Скалолазание как способ социальной адаптации детей с ограниченными возможностями

В статье рассматривается один из способов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, такой как адаптивное скалолазание.

Раскрываются особенности методик по адаптивному скалолазанию для детей с ОВЗ. Особое внимание обращается на эффективность использования адаптивного скалолазания в развитии и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Предложено описание опыта для реализации образовательных адаптированных программ. Статья адресована как педагогам, так и родителям с детьми с ОВЗ.

Е.П. Швецова,
педагог дополнительного образования по направлению скалолазание и туризму,
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношей „Звездный“»,
Соликамск

Адаптивное скалолазание (англ. paraclimbing) — вид спорта и вид активного отдыха для людей с ограниченными возможностями, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу.

Адаптивное скалолазание (параклаймбинг) ориентировано на людей с ограниченными физическими возможностями здоровья. Это не только вид спорта, но и метод реабилитации, не только физическая нагрузка, где работают все группы мышц, но и тест на координацию движений и логическое мышление. Еще один плюс в том, что большинство инвалидов, относящихся к разным нозологическим группам, не имеет к нему противопоказаний. Заниматься адаптивным скалолазанием могут взрослые и дети, не имеющие слуха и зрения, с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) и артритом, с повреждениями позвоночника и мышечной дистонией, а также те, у кого ампутированы конечности (занятия возможны даже при отсутствии двух нижних конечностей).

У адаптивного скалолазания есть два направления: спортивное и адаптивное. Спортивное направление — paraclimbing, встречается также название «параскалолазание». Первое — спортивное — направление скалолазания является совсем молодым, и у его истоков стояли такие страны, как Россия, Италия, Япония. В нашей стране предложил и основал этот вид спорта Пиратинский А.Е. в 2006 году. Второе — адаптивное скалолазание как реабилитационные мероприятия, данный вид носит только индивидуальный характер т.к. опробован в единичном варианте (3-4 спортсмена).

Согласно закону «Об образовании в РФ», дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Работая с такими детьми, понимаешь — это особенные дети. У них свой мир, свое понимание всего того, на что другие люди смотрят обыкновенно. Считаю своей главной задачей в работе с такой категорией детей открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя современными детьми.

Благодаря проекту «Адаптивное скалолазание „Своя вершина“» (поддержан Министерством образования и науки Пермского края) на базе нашего учреждения дополнительного образования создана образовательная площадка для занятий скалолазанием для детей с особенностями развития. Основная идея проекта заключается в содействии реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с особенностями развития посредством адаптивного скалолазания. Особенностью проекта является сетевое взаимодействие МАОУ ДО «ЦРТДиЮ „Звездный“» и МБОУ «Специальная (коррекционная) школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с целью решения актуальных задач по реабилитации и адаптации детей и подростков с особенностями развития.

На сегодняшний день у нас два скалодрома, где могут заниматься дети с ОВЗ:

  1. Один скалодром в здании МАОУДО «ЦРТДиЮ „Звездный“», он адаптирован под детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, т.к. они будут застрахованы специальной страховочной привязью и веревкой сверху без возможности травматичного срыва.
  2. Второй скалодром в подразделении «Клуб «Изумруд» МАОУ ДО «ЦРТДиЮ „Звездный“», где находится площадка по адаптивному скалолазанию для детей с нарушением слуха, зрения, речи, умственной отсталостью, с задержкой психического развития. Она представляет собой «нетравматичный» безопасный тренажер по скалолазанию в виде скалодромной комнаты.

Наше учреждение дополнительного образования на протяжении двух лет активно работает по развитию параклаймбинга (адаптивное скалолазание). Реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по адаптивному скалолазанию для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая разработана на основе нормативно-правовых документов.

Реализуя программу по адаптивному скалолазанию, первоначально мы столкнулись с рядом барьеров: во-первых, отсутствие опыта работы с детьми с ОВЗ, во-вторых — необходимость изучения функциональных особенностей, характера детей, что определило поиск подходов и индивидуализировало методы работы. Первые наблюдения определили обобщенные проблемы ребят. Из карт наблюдения было видно, кто боялся сделать первый шаг и встать на зацепы, кто, наоборот, смело и без чувства страха лез до конца, а потом боялся спуститься в низ. Приходили дети, которым сначала было очень сложно выполнять любые физические упражнения, они постоянно отвлекались и убегали. Для нас самым сложным было то, что многие ребята отказывались делать разминку, поэтому первостепенной задачей было «влюбить» детей в данный вид спорта, научить бороться с ленью, быть упорнее и добиваться успеха. Побеждая свои страхи, собственную неуверенность, боязнь высоты, переживания и стресс, мы снова и снова шли к победам на скалодроме, делая новый шаг к соревнованиям по адаптивному скалолазанию, добиваясь новых высот и достижений.

Образовательная адаптированная программа предполагает не только работу педагога-тренера с ребенком, но и занятия совместно с родителями или в сопровождении опекунов. Это связано с тем, что некоторым детям необходимо, чтобы был кто-то близкий, хотя бы на первых занятиях, потом ребята привыкают и могут уже заниматься только с тренером. Для родителей также важна поддержка, так как зачастую они лишний раз боятся выйти в общественные места.

Тренировочный процесс позволил определить набор заданий и приемлемых технических приемов для адаптивного скалолазания. Например, для развития моторики подойдут следующие упражнения: «Мяч», «Марш», «Равновесие». Упражнение «Мяч» — игры с мячом, хотя и очень просты, они доставляют огромное удовольствие. Это поможет развиться навыкам зрительного движения, наблюдения за объектами. Второе упражнение — «Марш» — относится к крупной моторике, и представляет собой простую двигательную активность. При этом ребенок повторяет движения за взрослым, например, имитирует шаг. Лучше начать с шага на месте, постепенно включая движения рук, а потом перейти к шагу вперед. Третье — «Равновесие» — для детей с аутизмом зачастую удержание равновесия является сложным, в то время как крупная моторика требует развития данной способности. Хорошим упражнением, помогающим развить равновесие, является ходьба по узкой линии. На занятиях в работе с детьми мы используем различные виды поощрений: тактильный контакт; поощрение жестами, словами; мотивация соревнованиями; бывают и угощения.

С детьми с ОВЗ младшего школьного возраста тренировочный процесс проходит в большинстве случаев в игровой форме, например, обучающемуся предлагается залезть до зацепа, где изображен позитивный герой и поздороваться с ним, задев его руку (лапку, если это животное). Дети лезут по траверсу (на скалодроме по горизонтали) свободно, но по команде тренера (хлопок, свисток и др.) должны коснуться ногой пола либо рукой потолка. Не разрешается спрыгивать на пол или выпрыгивать к потолку.

Благодаря занятиям адаптивным скалолазанием дети с нарушением слуха становятся более внимательными, сконцентрированными. Ожидая задания от тренера, учатся терпению, взаимовыручке. На занятиях мы используем лазерную указку для привлечения внимания детей и показа зацепов на скалодроме. На тренировках используются преимущественно наглядные методы обучения. Участвуя в соревнованиях по параклаймбингу внутри группы, обучающиеся приобретают лидерские качества, учатся принимать победы и поражения, поддерживать друг друга, показывают свои достижения в обучении.

Занимаясь параклаймбингом с детьми с РАС (расстройство аутистического спектра) необходимо отметить, что такие занятия благотворно влияют на их умственное развитие. Выполняя различные комбинации и элементы движений на скалодроме, они учатся мыслить иначе, находить свои варианты прохождения трассы. Таких детей на занятиях могут страховать их родители, законные представители, опекуны. Таким образом, участвуя в процессе физической подготовки и обеспечивая безопасность на занятиях, родители получают возможность улучшить свои взаимоотношения с детьми. Многие специалисты рекомендуют занятия скалолазанием для детей с ДЦП (детский церебральный паралич) вместо ЛФК, т.к. физическая нагрузка, элементы лазания, упражнения благотворно влияют на состояние и развитие мышечной системы организма, физическое состояние детей.

На занятиях в каждой из групп в первый год обучения периодизация учебного процесса носит условный характер. К каждому обучающемуся подбирается индивидуальный подход, учитываются особенности развития ребенка. Занятия проходят в небольших группах до 6-ти человек, это если дети с нарушением слуха, зрения, речи, умственной отсталостью, с задержкой психического развития. Для детей с ДЦП (детский церебральный паралич) занятия проходят в группах не более двух человек. Обязательно присутствие на занятиях родителей, опекунов, законных представителей. Основное внимание на занятиях уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств ОФП, освоению базовых элементов техники и элементов лазания, формированию образа существующей практики скалолазания.

Соревнования проводятся внутри группы по общей физической подготовке в течение года, а в конце года — в лазании на тренажере по простым (облегченным) трассам. По окончании учебного года обучающиеся выполняют нормативные требования по общей физической подготовленности и знают способы страховки, названия рельефов, зацепов, техник лазания, средств физической подготовки. По окончании учебного года планируется провести городской фестиваль по адаптивному скалолазанию, где ребята смогут показать, чему они научились.

Как известно, детям с ОВЗ сложнее адаптироваться в социальной среде и выстраивать отношения со сверстниками. За время реализации программы по адаптивному скалолазанию, можно отметить, что дети научились концентрировать свое внимание на трассах, включать воображение, стратегическое мышление и зрительную память, делать смелые и правильные движения. Родители отмечают, что после занятий ребята становятся спокойнее, так как часть своей энергии оставляют на скалодроме. Для нас важно, что дети научились слушать и слышать своего преподавателя, тренера, с которым сразу нашли общий язык и понимание. Дети с удовольствием посещают занятия, находят себе новых друзей и учатся ставить цели и достигать их.

Таким образом, в системе комплексной реабилитации и развития детей с ОВЗ инновационным методом является использование адаптивного скалолазания. Оно имеет множество особенностей, у него своя специфика, дающая ему определенные преимущества перед другими видами адаптивного спорта. Именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Для детей с особенностями развития это шаг к реабилитации и расширению контактов с окружающим миром.

Литература

  1. Антонович И.И., Спортивное скалолазание. / И.И. Антонович. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 70 с.
  2. Гросс Н.А. Оптимизация процесса реабилитации средствами физической культуры / Гросс Н.А., Горбунова, Е.А. // Образование и инвалидность: аспекты: материалы конф. — М.: 2005. С. 65-68.
  3. Захаров П.П., Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учебник для инструкторов альпинизма. / П.П. Захаров, Т.В. Степенко. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 127 с.
  4. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области: состояние, перспективы, пути развития: монография / [О.А. Апуневич и др.; под ред. О.А. Денисовой]. — Череповец: ЧГУ, 2016. 224 с.
  5. Кафидов И.Н., Алексеева С.И. Адаптивная физическая культура в реабилитации детей с церебральным параличом // Учебное пособие. — М., 2017.
  6. Пахомова А.В., Учебно-методическая разработка. Скалолазание. / А.В. Пахомова — М.: 2005. — 156 с.
  7. Смолина О.Ю. Методические рекомендации — Т.: 2019. — 33 с.
  8. Смолина О.Ю., Замаров И.А. Основы скалолазания: Методические рекомендации — Т.: 2016. — 48 с.
  9. Токмаков А.А., Коган О.С. Особенности тренировочного процесса детей с детским церебральным параличом, занимающихся спортивным туризмом // Современные проблемы науки и образования. — № 3, 2015.

Интернет-источники

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/e185d59b595b6bf58b8716c9d5129a3dd5b7630a/.
  2. Адаптивное скалолазание на искусственном и естественном рельефе в России и мире URL:https://lektsii.org/16-74051.html.

Добавить комментарий

Войти с помощью: