Занимательные опыты и эксперименты как инструмент работы с детьми дошкольного возраста

В современных реалиях преподавателям и родителям приходится искать новые для них инструменты, способы воспитания и обучения детей. В статье описан опыт педагога по работе с детьми дошкольного возраста с использованием занимательных экспериментов, которые помогают ребенку быстрее исследовать мир. Автор предлагает несколько примеров того, как можно использовать подобные эксперименты на практике.

ИЮГопкалова,
воспитатель
ГБПОУ Школа № 1194
Москва

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка. Обучающийся постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше.

Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение. Грамотное дошкольное воспитание детей — это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми. [1]

Одна из главных обязанностей воспитателя — развитие тех качеств, которые в будущем помогут ребенку легче добиваться своих целей. Одной из проблем является сложность в развитии интереса к познанию окружающего мира у детей. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома, не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. [2, с. 83]

Невозможно заставить ребенка что-то сделать — он должен быть увлечен этим делом. Поэтому для привлечения внимания воспитатели придумывают что-то новое и увлекательное. Такие «придумки» становятся педагогическим инструментом, который педагог может использовать при необходимости. Одним из самых неформальных и интересных инструментов, позволяющих заинтересовать ребенка, являются наглядные и увлекательные опыты.

Каждый ребенок легко находит разнообразные объекты для изучения. Для детей весь окружающий мир — это огромная лаборатория для экспериментов. Из ребенка-исследователя при поддержке родителей и педагогов может вырасти прекрасный взрослый-исследователь. Такой человек будет не просто умным, но и очень наблюдательным, умеющим логически мыслить и делать выводы. Он будет находить вокруг много необычного и любопытного, он будет уметь радоваться и искренне удивляться всему, что видит вокруг. [3]

Прекрасным тренажером по развитию полезных навыков для ребенка станут самые обычные, становящиеся ежедневными, дела. Например, проводя каждый день эксперименты и сделав их традицией, мы стараемся развивать в наших воспитанниках усидчивость и любознательность.

Ребенок быстрее познает мир, когда он совмещает получение знаний и увлекательные, занимательные игры. В те моменты, когда дети начинают лениться, именно проведение опытов может привлечь их внимание и вернуть любознательность и желание развиваться. Результат можно получить, заинтересовав ребенка, но не заставляя его делать что-либо против своей воли.

Дети всегда стремятся узнать что-то новое, быть во всех местах одновременно и исследовать все, что их окружает. В порывах всеохватывающей любознательности иногда калечат себя или устраивают вокруг «погром». Для нас важно заинтересовать ребенка, переключить его внимание на спокойную, продуктивную, а не деструктивную деятельность.

Занимательные опыты являются одним из лучших способов благодаря своей эффектности — ребенок точно будет увлечен происходящим. Сам формат опытов уже является эффективным методом по формированию научного стиля мышления у обучающихся.

Ниже мы предлагаем три примера применения занимательных опытов. Они эффективно показали себя в нашей практике, поэтому мы предлагаем попробовать их в своей работе всем интересующимся.

Круговорот воды в природе и образование тумана

Эксперимент простой, но увлекательный. Поможет не только развить усидчивость, но и наглядно показать процессы, происходящие вокруг, а также создать свой собственный мир.

Ход эксперимента: Во влажную пластиковую бутылку поместить воздух и крепко закрыть. Вследствие температуры и давления растет испарение внутри бутылки, а как только теплый пар встретится с холодным воздухом — образуется настоящий туман.

«Сказка для ребенка»

В теплое время года во время прогулки на свежем воздухе необходимо собрать букет красивых цветов (процесс собирательства помогает развивать внимательность ребенка). Затем каждый цветок обработать нашатырным спиртом, со временем лепестки поменяют свой окрас и создадут настоящее «чудо». Если в процессе собирания букетов воспитанники нашли одуванчики с белыми шапочками, можно провести еще один увлекательный эксперимент. Для этого нужно поместить одуванчик в воду и удивить детей тем, что шапочки «выйдут сухими из воды».

Питательные вещества из почвы

Пример этого опыта можно позаимствовать у природы, а именно процесс получения растений с помощью корней питательных веществ из почвы. Для такого опыта понадобятся не настоящие растения или почва, а миска с водой, краски и бумажные полотенца. Дети могут вырезать из полотенец листочки, цветы или плоды, а затем поместить в миску с водой края получившихся фигур. Впоследствии ребенок будет увлечен процессом окрашивания фигур с помощью впитывания цветной воды.

Эксперименты могут легко и быстро помочь отучить детей от вредных привычек, например, от газировки. Для этого необходимо провести опыт с обесцвечиванием любимых детских напитков. Понадобится лишь газировка и бумажные салфетки. Необходимо опустить салфетку в стакан и оставить на несколько минут, повторять пока жидкость в стакане полностью не обесцветится, а весь краситель перейдет на салфетки.

В век интернет-технологий найти увлекательные опыты можно за пять минут. Такие исследования помогут в развитии ребенка, создадут ему запоминающийся, сказочный день, наполненный впечатлениями, а самое главное — помогут понять, что обучение может быть не только скучным, утомляющим процессом, но и увлекательным приключением.

Мы считаем, что занимательные опыты — это простой способ быстрого привлечения внимания ребенка, который способствует развитию наших воспитанников.

Список литературы

  1. Особенности воспитания детей дошкольного возраста. http://raguda.ru/ds/osobennosti-vospitanija-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  2. Зеленцова С.А., Заздравных И.И. «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка». Международная заочная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» Том I. Челябинск 2011 г.
  3. Зачем детям научные эксперименты и исследования? https://xn—80aamepirb6d.xn—p1ai/experiments_article.php
  4. Опыты по биологии. «Зачем нужны опыты?» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования. Городская станция юных натуралистов. Кемерово. http://gorsun.org.ru/lib/experiments/intro/.

Добавить комментарий

Войти с помощью: