Опыт разработки программы воспитания Дворца детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской

В статье рассмотрены особенности воспитания в дополнительном образовании, основные направления его реализации. Раскрыт практический опыт разработки программы воспитания в организации дополнительного образования на основе примерной программы воспитания.

Е.Б. Цибизова,
заведующая методическим отделом, канд. пед. наук
МБОУ ДО «Городской Дворец детского (юношеского) творчества
имени Н.К. Крупской»,
Новокузнецк

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся» задал новые условия для организации воспитания в образовательных организациях.

И хотя законопроект предусматривает включение программы воспитания в основные образовательные программы по уровням общего, среднего профессионального и высшего образования, дополнительное образование тоже присоединяется к этому процессу.

Не остался в стороне и педагогический коллектив Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской».

Создание программы воспитания — это большая работа, сложное и не очень пока понятное дело. Естественно, возникли вопросы:

  • Как оптимально выстроить структуру программы воспитания в организации дополнительного образования?
  • В общем образовании программа воспитания встраивается в основную образовательную программу. А в дополнительном?
  • Программа воспитания нужна каждому педагогу, каждому структурному подразделению или учреждению?
  • Как избежать излишней бюрократизации и ненужной работы?

Отметим, что государственная политика делает акцент на важности воспитания в сфере образования уже достаточно длительное время. И дополнительное образование всегда активно включалось в решение поставленных задач. Программы воспитания есть у многих организаций. Поэтому в поисках ответов на вопросы мы решили рассмотреть опыт коллег. Нами был проведен анализ существующих программ воспитания в организациях дополнительного образования. Познакомиться с разработанными материалами сегодня достаточно просто, разместив в поисковой строке браузера запрос «программа воспитания в учреждении дополнительного образования»[1].

Наименование документов различно: «Программа воспитания и социализации», «Программа воспитания», «Воспитательная система Центра …» и т.д. Анализируя опыт других организаций, мы обратили внимание на разность в подходах к формулировке целевых установок и определению структуры программы. В рассмотренные программы в качестве разделов включены: «Концептуальное обоснование программы», «Цель, задачи воспитания», «Ценностные установки», «Направления воспитания», «Подпрограммы воспитания», «Механизм реализации программы и план мероприятий», «Содержание, виды деятельности и формы занятий по каждому из направлений», «Мониторинг эффективности реализации программы воспитания» и т.д. В общую программу воспитания, например, включены подпрограммы эколого-краеведческой, духовно-нравственной, гражданско-патриотической, досугово-развлекательной воспитательной работы.

Выстраивание такой сложной структуры программы воспитания мы посчитали нецелесообразным. Неприемлемо для нас и разделение целостного процесса воспитания на отдельные составляющие. И, к сожалению, при анализе материалов сайтов организаций, нам не удалось встретить программы воспитания, в которых бы пояснялось, а как же программа воспитания связана с реализацией дополнительных общеобразовательных программ, с реальным процессом работы педагога с детским объединением?

И тогда мы обратились к примерной программе воспитания, разработанной Институтом стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Министерства просвещения РФ и утвержденной Федеральным учебно-методическим объединением. Почему именно к ней? Во-первых, уже есть опыт специалистов ГБПОУ «Воробьевы горы» по выявлению подходов к обновлению воспитательной работы в связи с обсуждением и апробацией в образовательных организациях примерной программы воспитания [1]. Во-вторых, в разделе «Ответы на вопросы…» на сайте «Апробация примерной программы», дано пояснение, что хотя программа создавалась для школ, однако, она может помочь и образовательным организациям дополнительного образования. Но, естественно, с учетом их особенностей.

И следующим этапом нашей работы стало осмысление специфики воспитания в современном дополнительном образовании. Функции, возможности и характеристики дополнительного образования в воспитании детей и подростков рассмотрены в работах В.П. Голованова, М.И. Рожкова, Н.Л. Селивановой.

В дополнительном образовании воспитание основывается на искреннем согласии детей и подростков сотрудничать с педагогом. Нельзя заставить детей посещать занятия, участвовать в общих делах, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам [3]. Дополнительное образование позволяет ребенку максимально реализовать себя и самоопределиться профессионально и личностно. Очень важно, что дети самостоятельно и ответственно выстраивают свой путь образования и развития и активны в этом процессе [4]. Результаты обучения в дополнительном образовании доступны, привлекательны, реальны, что позитивно сказывается на развитии личности ребенка, стимулирует его творчество и усиливает воспитательный эффект [5].

Таким образом, субъект-субъектное взаимодействие и продуктивное сотрудничество педагога с детьми, их стремление к активному творческо-созидательному освоению мира во взаимодействии с социумом, позволяет успешно реализовывать педагогический процесс дополнительного образования в органичном и неразрывном единстве всех его составляющих, в том числе воспитания.

Далее мы внимательно изучили материалы сайта «Апробация и внедрение примерной программы воспитания» ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Первое, на что мы обратили внимание — несовпадение направлений воспитания или путей организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности, воспитание через классное руководство и т.п.) с практикой работы педагога дополнительного образования. Следовательно, особенности воспитания в дополнительном образовании задают другие направления его организации.

Прежде всего, воспитание в дополнительном образовании осуществляется, в процессе освоения содержания ребенком дополнительной общеобразовательной программы (далее — программа). Именно программа является тем гибким инструментом, который позволяет определять воспитательные задачи и планируемые результаты в соответствии с образовательными потребностями детей, занимающихся в конкретной организации дополнительного образования, а также их родителей. А содержание программ этого вида образования несет в себе воспитательный потенциал, перекликаясь с теми ценностями, которые лежат в основе краеведческой, музыкальной, конструкторской, изобразительной или иной деятельности, выбранной ребенком или его родителями. Воспитательные возможности занятий по программе педагог реализует в совместной практико-ориентированной и личностно значимой деятельности.

И все же воспитание не ограничивается только занятиями по программе, за пределами учебного времени дети участвуют в воспитательных мероприятиях объединения, структурного подразделения, всей организации, способствующих формированию внутриколлективных и межличностных отношений детей, педагогов, родителей. Привлекательность для детей и подростков творческой деятельности достигается, в том числе, посредством участия в ярких, эмоционально окрашенных мероприятиях и событиях — конкурсах, фестивалях, открытых показах, концертах и выставках, соревнованиях. Традиционные ежегодные мероприятия, на наш взгляд, служат не только пространством для демонстрации достижений, но и для осмысления ценностей, знакомства с идеями и правилами, социальными нормами, погружения в профессию. Немаловажно, что в подготовке воспитательных мероприятий и их проведении активное участие принимают сами дети и родители.

Организация дополнительного образования — это открытая среда взаимодействия с окружающим социумом, способствующая воспитанию социальной активности ребенка. Добровольческая и общественно значимая деятельность разной направленности, в которой участвуют дети и подростки, дает возможность продемонстрировать полученные в процессе освоения программы знания, умения, мастерство, а также личное отношение к людям, знаменательным событиям страны, города [5]. Проведение акций — многолетняя, хорошая традиция, в основу которой положено формирование потребности в совершении добрых дел, позитивном отношении к другим. Существуют также общие смыслы и призвания для партнерства организации дополнительного образования и Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников», что позволят подрастающему поколению активно включиться в общественные отношения, участвовать в общественной деятельности наравне с взрослыми.

Еще одно направление воспитания в организации дополнительного образования — это работа с родителями. Здесь роль родителей несколько другая, чем в школе, они выступают заказчиками, основываясь на собственных предпочтениях и потребностях, выбирают для ребенка направленность, объединение и педагога. Важно дать понять и почувствовать родителям, что дополнительное образование — комфортная и уютная среда развития ребенка. Ребенок здесь не только обучается какой-либо деятельности, но учится дружить, ценить, общаться, творить. Выстраивание партнерских отношений с родителями заключается в формулировании взаимных интересов, достижении и реализации договоренности. В этих рамках нужно вести просвещение родителей — объяснять смыслы и цели дополнительного образования, его возможности в процессе саморазвития и самореализации ребенка.

Определив основные направления воспитания в дополнительном образовании, мы перешли к следующему этапу разработки программы. Познакомившись с Методическими рекомендациями «О разработке программы воспитания»[2], мы согласились с предложением авторов о необходимости придерживаться разработанных ими правил для того, чтобы программа получилась вразумительной, рабочей.

Логика построения структуры примерной программы воспитания вполне подходит для выявления и реализации воспитательного потенциала педагогического процесса дополнительного образования. Поэтому структура программы Дворца творчества им. Н.К. Крупской, по сравнению с примерной, осталась без изменений:

  • Раздел 1. «Особенности организуемого воспитательного процесса».
  • Раздел 2. «Цель и задачи воспитания».
  • Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности».
  • Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

Специфика деятельности Дворца творчества им. Н.К. Крупской в сфере воспитания раскрыта в первом разделе. Наша организация — первое внешкольное учреждение Кузбасса, созданное в 1935 году. Дворец подарил радость общения, дружбы, помог в раскрытии талантов, обретении профессии многим поколениям юных новокузнечан. Здесь есть сложившиеся традиции и своя символика. На логотипе организации изображен символ — синяя птица. Пьеса Мориса Метерлинка учит верить в мечту и искать счастье, формирует позитивное мировоззрение. В этом смысл и гимна Дворца. Совместно с Советом родителей ежегодно проходит фестиваль «Первые шаги», на котором отмечаются и поощряются первые достижения детей, вручаются стипендии, учрежденные для воспитанников, достигших наивысших результатов в творчестве, спорте, науке. Хорошей традицией стало проведение семейных праздников, фестиваля для детей с особыми образовательными потребностями «Мы все можем». Воспитание детей и подростков на традициях Дворца творчества им Н.К. Крупской создает творческую мотивацию, неповторимую эмоциональную атмосферу, чувство гордости за свой коллектив, способствует формированию активной творческой личности.

Следующий раздел — «Цель и задачи воспитания». Мы поддерживаем точку зрения разработчиков, что цель воспитания у нас должна быть общей и конкретизироваться лишь применительно к возрастным особенностям обучающихся. А вот задачи, конечно, потребовали изменений и уточнения в связи с направлениями организации воспитания в дополнительном образовании. Отметим, что примерная программа воспитания определяет задачи как проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания[3]. При работе с задачными установками мы учитывали положения образовательной программы Дворца творчества им Н.К. Крупской и программы развития нашей организации. Обращает на себя внимание деятельностный характер постановки и формулировки задач, они именно о работе педагога, в том числе, по реализации дополнительной общеобразовательной программы. В то же время задачи являются пошаговыми действиями по достижению цели.

В третьем разделе раскрыто, как будет осуществляться на практике воплощение цели и задач воспитания. Согласно материалам Методических рекомендаций «О разработке программы воспитания» в раздел «Виды, формы и содержание деятельности» включаются модули, каждый из которых ориентирован на поставленные задачи воспитания и соответствует одному из направлений воспитания. Мы определили четыре основных направления и четыре модуля. Соответствие направлений воспитания, модулей, а также их ориентация на задачи воспитания отражены в Таблице 1.

Таблица 1. Направления, модули и задачи воспитания

В четвертом разделе «Основные направления самоанализа воспитательной работы» определено, что самоанализ осуществляется педагогическим коллективом Дворца творчества им. Н.К. Крупской ежегодно по следующим направлениям: результаты воспитания, социализации и саморазвития детей и подростков и состояние организуемой их совместной деятельности с педагогами[4].

Основой для анализа результатов воспитания, социализации и саморазвития служит динамика личностного развития детей и подростков, занимающихся в объединениях Дворца творчества им. Н.К. Крупской. Способами получения информации является педагогическое наблюдение и работа с «Портфолио социальной активности объединения». Главная задача работы с портфолио — помочь ребенку осознать образ своего «я» в обществе, сформировать представление о собственных возможностях и оценить свои достижения в общественно значимой деятельности. Структура портфолио включает шесть взаимосвязанных заданий, целенаправленно отслеживающих формирование социальной активности школьника.

Состояние организуемой совместной деятельности детей и педагогов помогут проанализировать следующие вопросы:

  • качество реализации воспитательных возможностей занятий по дополнительной общеразвивающей программе;
  • качество реализации воспитательных возможностей мероприятий объединения, структурного подразделения и Дворца творчества им. Н.К. Крупской, участия детей в других мероприятиях;
  • качество поддержки деятельности детских общественных объединений и организаций, вовлечения детей в добровольчество, общественно-значимую деятельность;
  • качество профориентационной работы;
  • качество взаимодействия с родителями или законными представителями учащихся, направленного на совместное решение проблем личностного развития детей.

Способами получения информации являются беседа с детьми, родителями, педагогами, и ежегодное анкетирование родителей и детей, позволяющее измерить удовлетворенность образовательными услугами, полученными во Дворце творчества им. Н.К. Крупской.

Итогом самоанализа является выявление проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу в дальнейшем.

Выбранная структура программы воспитания, на наш взгляд, оптимальна, текст программы получился коротким и внятным, в нем отсутствуют общие рассуждения, что позволяет избежать бюрократизации.

Однако остался вопрос: на каком уровне создается программа — педагога, структурного подразделения или организации?

Разделы 1, 2 и 4 разработаны на уровне организации, а вот модули, учитывая масштабы Дворца творчества им. Н.К. Крупской, создаются командой педагогов на уровне структурного подразделения. Здесь мы исходим из того, что специфика видов, форм и содержания воспитания, например, спортивного отдела отличается от специфики видов, форм и содержания театра-студии «Фаэтон». Приложением к разработанным модулям является план воспитательной работы структурного подразделения.

А как же программа педагога? Ведь именно в этот документ необходимо внести изменения до 1 сентября 2021 года[5]. Во Дворце творчества им. Н.К. Крупской было принято решение включить в раздел программы «Комплекс организационно-педагогических условий» план воспитательной работы объединения[6]. Предварительно педагоги знакомятся с программой воспитания организации, принимают участие в обсуждении и разработке содержания модулей и плана воспитательной работы структурного подразделения. И только после этого приступают к написанию плана, включенного в структуру программы[7]. Следовательно, перед педагогом ставятся уже четкие и понятные задачи. Отметим, что в соответствии с реализуемыми направлениями воспитания, закрепленными в соответствующих модулях, план воспитательной работы объединения делится на части. Однако направление «Занятия по дополнительной общеразвивающей программе» в плане отсутствует, так как эта информация подробно представлена в учебно-тематическом плане и календарном учебном графике программы.

Таким образом, созданные документы устраняют организационно-управленческую неопределенность организации процесса воспитания на всех уровнях — от объединения до организации. Немаловажно, что снимается вопрос какого-то особого воспитания, а программа воспитания и план воспитательной работы фиксируют реальный процесс качественной работы педагога с детским объединением.

Как верно отметил в своей работе О.С. Газман, программа воспитания может быть создана лишь как один из разделов целостной общей образовательной программы [2]. В общем образовании — это основная образовательная программа, а в дополнительном — образовательная программа организации. И хотя существует мнение, что этот управленческий документ не является обязательным, мы считаем, что вдумчивая, тщательная разработка образовательной программы организации во многом облегчает вопросы регулирования и реализации образовательного процесса (дополнительных общеобразовательных программ)[8]. Программа воспитания встраивается в содержательный раздел образовательной программы Дворца творчества им. Н.К. Крупской.

В своей работе мы получили ответы на поставленные вопросы. Однако, создание и внедрение в практику программы воспитания Дворца творчества им. Н.К. Крупской только началось. Скорее всего, программа будет корректироваться и уточняться. А пока мы предлагаем наш опыт к обсуждению.

Литература

  1. Буйлова Л.Н. Нацпроект «Образование»: новые подходы к организации воспитательной работы в ГБПОУ «Воробьевы горы» / Л.Н. Буйлова, З.А. Каргина, С.И. Лагутина, Л.В. Обровец // Информационно-методический журнал «Про_ ДОД». — 2020. — № 1 (25). — С. 23-37.
  2. Газман О.С. Нужна ли программа воспитания демократической школе? Из неопубликованной работы «Анализ состояния и проблем воспитания в российской системе образования», 1995 г. / О.С. Газман // Вопросы образования. — 2013. — № 2. — С. 7-13.
  3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие / В.П. Голованов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 239 с.
  4. Рожков М.И. Воспитание свободного человека как целевая функция дополнительного образования / М.И. Рожков // Методист. — 2020. — № 6. — С. 2-5.
  5. Селиванова Н.Л. Воспитание в системе образования: от проблем настоящего к контурам будущего/ Н.Л. Селиванова // Третий выпуск специализированного издания «Среднее образование в России» (приложение к сборнику «Федеральный справочник. Образование в России»). — 2014. — С. 76-99. — URL: http://federalbook.ru/projects/fso/so-structura-3.html

[1] Мы использовали браузер Google.

[2] «Методические рекомендации «О разработке программы воспитания» // http://form.instrao.ru/

[3] Методические рекомендации «О разработке программы воспитания» // http://form.instrao.ru/

[4] Методические рекомендации «О разработке программы воспитания» // http://form.instrao.ru/

[5] Проект резолюции VII Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования детей

[6] Соответствующие изменения внесены в локальный нормативный акт «Положение о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

[7] Структура плана воспитательной работы подразделения и плана воспитательной работы объединения различаются.

[8] Подробнее: Цибизова Е.Б. Дополнительное образование: назначение, содержание, проблемы разработки программы // Народное образование. — 2020. — № 1. — С.129-135.

Добавить комментарий

Войти с помощью: