Коррекционно-воспитательные возможности кукольного театра в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья посвящена проблеме включения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в систему дополнительного образования. В статье описан опыт работы педагога дополнительного образования с данной категорией детей на базе средней общеобразовательной школы, приведен спектр задач по коррекции и воспитательной работе с детьми с ОВЗ, решаемых посредством занятий кукольным театром. Представлено одно из наиболее эффективных направлений дополнительного образования для детей с ОВЗ – арт-терапия; выделяется театрализация как особенно перспективный метод.

М.А. Бородулина,
учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 2 им. М.Ф Колонтаева»,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей
и юношества “Созвездие”»,
г. Калуга

Государственные документы стратегического планирования в области образования ставят перед современными педагогами задачи по повышению качества образования и обеспечению равных возможностей детей. Для решения обозначенных проблем педагоги могут использовать ресурсы не только общего образования (обучение по общеобразовательным предметам, внеурочная деятельность), но и задействовать широкие возможности дополнительного образования.

«Реализация приоритетов современной государственной образовательной политики во многом зависит от расширения возможностей общего образования за счет оптимального использования потенциала разных типов образования в интересах развития личности ребенка. Этому требованию в большей степени соответствует сфера дополнительного образования детей, которая переживает время стратегических перемен, перехода от управления образовательными организациями к управлению образовательными программами… совершенствования условий их реализации» (А.В. Золотарева) [5, с. 8].

На наш взгляд, именно преемственность общего и дополнительного образования способна помочь в решении актуальных проблем адаптации и социализации детей с ОВЗ, способствовать развитию их познавательной мотивации, что, в свою очередь, благотворно сказывается и на обучении по общеобразовательным программам основной школы.

Для ребенка с ОВЗ дополнительное образование – это особый способ взаимодействия растущего человека с миром взрослых – безоценочный, обеспечивающий достижение ребенком значительных результатов в соответствии с его способностями, независимо от уровня успеваемости по общеобразовательным дисциплинам. В методических рекомендациях, разработанных ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», указано, что «дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути» [1, с. 2]. Обучение по дополнительным программам предоставляет ребенку возможность стать успешным в группе сверстников вне зависимости от его школьной успеваемости, что положительно влияет на его самооценку и познавательную активность. «Система дополнительного образования детей компенсирует обучение в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе» (Е.А. Изотина) [6, с. 35].

Для обучающихся с ОВЗ образовательные учреждения организуют набор на специальные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы с учетом особенностей психофизического развития, создают специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка с ОВЗ (инвалида). Специальные условия для получения дополнительного образования учащимися с ОВЗ предполагают использование специальных (адаптированных) образовательных программ и методов коррекции и воспитания.

В соответствии с локальными актами Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества “Созвездие”» г. Калуги (далее – Центр) получение образования обучающимися с ОВЗ может быть организовано совместно с другими детьми (при этом количество детей с ОВЗ устанавливается из расчета не более 3 обучающихся). При получении дополнительного образования вместе с другими обучающимися учитываются особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ согласно медицинским показаниям для следующих нозологических групп:

  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие);
  • дети с логопедическими нарушениями (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание);
  • соматически ослабленные (часто болеющие) дети.

Для детей с ОВЗ в Центре реализуется адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – программа, программы) художественной направленности «Мы играем сказку». Автор статьи как педагог дополнительного образования реализует программы «Кукольный театр» и «Мой театр». В данной статье мы раскроем особенности коррекционной и воспитательной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими неадаптированную программу «Кукольный театр».

Среди обучающихся объединения «Кукольный театр» основная масса детей имеет логопедические нарушения и соматические заболевания, что предопределило выбор арт-терапии в качестве приоритетной методики реализации программы.

Арт-терапия – относительно новый метод психотерапии, развивающийся со второй половины 40-х годов прошлого века. Однако многочисленные исследования, проведенные в России (О.А. Карабанова, А.И. Копытин, И.Ю. Левченко, Л.Д. Лебедева, Е.Е. Свистовская) и за рубежом (В. Ловенфельд, Ф. Кейн, М. Эссекс, К. Фростиг, К. Уэлсби), показали ее эффективность и раскрыли перспективы в области интегративной медицины, общей и специальной психологии и педагогики.

Арт-терапия (как и все ее направления – сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочная терапия, игротерапия, куклотерапия и др.) является синтезом искусства и достижений таких наук, как психология и психотерапия, педагогика и дефектология, этика и философия. Такое разностороннее и глубокое содержание арт-терапии обеспечивает широкую сферу ее применения не только для лечения и коррекции недостатков в развитии личности ребенка, но и для профилактики психологических проблем, для развития его творческого потенциала, который оказывает положительное влияние на формирование определенных мыслительных процессов и качеств личности, таких как гибкость мышления, дивергентное мышление и креативность, инициативность, уверенность в себе, свобода суждений и грамотное выражение мыслей.

Арт-терапия и артпедагогика имеют большое значение в развитии детей, в формировании социальных черт личности ребенка. Одна из важнейших задач артпедагогики и арт-терапии – это адаптация ребенка в макросоциальной среде посредством искусства и художественной деятельности.

В отечественной системе образования активно используются артпедагогические технологии в процессе коррекционно-педагогической и коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В ходе организованной коррекционной деятельности средствами искусства обеспечивается психофизиологическая поддержка детей: снимается нервно-эмоциональное напряжение, улучшается произвольное и непроизвольное внимание, предупреждается утомление, происходит комфортное переключение с одного темпа работы на другой, – все это способствует улучшению качества умственной деятельности обучающихся.

Особое значение в этом контексте имеют интерактивные игровые и деятельностные формы работы. Для успешного обучения, коррекции и воспитания детей с ОВЗ необходимо пробудить их интерес к занятиям, активизировать их речевую деятельность, самостоятельную плодотворную работу, выраженную в творческих формах. Одним из популярных направлений арт-терапии и артпедагогики является такая интерактивная игровая деятельность, как театрализация.

Театр – особая форма искусства, которая незаменима при проведении коррекционно-педагогической работы. Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего школьного возраста отмечали зарубежные и отечественные педагоги. Обобщая исследования разных лет (В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.С. Станиславский, А.В. Петровский и др.), игру можно определить как «форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [2, с. 98–99]. Именно в игре ребенок проявляет активность, задействует фантазию, воображение, проявляет дивергентное мышление, креативные способности, переживая, создавая образы, всплывающие в сознании и служащие средством выражения эмоциональной сферы. Ставая перед ребенком игровую цель, педагог добивается важного для него результата – телесного и психического выражения чувств. Театрализованная игра является именно той формой активности, которая позволяет лучше всего разрешать задачи детства.

Опираясь на свой личный опыт учителя, дефектолога, педагога дополнительного образования, автор может с уверенностью отметить, что использование драматерапии в работе с детьми позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием, коррекцией восприятия, внимания, памяти, воображения и фантазии. Огромная сила воздействия театральной игры формирует, развивает многие положительные качества личности и дает ребенку реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Ребенку с ОВЗ доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Вовлечение его в театральную деятельность обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих возникновению положительного терапевтического эффекта, коррекции психоэмоционального состояния, коррекции коммуникативных сфер, а также влияет на развитие многих компонентов личности ребенка, на развитие эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта. Благодаря систематической деятельности, сочетающей драматургию, музыку, пение и движение, любой ребенок может компенсировать недостаток одной способности – другой, более развитой в настоящий момент.

Театрализованная деятельность способствует вовлечению данной категории детей в совместную коллективно-творческую деятельность, что благоприятствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию у обучающихся нравственных качеств, усвоению ими норм конструктивного общения. И здесь одна из основных задач педагога – создать комфортный микроклимат, чтобы дети чувствовали себя единым дружным творческим коллективом.

Для участия в постановках спектаклей могут привлекаться разные по уровню выраженности способностей и возможностей здоровья дети (с проблемами опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, соматически ослабленные дети и др.). Активное участие обучающихся в постановках спектаклей стимулирует развитие сохранных возможностей.

Особенно привлекательной формой в данном случае становится куклотерапия, основу которой составляет такой вид искусства, как кукольный театр. Основателями современной куклотерапии считаются психоаналитик М. Кляйн, невропатолог М. Райт и психиатр Я.Л. Морено. В Россию куклотерапия пришла лишь в конце XX века, но это не помешало российским исследователям (И.Г. Выгодская, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская и Л.П. Успенская) внести свой весомый вклад в развитие данного направления арт-терапии.

В кукольном спектакле ребенок говорит опосредованно, от лица куклы, сам находясь в это время за ширмой. Ширма помогает раскрепоститься, снять определенный зажим перед аудиторией. При этом условии даже застенчивые дети могут решиться на выступление перед зрителями. Учитель-логопед Т.В. Лысенко отмечает, что театрализованные выступления «помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной» [9, с. 6]. Параллельно у ребенка развиваются и движения рук – ведь актеры кукольного театра в спектакле должны «оживить» своих кукол, передавая им свою энергию.

Активное использование ресурсов кукольного театра помогает педагогу решать и задачи трудового воспитания: подготовка к театрализованным играм предполагает изготовление детьми и их родителями атрибутов, костюмов, кукол, иллюстраций и декораций к спектаклям. К тому же, в этом процессе у обучающихся пробуждается фантазия и возникает желание самим стать героями сказок, «оживить» художественные образы. «“Оживляя” куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее “жизнь”; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации» (Н.Е. Демина) [4, с. 86]. Исследователь-практик Г.Д. Лушина справедливо отмечает, что, «детям с ОВЗ довольно сложно самостоятельно изготовить даже самую простую куклу, поэтому им обязательно потребуется помощь. Это является прекрасной возможностью наладить эмоциональный контакт с ребенком, вступить с ним в доверительные отношения, что позволит лучше понять его чувства и переживания» [8, с. 4].

Воспитательная составляющая не менее сильна при чтении и разборе текста сказки, при работе с детьми над ролью. Обсуждение сказки позволяет затронуть в беседе с обучающимися многие нравственные вопросы, рассмотреть различные характеры персонажей, их взаимоотношения.

Репетиции текста, действий на сцене – это приучение ребенка к усидчивости, кропотливому долгому труду: вождение куклы, походка, жест, поворот головы, корпуса, оценка факта, передача физического и психологического самочувствия актера в роли через куклу, приспособление к реквизиту, декорации – все это требует сосредоточенности и формирует понимание ответственности. Этот труд вознаграждается сполна уже в процессе постановки спектакля – дети рады, что они уже актеры, помогают осуществиться сказке.

При работе с детьми с ОВЗ возможно использование разных вариаций кукольного театра. При использовании формы имитации ребенок изображает уже существующих героев сказок, тренируется в передаче эмоции героев, учится действовать по заданному сценарию. При импровизации задается общая тема игры, а остальное каждый ребенок продумывает сам, выступая одновременно и актером, и режиссером, и сценаристом.

Кукольный театр позволяет активно использовать игровую составляющую. Этот вид театральных постановок может обогащаться посредством смены реквизита. Если в классическом кукольном театре обучающиеся используют игрушки, куклы-марионетки, фигурки, то в пальчиковом или перчаточном театре в качестве героев выступают фигурки, надеваемые на пальцы, или куклы-перчатки. Этот вид театра стимулирует мелкую моторику, поскольку во время спектакля основная активность приходится на руки, кисти и пальцы ребенка. Также можно познакомить детей с ОВЗ с картиночным театром, когда постановка происходит с помощью бумажных иллюстраций и картонных героев. Обращаясь с хрупкими бумажными изображениями, ребенок учится аккуратности и осторожности.

Для оценки динамики изменений обучающихся по итогам освоения программы «Кукольный театр», использовался комплекс диагностических методик:

  • карты педагогических наблюдений (достижения предметных, личностных и метапредметных результатов), беседа с детьми и их родителями, анализ личных портфолио;
  • тесты «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» (тест Э.П. Торренса в адаптации И.С. Авериной и Е.И. Щеблановой) и «Необычное использование» (тест Д. Гилфорда в адаптации И.С. Авериной и Е.И. Щеблановой);
  • «Анкета творческих способностей ребенка» для родителей.

В целом необходимо отметить высокий уровень результатов освоения обучающимися программы: степень обученности учащихся – 72 %, качество образования (освоение программы на среднем и высоком уровнях) – 92 %. Родители обучающихся высоко оценивают личностные изменения и творческие достижения детей.

Общую положительную динамику можно отметить в решении учебных, воспитательных и коррекционных задач:

  • принятие ребенком себя;
  • сформированность умений узнавать себя в зеркале, соотносить свои движения с отражением;
  • способность распознавать свое эмоциональное состояние, оценивать его;
  • сформированность навыков эмоционального общения детей друг с другом и со взрослыми;
  • владение неречевыми (мимика, жест, пантомимика) и речевыми средствам общения;
  • сформированность основ нравственного поведения, социальных качеств личности;
  • развитость пространственно-временной ориентации (создание мизансцен, смена времен года);
  • развитость общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Подводя некоторые итоги, можно констатировать: кукольный театр как форма работы с детьми с ОВЗ дает действительно значительные результаты как в коррекционном, так и в воспитательном аспекте. Детское объединение как коллектив становится сплоченным, в нем важны все участники, любое мнение будет высказано и выслушано, каждый может поверить в себя и в других. Во время репетиции и выступлений могут возникать самые разные ситуации, на основе которых дети учатся взаимодействовать, корректно высказывать свои замечания, проявлять терпение, уважение к сверстникам и взрослым. Вместе обучающиеся радуются посильным достижениям, личным и коллективным победам, обсуждают причины неудач. Все это открывает поистине большие возможности для педагога!

Список источников:

  1. Письмо Министерства образования и науки «О направлении методических рекомендаций» от 29.03.2016 № ВК-641/09 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/oiv/mon_vk_641_09_metodrek_dopobr.pdf?ysclid=m20d5mn3nk129218549 (дата обращения: 10.09.2024).
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Просвещение-Дрофа, 2009.
  3. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей России в XXI веке: методическое пособие. Прага-Ярославль: EAICY-ЯГПУ, 2013.
  4. Демина Н.Е. Куклотерапия как эффективный метод работы с детьми по формированию психологического здоровья // Преемственность в образовании. 2020. № 25. С. 84–87 [Электронный ресурс]. URL: http://www.journal-preemstvennost.ru/2020/04/11/v2503-2020-s7/#v2503-2020-s7/V2503-2020-s7-p1 (дата обращения: 10.09.2024).
  5. Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под ред. А.В. Золотаревой. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. (Серия «Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей») [Электронный ресурс].
  6. Изотина Е.А. Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6343/ (дата обращения: 30.09.2024).
  7. Кабзистова А.А. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и коммуникации детей с нарушениями речи // Символ науки. 2020. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-i-kommunikatsii-detey-s-narusheniyami-rechi (дата обращения: 24.09.2024).
  8. Лушина Г.Д. Использование кукольной театрализованной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс].
  9. Лысенко Т.В. Коррекция речи у детей с ОВЗ посредством театральной деятельности. Мичуринск, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/409614-korrekcija-rechi-u-detej-s-ovz-posredstvom-te (дата обращения: 01.10.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: