Опыт внедрения профориентационной деятельности с использованием мультимедийных технологий на занятиях в рамках дополнительного образования (цикл встреч «Профессии XXI века»)

В данной статье рассматривается вопрос о важности профориентационной деятельности в рамках дополнительного образования.

Подчеркивается необходимость проведения профориентационных занятий с целью личного знакомства обучающихся с представителями профессий. Акцентируется внимание на индивидуальности профессионального пути. Отмечено, что при выборе профессии рекомендуется уделять внимание не только экономической составляющей выбора и престижу специальности, но и знакомиться с профессиональными трудностями специалиста, траекторией индивидуального профессионального пути, с возможностью трансформации выбранной специальности и принципами постоянного обучения в течение жизни.

Э.А. Соболевская,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
объединения «Бизнес школа»

М.Е. Титова,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
студии анимации «ОчУмелый мультик»

Бюджетное учреждение Омской области дополнительного образования
«Омская областная станция юных техников»,
Омск

Профориентация — это комплекс мероприятий, направленных на подготовку к самоопределению, а также формирование компетенции выбора профессии для дальнейшего трудоустройства с учетом склонностей и способностей личности, а также с учетом потребностей рынка труда [5]. Особенность профориентации на современном этапе заключается в том, что с каждым годом появляются, исчезают, либо изменяются десятки профессий, предъявляются все новые требования к компетенциям и образованию специалистов. Согласно Атласу профессий, до 2030 года исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых [10]. С учетом того, что в современном быстро меняющемся мире выбрать одну профессию на всю жизнь вряд ли удастся, профессиональное самоопределение подростков имеет некоторые трудности. Профориентация школьников часто происходит по стандартной схеме с использованием тестов, где школьник узнает собственные интересы, склонности и способности. Задача педагогов дополнительного образования не только создать условия для проявления способностей обучающихся, но и обучить навыкам и компетенциям, которые будут актуальны для XXI века.

С целью профориентации и знакомства подростков с профессиональным опытом специалистов, педагогами БУ ДО «Омская областная станция юных техников» направлений «Бизнес школа» и «Студия анимации» была разработана краткосрочная программа в рамках дополнительного образования «Профессии XXI века». Для этого на подготовительном этапе были найдены представители различных профессий, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в городе Омске. Это важное условие для формирования патриотизма и любви к родному городу, а также стремления осуществлять свою профессиональную деятельности в нем.

Главной целью занятий является знакомство школьников с профессиональной деятельностью представителей профессий и особенностями индивидуального жизненного пути. В ходе занятий достигается ключевая образовательная цель — формирование представлений о различных профессиях, а также передача профессионального опыта специалиста обучающимся. Главная идея заключается в том, что именно человек создает свою профессию, и общение с ее представителем дает школьникам понимание личного пути конкретного специалиста. Путем общения с представителями различных профессий происходит развитие навыков коммуникации, профориентации, навыков командной работы, креативности. На основе полученного опыта, а также творческих образов обучающимся предлагается создать мульт-этюд на тему «Мир профессий: настоящее и будущее». В рамках занятий на базе учреждения организуются встречи с представителями творческих профессий (сценарист, актер, художник), digital-профессий (программист), профессионалами в области социально-значимых сфер деятельности (учитель, фельдшер), специалистами в области технических наук (инженер), встреча с предпринимателем. На базе выездных площадок было организовано посещение тематических выставок и знакомство с профессией «Экскурсовод» в рамках исторической выставки в музее «Россия — моя история» (рис.1), а также знакомство с профессией «Архитектор» в рамках посещения выставки «Союз двадцати одного» в музее «Эрмитаж — Сибирь» (рис.2).

Первоначально дети заполняли таблицу, в которой отражались представления школьников о внешнем виде специалиста, его качествах, месте получения образования, рабочем дне. На основе этого приглашенные специалисты составляли рассказ и предлагали тематические мастер-классы и рефлексию в конце занятия.

Цикл занятий состоит из двух блоков. Первый блок — это десять тематических встреч с представителями профессий. Встречи включают рассказ специалиста о своей профессии, мастер-класс от специалиста, блиц-опрос, создание собирательного образа специалиста (художественный образ, рисунок).

Второй блок предполагает на основе полученного опыта, а также творческих образов создание обучающимися мульт-этюда на тему «Мир профессий: настоящее и будущее» (одно, два занятия). Время проведения одного занятия на базе учреждения — 1 час 45 минут. Занятия проходят два раза в неделю. Возраст школьников — 11-17 лет.

Первый опыт реализации программы вызвал огромный интерес у обучающихся. Так, при знакомстве с медицинскими профессиями ребята встретились с фельдшером (рис.3). Специалист рассказал школьникам об особенностях работы на станции скорой медицинской помощи, особенно заинтересовали ребят случаи из профессиональной жизни специалиста. В качестве мастер-класса школьникам были продемонстрированы навыки оказания первой медицинской помощи (рис.4). Они узнали, что первую помощь может оказать любой человек, находящийся рядом, и от его быстрых и правильных действий может зависеть жизнь человека. Обучающиеся познакомились с десятью базовыми навыками оказания доврачебной помощи пострадавшим — помощь при ожогах и кровотечениях, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, прием Геймлиха, действия при переломах и другие. Каждый школьник попробовал применить знания на практике в учебной ситуации и ушел с четким пониманием того, что умение оказать первую помощь — это очень важный навык, и в экстренной ситуации он может спасти чью-то жизнь.

Рисунок 3. Встреча с фельдшером

Важный вывод ребята сделали при знакомстве с педагогической профессией. Деятельность учителя казалась школьникам очень простой — неполный рабочий день, ведение одних и тех же уроков из года в год и возможность ставить оценки, которые он хочет. Но проведя всего лишь сорок минут урока на мастер-классе, организованном учителем, ребята поняли, что эта работа требует тщательной подготовки каждого занятия, навыков управления аудиторией, работы со своим голосом, умения действовать нестандартно, творчески преподносить материал, способности заинтересовать абсолютно разных учеников, находящихся в одном классе. Заполнение журналов потребовало от ребят максимальной сосредоточенности, а также умения писать разборчиво и без ошибок.

Рисунок 4. Оказание первой медицинской помощи.

Особый интерес вызвали у школьников творческие профессии — сценарист, актер и художник. Многие ребята мечтают заниматься творчеством — рисовать, стать дизайнерами, аниматорами, блогерами, освоить актерскую профессию, обрести известность. На встрече с актером театра школьники задавали много вопросов, и во время рассказа об обычном рабочем дне были удивлены, что он состоит из необходимости заучивать большие объемы текста, постоянной работы со своим голосом и над сценической речью, репетиций и читок различных сценариев (рис.5). На мастер-классе по актерскому мастерству ребята за короткий промежуток времени перевоплощались в необычные для них образы и пробовали себя в искусстве пантомимы. Познакомившись с профессионалом в области сценарного искусства, ребята на мастер-классе по сторителлингу попробовали создать свой сценарий. Они узнали о том, что не так-то просто придумать увлекательную историю: для этого очень важно придумать новую идею или посмотреть на уже существующую с необычной стороны, создать главного персонажа, других героев и диалоги между ними, знать техники управления зрительским вниманием и много других профессиональных тонкостей.

Рисунок 5. Встреча с актером.

Самая ожидаемая встреча у ребят — это встреча с программистом, ведь практически каждый второй школьник хочет найти высокооплачиваемую работу в сфере IT-технологий, например, создав свою игру или мобильное приложение. Стоит отметить, что под работой в данной области скрывается более 50 профессий, практически для каждой нужно знание языков программирования и английского языка. Для ребят было удивительно, что программист не обязательно весь день работает на компьютере: цель специалиста — написать код для программы, а затем применить и протестировать его. Большую часть его рабочего времени при этом может занимать чтение технического задания, анализ ошибок, встречи с тестировщиками и мониторинг различных сервисов. Кроме того, специалист озвучил и неприятные минусы профессии: сидячая работа, нагрузка на зрение, постоянное обучение новому, необходимость изучения специальной литературы и посещение курсов. Программист подчеркнул, что при трудоустройстве ценится не только диплом и твердые навыки (hard skills), но и умение работать в команде, инициативность, коммуникабельность, способность контролировать бизнес-процессы (soft skills).

Яркие эмоции у школьников вызвала встреча с предпринимателем, ведь многие из них мечтают, как и известные представители бизнеса, с легкостью создать свой успешный старт-ап практически с нуля, но оказалось, это не так просто (рис.6). Для предпринимателя очень важно владеть теоретическими знаниями о финансовом планировании, продвижении своего продукта, знать, откуда берутся клиенты и какой персонал нужен, чтоб бизнес стал успешным. На мастер-классе от предпринимателя ребята генерировали бизнес идеи, развивали креативность, придумывали рекламу, а также оценивали идеи с точки зрения их полезности, ведь бизнес должен не только приносить доход, но и улучшать жизнь людей. В конце занятия у школьников появились первые учебные бизнес-планы и навык их защиты перед аудиторией.

Рисунок 6. Встреча с предпринимателем.

На занятиях каждый из ребят смог окунуться в интересный профессиональный мир, попробовав, хоть и ненадолго, но стать его частью. В рамках «блиц-опроса» каждый мог задать свой вопрос специалисту и получить ответ на него. Важный вопрос, на который отвечали профессионалы всех областей, — «Как они видят свою профессию через 10 лет и какие навыки нужны школьнику, чтобы стать успешным специалистом в каждой области?». Ответ на этот вопрос показал обучающимся, каким предметам им стоит уделить большее внимание в школе, какие знания получить, какие навыки и качества необходимо развивать. Особое внимание уделено развитию навыков XXI века: критическому мышлению, навыкам командной работы, креативному подходу к делу, навыкам самопрезентации.

В рамках сегодняшних реалий профориентационная работа проводится в форме онлайн-обучения. Встречи со специалистами осуществляются путем организации zoom-конференций с участием представителей профессий, обучающихся и педагогов. Была организована онлайн-встреча с инженером-метрологом, а также вебинар «Творческие профессии будущего» (вебинар «Глобал Диалог» со специалистом Istituto Europeo di Design, где слушателям было рассказано об особенностях творческих профессий в сфере дизайна в России и за рубежом). Онлайн-встречи требуют особой подготовки, информирования всех участников о правилах zoom-этикета, а также особенностях визуальной подачи информации для удержания интереса всех участников онлайн-процесса.

На завершающем этапе всех занятий по теме обучающиеся создают мульт-этюд. Школьники придумывают сюжет на основе опроса специалиста. В основе сценария мульт-этюда — специалист, его рабочее место (фон), предметы, с которыми он взаимодействует и основные качества, необходимые для того, чтобы стать профессионалом в своей области, а также развиваться в ней. В качестве домашней работы обучающиеся создают персонажей и фон, а на занятии происходит их корректировка и съемка этюда. Для того чтобы выполнить эту часть задания, обучающимся достаточно смартфона, организации для него статичного положения и фонарик или настольная лампа в качестве постоянного источника света (рис.7).

Рисунок 7. Мобильное съемочное место для создания мульт- этюда.

Мульт-этюды создаются покадрово, с помощью программы для смартфонов «Stop Motion Studio» на основе собранного ребятами материала (рис.8). Это позволяет обеспечить большее количество съемочных мест, а также удобно в дистанционной работе. В программе после создания проекта есть возможность менять скорость воспроизведения, что помогает в процессе просмотреть движение персонажа. Также можно записать звук с помощью дополнительной функции в программе для озвучки мульт-этюда. Занятия завершаются демонстрацией мульт-этюдов и последующей рефлексией.

Рисунок 8. Интерфейс программы для смартфонов «Stop Motion Studio».

Продемонстрировав свои этюды, ребята делятся впечатлениями о встречах, рассказывают о том, как изменилось их представления о профессии, делают собственные выводы о том, как будет строиться их индивидуальная траектория обучения и профессионального выбора.

Таким образом, можно заключить, что профориентационная деятельность является важной частью дополнительного образования. Объединяя знания и умения, полученные в школе и в рамках дополнительного образования, школьник может определиться с предметной областью, которая ему необходима для выбора специальности. При этом, знакомясь с представителями профессии, изучая и анализируя их индивидуальный опыт, развивая навыки XXI века, обучающийся может понять истинные мотивы выбора профессии и в дальнейшим стать конкурентоспособным, гибким и успешным на рынке труда.

Литература

  1. Альтендорфер А. Анимация кадр за кадром / пер. с нем. А.Ю. Татаринова, О.В. Готлиб. — М.: ДМК Пресс, 2020. 164с: ил.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие для студентов вузов / М.: Акад. Проект: Фонд «Мир», 2005. 329 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения — М: Academia, 2004 — 304 с.
  4. Основы профориентологии: Учеб. пособие для студентов вузов / [С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова]. — М.: Академия, 2009. — 174, с.
  5. Пряжникова Е.Ю. Профориентация / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников.— М.: Academia, 2016. 496 с.
  6. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика» / под ред. Л.М. Митиной. — М.: Академия, 2005. — 334 с.
  7. Сборник материалов Областной конференции по мультипликационной педагогике. Полёт «Жар-птицы» горизонты мультипликационной педагогики. Составитель Анофриков П.И. под общей редакцией Мелик-Пашаева А.А., 2014, 436 с.
  8. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. — Москва: Сфера, 2006. — 119 с.
  9. Атлас новых профессий. Ссылка: http://atlas100.ru.

Добавить комментарий

Войти с помощью: