Я живу в России! Практика патриотического воспитания детей и молодежи в учреждении дополнительного образования
В статье представлены материалы из практики патриотического воспитания детей и молодежи Детско-юношеского центра «АРС» города Костромы. Понятия «патриот» и «патриотизм» рассматриваются как главная цель-ценность сегодняшнего дня, раскрываются содержательные и методические подходы к патриотическому воспитанию обучающихся в системе деятельности учреждения дополнительного образования. Статья адресована методистам и педагогам-организаторам дополнительного образования.
Г.В. Лебедева,
старший методист,
Детско-юношеский центр «АРС»,
Заслуженный учитель РФ,
г. Кострома
И.Ю. Леонова,
старший методист,
Детско-юношеский центр «АРС»,
г. Кострома
Е.В. Чайникова,
педагог-организатор,
Детско-юношеский центр «АРС»,
г. Кострома
Дополнительное образование – одна из немногих форм взаимодействия педагогов и детей, в рамках которой возможно использование разнообразных образовательных технологий, наиболее свободных форм и методов, что позволяет учреждению дополнительного образования детей решать очень сложные задачи образовательной деятельности, в том числе задачи по патриотическому воспитанию обучающихся.
Всем знакомы слова «патриот», «патриотизм». Возможно, кто-то вкладывает в них свое особое значение, но общим является понимание того, что патриот – это человек, любящий свое отечество. Владимир Иванович Даль так объясняет значение слова «патриот»: любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник [1, с. 15].
На протяжении всей многовековой истории России патриотизм был одним из основных факторов, позволявших народу преодолевать трудности, обеспечивавших единение в самые тяжелые времена. Духовный и нравственный климат общества можно рассматривать как здоровый лишь тогда, когда патриотизм является тем стержнем, вокруг которого концентрируются чувства, убеждения, стремления людей. Сегодня в России вопросы воспитания гражданственности и патриотизма объявлены приоритетными направлениями образовательной политики государства, что закреплено рядом документов стратегического развития.
Главные цели-ценности, отражающие представление общества о человеке и гражданине страны, вновь названы в Указе Президента от 07.05.2024 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [5].
В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [2] поставлена задача «организации воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности».
Педагогический коллектив Детско-юношеского центра «АРС» города Костромы (далее – ДЮЦ «АРС») осуществляет практику патриотического воспитания детей, основываясь на твердом убеждении, что патриотизм для ребенка – это эмоционально обостренное восприятие Родины и сформировать его как составляющую мировоззрения личности можно лишь исключая формализм и навязчивое насаждение устойчивых штампов. Чтобы воспитать чувство долга, чувство ответственности перед своей страной, близкими и родными людьми, нужно затронуть самые сокровенные струны души маленького человека. Нам важно, чтобы состоялся разговор с ребенком, где разговаривать будут обе стороны: те, кому рассказывают и те, кто рассказывает. Достижению цели воспитания патриотов способствует реализация комплекса задач, среди которых приоритетными мы считаем пробуждение эмоции, погружение в ситуацию, сопереживание, побуждение к созиданию, взаимодействие. Именно этот нелегкий труд системной организации патриотического воспитания берут на себя педагоги-организаторы ДЮЦ «АРС», продумывая и педагогически обосновывая все этапы работы по подготовке и реализации программ по патриотическому воспитанию для детей и подростков нашего города.
Особенность практической работы ДЮЦ «АРС» состоит не только в разнообразии представленных программ по содержанию и форме (в зависимости от возраста детей, их количества и информационной подготовленности), но и в уникальной подаче материала, представляющей симбиоз театральной, культурно-исторической и интерактивной формы работы с детьми и молодежью.
Педагогическим коллективом ДЮЦ «АРС» разработан цикл познавательных, игровых театрализованных интерактивных программ по патриотическому и гражданскому воспитанию, позволяющих ежегодно включать в работу с детьми, подростками и молодежью образовательные учреждения города (и другие заинтересованные организации и структуры), погружать его участников в высоко эмоциональную атмосферу, где взрослые без излишней назидательности, на равных общаются с ребятами, личным примером демонстрируя ценности и приоритеты Гражданина и Патриота.
Рассмотрим кратко несколько игровых программ для ребят разного возраста.
Театрализованная игровая познавательная программа для детей младшего школьного возраста (6–9 лет) «Я живу в России, я живу в Костроме»(рис. 1)
Цель программы – воспитание у детей гражданственности и патриотизма через расширение их общего кругозора; актуализация и систематизация знаний о символике государства, родного края, об истории страны и родного края, о народно-исторических традициях.
Содержательные компоненты интерактивной программы: школьники младших классов закрепляют понятие о карте России и называют известные им города; выстраивают ассоциативные ряды, связанные со словом «Родина»; узнают новые факты о флаге, гербе России и Костромы. Завершается программа совместным исполнением педагогами и детьми Государственного гимна Российской Федерации.
Программы для детей среднего школьного возраста (10–14 лет)
Интеллектуальная военно-патриотическая игра «Времен связующая нить»
Цель программы – воспитание патриота и гражданина через стимулирование у подростков интереса к истории Российской армии, развитие инициативы и самостоятельности учащихся на основе игровой деятельности военной тематики.
Содержание программы: участники игры отвечают на вопросы по истории Российской армии различной степени сложности; оценивает их эрудицию жюри, в составе которого – военные, ветераны, участники боевых действий (рис. 2–3).
Патриотическая игра-квест «Армейская азбука»
Цель программы – знакомство подростков с деятельностью российской армии через «пробу себя» в роли связистов, санитаров, разведчиков и простых солдат.
Играть в такую игру под руководством настоящих военных вдвойне интересно – ведь на каждом маршруте ребят встречают курсанты пятого курса Военной Академии РХБЗ имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко и солдаты 331-го гвардейского парашютно-десантного ударного Костромского полка.
Содержание программы: семиклассники составляют меню солдатского обеда, угадывают по погонам воинское звание, маршируют, преодолевают веревочное препятствие, разгадывают шифровки и передают сообщения азбукой Морзе. И, вполне возможно, кто-то из школьников задумывается о том, как важна «такая профессия – Родину защищать!» (рис.4–5).
Программы для среднего и старшего школьного возраста (13–17 лет)
Патриотический интеллектуальный конкурс «По ступеням великой Победы!»
Цель конкурса – повышение у подростков и старшеклассников интереса к истории Отечества, сохранение исторической памяти подрастающего поколения.
Организация программы: конкурс проходит в 5 этапов; команды-лидеры на каждом этапе поднимаются на одну символическую «ступень Победы» (рис. 6–7).
Для привлечения широких слоев населения, вовлечения в практику костромичей всех возрастов, включая взрослых, ветеранов, пенсионеров, для организации взаимодействия разных поколений, педагогами Культурного центра «Россия» ДЮЦ «АРС» разработаны и реализуются ежегодные городские социальные мультимедийные проекты.
«Рисуют мальчики войну» (для детей от 6 лет)
Цель проекта – развитие гражданских качеств и патриотизма у детей через вовлечение их в творческую деятельность по осмыслению событий военного времени.
Содержание проекта: участникам проекта предлагалось нарисовать сюжетный рисунок, отражающий события Великой Отечественной войны (сражения, штурмы, водружение Знамени Победы над поверженным Рейхстагом, Парад победителей в 1945 г., Вечный огонь и т.п.). Лучшие рисунки были анимированы и использованы в создании видеоклипа, который был показан на городском праздничном концерте ко Дню Победы и получил дальнейшую ротацию в соцсетях, Интернет-ресурсах (рис.8–11).
«Книга про бойца» – создание цикла видеороликов прочтения школьниками поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (рис. 12).
«Куклы и солдатики войны». Проект включал создание цикла видеороликов с использованием семейных архивных фотографий и авторских литературных эссе.
Одна из целей проекта – стимулировать общение внутри семьи, чтобы старшие смогли рассказать о себе, протянуть ниточки своих судеб к сегодняшней жизни.
Социальный проект «Синий платочек»ориентирован на учащихся 6–14 лет, проявляющих интерес к изобразительной деятельности, историческому прошлому своей Родины.
Синий платочек – это символ сохранения памяти о героизме женщин, участвовавших в боях, трудившихся в тылу в годы Великой Отечественной войны. Цель проекта – развитие у детей гражданских качеств и патриотических чувств через творческое осмысление участия женщин разного возраста в событиях военных лет (рис. 13).
Анализ практики педагогов ДЮЦ «АРС» по реализации программ и проектов гражданско-патриотической направленности показал, что наиболее эффективным в патриотическом воспитании детей и подростков является вовлечение их в изучение ярких страниц из истории малой Родины. Это послужило импульсом к организации исторического краеведческого марафона для учащихся 12–14 лет «Земля Берендеев».
Академик Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит намять о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране» [4, С. 173].
Невозможно «научить» любить Родину, но можно создать условия, в которых дети и подростки испытают сильные эмоции и чувства, окажутся в ситуации, побуждающей их к активной деятельности. С чувства удивления, радости начинается для них «открытие» своего любимого города, своего особого места в нем. Отсюда наш основной принцип подготовки мероприятий – никакого формализма, никакой назидательности и навязывания собственных мнений детям и подросткам.
Цель марафона – воспитание у детей и подростков патриотизма и любви к малой Родине через развитие и активизацию исследовательской деятельности в области краеведения.
Задачи марафона:
– приобщение детей и подростков к возрождению, сохранению и популяризации историко-культурного наследия и традиций родного края;
– содействие развитию туристического потенциала Костромской области;
– побуждение участников марафона к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, других мест, представляющих яркие страницы истории родного края.
Краеведческий марафон – это форма интеллектуального соревнования, позволяющего выявить не только уровень краеведческих знаний участников, но и умение применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих в том числе творческого мышления.
Спортивное название «марафон» нацеливает на преодоление командой маршрута от старта к финишу, наличие препятствий и трудностей, состязательный характер мероприятия. Таким образом, выбранная форма как нельзя лучше соответствует интересам и потребностям указанной возрастной категории участников. Основная задача марафона – побудить участников к активной познавательной, краеведческой, творческой деятельности.
Команды формируются в образовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях) города и Костромского района. Количество участников в команде на первом этапе марафона не ограничено, так как первый этап проходит в дистанционном формате.
После процедуры регистрации команды-участники марафона получают ссылку на игровую группу ВКонтакте. Один раз в пять дней на стене игровой группы выкладываются вопросы и задания по теме.
Задания составляют в том числе партнеры марафона, среди которых:
– Костромское областное отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»;
– «Музей ювелирного искусства» индивидуального предпринимателя Поликарпова С.В.;
– Общество с ограниченной ответственностью «Медведки» (Племенной конный завод «Медведки»);
– Историческая библиотека Дома Романовых Муниципального бюджетного учреждения города Костромы «Централизованная библиотечная система»;
– Общество с ограниченной ответственностью «Снегурочка»;
– Выставочно-развлекательный комплекс «Терем Снегурочки»;
– Общество с ограниченной ответственностью «Мельница»;
– Костромской Музей сыра.
Самые развернутые и интересные ответы на задания первого этапа выкладываются на стене игровой группы и стене группы культурного центра «Россия» ДЮЦ «АРС». Работу с участниками в группе ведет специально назначенный куратор. На данном этапе его задача не только заинтересовать ребят-участников, но и найти верные интонации в общении, установить доброжелательные отношения, сотрудничество взрослых и детей.
Второй этап марафона – финальная игра. Он проходит в культурном центре «Россия» ДЮЦ «АРС». Для участия в игре приглашаются команды, показавшие лучшие результаты на заочном этапе.
В апреле 2024 года успешно завершился пятый круг исторического краеведческого марафона «Земля Берендеев», в котором приняли участие 11 команд школьников. Этот круг был посвящен нашему земляку, кологривскому художнику и писателю Ефиму Васильевичу Честнякову, чей 150-летний юбилей отмечается в 2024 году. Академик Д.С. Лихачев сравнивал его с великим Леонардо да Винчи: «Во всякой культуре есть идеал и есть его реализация, но судить о народе мы должны по преимуществу, по тому лучшему, что он воплощал или даже только стремился воплотить в жизнь» [3, С. 17–18]. По мнению исследователей творческого пути художника (В.Я. Игнатьев, Е.П. Трофимов, Т.П. Сухарев и др.), наследие Е.В. Честнякова – неисчерпаемый источник духовной мудрости, нравственности.
В ходе заочного этапа ребята изучали жизнь и творчество Е.В. Честнякова, историю открытия его картин, писали сказки в стиле Ефима Васильевича и размещали на страничке команды ВКонтакте. В финальной игре 2024 года встретились победители заочного этапа игры из пяти образовательных учреждений г. Костромы (рис.14–15). Задания в каждом туре марафона были интересными и творческими: определить среди разных картин полотна Честнякова, найти недостающие фрагменты картин, проникнуть в философию города Благоденствия; отгадать нейрозагадки, составленные с помощью искусственного интеллекта. Выполняя задания, участники открыли для себя и для зрителей портрет нашего выдающегося соотечественника – Ефима Васильевича Честнякова – патриота, гражданина, творца.
В практике патриотического воспитания ДЮЦ «АРС» успешно применяются и дистанционные формы работы с детьми и молодежью – например, онлайн-акции. Такие характеристики акций, как кратковременность, доступность контента, минимальные требования к подготовке, конкретность и точность задания и шагов по его выполнению, наличие стимула (материального или морального) – привлекают к участию не только подростков и молодежь, но и взрослое население города и региона. Расскажем об одной из них.
Площадкой для реализации онлайн-акции «Память хранят живые» была выбрана страничка культурного центра «Россия» ВКонтакте. Составленное положение об акции трансформировалось в текст обращения и имело неформальный стиль изложения. Основной посыл – принять участие, чтобы объединиться в стремлении почувствовать себя причастными к истории Великой Победы нашей страны. Участники акции выполнили несколько несложных творческих заданий:
– «Солдаты Победы»(разместить у себя на страничке пост с фотографией Солдата Победы семьи и небольшим рассказом о нем, поделиться фотографиями его наград, писем, личных вещей);
– «Песни, с которыми мы победили»(всей семьей спеть песню «Катюша» под предложенную минусовую фонограмму);
– «Столпы памяти»(всей семьей отправиться на виртуальную экскурсию, выбрать один или несколько памятников и мемориалов Великой Отечественной войны, изучить его историю и создать открытку-коллаж).
Получив первый опыт проведения онлайн-мероприятий, педагоги ДЮЦ «АРС» сделали выводы о результативности и перспективности такого формата работы.
Подводя некоторые итоги, можно отметить, что, принимая участие в программах и социальных проектах, которые мы предлагаем, учащиеся чувствуют себя причастными к истории и судьбе семьи, родного города, страны, получают новый социальный опыт и возможность самореализации.
Список источников:
1. Даль В.И. Иллюстрированный словарь живого русского языка. – В 2-х тт. – Т.2. – СПб: Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 560 с.
2. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. – № 678-р. – URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-31032022-n-678-r-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 28.05.2024).
3. Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М.: Сов. Россия, 1981. – 71 с.
4. Лихачев Д.С. Письма о добром. – М.: Наука; СПб.: LOGOS, 2006. – 624 с.
5. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» от 07.05.2024. – URL: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-07052024-n-309-o-natsionalnykh/ (дата обращения: 28.05.2024).