Применение педагогических технологий на занятиях в вокальном ансамбле

В статье раскрыты формы и методы применения педагогических технологий, общей целью которых является раскрытие творческой индивидуальности каждого ребёнка через многочисленные выступления вокального коллектива на концертах и фестивалях различного уровня.

Представленные педагогические технологии апробированы в ходе реализации общеразвивающей комплексной программы творческого объединения «Вокальный ансамбль» и анализа творческой деятельности.

Л.Б. Пробылова,
педагог дополнительного образования высшей категории,

А.А. Лелет,
педагог дополнительного образования высшей категории

МБУДО «Центр развития творчества
детей и юношества»,
Россия, Московская обл., г.о. Королёв

В профессиональном сообществе педагогов дополнительного образования творчески работает большое количество увлеченных талантливых людей, которые применяют практически одинаковые методы и технологии. Но у каждого есть свои образовательные условия, свой контингент обучающихся, свой почерк, свои характерные подходы и особенности.

2012 год является годом образования нашего коллектива в Центре творчества. Родители привели заниматься увлеченных пением 6-7 летних девочек.

Именно родители придумали название «Королек», что созвучно с нашим городом и с названием певчей птички королек, придумали логотип — эмблему коллектива, который запечатлен на футболках, на пригласительных, на афишах наших концертов.

В настоящее время коллектив занимается по комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Вокальный ансамбль» продвинутого уровня обучения, целью которой является гармоничное развитие личности ребенка средствами вокального искусства.

Основные принципы деятельности нашего ансамбля: стремление к единому ансамблевому звучанию, опирающемуся на синхронное звучание голосов, на близость тембров, на единый метроритмический пульс, гибкое вокальное дыхание, стремление к единой эстетической концепции, драматургии исполняемого произведения, увлеченность и духовная общность всех участников ансамбля на основе доброжелательного и уважительного отношения друг к другу.

В работе вокального коллектива активно применяются педагогические технологии обучения.

Технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), предполагающая развитие в процессе обучения, раскрытие творческой индивидуальности каждого ребенка.

В рамках технологии развивающего обучения проводится скрупулезная вокальная работа. С первых занятий акцентировалось внимание на развитие слуха, на чистоту интонации. Ключевым словом на занятии стало слово — сольфеджио. Нотная грамота, исполнение простейших упражнений стали основой наших занятий. И что интересно, ни у кого освоение нотной грамоты не вызывало отрицательной реакции, а даже наоборот. Я убедилась, что если включается не только слуховой, но и зрительный анализатор, когда дети не только по слуху, но и графически воспринимают высоту нот, результат чистого интонирования приходит быстрее, пение становится более осмысленным, а это со временем помогает при изучении многоголосных партий. Все вокализы, каноны, песни мы изучаем, первоначально знакомясь с нотными партиями. Мы изучили клавиатуру фортепиано, при необходимости дети могут провести распевание у инструмента.

Большое значение уделяю развитию артикуляционных и дикционных навыков. Значительный блок работы построен на артикуляционных и дикционных упражнениях, произносим и далее вокализуем скороговорки на различные группы согласных: сонорные, губные, звонкие — глухие. При вокализации скороговорок привязываюсь к интервалам. Дети знают интервалы, и перед интонационными упражнениями я всегда обозначаю, что поем упражнения на основе полутона, большой секунды, кварты, октавы и т.д. Применяем в работе основные музыкальные термины. При распевании исполняем попевки лирического, юмористического характера, сюжетные, чтобы даже на распевании присутствовали положительные эмоции.

С 4-го года обучения взяли в рабочий репертуар классические вокализы итальянского композитора 19 века Джузеппе Конконе, что развивает не только вокальные способности, но и хороший эстетический вкус.

Значительным развивающим моментом является изучение песенного материала. Непросто выбрать вокальное произведение, подходящее по вокальным возможностям каждому участнику коллектива, по интересам, по темпераменту. Учитывается, что репертуар должен соответствовать эстетическим нормам, основываться на содержательной поэзии лирического либо патриотического содержания, обладать красивой мелодией, иметь воспитательный характер и в то же время быть интересным и для детей, и для слушателей.

Технология группового обучения (В.К. Дьяченко).

Форма занятий в вокальном коллективе — групповая. Вся работа, о которой я говорила выше, является работой в группе.

Групповое обучение в ансамбле обеспечивает активность учебного процесса, достижение высокого уровня материала. На занятиях в ансамбле происходит взаимное интеллектуальное обогащение обучающихся; осуществляются совместные учебные действия (всевозможные упражнения, распевание, отработка и исполнение партий в дуэтах, трио и квартетах). В группе обеспечивается творческая коммуникация, обмен эмоциями, рефлексия.

Личностно-ориентированная технология обучения (И.С. Якиманская).

На занятиях в вокальном коллективе развивается личность и индивидуальные качества каждого обучающегося, его вокальные способности, его творческая индивидуальность. Создаются возможности для творческой самореализации, самоутверждения, ощущение радости творчества и успеха каждым участником коллектива.

Несмотря на то, что в коллективе 8 девочек, внимание уделяется абсолютно каждой участнице ансамбля. Именно небольшой состав вокальной группы позволяет каждой участнице не затеряться в коллективе, почувствовать свою значимость, исполнить соло, партию в 3-4-голосной партитуре, на отчетных концертах каждая участница ансамбля выступает с сольной песней. Также участницы ансамбля практикуют самостоятельное выступление в своих школах.

Технология сотрудничества (В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова).

Сам образовательный процесс в ансамбле носит характер творческого сотрудничества всех участников коллектива. В процессе изучения и исполнения песни мы общаемся друг с другом, ощущаем момент сотворчества, эмоционального отклика, совместно анализируем ход и результаты занятия, выступления, конкурса.

Невозможна деятельность ансамбля без сотрудничества с коллективами нашего Центра, с которыми мы задействованы во многочисленных концертах и мероприятиях.

Очень важен и значим еще один вид сотрудничества — сотрудничество с родителями детей, с которыми у нас образовался крепкий творческий тандем. Без постоянного нашего взаимодействия работа в коллективе была бы неполноценной. С родителями сложились доверительные отношения и решаются практически все вопросы: от проведения концертов и участия в конкурсах до моделирования, пошива костюмов и фотосессий. Именно для родителей мы проводим Новогодний огонек в камерной обстановке с последующим чаепитием и игровой программой. Родители всегда на конкурсах и концертах вместе с нами.

Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов).

Коллективная творческая деятельность нашего ансамбля это: выступления, конкурсные поездки, запись песен в студии звукозаписи, поездки на концерты классической музыки в Бетховенский зал Большого театра, на концерт произведений Баха в зал Собора Петра и Павла, в Дом Правительства Московской области в рамках Региональной олимпиады по избирательному праву.

Особое значение придаем отчетным концертам коллектива, включающим ансамблевые и сольные вокальные номера.

Мы все дорожим нашим коллективом и стараемся поддерживать отношения доверия и уважения друг к другу, поздравляем каждого с Днем рождения, у нас есть группа в Ватсапе с девочками и с родителями, страничка в Инстаграмме.

За 7 лет сложилась духовная общность, чувство локтя, атмосфера творчества и взаимопонимания, при которой каждый участник в ответе за общий результат.

Так как наш песенный репертуар опирается на эстрадную манеру исполнения, при изучении песен в качестве аккомпанемента применяем фонограмму — минус.

Ориентируясь на нее, мы сталкиваемся с тем, что в минусовых фонограммах некоторых песен применяются инструментальные вступления, заключения, обширные и красивые проигрыши, вырезать которые нецелесообразно в силу их привлекательности и выразительности. Во время этих инструментальных фрагментов детям, конечно, хочется двигаться.

Чтобы эти движения были органичными, соответствовали содержанию песни, стилю, возникла необходимость в помощи педагога-хореографа. И нам очень повезло, что такого педагога, талантливого и творческого, мы нашли. Это Анна Александровна Лелет, которой я очень признательна за ее помощь, труд, отзывчивость.

Лелет Анна Александровна 4 года преподает сценическую пластику в ансамбле «Королек». Для педагога это новый интересный опыт, который специфичен тем, что это работа не в хореографическом, а в вокальном коллективе, и поэтому занятия имеют свою специфику и особенности.

Особенностями является привязка к вокальному репертуару, который ориентирует на определенный стиль, содержание, темп, ритм, ограниченное время. Пластическая мини-постановка должна органично войти в контекст вокального номера, не нарушив его целостности, единой линии развития, должна украсить и усилить его выразительные возможности.

Для организации занятий был решен вопрос приобретения специальной обуви и формы. Занятия проходят в хореографическом зале с применением станка и зеркал, аудиосистемы.

Занятие по сценической пластике состоит из следующих этапов: поклон, разминка, изучение элементов классического, эстрадного, джазового танца, и основной этап — это изучение лексического материала для постановки вокальных номеров. В конце занятия — подведение итогов и поклон.

При постановке вокальных номеров требуется учитывать энергозатраты в целях сохранения ровности дыхания для последующего исполнения песни. Значительной помощью является тот факт, что некоторые девочки занимаются в хореографических коллективах и имеют определенный опыт.

В сравнении с традиционным преподаванием основ хореографии, конечно, есть ограничения… в интенсивности движений, в амплитуде, во времени исполнения. Нужно держать разумный баланс в пользу вокальной составляющей номера, чтобы пластическое исполнение было органичным красивым дополнением.

При постановке вокального номера происходит совместная работа педагога по вокалу и сценической пластике, обсуждается концепция и исполнительский план каждого номера.

При разучивании пластической композиции уделяется внимание актерской выразительности каждой участницы ансамбля, что требует личностного подхода, так как роли распределяю индивидуально.

Результатом освоения комплексной программы «Вокальный ансамбль» стали многочисленные выступления вокального коллектива на концертах и фестивалях различного уровня, на благотворительных мероприятиях, присвоение звания Лауреатов и ГРанПри.

Список литературы:

  1. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск, 2007.
  2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. Музыка. М., 2002.
  3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  4. Дмитриев Л. Основа вокальной методики. М., 2000.
  5. Петрушин В. Музыкальная психология. М. 1997.
  6. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
  7. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1961.

Добавить комментарий

Войти с помощью: