Событийные технологии в формировании семейных ценностей

В статье рассматривается опыт организации детско-взрослого сообщества «Содружество ДРП (дети, родители, педагоги)», как эффективной формы работы с родителями по формированию семейных ценностей у учащихся.

А.С. Ваниватова,
методист, педагог-психолог

Д.А. Белова,
педагогорганизатор

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Восхождение»,
Хабаровск

Ценностный потенциал семьи как общезначимой социокультурной ценности безграничен. Он развивается с опорой на созидательные и конструктивные ценностные ориентации. Семья объективно выступает посредником между личностью, социальными институтами и обществом в целом. Семья как «промежуточное звено» между индивидом и обществом также является субъектом деятельности, регулируемой через ее структурные элементы. Разделяемые семьей ценности, с одной стороны, отражают объективно существующие ценности социальной среды, а с другой — эти ценности признаются индивидом, входящим в структуру семьи.

Процесс формирования традиционных семейных ценностей пройдет успешно при согласованном взаимодействии семьи, образовательного учреждения и иных субъектов воспитательного процесса, которое позволит обеспечить системность, преемственность традиций, созидательного воздействия, непрерывность воспитательного воздействия педагога и семьи, «событийного общения» (В.И. Слободчиков).

Событийный подход к воспитательному пространству постепенно завоевывает признание педагогической науки и практики (Д.В. Григорьев, Н.Л. Селиванова, В.И. Слободчиков, А.А. Шибаева и др.). Уже сегодня он позволяет проектировать и воплощать в жизнь реальные педагогические события различного уровня, «выращивать» детско-взрослые событийные общности — объединения субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия, сотрудничества и содружества.

На протяжении последних лет целью инновационной деятельности детско-юношеского центра «Восхождение» г. Хабаровска являлось создание детско-взрослого сообщества «Содружество ДРП (дети, родители, педагоги)» как инструмента, влияющего на развитие личностных качеств всех участников образовательного процесса. Об опыте деятельности детско-взрослого сообщества «Содружество ДРП» и сообществ, входящих в его структуру, мы расскажем далее.

Творческая мастерская «Мне через сердце виден мир» объединяет детей и родителей, которые имеют общий интерес в изобразительной деятельности. Дети и родители на совместных мастер-классах изготавливают подарки для своих близких, для людей, которые нуждаются во внимании и заботе: это пожилые, ветераны войны и труда, дети, находящиеся на лечении в больницах и воспитанники специализированных учреждений. Так, на мастер-классе «Цветы», где участники изготавливали цветочные композиции для ветеранов Великой Отечественной войны и труда Дома ветеранов № 1; с душой и сердцем трудились дети и взрослые над поздравительной открыткой для своих любимых дедушек и бабушек на мастер-классе «Спасибо, что ты есть у меня!», посвященном дню пожилого человека; «Волшебная открытка для героя» к Дню защитника Отечества и других.

Для болеющих детей и воспитанников детских домов и интернатов у творческой мастерской «Мне через сердце виден мир» и детско-взрослым сообществом «Диалог +» реализуется проект «Подари улыбку детям!». Он начался с того, что на традиционном семейном мероприятии «Яблочко от яблоньки» прошел мастер-класс «Нам улыбается мир!» с участием японского художника Мацумото Адзума. Родители и дети творческой мастерской рисовали добрые картины, которые потом вместе с «Коробкой храбрости» (игрушки, книги, краски, альбомы, собранные детьми и родителями) были переданы в отделение онкологии и гематологии детской клинической больницы им. А.К. Пиотровича. Организацию торжественного вручения подарков взяло на себя ДВС «Диалог+», которое провело театрализованное представление и игровую программу для детей в больнице.

Участники ДВС «Диалог+» и творческой мастерской не намерены были на этом останавливаться, и за последние три года они успели посетить и порадовать малышей детского дома № 33 п. Тополево Хабаровского специализированного дома ребенка, детского противотуберкулезного диспансера, краевого психоневрологического интерната. В этом году родители и дети расписали стены отделения онкологии и гематологии детской клинической больницы им. А.К. Пиотровича.

Особенностью ДВС «Диалог+» является любовь детей и родителей к театрально-игровой деятельности. В мероприятиях, которые они проводят, дети и родители в одной связке как команда: «Живи, театр, восьмое чудо света!», «Конкурс чтецов», «Битва хоров», «Конкурс бардовской песни». Особенности ДВС «Диалог+» является любовь детей и родителей к театрально-игровой деятельности. В мероприятиях, которые они проводят, дети и родители в одной связке как команда. Родители отмечают, что за время подготовки к этим мероприятиям значительно улучшились отношения в семье. Они стали более доверительными, дети стали больше рассказывать о своих успехах и неудачах, появились общие дела и планы. На основе общих интересов в детско-взрослом сообществе был организован «Родительский хор».

Клуб интеллектуальных игр проводит множество мероприятий, которые способствуют расширению кругозора, развитию внимания и логики, а главное общению разных поколений: «Путешествие с „Гамбитом“ по следам шахматных фигур», интеллектуальный космический бой «Земля и космос», креатив-бой «Дети&Родители», викторина «Своя игра „День матери“ и др. Одним из ключевых событий стала праздничная программа с элементами конкурса „Традиции нашей семьи“, где семьи продемонстрировали внимательное отношение друг к другу, поддержку, умение работать сообща и вместе отдыхать.

Семейный театр — еще одна форма театрального взаимодействия детей и родителей. Ефремкины и Ко» — это любительский семейный театр, организованный руководителем образцового детского театра «Сюрприз», который выступает на больших сценах и имеет хорошие успехи. В этом году, не смотря на пандемию, семейный театр вернулся в сентябре из Москвы сразу с тремя дипломами победителей VI Всероссийского фестиваля семейных любительских театров «Сказка приходит в твой дом», Театр был вознагражден дипломами в номинациях «Лучший актёрский ансамбль», «Лучшая постановка» и «Лучшая женская роль», которая досталась Ирине Ефремкиной, она играет в семейном театре вместе с дочерью, 15-летней Инной.

Лето — благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач, поэтому участники «Содружества ДРП» проводят его вместе.

Ежегодно дети и родители театральной студии «Диалог» выезжают на совместный летний отдых на турбазу в бухте «Окуневая», где в 2019 году был реализован проект «Здоровым быть здорово!». В результате насыщенного совместного пребывания у детей и родителей не только формируется потребность в здоровом активном образе жизни и совместной культуре отдыха, но еще они учатся в бесконфликтной среде, появляется больше доверия у детей к взрослым, реально повысился авторитет родителей.

Плодотворная работа Клуба интеллектуальных игр вылилась в интересную совместную поездку детей и родителей летом 2019 года на озеро Байкал. Для учащихся шахматного клуба «Гамбит» явилось событием принять участие в XXVI Международном шахматном турнире «Байкальские зори», а для родителей — использовать эту возможность для совместного времяпрепровождения со своими детьми. В совместное путешествие отправились 14 детей, 13 родителей и 1 педагог. Там они успели посетить Улан-Удэ, Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь, село Тарбагатай, Музей истории культуры Старообрядцев и, конечно, шахматные соревнования.

В творческой мастерской «Мне через сердце виден мир» в летнее время организуются выезды —пленэры для детей и родителей. Члены детско-взрослого сообщества побывали в Польше на международном пленэре «Вдохновение горных вершин», в Китае на пленэре в солнечном Байдайхе, Санкт-Петербурге на международном пленэре «Белые ночи», в Сочи на пленэре «Город, который можно свернуть в трубочку», во Владивостоке с проектом «Архитектура Владивостока». Пленэры сблизили детей, родителей, педагога. Дети совершенствовали свое мастерство, родители получали навыки рисования, педагог совершенствовал методику преподавания, и все вместе получали неоценимый опыт взаимодействия, основанный на общих интересах.

Несмотря на сложный период 2020 года мы продолжали совместную работу с родителями и детьми в условиях пандемии. Были организованы различные онлайн-проекты и события. Акция «Герой в моей семье», посвященной 75-летию Великой Победы. Чтобы выразить чувство благодарности великому подвигу прадедов, наши семьи подготовили видео-рассказы о своих героях, продемонстрировав бережное отношение к истории и реликвиям в своих семьях. Проект «Онлайн-лето с «Восхождением». Каждое утро дети и родители начинали с зарядки под руководством педагогов клуба чирлидеров «Смайл», а затем их ждали различные совместные мастер-классы, игры, викторины, конкурсы, спектакли, онлайн-концерты, онлайн-экскурсии, видео-рассказы и мультфильмы наших объединений. Период самоизоляции дал возможность сблизиться с членами семьи, родители и дети стали проводить больше времени вместе, а центр «Восхождение» сделал это времяпрепровождение увлекательным и интересным.

Таким образом, значимость данной работы заключается в осмыслении возможностей детско-взрослого сообщества как эффективной формы работы с родителями по формированию семейных ценностей у учащихся, а также в продолжении деятельности ДЮЦ «Восхождение» по созданию системы группового наставничества средствами детско-взрослого сообщества.

Литература

  1. Болотова, М.И. Семейный клуб как событийная детско-взрослая общность: событийный-интегративный подход / М.И. Болотова // Национальные приоритеты России: научный журнал. — Омск: ООО ИЦ «Омский научный вестник», 2009. — № 1. — С. 145-150.
  2. Куклева Н.В. Развитие личностной субъектности ребёнка в системе социального партнерства «Детско-взрослое сообщество „Диалог+“» // Развитие человеческого потенциала системы образования для общества знаний: сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции, Ч. 2. — Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2019. — С. 75-79.
  3. Ваниватова А.С., Калашникова Е.Н., Семенюк Н.М. Социальное партнерство как условие формирования детско-взрослого сообщества // Развитие человеческого потенциала системы образования для общества знаний: сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции, Ч. 1. — Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2019. — С. 24-28.
  4. Волжина, О. И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества /О. И. Волжина. — М., 2001. — 31 с.
  5. Куклева Н.В., Мирвис Ю.В. Формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье в условиях совместного отдыха детей и взрослых // Развитие человеческого потенциала системы образования для общества знаний: сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции, Ч. 2. — Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2019. — С. 80-86.
  6. Москаленко Н.М., Бобровская И.В. Творческая мастерская «Мне через сердце виден мир» // Информационно методический журнал Про_ДОД — ГБПОУ «Воробьевы горы» — № 4 (22), 2019. — С. 69-74.

Добавить комментарий

Войти с помощью: