Сценарий открытого занятия «Путешествие в новогодний мир творчества»
Данная статья раскрывает содержание сценария проведения открытого новогоднего занятия «Путешествие в новогодний мир творчества» и мастер-класса по изготовлению игрушки-секрета. В основу статьи положен многолетний опыт работы в учебных группах ГБПОУ «Воробьевы горы» «Игрушка из ткани».
Изучение истории народных игрушек, знакомство с техническими приемами изготовления и декорирования куклы, обучение разным видам швов, разработка эскизов «авторских игрушек» способствует раскрытию творческого потенциала личности, воспитанию эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости, содействует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия.
Приобретая практические умения в процессе разработки эскизов и изготовления игрушек на базе традиционных игрушек, обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками. Разработка игрушки пробуждает у обучающихся интерес к искусству, любовь и уважение к изучению истории и национальной культуры своего народа.
Муранова Н.Н.,
педагог дополнительного образования
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
Продолжительность занятия — 3 часа
Учебная группа — «Игрушка из ткани», 2 год обучения
Возраст обучающихся — 8 — 14 лет
Количество обучающихся — 10-15 человек
Два раза в год на занятиях учебной группы «Игрушка из ткани» проходят итоговые занятия. Перед Новым годом мы проводим промежуточное занятие на проверку знаний и умений, но при этом в игровой и «новогодней праздничной» форме.
Цель занятия — изготовление игрушки — секрета (елочка-колокольчик) и проверка теоретических знаний обучающихся.
Задачи:
обучающие
- познакомить с изготовлением игрушки;
- обучить технологическим приемам изготовления игрушки, разным видам декорирования;
развивающие
- формировать у обучающихся творческое мышление и фантазию, умение решать художественно-творческую задачу;
- развивать умение осознанно использовать выразительные и декоративные средства для создания художественного образа игрушки (елочки);
- способствовать развитию внимания и памяти;
- развивать самостоятельность выполнения задания;
воспитательные
- формировать черты характера: терпение и усидчивость, аккуратность, чувство меры;
- воспитать стремление к завершению начатой работы.
Оборудование и материалы:
- фетр;
- ножницы;
- иголки;
- швейные нитки разных цветов;
- бусины, ленты;
- декоративные элементы;
- интерактивная доска.
Наглядные пособия:
- дидактический материал: видеоролик, игрушки, наглядные пособия.
На занятии используются следующие методы обучения:
- объяснительный (рассказ, беседа);
- иллюстративный (демонстрация видеоролика, демонстрация выполнения заданий);
- деятельностный (изготовление и декорирование игрушки).
План занятия:
Вводная часть (10 мин).
Приветствие обучающихся и гостей. Рассказ о встрече перед Новым годом двух персонажей — собаки и свинки. В преддверии новогодних праздников свинка бежала навстречу 2019 году, но по дороге заблудилась. Собака вызвалась ей помочь и позвала своих друзей на помощь (обучающихся группы «Игрушка из ткани»). План и тема занятия.
Основная часть. Выполнение задания (2 часа 40 мин).
Теоретическая часть:
- проверка знаний — доклады участников;
- тесты на полученные знания;
- загадки;
- демонстрация выполнения заданий;
- проверка знаний и умений на владение швов.
Практическая часть:
- изготовление игрушки «Елочка».
Подведение итогов. (5-10 мин)
Анализ проделанной работы. Выставка елочных игрушек.
Сценарий занятия.
1. Заставка «Путешествие в новогодний мир творчества».
2. Как-то повстречались в преддверии новогодних праздников собака и свинка. И пожаловалась свинка, что торопится она в гости в 2019 год, но заблудилась в пути, и ей нужна помощь. А собака ей в ответ: «Не бойся, мы найдем с тобой дорогу и помогут нам в этом мои замечательные друзья».
3. Перед отправлением героев в путешествие Собака обращается к обучающимся: «Друзья! Нужно чтобы свинка попала вовремя в 2019 год. В пути мы будем с вами встречать разных героев и получать от них задания около снежного домика».
4. Первый домик — Домик «Снежный гений». Задание: доклады обучающихся по теме: «Игрушка, ткани и инструменты».
- Рябова Мария «Куклы Тильды»;
- Зайцевская София «Лоскутное шитье»;
- Шаповалова Марина «История возникновения мягкой игрушки»;
- Петровская София «Игрушки из фанеры».
5. Второй домик — Домик «Быстрый ветерок» (проверка на скорость выполнения практического задания).
Задание:
- Кто быстрее всех заправит нитку в иголку?
- Кто быстрее пришьет бусину?
- Кто быстрее завяжет узелок?
6. Третий домик — Домик «Морозные знания».
«Век имеет свой секрет,
Но для вас секретов нет.
Мастерицы все знают
И про все расскажут».
А сейчас нужно выполнить теоретическое задание:
Раздаются карточки на проверку знаний. Заполняются в течение 20 минут.
7. Четвертый домик «Необычные загадки».
На следующем этапе нужно отгадать загадки.
Какую игрушку сначала пополам ломают, А потом в нее играют? (Матрешка)
Не игрушка, не зверюшка
Пробежит — оставит след.
И всегда подставит ушко,
Если в ушке нитки нет.
Из родни — лишь ёж да ёлка.
Это — швейная …(иголка)
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу! (Плюшевый медведь)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.(Матрешки)
Ты нежная, я колкая,
Мы врозь не можем долго
Держу тебя за хвостик я
Ты — ………… , я — …………… (Нитка, иголка)
8. Пятый домик «Сказочные умения».
Задание: проверка полученных умений.
Задание для изготовления игрушки:
- перевести лекало полукруга на фетр, вырезать;
- перевести лекало полукруга на фетр (можно другого цвета), вырезать;
- перевести третий раз лекало на фетр и вырезать;
- соединить детали, накладывая боковые срезы друг на друга, закрепить булавкой;
- соединить швом «вперед иголка» (можно контрастной ниткой);
- отрезать атласную ленточку, предварительно сложив её вдвое;
- надеть три детали из полукруга на ленточку, закрепить, отступая на 1 см друг от друга;
- в конце ленточки пришить колокольчик или бусину;
- украсить изделие.
9. Последний домик — Дворец пионеров. Счастливая свинка прощается с собакой и бежит внутрь.
Вывод:
Два наших персонажа — свинка и собака — символы уходящего и наступившего года.
Мы проверили знания и умения, полученные в 1 полугодии. Но при этом мы надеемся на получение новых знаний и умений в новом году в нашем родном Дворце пионеров.
Данное открытое занятие может быть использовано педагогами дополнительного образования, педагогами общеобразовательных школ, руководителями студий декоративно-прикладного творчества.
ЛИТЕРАТУРА
- Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. — 815 с.
- Афанасьев А.А. Народные сказки. — М., 1958.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М., 1957.
- Барадулина В.А. Основы художественного ремесла. — М.,1978.
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М., 1977.
- Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. — М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.
- Богуславская И. Добрых рук мастерство. — Л., 1976.
- Богуславская И. Народное искусство. Путеводитель. — Спб., 2007.
- Богуславская И. Народное искусство Каргополья. — Спб., 2006.
- Берстнева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. — М., 2010.
- Дайн Г.Л. Детский народный календарь. — Сергиев Посад, 2010.
- Дайн Г. Тряпичная кукла. Лоскутные мячики. — Хотьково, 2012.
- Дайн Г. и Дайн М. Русская тряпичная кукла. — М., 2007.
- Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. — М.: Просвещение, 1980. — 64 с.
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. — СПб., 2005.
- Круглова О. Русская резьба и роспись по дереву. — М.,1983.
- Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. — М., 2009.
- Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. — М.: Просвещение, 1969. — 7-34 с.
- Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 1976, № 3. — 15-18 с.
- Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. — Петрозаводск, 2010.
- Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. — 123-12.
- Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, № 12. — 86-89 с.
- Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. — М.: НОТА, 1999. — 176 с.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М., 1981.
- Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-XIII веков. — Л.: Аврора, 1981. — 218 с.
- Рыбаков Б.А. Культура славян и Русь. — М., 1998.
- Русская деревянная игрушка. — Л., 1968.
- Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — 2-е изд. М.: Академия, 1997. — 81-85 с.
- http://ryazantourism.ru/ryazan/folkcraft
- http://cnt-ryazan.ru/masters/
- http://igrushka.kz/vip103/karusel.php
- http://toyshistory.ru/istoria/v-kazhdoi-izbushke- svoigrushki/fedosevskie-baljasy.html
- http://sashamokhov.narod.ru/rasskas2.html
- http://czar-toy.ru/souvenir/detail.php?id=155
- http://www.showbell.ru/promysly/index.php?st=karachunskaya
- http://m-der.ru/store/10006291/10006328/
- http://rusprom.biz/widi-rospisi/18-rospis-derevyannih-i-glinyanih-igrushek
- http://slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html