Метод визуализации как условие развития тембрового слуха учащихся на уроках слушания музыки в детской музыкальной школе и детской школе искусств
В статье рассказывается о творческом развитии детей с использованием полихудожественного подхода, который предоставляет возможность для выхода в пространство музыкального и изобразительного искусства и использования метода визуализации на практике. В статье даны методические замечания и разработка урока «Инструменты симфонического оркестра Симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева для учащихся 2 класса музыкальной школы.
Т.С. Старкова,
преподаватель теоретических дисциплин,
заведующая методическим объединением теоретиков,
МБУ ДО «Детская школа искусств №5»
Иркутск
В наше время воспитание тембрового слуха является не только узкопрофессиональной, но музыкально-педагогической и общекультурной проблемой. В последние годы в российском обществе значительно возросло число возможностей использования технических средств обучения, повысилась техническая оснащенность образовательных учреждений. Это не могло не коснуться и такой традиционной области образования, как музыкальная педагогика.
В современном образовательном пространстве широкое распространение получили программы, включающие в себя компьютерное моделирование тембровых особенностей звучания механических инструментов. Синтезатор все чаще заменяет в домашнем обиходе традиционные музыкальные инструменты: гитару, аккордеон, фортепиано, не давая детям окунуться в настоящий мир живых звуков.
Актуальность проблемы развития тембрового музыкального слуха обусловлена также относительно малой разработанностью данной проблемы на теоретическом уровне. Некоторое внимание проблеме развития музыкального тембрового слуха уделялось в музыкальной педагогике советского периода. Исследователи и педагоги предлагали развивать тембровый слух у детей с помощью традиционного и доступного вида деятельности – слушания музыки. И действительно, в развитии тембрового музыкального слуха младших школьников слушательская деятельность по-прежнему имеет первостепенное значение как деятельность познавательная и развивающая. Она способна обеспечить максимально широкий, в сравнении с другими видами музыкальной деятельности, объем получаемых тембровых слуховых представлений. Кроме того, правильно организованный процесс слушания музыкальных произведений для инструментов соло, в сопровождении фортепиано или ансамбля, в составе симфонического оркестра, развивает навык дифференциации и идентификации музыкальных тембров.
Несмотря на большое количество работ по исследованию природы тембра музыкальных звуков, единой научно обоснованной типологии тембра на сегодняшний день не существует. Музыканты в своей практической деятельности используют, прежде всего, названия соответствующих музыкальных инструментов, подразделяющиеся на следующие группы: струнные (струнно-смычковые и струнно-щипковые), духовые (деревянные духовые и медные духовые), язычковые (варган, баян, аккордеон), клавишные, ударные.
В музыкальной практике также используются субъективные оценки тембра – «холодный», «тёплый», «блестящий», «тусклый», «гнусавый» и т.п. Такие эпитеты не лишены смысла: известный ученый-акустик Л.А. Кузнецов, изучавший характеристики тембров музыкальных инструментов, доказал существование связи между субъективными оценками тембров с конкретными акустическими параметрами звуков. Таким образом, в развитии тембрового слуха большое значение приобретают закономерности синестезии: перевод и описание слуховых ощущений в термины и понятия других видов ощущений — цветовых, кинестетических и т.п. Именно они лежат в основе метода визуализации тембров музыкальных инструментов.
Уже в начале 20 века получила распространение специфическая форма визуализации музыки, производимая «от руки», без всяких физических приборов. Ее назвали «музыкальной графикой». Эта своеобразная методика связана с «зарисовыванием» музыкальных впечатлений любыми живописно-изобразительными средствами, не только графическими, но и красочными.
В нашем случае визуализация представляется как форма прослушивания музыкальных произведений с синхронным рисованием тембров звучащих инструментов с целью трансформации слышимого тембра музыкального инструмента в его визуальный (цветовой) эквивалент. Рисование «цвета» тембров способствует пониманию и возможности чувствовать выразительность тембра музыкального инструмента через визуальные (цветовые) ассоциации. Детям нужно объяснить, что не обязательно рисовать что-то конкретное, имеющее узнаваемый контур. Это могут быть красочные цветовые пятна, линии, точки и т.п.
Очень хорошо использовать метод визуализации при знакомстве с тембрами музыкальных инструментов в сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк». В этой сказке роли исполняют инструменты симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определённый инструмент симфонического оркестра. В «Автобиографии» композитор писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый всегда одному и тому же инструменту: утку изображал гобой, дедушку – фагот и т.д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы; за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов – в этом педагогический смысл сказки… Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом». И действительно, герои сказки просты и легко узнаваемы, сюжетная линия не перегружена.
Всё это открывает возможности для выхода в полихудожественное пространство музыкального и изобразительного искусства и использования метода визуализации на практике: при прослушивании темы – персонажа сказки – детям предлагается выбрать один цвет и изобразить этого «персонажа» краской на бумаге в свободной манере.
Тема урока: Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Вид урока: урок интегрированного типа.
Цель: развитие тембрового слуха учащихся с помощью визуализации музыкальных впечатлений.
Задачи:
- формировать знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра;
- выявить взаимосвязь между цветовыми и тембровыми ощущениями учащихся;
- раскрыть выразительные возможности музыкальных тембров;
- визуализировать тембровые краски с помощью рисунка.
Образовательные технологии:
- технологии интегрированного обучения;
- игровые технологии;
- информационно-компьютерные технологии.
Методы:
- беседа с элементами сравнения и анализа;
- наглядно-иллюстративный (звуковая и зрительная наглядность);
- частично-поисковый;
- полихудожественный подход;
- визуализация.
Средства обучения:
- мультимедиа (аудиозапись, презентация в программе Microsoft Power Point);
- краски, кисточки и альбомы.
Сценарий урока
– Добрый день! Ребята, на прошлых уроках мы знакомились с группами инструментов симфонического оркестра. Давайте вспомним, как они называются?
Ответ: группы струнных, деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов.
– Давайте вспомним, какие инструменты входят в состав группы струнных?
Ответ: скрипка, альт, виолончель и контрабас. (Вспоминаем названия и особенности инструментов других групп).
– Голоса музыкальных инструментов называют тембрами. Но часто можно услышать словосочетание: оркестровые краски. Как вы думаете, почему?
Ответ: потому что некоторые из них бывают тёмными (как у контрабаса), а некоторые – светлыми (как у флейты). Некоторые инструменты – с ярким голосом (труба, скрипка), а некоторые с резким (тромбон).
– Получается, что композитор, когда пишет музыкальное произведение, как будто «рисует» музыкальную картину? Как вы думаете, можно сделать такое сравнение?
Ответ: Да!
– А если взять и перевести язык музыкальных тембров на язык красок? Кто хочет стать переводчиком с музыкального языка на цветной, живописный? Сегодня мы с вами будем такими переводчиками! Мы будем слушать сказку замечательного композитора С.С. Прокофьева «Петя и волк». В этой сказке каждый герой имеет свою музыкальную тему, которую играет определённый инструмент симфонического оркестра. Но сначала давайте познакомимся с героями:
I. Мальчик Петя. Приехал к дедушке в гости, весёлый, жизнерадостный, и как выяснится, ещё и храбрый мальчишка! Какой же инструмент в оркестре исполняет роль Пети? Сейчас прозвучит музыкальная тема Пети, а вы попытайтесь определить на слух, какие звучат инструменты (звучит тема Пети).
Ответ: скрипки!
– Правильно! Но не только скрипки. Прокофьев поручил тему Пети самой главной и многочисленной группе симфонического оркестра – струнной (смотрим кадр презентации с изображением инструментов струнной группы).
II. А кого изображает эта тема, как вы думаете? (звучит тема Птички)
Ответ: это птичка.
– Действительно. А как вы её услышали?
Ответ: тему играла флейта, она была в высоком регистре, с мелкими длительностями – шестнадцатыми, стаккато – как будто птичка порхает (смотрим кадр с изображением флейты).
– Молодцы!
III. Ещё один инструмент из замечательного семейства деревянных духовых исполняет птичью роль в этой сказке. Послушаем? (звучит тема Утки). Как вы думаете, что это за птица такая – двигается неуклюже, с запинками, и голос у неё гнусаво звучит?
Ответ: утка.
– Действительно, некоторые ноты в исполнении гобоя звучат гнусаво и напоминают утиное кряканье (смотрим кадр с изображением гобоя).
IV. А кому из героев нашей сказки принадлежит эта музыкальная тема? (слушаем тему Кошки). Покажите жестами, как движется это персонаж. Догадались, кто это? А инструмент узнали?
Ответ: это голос кларнета. Двигался герой осторожно, как будто крался.
– Это Кошка. Кларнет изображает её крадущуюся, осторожную походку, он играет тему штрихом staccato. Обратите внимание, что кларнет в низком регистре звучит приглушенно и несколько зловеще (смотрим кадр с изображением кларнета).
V. Появляется Дедушка. Давайте послушаем, как звучит его тема? (слушаем тему Дедушки).
Ответ: он сердитый.
– Какой инструмент в оркестре умеет ворчать и бубнить под нос?
Ответ: это фагот! (смотрим кадр с изображением фагота).
– Дедушка ворчит не зря. Он обеспокоен, что Петя вышел за калитку, – ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?».
VI. Опасения Дедушки были не напрасны. Из лесу действительно прибежал Волк. Его тема зловещая и исполняет её… (слушаем тему Волка). Ну как, узнали?
Ответ: это были медные духовые (тромбоны или валторны).
– Звучали валторны. Мы с вами говорили, что валторна произошла от лесного охотничьего рога. Голос у неё гулкий и приятный. Но оказалось, что если три валторны сразу, очень громко «рявкнут» какой-нибудь диссонирующий аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка (смотрим кадр с изображением валторны).
VII. Наконец, в сказке появляются бравые Охотники, идущие по следам Волка. Они стреляют из ружей. Как вы думаете, какие инструменты лучше всего смогут изобразить выстрелы?
Ответ: барабаны? (Слушаем тему охотников).
– Звучали инструменты ударной группы: барабаны и литавры (смотрим кадр с изображением этих инструментов)
– Ну вот мы и познакомились с героями музыкальной сказки «Петя и волк» и их голосами. А сейчас мы будем слушать сказку от начала и до конца и переводить её тембровый музыкальный язык – в красочный акварельный. Перед вами – листы бумаги, кисточки и краски. Ваша задача – выбрать подходящий, на ваш взгляд, цвет для каждого из персонажей сказки и зарисовать его в свободной манере – с помощью линий, пятен, силуэтов и т.д. – как вам подскажет ваша фантазия. Работает правило: один персонаж – один цвет.
Звучит аудиозапись сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». Дети слушают и зарисовывают свои слуховые впечатления, пытаясь подобрать эквивалент тембровым краскам.
– Ребята! На следующем уроке мы продолжим делиться впечатлениями от прослушанного и нарисованного, просмотрим и обсудим ваши рисунки и проверим – хорошие ли переводчики из нас получились! Спасибо за работу! Всего доброго.
Наблюдения показали, что дети очень тонко чувствуют тембровый колорит и часто выбирают холодные цвета для инструментов с холодными тембрами (кларнет, флейта) и теплые для изображения таких инструментов, как гобой, скрипка, виолончель. «Голос» птички (флейта) часто изображается голубым или синим цветом, а «голос» утки (гобой) – зеленым. Для темы Пети (группа струнных с солирующими скрипками) дети выбирают желтый или оранжевый цвет.
Таким образом, возникает ещё и ассоциативный ряд между цветом и тембром инструмента, который может способствовать более осмысленному восприятию музыкальных произведений.
Тема птички. Флейта. Уварова Даша. 2 класс
Литература
- Ванечкина И., Трофимова И. Дети рисуют музыку. – Казань, 2000
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991
- Иванченко Г.В. Психология восприятия искусства. – М., 2001
- Кузнецов Л.А. Акустика музыкальных инструментов. – М., 1989
- Психология музыкальной деятельности. – М., 2003
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988