Синергия ресурсов общего и дополнительного образования в реализации учебного предмета «Труд (Технология)» в условиях промышленного города

В статье рассматривается особое значение достижения целевых и задачных установок учебного предмета «Труд (технология)» в условиях промышленного города. Представлен опыт реализации инвариантного модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» в сетевом взаимодействии общего и дополнительного образования.

П.А. Бухарев,
педагог дополнительного образования

А.Е. Деженина,
методист

М.В. Сахарова,
методист

С.Ю. Шишкова,
методист

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Городской Дворец детского
(юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»,
г. Новокузнецк

Создание возможностей для выявления и воспитания талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий и технологического предпринимательства, повышение престижа профессии ученого и инженера является чрезвычайно важным для достижения цели научно-технологического развития России [1].

Актуальная необходимость развития кадрового инженерного потенциала, цифровизация всех сфер жизни людей потребовала модернизации предмета «Технология» на основе модульного принципа построения программы. В настоящее время программа учебного предмета «Труд (технология)» представлена логически завершенными учебными блоками (модулями), что позволяет достичь конкретных образовательных результатов и предусмотреть разные образовательные траектории ее реализации. Основной целью освоения содержания программы по учебному предмету «Труд (технология)» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления [5]. Важной задачей остается подготовка подрастающего поколения к выбору профессии, к трудовой деятельности, воспитание человека труда.

Новокузнецк входит в число наиболее значимых промышленных центров страны: в городе функционируют комбинат полного металлургического цикла, алюминиевый и ферросплавный заводы, выпускающие более 60 % промышленной продукции, производимой в городе. Это придает особое значение достижению целевых установок учебного предмета «Труд (технология)».

Ключевая проблема для российского рынка труда, в том числе и металлургических предприятий, – острая нехватка квалифицированных кадров. Небыстрый карьерный рост и высокий уровень притязаний выпускников, является преградой для выбора профессии металлурга, уступающей по привлекательности остальным профессиональным трендам. Добавим, что подростки не могут видеть металлурга, инженера в профессиональной деятельности и им сложно понять значимость и красоту их труда.

Все это предопределило необходимость объединения усилий реального сектора экономики (металлургических предприятий) и образовательных учреждений в реализации традиционных и генерации новых действенных форм и методов профессиональной ориентации детей и подростков. И ведущая роль здесь принадлежит дополнительному образованию, которое является значимым фактором профессионального самоопределения. Это обусловлено особенностями данного вида образования, его способностью обеспечить тесную связь с практикой и ориентацией на создание конкретного продукта [5].

Интересной и продуктивной формой профориентации юных жителей Новокузнецка стал проект «МеталлПрофи» (далее – Проект), инициированный и реализованный некоммерческой организацией «Благотворительный фонд поддержки ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской» при поддержке «Благотворительного фонда “ЕВРАЗ СИБИРЬ”»[1] в рамках грантового конкурса «ЕВРАЗ: город идей – город друзей!». Цель Проекта – создать школу юного металлурга для детей от 8 до 16 лет для знакомства с технологическими процессами, применяемыми в металлургии, и показать многообразие и значимость рабочих специальностей металлургических предприятий.

В рамках Проекта в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Городской дворец детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской» было организовано образовательное пространство «Мастерская технического моделирования».

Фото 1.

Одной из задач, которую решали организаторы Проекта, – создание реалистичных моделей металлургического оборудования, выполненных на 3D-принтерах: доменная печь, чугуновоз, конвертор, миксер. В рамках Проекта ребята изучали историю металлургии, металлургических предприятий Кузбасса, посетили Научно-технический музей им. И.П. Бардина, получили консультации его сотрудников, встретились с металлургами.

Но главное, необходимо было дать обучающимся возможность овладеть не только технологическими знаниями, но и прикладными умениями по преобразованию материи, базовыми элементами технологий обработки металлов. Для этого было приобретено оснащение, являющееся уменьшенной копией оборудования на реальном производстве: печь тигельная, печь муфельная, изложницы, вальцы прокатные, ножницы гильотинные, машина шлифовальная, обрезчик углов, тиски, слесарный инструмент, штангенциркуль. Также были приобретены расходные материалы: оловянно-свинцовый сплав, смесь для изготовления опок для ковки. И теперь ребята могли самостоятельно попробовать отлить заготовку из металла, поработать кузнецами и прокатать металл. Новокузнецкие школьники вместе с педагогами стали участниками мастер-классов «ЯСталевар», «ЯПрокатчик», «ЯЛитейщик», «ЯКузнец», «ЯШтамповщик».

На современном этапе адаптивного введения обновленного содержания предмета «Труд (технология)» в условиях отсутствия материально-технического обеспечения предусмотрена возможность реализации программы на базе других образовательных организаций, включая учреждения дополнительного образования [4]. Образовательное пространство «Мастерская технического моделирования» и его оборудование привлекло внимание учителей технологии, которые выступили с предложением о реализации на базе «Городского дворца детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской» инвариантного модуля учебного предмета «Труд (технология)» – «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов».

Однако в организованном нами сетевом взаимодействии общего и дополнительного образования реализуется не указанный модуль, а дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный металлург» (далее – Программа), расширяющая и дополняющая материал предмета «Труд (технология)».

Фото 2

Цель Программы: развитие у обучающихся познавательных интересов, формирование технологической культуры в процессе освоения методов преобразования и обработки металлов.

Содержание Программы сопряжено с общим содержанием инвариантного модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» (далее – Модуль) учебного предмета «Труд (технология)», содержательно ориентированным на получение обучающимися представлений о технологиях обработки материалов, знакомство с инструментами и правилами их безопасного использования, организацией рабочего места, характеристиками профессий, связанных с получением и обработкой данных материалов.

Например, в 6 классе в процессе освоения содержания данного Модуля учащимися рассматриваются, в том числе, следующие вопросы:

  • общие сведения о видах металлов и сплавах;
  • получение и использование металлов человеком;
  • тонколистовой металл и проволока;
  • способы обработки тонколистового металла;
  • инструменты для разметки, правки, резания тонколистового металла;
  • операции (основные): правка, разметка, резание, гибка тонколистового металла;
  • профессии, связанные с производством и обработкой металлов.

Именно они и были положены в основу содержания программы «Юный металлург». Познакомимся подробнее с практико-ориентированной деятельностью обучающихся в рамках Программы, на примере темы «Я – сталевар».

Фото 3.

После изучения правил техники безопасности и теоретических вопросов ребята приступают к выполнению следующих этапов работы. Первый – подготовка шихты (сырья для дальнейшего переплава). Материалы проходят контроль на соответствие химического состава. При необходимости металл режут до заданных размеров, удаляют неметаллические включения, затем отправляют на переплав.

На втором этапе металл подвергается высокотемпературной обработке в огнеупорном тигле с соблюдением установки точных температурных параметров. Работа с высокими температурами требует индивидуальной защиты (рукавицы, очки или маски) и специального инвентаря (тигельные щипцы, асбестовые коврики).

Затем обучающиеся готовят изложницы – формы, заполняемые расплавленным металлом для получения слитков. Разливают по ним металл, и вот слиток готов для выполнения следующих операций – ковки, штамповки, прокатки.

Формой аттестации по итогам освоения Программы были выбраны итоговые практико-ориентированные контрольные задания: например, «Отлить сляб/изложницу из предложенного материала (шихты) с соблюдением технологии изготовления» (задание «Я – сталевар»); «Изготовить из сляба лист толщиной 1 мм, шириной 50 мм, длиной 70 мм» (задание «Я – прокатчик»); «Изготовить из листовой заготовки сферу диаметром 20 мм» (задание «Я – штамповщик»).

Для оценки уровня подготовки обучающегося в процессе выполнения им практического контрольного задания использовались следующие критерии:

  • соблюдает технику безопасности;
  • знает технологию работы, последовательно соблюдает ее и поясняет;
  • выбирает и правильно использует инструменты, приспособления и оборудование при выполнении технологических операций;
  • применяет правильные и безопасные приемы работы с инструментами, приспособлениями и оборудованием.

Анализ выполнения итоговых работ показал, что обучающиеся овладели технологическими операциями на оптимальном и достаточном уровне. Ребята проявляли интерес к занятиям, узнали историю металлургических предприятий Новокузнецка, осознали значимость профессии металлург. Полученные результаты, несомненно, способствуют достижению целей и задач реализации учебного предмета «Труд (технология)».

Таким образом, наш опыт работы показал: взаимодействие общего и дополнительного образования оптимизирует достижение целевой установки Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [3] – способствовать вовлечению обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации и реализовывать современные образовательные модели, в которых обучающиеся могут применить полученные знания и навыки в практической деятельности.

Список литературы:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
  2. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] М.: Федеральный институт развития образования. М.: Издательство «Перо», 2014.
  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
  4. Письмо Минпросвещения России от 21.06.2024 № 01-09/419 «Об изменении названия и содержания предмета «Труд (технология)»: Методическое письмо по учебному предмету «Труд (технология)».
  5. Реализация инвариантного модуля «Производство и технологии» учебного предмета «Труд (технология)». Основное общее образование: Методические рекомендации / О.Н. Логвинова, Д.А. Махотин. М.: ФГБНУ «ИСРО», 2024.

[1] ЕВРАЗ – Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат, ведущий производитель рельсов в России и СНГ, один из крупнейших в стране производителей сортового проката: арматуры, квадратной и круглой заготовки.

Добавить комментарий

Войти с помощью: