Проектный подход к обновлению содержания и обеспечению нового качества дополнительного образования детей

Статья посвящена вопросам обновления содержания дополнительного образования и обеспечения его нового качества по приоритетным направлениям образовательной деятельности через широкое внедрение инновационных практик и передового педагогического опыта в деятельность образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.

Представлен опыт реализации регионального межведомственного проекта «Распространение инновационных практик в системе дополнительного образования детей Тамбовской области», раскрыто содержание и значимость его ключевых компонентов.

Т.Ю. Борисова,
методист

Е.Ю. Полякова,
методист
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей
и юношества» — Регионального
модельного центра дополнительного образования детей,
Тамбов

Ранее статья была опубликована в федеральном научно-методическом журнале «Методист» № 7, 2019 (стр. 17-20)

Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации оценивает ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Одним из основополагающих принципов развития дополнительного образования Концепция называет обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования детей [1,2].

В условиях модернизации современной системы дополнительного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер. Для решения стоящих перед региональной системой дополнительного образования задач по инновационному развитию разработан региональный межведомственный проект «Распространение инновационных практик в системе дополнительного образования детей Тамбовской области» (далее — Проект), реализация которого началась в сентябре 2017 года [3].

В контексте существенного обновления содержания образования, обеспечения его нового качества на основе инноваций по приоритетным направлениям образовательной деятельности, Проект, цель которого заключается в создании условий для развития региональной системы дополнительного образования на основе широкого внедрения инновационных практик и передового педагогического опыта в деятельность образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, стал особенно актуальным и значимым.

Многокомпонентность и межведомственный характер Проекта заключается в реализации ряда инновационных механизмов, направленных на:

  • повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров в сфере работы с передовым педагогическим опытом и инновациями;
  • выявление, распространение и широкое внедрение передового педагогического опыта и педагогических инноваций в региональной системе дополнительного образования;
  • разработку и апробирование актуальных для региональной системы дополнительного образования экспериментальных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и инновационных педагогических практик;
  • укрепление сетевого и межведомственного взаимодействия в сфере работы с инновационными практиками и передовым педагогическим опытом в региональной системе дополнительного образования.

Каждому инновационному механизму соответствуют готовые «продукты» Проекта, способные функционировать как самодостаточно, так и взаимно дополняя друг друга.

Региональная межведомственная школа профессионального мастерства системы дополнительного образования (далее — Школа) представляет собой постоянно действующее профессиональное объединение, работа которого направлена на создание целостной системы поддержки педагогических кадров системы дополнительного образования, в т.ч. работающих в инновационном режиме, изучающих и внедряющих передовой педагогический опыт и инновационные практики [4].

Программа Школы включает базовый и факультативный модули обучения, которые предполагают освоение слушателями Школы навыков разработки, внедрения, обобщения и распространения качественного программно-методического материала, методики организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, знакомство с инновационным опытом работы педагогов-новаторов по своему направлению деятельности.

Освоение базового модуля программы Школы осуществляется в форме еже-месячных однодневных очных сессий и дистанционного обучения в межсессионный период, а факультативного модуля — в форме посещений практико-ориентированных мероприятий (мастер-классы, семинары-практикумы, стажировки и т.д.) по направленностям дополнительного образования, про-водимых Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» (далее — Центр) совместно с ведущими образовательными организациями области.

Особенностью Школы, выгодно отличающей ее от традиционных курсов повышения квалификации, а также иных существующих на настоящий момент форм повышения профессиональных компетенций педагогов области, является индивидуальный подход к каждому слушателю, который заключается в полном информационно-методическом сопровождении разработки дополни-тельной общеобразовательной общеразвивающей программы: с момента ее создания до момента утверждения программы в образовательной организации.

За 2 года работы Школы по базовому модулю прошли обучение более 200 человек, а по факультативному — более 1000 человек, реализующих дополни-тельные общеобразовательные общеразвивающие программы в образовательных организациях области.

В целях оценки качества и оптимизации ее работы кураторы Школы в апреле 2019 года провели в онлайн режиме анонимный социологический опрос среди педагогов дополнительного образования, являющихся слушателями Школы. Анкетирование проведено методом «основного массива»: участниками опроса стало 65,4% от общего количества слушателей Школы.

Более 90% респондентов отметили, что нуждались в методической помощи по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а созданный на занятиях психологический комфорт способствовал их продуктивному взаимодействию с преподавателями Школы и коллегами, раскрытию потенциальных возможностей, приобретению уверенности в собственных силах. Обучение в Школе стало для слушателей результативным.

Региональная лаборатория инновационных образовательных технологий в системе дополнительного образования (далее — Лаборатория) призвана создать условия для повышения качества программного обеспечения региональной системы дополнительного образования и эффективного внедрения инновационных практик в деятельность образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы [5].

Специалистами Лаборатории за время реализации Проекта было разработано 16 новых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, отвечающих современным требованиям, в числе которых — экспериментальные, дистанционные, разноуровневые и адаптированные программы.

Учитывая необходимость повышения профессиональной компетентности в сфере инновационной деятельности и оказания методической помощи педагогам, работающим в режиме инноваций, специалистами Лаборатории проведен цикл семинаров и тренингов для педагогических работников Тамбовской области на актуальные для региональной системы дополнительного образования детей темы («Моделирование инновационного развития как метод научного исследования», «Содержание и структура инновационной деятельности и ее операционные компоненты», «Сущность и типы педагогического эксперимента, структура», «Креативность, как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога дополнительного образования» и др.).

С целью информационно-методического обеспечения деятельности педагогов дополнительного образования области, обобщения и распространения передового педагогического опыта, в рамках деятельности Лаборатории создан банк видеоуроков педагогов дополнительного образования Тамбовской области «Диалог», в котором, на данный момент, представлены видеоматериалы около 40 педагогических работников Тамбовской области по всем направленностям дополнительного образования детей.

Для оказания помощи по эффективному внедрению инновационных практик в деятельность образовательных организаций Тамбовской области специалистами Лаборатории разработаны и изданы методические материалы: «Инновационная деятельность педагога в учреждении дополнительного образования», «Педагогический опыт: изучение, обобщение, продвижение в системе дополнительного образования», сборник по итогам круглого стола «Креативность, как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога дополнительного образования», сборник методических материалов в помощь педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности.

На региональном портале «Дополнительное образование детей Тамбовской области» создан региональный межведомственный банк инновационных практик дополнительного образования (далее — Банк), который является объединенным межведомственным информационным ресурсом, включающим передовые и инновационные управленческие и педагогические практики в системе дополнительного образования сфер образования, культуры и спорта, прошедшие профессиональную экспертизу [6].

Информационный фонд Банка состоит из информационных карт инновационных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и информационных карт проектов, основанием для размещения которых является диплом о присвоении автору (-ам) данных практик звания лауреата или дипломанта в конкурсах профессионального мастерства регионального или всероссийского уровня, приказ управления образования и науки Тамбовской области об утверждении проектов, направленных на развитие региональной системы дополнительного образования, либо рекомендации экспертной комиссии по включению передового педагогического опыта и инновационных практик в Банк.

В настоящее время в Банке размещены информационные карты более 30 инновационных практик, ознакомиться с полным содержанием которых можно по заявительному принципу.

Педагоги-авторы инновационных практик, размещенных в Банке, осуществляют профессиональную поддержку педагогов, внедряющих инновации в практическую деятельность, обеспечивают профессиональное сопровождение внедрения данных инновационных практик в профессиональную деятельность педагогических работников образовательных организаций области, тем самым осуществляют тьюторское сопровождение, что также предусмотрено Проектом [7].

За время реализации Проект доказал свою жизнеспособность и значимость для региональной системы дополнительного образования детей. В связи с чем, после завершения срока реализации Проект будет пролонгирован для реализации на постоянной основе.

Следует отметить, что Проект был отмечен и на федеральном уровне. В декабре 2017 года по итогам рассмотрения заявки на участие в отборе федеральных инновационных площадок Тамбовскому областному государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» присвоен статус федеральной инновационной площадки по направлению деятельности «Иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования» [8].

Центр открыт к диалогу со всеми заинтересованными лицами, желающими внедрить Проект в своем регионе, и готов оказать любую консультационную и информационно-методическую помощь.

Список литературы:

  1. Концепция развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р) / СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_168200/
  2. Концепция развития дополнительного образования детей в Тамбовской области на 2015-2020 годы (утв. распоряжением администрации Тамбовской области от 22.07.2015 № 326-р) / СПС Гарант. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/42870982/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/
  3. Региональный межведомственный проект «Распространение инновационных практик в системе дополнительного образования детей Тамбовской области» (утв. приказом управления образования и науки Тамбовской области, управления культуры и архивного дела Тамбовской области, управления по физической культуре и спорту Тамбовской области от 21.08.2017 № 2331/153/340) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dop.68edu.ru/proekty/ dissemination-innovative-practices
  4. Положение о деятельности региональной межведомственной школы профессионального мастерства системы дополнительного образования (утв. приказом управления образования и науки Тамбовской области, управления культуры и архивного дела Тамбовской области, управления по физической культуре и спорту Тамбовской области от 21.08.2017 № 2331/153/340) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dop.68edu.ru/proekty/dissemination-innovative-practices
  5. Положение о региональной лаборатории инновационных образовательных технологий в системе дополнительного образования (утв. приказом управления образования и науки Тамбовской области, управления культуры и архивного дела Тамбовской области, управления по физической культуре и спорту Тамбовской области от 21.08.2017 № 2331/153/340) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dop.68edu.ru/proekty/dissemination-innovative-practices
  6. Положение о региональном межведомственном банке инновационных практик дополнительного образования (утв. приказом управления образования и науки Тамбовской области, управления культуры и архивного дела Тамбовской области, управления по физической культуре и спорту Тамбовской области от 21.08.2017 № 2331/153/340) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dop.68edu.ru/proekty/dissemination-innovative-practices
  7. Положение о тьюторском сопровождении педагогов системы дополнительного образования (утв. приказом управления образования и науки Тамбовской области, управления культуры и архивного дела Тамбовской области, управления по физической культуре и спорту Тамбовской области от 21.08.2017 № 2331/153/340) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dop.68edu. ru/proekty/dissemination-innovative-practices
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2017 г. № 1206 «О федеральных инновационных площадках» / СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP &n=710950#08375762271837401

Добавить комментарий

Войти с помощью: