Работа с детьми с ОВЗ согласно «Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
В статье говорится о новом документе — Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Статья адресована педагогам дополнительного образования, работающим в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях, имеющих блок дополнительного образования, а также учреждениях и организациях, где есть необычные дети: с нарушенным слухом, с нарушениями движений, с нарушением зрения и другими отклонениями в развитии.
Л.Н. Буйлова,
начальник Управления качества образования,
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
главный редактор журнала «Про ДОД»
к.пед.н., доцент,
Москва
С 11 декабря 2018 года педагоги дополнительного образования организуют и осуществляют образовательную деятельность в соответствии с утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 9 ноября 2018 года N196 (далее — Приказ), в котором большое внимание отведено организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и инвалидов.
В настоящее время тема инклюзивного образования в России является актуальной и последовательно внедряется в образовательных организациях, поэтому Приказу должны следовать организации, которые реализуют дополнительное образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также педагоги дополнительного образования, которые в данных организациях работают с разными детьми.
Инклюзивное образование — принципиально новый подход к обучению, давно и успешно внедряемый западными странами. Долгое время советская, а затем российская система образования подразделяла обучающихся на обычных и инвалидов, применяя к ним различные методики обучения, причём последние (инвалиды) практически не контактировали со своими сверстниками, обучаясь в коррекционных классах и интернатах. В результате этого итоговый уровень знаний таких детей сильно отличался от уровня знаний обычных детей, а дети с ОВЗ испытывали еще и проблемы с социальной адаптацией в обществе, делавшем акцент на их особенностях развития.
Принципы инклюзивного образования основываются на конституционных правах каждого гражданина России на получение образования в опоре на следующие законодательные акты:
- статья № 28 Конвенции ООН, защищающая права детей;
- статья № 43 Конституции РФ;
- статьи № 2, 5, 11, 34, 55, 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- статья № 19 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ с дополнениями и изменениями.
Важно! Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, должны ориентироваться на государственные стандарты образования, и, принимая их за базис, разрабатывать собственные методики.
Понятие «инклюзивное образование[1]» в Законе 273-ФЗ «Об образовании» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». (№ 273-ФЗ «Об образовании», ст. 2, п. 27). В детском творческом объединении дополнительного образования в составе одного коллектива могут быть дети одаренные, с низкими способностями, имеющие физические недостатки, дети разного возраста.
Цель инклюзивного образования — создать для каждого ребёнка максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход. Специалисты считают, что это поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт о занятиях в дополнительном образовании, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе, знакомиться с миром профессий и осуществлять профессиональные пробы.
Для обеспечения «равного доступа к образованию» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с особыми возможностями здоровья, создаются специальные условия. «Под специальными условиями понимаются такие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ». В перечне этих условий физическая доступность помещения стоит на последнем месте. Доступность обучения, воспитания и развития детей с особыми возможностями здоровья обеспечивается благодаря использованию «специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий», возможно также предоставление услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий (№ 273-ФЗ «Об образовании», ст. 79, п. 3).
Дополнительное образование, в отличие от общего, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой:
- меньшая, чем в общем образовании, наполняемость группы: количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, п. 9, далее — Порядок);
- практико-ориентированный характер обучения;
- ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в школе, а на личные потребности и возможности каждого учащегося;
- возможность обучающегося максимально сконцентрироваться на любимом деле;
- отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения образовательных стандартов.
Но при очевидных преимуществах организация обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования вызывает множество вопросов у педагогов и родителей:
- Водить или не водить особенного ребенка на занятия?
- Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить дополнительную общеобразовательную программу без трудностей?
- Может ли педагог дополнительного образования для организации занятий привлекать специалистов — тьюторов, дефектологов, др.?
- Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа?
- Как разработать такую программу и чем она будет отличаться от «обычной»?
Новый Порядок определяет, что для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность (Порядок, п. 19):
- организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся;
- создают специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
- могут увеличивать сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
- могут уменьшать численный состав объединения при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов: численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек (занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства ( Порядок, п. 21).
Доступность образовательной среды дополнительного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов включает:
- физическую доступность (возможность дойти туда, куда хотите);
- доступность содержания образовательных программ (наличие адаптивного программного обеспечения и возможность выбрать то, что хотите делать согласно вашим интересам);
- доступность информации (возможность иметь необходимую информацию);
- социальную доступность (принимают ли вас находящиеся вокруг люди, общаются ли с вами наравне, комфортно ли вам находиться среди сверстников);
- финансовую доступность (наличие у вас необходимых средств для удовлетворения ваших потребностей, возможность удовлетворить материальные потребности).
Но главное, что дополнительное образование детей:
- предназначено для создания пространства самоопределения (самопознания, самоидентификации, саморазвития) обучающихся в эмоционально комфортных для них условиях;
- создает позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, независимо от их способностей, физических, умственных, материальных и иных возможностей;
- всегда организует деятельность детей с учетом их особых индивидуальных особенностей и потребностей;
- обеспечивает каждому ребенку открытую перспективу для добровольного выбора формы проведения своего свободного времени.
В новом Порядке перечислены основные целевые ориентиры деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, среди которых внимание обращено не только на формирование и развитие творческих способностей обучающихся и удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, физическом, художественно-эстетическом развитии, но и на организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики[2]. Предоставление широкого спектра образовательных возможностей этой категории обучающихся является решающим фактором социализации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Занятия в системе дополнительного образования решают задачи:
- реализации образовательных потребностей особых детей;
- защиты их прав;
- адаптации к условиям социума;
- организованной общественной поддержки творческих способностей таких детей;
- развития их жизненных и социальных компетенций;
- социальной защищенности на всех этапах социализации;
- повышения социального статуса;
- становления гражданственности;
- активного участия в общественной жизни;
- разрешения проблем, затрагивающих их интересы.
Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути[3].
Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой (№ 273-ФЗ «Об образовании», ст. 79, ч. 1). Такая программа подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями или проблемами в здоровье, однако она не является обособленной и понятна остальным детям, которые не имеют подобных проблем, но тоже осваивают эту же программу в обычном темпе, ритме, на другом уровне сложности. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.
Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения для реализации адаптированной программы специалистов в области коррекционной педагогики (педагогов-психологов, дефектологов, тьюторов, работников социальной сферы, педиатров, логопедов, ассистентов педагога) и педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки (Порядок, п. 22), а также сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (Порядок, п. 22).
Кроме этого, в процесс реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы вовлекается весь персонал образовательной организации (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.
Напомним, что Министерством образования и науки РФ разработаны «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 (далее — Методические рекомендации).
В соответствии с Методическими рекомендациями структура адаптированной дополнительной общеобразовательной программа включает:
1) комплекс основных характеристик программы;
2) комплекс организационно-педагогических условий, в том числе — формы аттестации.
При оформлении текста адаптированной дополнительной общеобразовательной программы, соответствующей новому законодательству, необходимо описать определенные структурные элементы.
Титульный лист программы (лат. titulus — надпись, заглавие) — первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы:
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
- направленность (профиль) программы;
- актуальность программы;
- отличительные особенности программы;
- адресат программы;
- объем программы;
- формы обучения;
- методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия;
- тип занятия;
- формы проведения занятий;
- срок освоения программы;
- режим занятий.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы:
- учебно-темативеский план;
- содержание учебно-тематического плана.
1.4. Планируемые результаты.
- Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации в дополнительном образовании.
2.4. Методические материалы.
2.5. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ).
- Список литературы.
Образовательная организация в целях обеспечения информационной открытости размещает на своем официальном сайте копии реализуемых образовательных программ (№ 273-ФЗ, ст. 29, п. 1, пп. в), в том числе и адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, которые приведены в соответствие с требованиями нового Порядка.
За содержание и качество реализуемых адаптированных дополнительных общеобразовательных программ отвечает образовательная организация, которая самостоятельно разрабатывает и утверждает такие программы. Никакого дополнительного согласования, рецензирования и экспертизы не требуется.
Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы:
- реализуются образовательной организацией по различным направленностям (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической) (Порядок, п. 9);
- ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Порядок, п. 11);
- реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок, п.6) в соответствии с утвержденным расписанием занятий (Порядок, п. 13) как самостоятельно организацией, так и посредством сетевых форм или модульного подхода (Порядок, п. 10).
Обучение по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам организуется по группам, индивидуально или всем составом объединения (Порядок, п. 17) или по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы (Порядок, п. 8) в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (Порядок, п. 7).
Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности адаптированных дополнительных общеобразовательных программ (Порядок, п. 9) и определяются в соответствии с локальным нормативным актом своей организации. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители) (Порядок, п. 16).
Требования к результатам освоения адаптированных дополнительных образовательных программ отражают совокупность индивидуальных, общественных и государственных потребностей. Существенным отличием программ дополнительного образования детей является то, что их результаты выступают в качестве целевых ориентиров для педагога при разработке программы, за основу целевых ориентиров педагог может взять виды результатов основного образования с учетом специфики программ дополнительного образования. Так, в качестве предметных результатов можно выделить усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изменение уровня знаний, умений и навыков исходя из приобретенного самостоятельного опыта разрешения проблем, опыта творческой деятельности в среде здоровых сверстников. При освоении программы дополнительного образования обучающимися, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что приоритетным является не получение знаний, а приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий[4].
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно определяют формы обучения по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам — № 273-ФЗ «Об образовании», ст. 17, ч. 5 — «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (№ 273-ФЗ «Об образовании», ч. 4 ст. 17) (Порядок, п. 9), «определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся» (Порядок, п. 18).
Особую актуальность в современной ситуации (при очевидной непроработанности) приобретают положения об использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Так, в п. 10 нового Порядка отмечено, что «при разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816».
И, конечно, для детей «с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, педагогами обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде» (Порядок, п. 23).
В заключение подчеркнем, что возможности дополнительного образования в реализации принципов инклюзивного образования безграничны. Программы дополнительного образования ориентированы на развитие личности и творческого потенциала ребенка, иногда на коллективный результат, который достигается через разнообразие дарований детей. Но неготовность среды, педагогов, а зачастую и сопротивление родителей являются причиной несостоятельности процесса развития инклюзивного образования. В этой связи организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования — проблема, требующая особой проработки, несмотря на то, что новый Порядок так много внимания уделяет работе именно этому вопросу.
Литература
- Алехина С.В., Ананьев И.В. Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования. // Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию. Электронный ресурс: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=462 (Дата доступа 7.04.2019).
- Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время — новые подходы. Методическое пособие. — М., 2015.
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации. Методическое пособие. — М., 2016.
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей” от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 [Электронный ресурс] https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-29032016-n-vk-64109/metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-adaptirovannykh/ (Дата доступа 7.04.2019)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 в последней действующей в 2018 году редакции от 03 августа 2018 года, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу.
[1] Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения (https://yourait.ru/drugoe/v-chem-raznica-deti-s-ovz-i-det-invalidy-v-2019-godu.html).
[2] Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 [Электронный ресурс] https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-29032016-n-vk-64109/metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-adaptirovannykh/ (Дата доступа 7.04.2019)
[3] Там же.
[4] Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 [Электронный ресурс] https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-29032016-n-vk-64109/metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-adaptirovannykh/ (Дата доступа 7.04.2019)