при выпуске из школы обязательно должен быть «профессиональным актером» либо стремиться к получению данной творческой профессии. С помощью методов и способов театральной педагогики мы развиваем в ребенке те самые необходимые гибкие (мягкие) навыки, которые ему необходимы для жизни и развитии в обществе: умение работать в команде, вести переговоры, договариваться с коллегами, креативность и адаптация к изменениям.

Итак, проект «Театральный абонемент» реализуется с применением цифровых технологий – онлайн-встреч, которые выходят два раза в месяц согласно ранее утвержденной и опубликованной афише. Все участники знают, когда и что будет предметом данных встреч. Кроме того, все встречи в рамках проекта сохраняются в записи на официальном аккаунте Городского методического центра в социальной сети ВКонтакте, плейлисте «Театральный абонемент», которые можно посмотреть в любое удобное время. 

Каждая встреча состоит из трех частей: 

1. анонс от создателей спектакля (спикер рассказывает о создании его театральной студии, о репертуаре, особенностях коллектива и образовательной программы, по которой дети проходят обучение);

2. просмотр постановки или спектакля (зрители смотрят спектакль);

3. вопросы режиссеру или руководителю театрального коллектива (после просмотра спектакля, спикер отвечает на вопросы ведущего и вопросы от зрителей, а также раскрывает механизмы, через которые получает высокий результат, например, по оформлению сцены, подбору костюмов или как они добились в спектакле ансамблевости исполнителей, вживлению ребенка в роль). 

Именно третья часть встречи несет в себе образовательный компонент для каждого подключившегося педагога потому, что спикер каждой встречи делится со зрителями своими «секретами», то есть методами и приемами театральной педагогики, которые можно использовать на любом уроке (универсальные практические приемы театральной педагогики, используемые в работе учителя).

Участники встреч делятся на две категории: участники-зрители и участники-спикеры.

Участником-зрителем может стать абсолютно каждый педагог, ученик и/ или его родитель. Но для того, чтобы получить сертификат о посещении мероприятия, зрителю нужно зарегистрироваться и пройти анкету по окончании каждой встречи. Данная анкета направлена на усвоение тех «секретов режиссера», тех способов и приемов театральной педагогики, которыми поделился режиссер, и которые может использовать педагог-предметник в работе с классом. 

Чтобы попасть в категорию участник-спикер, нужно соблюсти условие: театральные коллективы, чей руководитель заявляется на спикера, должны показать наилучшие результаты в городском театральном фестивале-конкурсе «Театральный Олимп».

В ходе каждой встречи учителя и иные педагогические работники, участвующие в проекте в качестве участников-зрителей, получают интересный опыт и отработанные методы театральной педагогики. Например, узнают уникальный опыт начала работы по методам театральной педагогики: как найти свой инструмент для преподавания, метод сторителлинга, урок-событие, режиссерский подход к проведению урока (брать внимание и переносить событие) [1], приглашать других учителей и проч. Самое главное, что в проекте таким образом реализуется основная его задача: просвещение и обучение педагогов. 

Реализация данного проекта помогает объединять учителей разных школ, в одних из которых используют методы театральной педагогики на уроках, а в других – нет, и создаются сообщества профессионалов.

Кроме того, в связи с тем, что встречи проекта открыты и доступны каждому, хранятся в записи, их могут смотреть и родители обучающихся. Так происходит осознание того, что театральная педагогика – это не «выразительное чтение», а работа с эмоциональной (внутренней) стороной человека.

В заключении, хочется отметить, что владение учителями приемами и методами театральной педагогики создает особый благоприятный климат в образовательном сообществе. Практики театральной педагогики способствуют развитию мета(над)предметных компетенций обучающихся [5], повышают их личные результаты образования. Но, главное, – они способствуют созданию особенной дружественной образовательной среды, которая объединяет педагогов, детей и родителей в общей продуктивной деятельности и включает креативную, социально ответственную позицию всех ее участников.

По нашему глубокому убеждению, если бы в вузах учителям, преподающим в школах, давали бы азы режиссуры и актерского мастерства, то обучение было бы куда эффективнее.

Список литературы:

1. Букатов В.М., Ершова А.П. Пять «вредных советов» учителю, которому надоело вести скучные уроки, лекции и занятия// Актуальные проблемы неформального повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений. Всероссийская научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Редакторы: И.Н. Мисякова, Н.П. Недоспасова, Е.А. Нагрелли, Е.А. Вострикова. 2012. С. 39–42.

2. Климова Т.А. Режиссура образовательного пространства развития личности// Непрерывное образование. 2021. № 3 (37). С. 20–23.

3. Климова Т.А. Режиссура образовательного события: инструменты театральной педагогики// В сборнике: Психология творчества и одаренности. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 172–176.

4. Миронова Е.Д. Ансамблевость как принцип театральной педагогики в условиях школьного театра// В сборнике: Социальные науки: молодые исследователи об актуальных проблемах теории и практики. Сборник статей и эссе. Москва, 2022. С. 106–109.

5. Никитина А.Б. Роль театра и театральной педагогики в образовании// Образование и мегаполис: партнерство для устойчивого успеха// Образование и Мегаполис: партнерство для устойчивого успеха. Сборник статей по итогам Первого ежегодного международного симпозиума. 2019. С. 78–84.

Добавить комментарий

Войти с помощью: