Вышел информационно-методический журнал «Про-ДОД» №6 (2023), посвященный Году педагога и наставника
Дорогие друзья и коллеги!
Завершается 2023 год, который Указом Президента Российской Федерации был объявлен «Годом педагога и наставника». Миссия года, как подчеркнуто на сайте Минпросвещения России, – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Многочисленные мероприятия этого года, который к тому же совпал с 200-летием со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского (1823–1871), были направлены на поддержку и повышение престижа профессии педагога.
Темой очередного выпуска журнала «Про-ДОД», который издается при поддержке Департамента образования и науки города Москвы, является наставничество, а точнее его развитие в сфере дополнительного образования детей.
Для отечественной педагогики наставничество – явление не новое, но в современной реальности оно стало одной из стратегий обновления российского образования, что отражено в национальном проекте «Образование» (включая федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого» и «Социальная активность»), направленном, в первую очередь, на достижение общенациональной цели — обеспечение возможности развития талантов и самореализации.
Особая роль в достижении этой цели отведена системе дополнительного образования, которое все больше сближается с общим образованием, не только дополняя и усиливая его, но и реально решая многие проблемы школы. Такая цель актуализирует задачи, механизмы и новые практики развития дополнительного образования.
То, каким должно быть дополнительное образование, его инфраструктура, оснащение, уровень и организация обучения в творческих, научных, исследовательских объединениях и спортивных секциях, – все это, несомненно, важно. Однако здесь важен не только труд педагога, но и активность обучающихся, и, конечно, включенность родителей. Потому что только коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД), уже многие десятилетия занимающие в дополнительном образовании особое место, смогли создать образовательную систему, в которой интересно творить, исследовать, проектировать, учиться, которая притягательна своими возможностями для раскрытия таланта каждого ребенка, подготовки его к взрослой жизни и дальнейшей самореализации.
В этом номере журнала мы собрали материалы об истории, текущей ситуации, передовых практиках профессионального развития педагога дополнительного образования и наставничества в дополнительном образовании. Особое внимание уделили успешному опыту взаимодействия педагогов-наставников с разными категориями обучающихся – одаренными и талантливыми, заинтересованными и безразличными, с ограниченными возможностями здоровья и нуждающимися в сопровождении, находящимися в трудной жизненной ситуации и испытывающими трудности в обучении… Потому что в условиях дополнительного образования можно реально решать социально значимые проблемы разных детей. Среди таких проблем – обеспечение позитивной занятости детей, их социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, развитие одаренности, раскрытие таланта и самореализация, профилактика асоциальных проявлений среди детей и подростков, помощь детям-мигрантам. Сегодня перед нами стоит еще один важный вопрос – вовлечение в систему дополнительного образования как можно большего числа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, чтобы сделать их жизнь ярче и интереснее, дать им больше возможностей для личностного роста.
А наставник в системе дополнительного образования для всех детей – это универсальный и разносторонний педагог, который:
- выслушает их , поймет и даст совет;
- ненавязчиво замотивирует, составит совместно с ними планы и траектории развития;
- поверит в каждого, поможет достичь поставленных целей и испытать ситуацию успеха.
Выходу данного выпуска журнала традиционно предшествовала серьезная кропотливая работа редакционной коллегии, связанная с приемом, рецензированием, редактированием и размещением материалов в журнале, а затем в российской наукометрической базе (РИНЦ).
Все опубликованные статьи актуальны и самодостаточны, поскольку прошли обстоятельную, скрупулезную процедуру рецензирования и экспертной оценки. Материалы выпуска, как всегда, дополнены краткой аннотацией содержания статей на русском и английском языках. Весь архив номеров журнала доступен в специальном разделе портала «Про-ДОД» (https://prodod.moscow/) в PDF-версиях (http://prodod.moscow/vypuski).
Состав авторов журнала разнообразен и представлен разными уровнями образования и науки. Среди них есть как магистранты, аспиранты, молодые педагоги, которые оформили результаты проделанной ими работы под руководством опытных наставников, так и известные ученые, доктора и кандидаты наук, научные сотрудники, эксперты в сфере дополнительного образования и опытные руководители, достигшие определенных успехов и получившие признание среди специалистов сферы дополнительного образования детей.
Судя по географии авторов, журнал вышел за рамки Москвы и уже приобрел всероссийский формат. Так, в этот выпуск вошли статьи, представляющие опыт Москвы, Томска, Костромы, Новосибирска, Иваново, Новокузнецка и Хабаровска.
Редакционная коллегия выражает глубокую признательность нашим уважаемым авторам за активную профессиональную и жизненную позицию, желание поделиться уникальными исследованиями, практиками и методическими разработками по теме «наставничество», содержание которой не может быть исчерпано.
Ждем ваши статьи и приглашаем всех коллег из Москвы, регионов России и стран ближнего зарубежья к еще более активному дальнейшему сотрудничеству.
Желаем всем авторам и читателям журнала творческих успехов в научно-практических исследованиях и новых достижений в развитии дополнительного образования детей.
Ознакомиться с декабрьским выпуском журнала «Про-ДОД» можно по ссылке.
С уважением, редакционная коллегия журнала «Про-ДОД»