Семинар “Формирование банка педагогических технологий по направленностям”
20 марта 2019 года Ресурсный научно-методический центр Управления качества образования ГБПОУ «Воробьевы горы» провел на базе Центра «Лидер» семинар «Формирование банка педагогических технологий по направленностям».
В семинаре приняли участие 61 человек: педагоги дополнительного образования, методисты, специалисты управленческого звена из образовательных организаций города Москвы.
С приветственным словом к собравшимся обратилась Татьяна Николаевна Самарина, руководитель Центра «Лидер» ГБПОУ «Воробьевы горы».
Структура семинара была трехчастной: краткое теоретическое введение, представление технологий, разработанных педагогами ГБПОУ «Воробьевы горы», затем – подведение итогов и обозначение перспектив.
В рамках теоретического введения были осмыслены в интерактивном режиме такие понятия, как «технология», «педагогическая технология», рассмотрены этапы педагогической технологии в их линейном и циклическом воплощении, дано соотношение понятий «технология» и «методика». Отмечалось, что проблема описания технологий в дополнительном образовании по направленностям действительно актуальна, и это один из способов осмысления своего опыта, «взгляда сверху» на собственную деятельность и ее систематизации.
В каждом из дискуссионных пространств, по которым распределились участники семинара, были представлены 1-2 примера описания технологий, разработанных и апробированных педагогами в рамках трех направленностей: художественной, естественнонаучной, физкультурно-спортивной. При этом представители художественной направленности образовали две группы: педагогов-музыкантов и педагогов, преподающих ИЗО и декоративно-прикладное искусство.
Так, в группе педагогов-музыкантов состоялась презентация двух технологий:
- «Технология использования элементов творческой педагогики Карла Орфа в работе с младшей хоровой ступенью» – Елена Александровна Гингольд, педагог дополнительного образования Центра «Лидер» ГБПОУ «Воробьевы горы»;
- «Вокально-речевой тренинг – основа успеха эстрадного вокалиста» – Елена Валентиновна Солдатова, художественный руководитель студии эстрадного вокала «Мега-саунд», педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Оба педагога не ограничились только рассказам о специфике и этапах того, что они делают с детьми для достижения высокого результата. Они включили в активную работу всех, кто собрался в зале, дав возможность в собственном опыте прочувствовать эффективность методов и приемов, которые используются в рамках представляемых технологий.
Группа педагогов, ведущих занятия по ИЗО и декоративно-прикладному искусству познакомилась со следующими выступлениями:
- Технология работы по программам дополнительного образования детей «Щедрая палитра творчества» (изобразительное искусство) – Ирина Ивановна Волобуева, Отличник народного просвещения, педагог высшей квалификационной категории Центра художественного образования ГБПОУ «Воробьевы горы»;
- Технология включения современных техник декоративного творчества в образовательный процесс (обучение декоративно-прикладному искусству) – Инесса Анатольевна Козьмина, педагог-организатор, педагог дополнительного образования Центра «Лидер» ГБПОУ «Воробьевы горы».
И здесь если первое выступление было более теоретическим, то в рамках второго участники семинара получили возможность попробовать такие техники, как рисование песком на световых столах, динамическое рисование песком, рисование на воде (ЭБРУ). Педагоги детально объяснили значение используемых ими приемов и техник в реализации этапов технологии.
Для представителей естественнонаучной направленности и методистов Елена Васильевна Башлий, педагог дополнительного образования Центра астрономического и космического образования ГБПОУ «Воробьевы горы»представила выступление по теме «Игровые технологии в группах дополнительного образования астрокосмической направленности». В рамках работы с аудиторией она еще раз провела разграничение понятий «технология» и «методика» и подробно познакомила собравшихся с различными вариантами игровых технологий, рассчитанных на работу с разными возрастными категориями обучающихся.
О технологии разработки адаптированных программ по физической культуре рассказала Водяницкая Ольга Ивановна, методист Управления физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, отличник физической культуры, победитель гранта в сфере образования города Москвы.Тема ее выступления – «Технология разработки адаптированных программ в системе дополнительного образования для обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов (физкультурно-спортивная направленность)». Участники семинара отметили, что данная тематика актуальна также и в других направленностях.
Во время подведения итогов выступающие отметили важность как самой темы семинара, так и интерактивных форм общения, очных встреч, во время которых можно обменяться мнениями, представить свои точки зрения и познакомиться с позицией другого, выстроить новые контакты и выработать новый взгляд на проблему, представленную к обсуждению.