Дистанционное обучение как условие повышения доступности в дополнительном образовании

Статья посвящена наиболее актуальной проблеме современного образования — применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Авторами сформулированы возможные условия успешного использования данных технологий в системе дополнительного образования детей Удмуртской Республики, обобщен опыт работы образовательных организаций, а также описаны основные проблемы, связанные с переходом на дистант.

Е.Ю. Борщева,
заместитель руководителя по обеспечению деятельности,
Региональный модельный центр дополнительного образования детей
Удмуртской Республики автономного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования» (АУ УР «РЦИиОКО»)

Е.П. Бельтюкова,
специалист,
Региональный модельный центр дополнительного образования детей Удмуртской Республики автономного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования» (АУ УР «РЦИиОКО»)

К.В. Тюлькина,
методист,
Республиканский детский технопарк «Кванториум» автономного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр информатизации и оценки качества образования» (АУ УР «РЦИиОКО»)

Россия, г. Ижевск

В настоящее время обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения становится все более актуальным и востребованным.

Бесспорно, дистанционное обучение позволяет эффективно удовлетворять образовательные потребности и имеет ряд серьезных преимуществ перед очным обучением. Обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронное обучение дают возможность взаимодействовать с территориально удаленными участниками образовательной деятельности, позволяют адаптировать стиль и темп освоения программ к индивидуальным особенностям, учитывая предпочтения и периоды активности каждого ребенка.

Понимая всю важность и актуальность дистанционного обучения в системе дополнительного образования, Региональный модельный центр дополнительного образования детей Удмуртской Республики в рамках проекта «Успех каждого ребенка» в течение двух лет осуществляет работу по координации и внедрению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в деятельность образовательных организаций. Данное направление является частью модели повышения доступности дополнительного образования, создающей возможности получения дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

Учитывая, что дополнительное образование является практико-ориентированным, и его реализация в полном объеме в дистанционном режиме затруднена, внедрение этой формы организации образовательной деятельности потребовало более пристального внимания. Так, педагогами республики на СДО Moodle на основе лучших образцов практики разработаны 24 дистанционных курса по четырем направленностям, которые были предложены всем организациям для дальнейшего тиражирования, в рамках курсов повышения квалификации педагоги сферы дополнительного образования обучились конструированию дистанционных занятий.

Тем не менее, современные реалии поставили перед системой образования, в том числе дополнительного, абсолютно новые задачи в применении дистанционных технологий.

В сложившихся условиях Региональный модельный центр осуществлял методическую поддержку организаций дополнительного образования детей Удмуртской Республики, регулярно проводились методические вебинары по применению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, были разработаны и предоставлены учреждениям для использования информационные лифлеты для педагогов, детей и их родителей.

В помощь организациям подготовлен сборник методических рекомендаций, где предоставлены, помимо нормативной базы, алгоритм действий для организаций при переходе на дистанционное обучение, а также даны рекомендации педагогическим работникам по организации данной формы обучения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сформирован перечень онлайн-ресурсов, который помог педагогам при реализации дополнительных общеобразовательных программ. В перечне, помимо описания возможностей каждого сервиса, обозначены обучающие дистанционный ресурсы для реализации дополнительных общеобразовательных программ по разным направленностям дополнительного образования.

Для понимания текущего статуса состояния дистанционного обучения в республике в апреле 2020 года был проведен мониторинг использования дистанционных технологий в организациях дополнительного образования. Всего в мониторинге приняло участие 136 (около 90% от общего числа) организаций дополнительного образования различного ведомственного подчинения из всех городов, районов республики (Рис.1).

Рис. 1. Итоги мониторинга использования дистанционных технологий в организациях дополнительного образования в период самоизоляции

Как показал мониторинг, наиболее популярным является использование функций применения дистанционных технологий через сервисы ZOOM, Skype. Есть организации, которые используют собственные созданные платформы, а также корпоративную платформу «Дом 365» на Moodle. Основная часть организаций использует группы ВКонтакте, функционал электронной почты и месенджеры для информирования обучающихся и родителей о порядке выполнения самостоятельной работы и размещения ссылок на информационные сервисы с учебным материалом.

Популярным инструментом среди детских школ искусств, музыкальных школ являются официальные сайты организаций, где размещаются задания для самостоятельного обучения к каждому занятию.

Среди организаций физкультурно-спортивной направленности преобладает информация, представленная в виде ссылок на просмотр на канале YouTube информационных материалов, связанных с видами спорта и различными видами активности.

Педагоги отметили, что значительно возросла вовлеченность родителей в процесс обучения детей. Однако после окончания пандемии большинство педагогов планируют вернуться к традиционному формату.

Мониторинг обозначил не только готовность организаций перейти на использование дистанта, но и «болевые» точки: отсутствие нормативно-правовой базы по применению дистанционных образовательных технологий, недостаток и неприспособленность технологического оборудования как у педагогов, так и у детей, необходимость внесения изменений в существующие образовательные программы.

Несмотря на все сложности и проблемы, которые выявились при переходе образовательных организаций на дистанционное обучение, стала очевидна необходимость его внедрения в практику дополнительного образования. В основном педагогам удалось оперативно изменить содержание и формы обучения с учетом поиска и применения новых интересных образцов практики. Появилось понимание того, что дистанционное образование может использоваться как дополнительный образовательный ресурс как за рамками непосредственного процесса освоения программы, так и для разнообразия форм самой образовательной деятельности, повышая доступность дополнительного образования.

Лучшая практика применения дистанционных образовательных технологий была отмечена в Республиканском детском технопарке «Кванториум». Опыт особенно интересен с учетом специфики детских технопарков, когда обучение происходит на специальном высокотехнологичном оборудовании.

В период перехода из традиционного режима обучения в дистанционный формат перед технопарком встал вопрос о выработке стратегии, позволяющей мобилизовать все имеющиеся ресурсы и сохранить контингент обучающихся. Предварительно методистами и педагогами технопарка был проведен анализ отечественной и зарубежной теории, практики, форматов и инструментов дистанционного обучения, наиболее подходящих для технопарка. Основным мессенджером для проведения занятий был выбран Discord, преимуществами которого для «Кванториума» стали доступность, простота в использовании, наличие возможности демонстрировать экран, общаться с учащимися посредством голосового чата в прямом эфире, получать мгновенную обратную связь и передавать учебные материалы. Кроме того, он поддерживает работу как через приложение на компьютере и на телефоне, так и через сайт.

Было решено сохранить и расширить возможности ранее использованных онлайн-инструментов: Trello.com, menti.com, padlet.com, Google form, а также платформы Stepic.org, где есть как уже готовые курсы по различным направлениям, так и возможность разработки курса для удовлетворения адресных запросов и решения индивидуальных задач. Изученные методистами технопарка материалы по использованию дистанционного обучения были представлены педагогам в максимально сжатом и конкретном виде: чек-листы, презентации, рабочие ссылки и инструменты, шаблон учебно-тематического плана занятий и др. Педагоги дополнительного образования были обучены и обеспечены соответствующей техникой для проведения занятий в новом формате.

Необходимым компонентом успешного перехода на дистанционное обучение стала информационная работа с родительской общественностью. В постоянном режиме доводилась информация о необходимости заполнения новых документов, месте расположения расписания и актуальной информации, объяснились алгоритмы перехода на онлайн-занятие и другие организационные моменты, а также давались дополнительные пояснения о новой форме обучения как через средства связи, так и через социальные сети. С целью привлечения внимания обучающихся к новой форме обучения и ознакомления с платформой был запущен онлайн-марафон в мессенджере Discord. Таким образом прошло тестирование мессенджера и выявлена реакция обучающихся на его использование, апробированы инструменты геймификации в образовательном процессе.

Проведенная подготовительная работа значительно упростила переход на дистанционное обучение. С целью усовершенствования организационных моментов и содержательных форматов занятия педагогам отправлялась оперативная обратная связь. Еженедельные методические онлайн-совещания позволяли совместно разбирать все возникающие проблемы и делиться успешными наработками и образцами практики, а также своевременно решать технические вопросы, возникающие при работе в Discord. Все это позволило сохранить содержательные компоненты программ при кардинальной смене формы образования.

Помимо учебных занятий регулярно проводились непрофильные онлайн-мероприятия: лекции и мастер-классы на различные актуальные темы, в том числе с приглашенными спикерами из других технопарков и из числа партнеров, челленджи, интеллектуальные и развлекательные игры. Интересной педагогической находкой стало создание афиш перед занятиями, которые служили средством оповещения для обучающихся и способом их вовлечения в деятельность.

По итогам учебного года педагоги проанализировали и включили наиболее успешные используемые образцы практики, онлайн-инструменты и ресурсы в образовательные программы следующего года.

Так, например, все педагоги отметили удобство использования мессенджера Discord. Полезными оказались инструменты сервисов Canva.com и Google: classroom, документы и презентации для совместной организационной работы, он-лайн доски Awwapp.com, Padlet.com, Kahoot.com для творческой работы и создания элементов геймификации, сервис TinkerCad, предназначенный для разработки 3D-проектов, электроники и кодов. Особую роль для организации работы в командах, распределения задач между обучающимися, отслеживания результатов сыграли система управления проектами Trello.com и библиотека обучающих роликов видеохостинга YoutTube.

Преподаватели «IT квантума» оценили возможности сервисов и образовательных платформ glitch.com, HTMLacademy, code.org и codecombat.com, позволяющих разворачивать рабочее пространство обучающихся и осуществлять его мониторинг. Преподаватели «Промробоквантума» использовали программное обеспечение Lego Digital Designer на начальном уровне и Virtual Robotics Toolkit на базовом. На продвинутом уровне использовался онлайн-компилятор популярных языков программирования Repl.it. Также, за возможность использования готовых курсов в теоретической части изучения робототехники, они отметили платформу Stepik.org

Интересной практикой оказалась возможность дистанционного взаимодействия с преподавателями и обучающимися из технопарков других городов. Так, педагоги квантума «Промдизайн» г. Ижевска и технопарка г.Тамбова организовали совместную работу со своими обучающимися. Наставники через Skype обсуждали педагогический сценарий занятия, определяли методы работы и результаты, подбирали информацию, создавали презентации, распределяли роли, проводили рефлексию и планировали дальнейшую деятельность. Обучающиеся работали в смешанных группах, состоящих из представителей двух технопарков разных городов. Все это дало качественный результат: команды стали победителями двух Межрегиональных Хакатонов.

Опыт Республиканского детского технопарка «Кванториум» показал, что несмотря на возникающие трудности при переходе на дистанционное обучение, грамотно спланированная комплексная работа внутри организации, привлечение всех участников образовательного процесса минимизируют недостатки этой формы обучения в виде отсутствия живого общения, невозможности работы на высокотехнологическом оборудовании в случае детского технопарка «Кванториум». Дистанционное обучение позволяет задействовать разные методики интерактивного взаимодействия, геймификацию, получить знания в удобное время, не выходя из дома, отработать навыки датаскаутинга, и, несомненно, позволяет развивать обучающимся навыки XXI века.

Таким образом, главное при организации дистанционного обучения — это овладеть инструментарием и не бояться экспериментировать, пробовать новые форматы, делиться своим опытом с другими. Помнить, что дистанционная форма обучения — это новый подход при построении образовательной деятельности в современных реалиях, где, по-прежнему, в центре внимания остаются дети с их интересами, потребностями и возможностями.

Литература

  1. Агрегатор интернет-ресурсов Кружкового движения Олимпиады НТИ [Электронный ресурс] // Wiki-библиотека образовательных, обучающих и просто интересных материалов на темы, касающиеся новых технологий Кружкового движения НТИ. — 2020. — URL: https://kruzhok.org/#audience (Дата обращения: 27.03.2020).
  2. Андреева Ю., Мозгалева П. Переход наставников проектов в онлайн [Электронный ресурс] // Академия наставников — проект по массовой подготовке наставников проектной деятельности. — 2020. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=yp8lO40KvSY&feature=youtu.be (Дата обращения: 16.04.2020).
  3. Бронникова М. Нефедьев И. Он-лайн курс «Игрофикая. Введение (весна 2020)» [Электронный ресурс] // образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов Stepik. — 2020. — URL: https://stepik.org/course/62846/promo (Дата обращения: 02.03.2020).
  4. Комиссаров А.А. Он-лайн курс «Игропрактика в образовании» [Электронный ресурс] // Национальная платформа открытого образования. — НИТУ «МИСиС»: — URL: https://openedu.ru/course/misis/IGRO/ (Дата обращения: 20.03.2020).
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/71770012/ (дата обращения: 11.06.2020).
  6. Шолина А. Как организовать кружок в онлайне [Электронный ресурс] // Интегратор сообществ кружкового движения НТИ Rukami. — — URL: https://www.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=JA20OxUTEOg&app=desktop (Дата обращения 27.03.2020).
  7. Шолина А. Онлайн форматы обучения. Обзор платформ и инструментов [Электронный ресурс] // vc.ru — платформа для предпринимателей и высококвалифицированных специалистов малых, средних и крупных компаний. — — URL: https://vc.ru/u/230521-anna-sholina/117093-onlayn-formaty-obucheniya-obzor-platform-i-instrumentov (Дата обращения 27.03.2020).
  8. Mindy Branson, Kirky DeLong. Вебинар «Tips from Teachers on Engaging Students in Online Live Sessions and Asynchronous Discussions» [Электронный ресурс] // Массачусетский технологический институт США (Massachusetts Institute of Technology, MIT). — — URL: https://jwel.mit.edu/assets/video/tips-teachers-engaging-students-online-live-sessions-and-asynchronous-discussion (Дата обращения: 16.04.2020).

Добавить комментарий

Войти с помощью: