Научно-популярный журнал как инструмент edutainment
Статья посвящена исследованию потенциала научно-популярного журнала как доступного инструмента для формирования edutainment-среды. Автор рассматривает основные способы включения материалов журнала «Кот Шрёдингера» в образовательный процесс и описывает опыт реализации различных программ дополнительного образования, в основе которых лежат материалы научно-популярных СМИ.
УДК 37.036.5
Данилова А.И.,
Аспирант
Санкт-Петербургского государственного университета,
Санкт-Петербург
Одной из заметных тенденций «десятых» годов ХХI века стало бурное развитие сферы образовательных услуг и сервисов для детей и подростков. Природа и назначение этих услуг различно: от многочисленных программ дополнительного образования — до программ, функционирующих в секторе edutainment. Часть из них — заслуга бизнеса и частной инициативы. Так, например, только за последние 8 лет (с 2011 года) в России появились около 100 музеев науки и более 40 «городков профессий» [1].
Большое внимание феномену edutainment и изучению его потенциала уделяет и педагогическое сообщество. По мнению исследователей, edutainment, являясь частью досуговой сферы, по количеству образовательных перспектив опережает многие из популярных образовательных технологий [4]. Участие в edutainment-программах способствует развитию поисковой активности, позволяет раскрыть потенциал, невостребованный в обычной жизни, реализует коммуникативную функцию, может способствовать социализации, повышает лояльность к школе и т.д. [3]
При этом упомянутое выше исследование ВШЭ показало, что, в основном, развитие edutainment инициировано частной инициативой [1]. Хотя эдьютеймент и упоминается в документах, связанных с основным и дополнительным образованием, пока программы такого рода не получили государственную поддержку. Связь сектора edutainment с бизнесом хотя и обладает рядом преимуществ (в условиях конкуренции программы стремятся к большему качеству, чтобы «выжить» на рынке), в то же время создаёт достаточно высокий входной порог для потенциальных участников edutainment-программ. Поскольку участие в большинстве событий подразумевает плату, многие школьники (и их родители) не могут позволить себе посещений таких программ. Кроме того, существует проблема географического характера. Если в мегаполисах число edutainment-площадок и событий достаточно велико, то в менее крупных населенных пунктах они малочисленны или вовсе отсутствуют.
По мнению петербургского журналиста и педагога Л.Я. Лурье, развлечения такого рода, хотя в идеале и должны финансироваться государством, вряд ли в ближайшем будущем получат господдержку.
В этой связи неминуемо возникает вопрос: как сделать преимущества edutainment доступными для более широкой аудитории, проявляющей интерес к развлечениям такого типа?
Из существующих возможностей увеличения доступности и расширения «круга влияния» edutainment одной из наиболее перспективных кажется возможность перенесения феномена на страницы СМИ. Обладая способностью реализовывать рекреативные, образовательные и воспитательные функции и мультимедийностью, средства массовой информации предоставляют собой отличную возможность для создания общедоступного edutainment-пространства [5].
Одним из примеров изданий, способных одновременно выполнять функции «серьёзного» и «несерьёзного» досуга (т.е. совмещать образование и развлечение), считается научно-популярный журнал «Кот Шрёдингера», основанный в 2013 году. Свойства издания совпадают с такими характеристиками edutainment, как запланированность, интерактивность, свобода, актуальность, наличие игровых элементов и т.д. Одна из главных особенностей издания − позиционирование науки, познания и образования главными ценностями. Разнообразие форм предоставления материала в журнале «Кот Шрёдингера» позволяют «активировать» большинство типов интеллекта, описанных Г.Гарднером, отмечавшим, что эффективность образования обеспечивается именно наличием разнообразных познавательных возможностей для разных типов интеллекта [2].
СМИ отличает достаточно высокая степень доступности: журнал распространяется практически во всех российских регионах, а большая часть материалов размещается в социальных сетях и на сайте издания [7].
Обилие иллюстративного материала высокого качества (инфографики, иллюстрации, фотоснимки и т.п.), большое количество материалов-«инструкций» (пошаговых описаний экспериментов и опытов, различных задач из области «брейн-фитнеса»), а также разнообразие отраслей науки, включенных в журнал «Кот Шрёдингера», высокая степень научной «рафинированности» и серьезная проблематика публикаций позволяет использовать материалы издания как дополнительный элемент учебного процесса или содержание для работы с кейс-методом.
Кроме того, публикации «Кота Шрёдингера», обладая высокой степенью информационной насыщенностью, могут становиться ключевым материалом для организации одного или нескольких занятий. Так, например, нам удалось разработать и провести модельное занятие, основанное на материалах публикации «Чем болели герои русской литературы» [6] для учащихся 6-ого класса, участвующих в работе «Книжного клуба».
Данная публикация представляет собой анализ художественных произведений с точки зрения медицины: авторы текста составили обзор клинических картин заболеваний известных героев отечественной литературы. Учащимся было предложено познакомиться с публикацией, поучаствовать в ее обсуждении и (по желанию) составить медицинские карты собственных любимых литературных героев. Задание было воспринято с большим энтузиазмом и, с одной стороны, позволило учащимся поделиться историями о важных для них текстах литературы и освоить новый подход к анализу литературных произведений, а с другой, пусть и поверхностно, познакомиться с новыми медицинскими терминами.
Однако более интересным представляется использование журнала «Кот Шрёдингера» как основного материала при создании различных edutainment-программ, которые могут быть реализованы в дополнительном образовании и внеурочной деятельности учащихся разных возрастов.
Пример таких программ — мастерские, рассчитанные на 6 и 12 академических часов и реализуемые в рамках летней школы «Наноград». Освоение таких программ не требует от участников специальных навыков и умений. Желателен интерес учащихся к СМИ, науке, анализу и интерпретации текстов. Кроме того, нет возрастного ценза — в мастерских смогут заниматься дети и взрослые любых возрастов. На наш взгляд, неоднородный возрастной состав только повышает эффективность реализации программы.
Композиционно каждое занятие состоит из пяти частей: чтения и обсуждения текста, проектной работы участников мастерской, работы с рубрикой «Своими мозгами» (различные задачи из области «брейн-фитнеса»), проведения экспериментов и опытов из рубрики «Своими руками» и образовательной игры.
Программе мастерской присуща гипертекстуальность, что делает курс информационно насыщенным. Еще одно свойство разработанной программы — нелинейность − позволяет проводить занятия в любом порядке и чередовать формы работы в зависимости от интересов участников мастерской к тому или иному вопросу.
Кроме того, сегодня на базе более 100 школьных студий науки, технологий и искусств (STA-студий) [8] в разных регионах реализуется edutainment-программа «Лаборатория Кота Шрёдингера» (72 академических часа), основой которой так же стали материалы СМИ.
Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов и устроена как игра-погружение. В начале курса школьники «поступают на работу» в тайную Лабораторию и получают звание Младшего научного сотрудника. В ходе реализации программы участники «продвигаются по служебной лестнице», создавая индивидуальные проекты, проводя эксперименты и опыты, участвуя в общей работе, готовя научно-популярные тексты и т.п. Программа предусматривает игровую атрибутику: «сотрудники лаборатории» получают «трудовые книжки», где фиксируются их достижения, «заработную плату» в специальной игровой валюте, носят «рабочую униформу» — лабораторные халаты — и полностью погружаются в процесс работы Лаборатории.
Результатом программы становится привлечение участников к исследовательской и проектной деятельности, пробуждение интереса к естественнонаучным направлениям, формирование мотивации к изучению окружающего мира с помощью научной деятельности. При этом ярко выраженная игровая составляющая программа придаёт ей форму развлечения и представляется школьникам как один из способов провести досуг.
Литература
- Актуальная ситуация развития сектора «эдьютейнмент» для детей в России / С. Г. Косарецкий, М. А. Кудрявцева, К. А. Фиофанова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 36 с. — 300 экз. — (Факты образования № 3(18)).
- Гарднер Г. Структура разума: Теория множественного интеллекта. М., 2007.
- Гладиборода И.В., Данилова А.И. Взаимовлияние лояльности ученика школе и популяризации образования. В сборнике: Навыки XXI века. Стратегии формирования. Сборник научных статей IX межрегиональной научно-практической конференции. 2018. С. 22-26.
- Журба А. Делу — edutainment. Потехе — тоже. Как образование становится главным развлечением. На путях к новой школе. 2016. № 2. С.19-23.
- Журба А.И. Опыт edutainment-СМИ: журнал «Кот Шредингера». // На путях к новой школе. — № 1. /Спб., 2015. С. 57-60.
- Иванова А., Торгашёв А. «Чем болели герои русской литературы». Журнал «Кот Шрёдингера» № 2, декабрь 2014.
- Официальный сайт журнала «Кот Шрёдингера». URL: kot.sh. Дата обращения — 1 мая 2019 г.
- Официальный сайт проекта STA-студия. URL: https://www.sta-studio.com/. Дата обращения — 1 мая 2019 г.