Корпоративное обучение в учреждении дополнительного образования: ключевые аспекты и практическая реализация
Корпоративное обучение в государственных бюджетных образовательных организациях является не только одним из результативных способов развития учреждения, но и эффективным инструментом профессионального роста педагогов, а также действенной формой наставничества молодых специалистов. Как правило, целями создания корпоративной образовательной платформы является реализация нововведений, развитие кадрового потенциала, развитие корпоративной культуры, коллаборация и обмен опытом между новичками и опытными педагогами, реализация системы наставничества. В статье рассматриваются основные подходы и ключевые аспекты, цели и задачи, роль и значение корпоративного обучения как для укрепления корпоративной культуры и формирования целевой модели наставничества, так и для развития образовательной организации в целом. Материал содержит описание успешной практики внедрения корпоративного обучения в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Центр образовательных трендов «Омега» города Иваново. Практико-ориентированная статья может быть полезна для специалистов, руководителей и административных команд учреждений дополнительного и общего образования, а также для всех, кто интересуется вопросами эффективного управления, корпоративного обучения, развития системы наставничества, внедрения новых методов и подходов в мотивации сотрудников.
М.И. Безрукова,
заместитель директора
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
Центр образовательных трендов «Омега»,
г. Иваново
В современном мире, где конкуренция на рынке труда становится все более жесткой, образовательные организации осознают важность постоянного обучения работников. Дополнительное образование в наше время востребовано как никогда, и это естественный процесс, связанный с потребностями рынка труда и, как следствие, необходимостью обновления системы образования. В этой связи корпоративное обучение становится не только инструментом повышения квалификации и компетентности педагогов, но и средством создания предпосылок для улучшения результативности и эффективности деятельности образовательной организации в целом. Ведь именно этот вид образования дает возможность достаточно оперативно удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные потребности работников [3].
Осознавая всю сложность и важность подготовки современных педагогов, образовательные организации формируют систему корпоративного обучения, совершенствуют его содержание и структуру. Несомненный плюс корпоративного обучения заключается в том, что оно способно быстро и адекватно реагировать на:
- происходящие стремительные изменения в системе образования;
- метаморфозы содержания учебного материала и процесса его освоения;
- трансформацию образовательной среды.
Все это требует от педагога умения одновременно решать как текущие задачи, так и прогнозировать перспективные решения. Именно поэтому целесообразно повышать квалификацию сотрудников на местах, постоянно обновлять их знания, совершенствовать компетенции и демонстрировать лучший опыт. Мы глубоко убеждены, что, только постоянно развиваясь и обучаясь, педагог может быть уверен в своей способности соответствовать предъявляемым требованиям, быть современным, интересным и востребованным [5].
Одной из форм корпоративного обучения является наставничество молодых специалистов, опыт внедрения которого представлен в настоящей статье на примере муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр образовательных трендов «Омега» города Иваново (далее – МБУ ДО ЦОТ «Омега»).
Почему мы разрабатываем эту форму наставничества? Потому что к нам приходят работать педагоги с разной подготовкой. И, согласитесь, сегодня найти готового педагога дополнительного образования, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно. А технология наставничества, на наш взгляд, особенно в работе с молодыми (вновь пришедшими на работу) педагогами является наиболее эффективной в решении указанных проблем [4].
Наставничество – кадровая технология, направленная на непрерывное профессиональное развитие педагогов, позволяющая органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому педагогическому работнику образовательной организации. Эта практика предоставляет возможность сочетать образовательный процесс с общением в реальной профессиональной среде, что способствует успешной интеграции новых педагогов в коллектив и повышает их профессиональные навыки [1]. Благодаря наставничеству, «молодые» педагоги учатся не только основам своей профессии, но и осваивают внутренние правила, ценности и принципы, принятые в МБУ ДО ЦОТ «Омега» [2].
В августе 2022 года в системе образования города Иваново произошла реорганизация двух центров дополнительного образования: Центра детского творчества № 4 и Центра внешкольной работы № 2. Как часто это бывает в случае любых структурных изменений, возникли некоторые проблемы, которые необходимо было преодолеть. Два центра, конечно, имели свои особенности и отличия во взглядах на управленческие и методические подходы. Надо было найти рациональные решения и соединить все имеющееся разнообразие.
Одним из таких решений стало создание корпоративной образовательной платформы, на которой для педагогов было организовано профессиональное общение: они стали обучаться, знакомится друг с другом, обмениваться опытом, вырабатывать правила корпоративной культуры. В результате новое объединенное учреждение МБУ ДО ЦОТ «Омега» получило широкие возможности для создания уникальных и эффективных образовательных практик. Опыт и знания педагогов двух центров стали взаимодополняющими и в результате привели к развитию учреждения.
Рассмотрим основные аспекты корпоративного обучения и их практической реализации на примере нашего учреждения.
Первый и, пожалуй, самый важный аспект корпоративного обучения – это его целевая направленность.
Главная позиция: обучение должно строиться на основе анализа потребностей организации, учитывать возможности и особенности деятельности всех работников. Только так можно гарантировать получение релевантных знаний и умений, которые способствуют достижению поставленных целей.
Административная команда МБУ ДО ЦОТ «Омега», проведя анализ работы и анкетирование работников, выделила несколько направлений для эффективной работы корпоративной образовательной платформы (Рис. 1):
Самыми востребованными оказались площадки по темам:
- Комьюнити-менеджмент: как построить сплоченный коллектив;
- Способы разрешения конфликтов и поддержания коммуникации;
- «Проблемные» дети: страшные буквы СДВГ;
- Законы соцсетей. Инструменты-помощники;
- Программы: писать, нельзя сдаться – ставить запятую правильно;
- Здоровьесберегающие технологии для педагогов;
- Цифровые образовательные ресурсы не только для дистанта;
- Как преобразовать учебный процесс с пользой для себя и детей;
- Word как инструмент педагога. Работай как профи;
- Аттестация педагогических работников: новые требования и новый порядок;
- Эффективное управление временем.
Как вы понимаете, выбор тем и направлений работы корпоративной образовательной платформы зависит от результатов проведенного нами опроса и анкетирования наших сотрудников, благодаря которым мы выявили трудности в профессиональной сфере, недостатки в условиях труда, определили желаемые направления приобретения или совершенствования конкретных компетенций.
Все работники в соответствии с их собственным желанием посещают занятия корпоративной образовательной платформы, на которой есть возможность углубить знания в области педагогики, психологии, методик преподавания и управления. Они также могут овладеть навыками разработки и внедрения инновационных образовательных программ, эффективного взаимодействия с родителями и общественностью.
Кроме этого, корпоративное обучение помогает установить и поддержать прочные профессиональные связи молодых педагогов с опытными, а также молодых с молодыми. Площадки проводят разные специалисты – члены администрации, методисты, опытные педагоги, педагоги-психологи, молодые педагоги и приглашенные специалисты. Коллаборация и обмен опытом между новичками и опытными педагогами помогают создать атмосферу взаимного доверия и уважения, что способствует корпоративному росту, продвижению системы наставничества и развитию всего учреждения. Благодаря внедрению корпоративного обучения у педагогов появилась возможность делится своим опытом, советоваться с коллегами, оперативно получать консультацию или экспертную оценку, оттачивать навыки публичного выступления, формировать «под проблему» команду единомышленников и работать в ней, совершенствовать свои знания и т.д.
Еще одним важным аспектом корпоративного обучения является его доступность и гибкость. МБУ ДО ЦОТ «Омега» предоставляет разнообразные форматы обучения, адаптированные к актуальным потребностям работников. Это могут быть самые разнообразные формы: занятия, тренинги, мастер-классы, семинары и другие обучающие мероприятия – как очные, так и дистанционные.
Кроме того, обучение должно быть доступно для работников вне зависимости от их местонахождения – в этом случае использование онлайн платформ и электронных образовательных ресурсов становится необходимостью.
Реализация корпоративного обучения в МБУ ДО ЦОТ «Омега» требует не только понимания основных принципов и стратегий, но и правильного подхода к организации процесса.
Важно учесть, что обучение – это не одноразовое событие, а непрерывный процесс, который требует долгосрочного планирования и поддержки со стороны руководства организации. Только в таком случае корпоративное обучение может быть успешно реализовано и приносить ощутимые результаты.
В МБУ ДО ЦОТ «Омега» корпоративная образовательная платформа работает еженедельно по пятницам в первой половине дня – это максимально удобное время, поскольку занятия в дополнительном образовании чаще всего организованы во второй половине дня. План составляется на несколько месяцев вперед, педагогов оповещают о мероприятиях через сообщения в общих чатах.
Методическая помощь играет важную роль в подготовке и поддержке тех, кто выступает на корпоративной образовательной платформе. Безусловно, никогда не следует недооценивать значимость этого инструмента, поскольку он является неотъемлемой частью успешного обучения и достижения целей. Обеспечение выступающих качественными методическими материалами дает возможность эффективно организовывать процесс обучения и максимально использовать потенциал платформы. Разработка и предоставление пошаговых инструкций, схем и презентаций, обсуждение и выстраивание цельного методического продукта является основой выступления. Благодаря этой помощи выступающие на корпоративной образовательной платформе получают не только поддержку в планировании и разработке своих материалов, но и уверенность в том, что их выступление будет доходчивым и целевым для слушателей. Для наглядности выступающие используют методические продукты: презентации, буклеты, опорные схемы, алгоритмы выполнения действий и прочее.
Внедрение корпоративной образовательной платформы в МБУ ДО ЦОТ «Омега» оказалось эффективным для деятельности нашей организации и развития педагогов. Мы ощутили значительное улучшение и оптимизацию многих процессов в документообороте, в выстраивании взаимоотношений между коллегами, в продуктивности и результативности педагогов. Каждый педагог теперь имеет возможность поднять интересные ему темы обучения, разобраться в тонкостях профессии, освоить новые компетенции и повысить мотивацию к работе. Всего за год нам удалось сплотить коллектив, развить формальное и неформальное общение педагогов друг с другом, повысить показатели по аттестации педагогических работников, увеличить количество молодых специалистов, внедрить систему наставничества, сформировать дорожные карты наставников и наставляемых, стать муниципальным ресурсным центром по вопросам эффективного управления, решить структурные и организационные вопросы, реально волнующие педагогов.
Таким образом, на основе собственного опыта мы можем утверждать, что создание в образовательной организации корпоративной системы обучения играет важную роль в развитии коллектива и в повышении его конкурентоспособности. А наставничество мы рассматриваем как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации специалистов различных направлений деятельности и индивидуализации – построения маршрутов личностного и профессионального роста, где наставником может стать каждый для каждого. В нашем случае наставничество в рамках корпоративного обучения является не данью моде и не инновацией-самоцелью, но эффективным и уже достаточно традиционным методом взаимопомощи и адаптации педагога дополнительного образования к новым условиям работы.
Список источников:
- Масалимова А.Р. Традиционные и современные модели корпоративной подготовки наставников // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3–4. – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33765 (дата обращения: 27.11.2023).
- Мансурова М.И., Радостева М.В. Трудовая адаптация в современных российских компаниях // Вестник ЧелГУ. – 2018. – № 8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-adaptatsiya-v-sovremennyh-rossiyskih-kompaniyah (дата обращения: 27.11.2023).
- Нет пределов совершенству, или Возможности дополнительного образования // ГАРАНТ: образование. – URL: https://edu.garant.ru/relevant/article/654206/ (дата обращения: 27.11.2023).
- Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: Информационно-методические материалы / авт.-сост. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В., 2-е изд., доп., перераб., Казань: ИРО РТ. – 2020. – URL: https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2858362.pdf (дата обращения: 27.11.2023).
- Почему профессионал обязан постоянно учиться. – URL: https://m-optiki-shop.ru/pocemu-professional-obyazan-postoyanno-ucitsya (дата обращения: 27.11.2023).