Клуб интеллектуальных игр как детско-взрослое сообщество

В статье рассматривается опыт организации детско-взрослого сообщества «Клуб интеллектуальных игр — 64», который объединяет детей, родителей и педагогов, посредством совместной интеллектуальной деятельности.

Ваниватова А.С.,
педагог-психолог

Калашникова Е.Н.,
педагог дополнительного образования

Семенюк Н.М.,
педагог дополнительного образования

МАУДО ДЮЦ «Восхождение»,
г. Хабаровск

Современные условия жизни нашего общества требуют нового осмысления проблемы педагогической совместной деятельности организаций дополнительного образования и семьи. Организация дополнительного образования детей, как особый тип образовательного учреждения, имеет свою специфику по организации работы с семьей, позволяет наиболее полно реализовывать принцип преемственности учета особенностей семейной социализации своих обучающихся в целостном педагогическом процессе [2].

Главная задача учебно-воспитательной деятельности в дополнительном образовании — формирование культуры общения учащихся друг другом, родителями, педагогами. Личность ребенка формируется под влиянием многих факторов, к коим относятся: семья, друзья, взрослые, коллективов образовательной организации. Одним из главных из них является семья, предназначение которой — становление личности ребенка.

Показатели становления личности ребенка определяются раскрытием его человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям. В этом контексте семья по отношению к организации дополнительного образования детей выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, а как социальный партнер. Без союза с семьей, без активного и заинтересованного взаимодействия с родителями, без установления прочных и продуктивных контактов сложно ожидать высоких результатов в личностно-творческом развитии ребенка. Создание союза трех социальных сил «педагоги-дети-родители» — один из актуальных вопросов сегодняшнего дня [1].

Сегодня педагоги-практики организаций дополнительного образования детей нуждаются в осмыслении имеющегося опыта сотрудничества с семьями обучающихся, выявлении наиболее перспективных направлений и форм такой работы.

На протяжении последних лет целью инновационной деятельности детско-юношеского центра «Восхождение» г. Хабаровска являлось создание и реализация моделей детско-взрослых сообществ как инструмента, влияющего на развитие личностных качеств обучающихся в условиях детско-взрослого сообщества. Мы пришли к выводу, что в зависимости от особенностей детских коллективов, от родителей, педагогов и социальных партнёров способы формирования детско-взрослых сообществ будут различны.

Для нас таким способом стало совместное интеллектуальное творчество детей и взрослых.

Интеллектуальное творчество — это то, что объединяет учащихся шахматного клуба «Гамбит» и лидер-клуба «Единение», их родителей и педагогов. Так родилась идея создания детско-взрослого сообщества «Клуб интеллектуальных игр-64». Целью деятельности Клуба является развитие интеллектуально-творческого потенциала личности на основе укрепления семейных связей, расширения возможностей для общения и объединения детей и взрослых посредством совместной интеллектуальной деятельности.

Задачами детско-взрослого сообщества было определено следующее:

  • создание комфортной и дружелюбной среды для интеллектуального отдыха и развлечений детей и взрослых;
  • создание условий для творческого развития и креативного мышления участников клуба;
  • формирование навыков работы в команде, умения логически мыслить и умения принимать правильное решение при лимите времени;
  • популяризация форм интеллектуального досуга через игровую деятельность.

Клуб в своей деятельности руководствуется принципами со-управления, демократизма и равноправия, гласности и открытости, самодеятельности и творческой инициативы всех его членов. В пространстве детско-взрослого сообщества осуществляются разнообразные направления деятельности:

  • создание и ведение площадки, предназначенной для общения участников Клуба;
  • организация и проведение турниров по различным интеллектуальным играм, мастер-классов, масштабных событий, тематических мероприятий культурного и научно-просветительного характера;
  • разработка и популяризация интеллектуальных игр;
  • распространение новостей о деятельности Клуба на сайте учреждения, в СМИ и социальных сетях;
  • осуществление взаимодействия с другими сообществами и учреждениями, действующими в аналогичных интересах в городе и крае.

Форма детско-взрослого сообщества как Клуба имеет свои плюсы. Клуб подразумевает объединение людей, имеющих склонность или пристрастие к какой-либо деятельности, в нашем случае интеллектуальной. Занятия увлекающим человека делом обеспечивают: релаксацию (т.е. способствует расслаблению, разрядке), снятие психического напряжения и рекреацию, что так необходимо в условиях постоянного стресса школьнику и работающему взрослому. Клуб представляет собой вариант общественного самоуправления, публичной демократии, открытого столкновения мнений, поиска и обретения консенсусов и компромиссов. Это в свою очередь помогает развить коммуникативные и лидерские навыки у детей, а родителям найти верный путь взаимопонимания с детьми. Помимо этого Клуб в своей деятельности руководствуется принципами самодеятельности и творческой инициативы всех его членов.

Процесс успешной социализации школьников в условиях дополнительного образования посредством интеллектуального творчества эффективен при создании продуктивного субъект-субъектного взаимодействия, основанного на добровольном участии, обоюдном желании и стремлении достижения поставленной цели. Помимо этого, освоение школьниками новых социальных ролей в процессе коллективного интеллектуального творчества, способствует развитию коммуникативной культуры, расширению круга общения, пониманию своей роли и осознанию меры ответственности участия в общем деле.

Выстраивать социальное партнерство как социальное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса мы начали с установления контактов путем общения и диалога; так мы определили реальные потребности различных субъектов и уровней взаимодействия посредством осмысления норм, идеалов и целей субъектов. И только после этого началась работа по организации совместной целенаправленной деятельности с учётом запросов семьи и детей.

Клуб самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности, исходя из общей концепции развития Центра, а также с учётом интересов и запросов детей, родителей, социума. Основу деятельности Клуба составляют мероприятия, дела и проекты, которые разрабатывают и реализуют члены Клуба во главе с Советом. Совет клуба является органом, действующим на общественных началах от имени всех членов клуба и уполномоченным вести организационную, административно-хозяйственную и иную деятельность для достижения целей и задач Клуба.

За 2018-19 учебный год детьми, родителями и педагогами были организованы и проведены разноплановые коллективные творческие дела: «Путешествие с „Гамбитом“ по следам шахматных фигур»; Спартакиада интеллектуальных игр, посвященная Дню народного единства; Интеллектуальная викторина «Своя игра», посвященная Дню матери; Новогодний мастер-класс «Кабинет украсим сами»; Конкурс «Я знаю всё!», посвящённый Дню кроссвордов; Праздничная программа с элементами конкурса «Традиции нашей семьи»; Креатив-бой «Дети&Родители»; Эрудит-шоу «Это мы не проходили», посвященное Дню космонавтики; Шоу программа «Созвездие талантов».

Мероприятия были направлены на создание положительного эмоционального комфорта в семьях, осознание детьми ценностей и культуры семейных отношений и повышение педагогической культуры родителей с помощью создания атмосферы общности интересов и совместной интеллектуально-творческой деятельности. Особенно понравились детям и родителям дни развивающих игр, где они составляли головоломки, играли в настольные игры. Поэтому было решено провести родительское собрание, где родители познакомились с различными развивающими играми, которые помогают интересно и продуктивно провести семейный досуг и укрепить детско-родительские отношения.

При организации и проведении событийных мероприятий Клуб тесно взаимодействовал с различными социальными партнерами.

Особенно интересное и плодотворное партнерство получилось с автономной некоммерческой организацией шахматный клуб «Открытие». Дети, родители и руководитель клуба «Открытие» (который является выпускником шахматного клуба «Гамбит») с удовольствием целыми командами принимали участие в мероприятиях Клуба интеллектуальных игр.

Всего в организации и проведении мероприятий детско-взрослого сообщества «Клуб интеллектуальных игр-64» приняло участие около 80 детей и взрослых. Качественными результатами можно назвать следующее:

  • активное проявление интеллектуальных и творческих способностей в коллективной деятельности участниками детско-взрослого сообщества, закрепление различных коммуникативных умений и навыков сотрудничества в общении с родственниками и публичных выступлениях;
  • осознание детьми ценностей и культуры семейных отношений, проявление детьми чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям;
  • повышение родительской компетентности, проявление ими интереса в организации совместного семейного досуга и создании атмосферы общности интересов.

Об этих результатах свидетельствуют и результаты диагностики, которая проводилась по следующим показателям:

  • уровень развития и сплоченности временного детско-взрослого коллектива;
  • уровень творческой активности и самореализации детей и взрослых в совместной деятельности;
  • коммуникативные навыки;
  • уровень социализации;
  • удовлетворенность участников детско-взрослой общности воспитательной деятельностью учреждения и жизнедеятельностью детско-взрослого сообщества.

Выявляя уровень становления и развития детско-взрослого сообщества по методике А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» 83% отметили уровень «Горящий факел» (5 из 5), и только 17% — «Алый парус» (4 из 5). По методике М. Сишор уровень групповой сплоченности можно определить как высокий (18,4 балла).

По методике Л.В. Байбородовой изучались мотивы участия в деятельности Клуба. Наиболее высокие показатели выявлены по личностным мотивам (2,8 из 3), чуть менее выражены, но все равно высоки коллективистские мотивы (2,6), менее всего участников Клуба интеллектуальных игр в деятельности интересуют престижные мотивы (2,2).

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей проводилась по методике Н.П. Фетискина. В среднем уровень коммуникативных (14,46 из 20) и организаторских (14,83 из 20) склонностей детей-участников Клуба интеллектуальных игр можно определить как высокий. Родители и педагоги также отмечают, что коммуникативные и организаторские склонности детей стали более выраженными, что проявляется в умении устанавливать и стремлении расширять контакты с людьми, в стремлении участвовать в групповых мероприятиях и проявлять инициативу, смекалку и находчивость при их проведении. Помимо этого, обучающиеся, которые организовывали и проводили все мероприятия, получили отличную организаторскую и лидерскую подготовку.

Диагностика уровня социализированности личности проводилась по методике М.И. Рожкова. По результатам анкетирования обучающиеся имеют высокую степень развития всех социальных качеств: по шкале от 0 до 4, где 4 наивысший балл социальная адаптированность — 3,28, автономность — 3,04, социальная активность — 3,04, нравственная воспитанность — 3,8. Педагоги также отмечают изменение ролей участников Клуба с пассивных на активные.

Следует отметить, что педагоги в большей степени удовлетворены отношениями с обучающимися и их родителями. Возросла активность и включенность родителей в воспитательную деятельность образовательной организации. Как результат — родители теперь сами предлагают в сообществе организовать совместный летний отдых.

Преимущества организации детско-взрослого сообщества очевидны. И поэтому, отвечая на вопрос, нужно ли продолжать работу в этом направлении в Центре «Восхождение», мы говорим однозначно — «да», потому что это есть гарантия в получении новых знаний и навыков, не предусмотренных образовательной программой, и это лучший способ приобрести опыт совместной продуктивной деятельности учащихся, родителей и педагогов.

Список литературы:

  1. Акуленко Н.Б., Якунина И.В. Воспитательные возможности учреждений ДО. — Москва: Дополнительное образование и воспитание, 2015. — № 7 — С. 19-21.
  2. Болотова М.И. Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества. — Школа и российское общество, 2008. — № 2 — С. 79-84.

Добавить комментарий

Войти с помощью: