Организация внеурочной деятельности школьников по биологии в дистанционном формате

В статье раскрываются отдельные теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности школьников по биологии в дистанционном формате.

Среди этих аспектов — методы, средства, формы организации внеурочной деятельности в онлайн формате, принципы обучения, а также анализ созданного авторами дистанционного курса по биологии для школьников.

К.А. Степура,
студент Воронежского государственного педагогического
университета 4 курса естественно-географического

факультета профиля «Биология»

М.А. Шацких,
учитель биологии высшей квалификационной категории,
почетный работник общего образования Российской Федерации.
Воронеж

Актуальность статьи обоснована тем, что в настоящее время в связи со сложной эпидемиологической ситуацией практически все образовательные учреждения страны переходят на дистанционный формат обучения, в том числе и школы. В данной ситуации у обучающихся нет возможности посещать школу, но они могут изучать предметы при помощи дистанционных образовательных технологий.

При очном формате обучения возникает необходимость проведения обучения при помощи дистанционных технологий обучения. Они нужны для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как такие ученики лишены возможности посещать школу лично. Таким образом, дистанционные образовательные и электронные технологии вынуждены внедрятся в нашу жизнь, в том числе и во внеурочную деятельность по биологии в школе.

Термин «внеурочная деятельность» трактуется несколькими определениями. Нами было выделено определение: «внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» (Григорьев, 2010). Внеурочная деятельность является составной частью основной образовательной программы и базисного учебного плана, в отличие от внеклассной работы (Андреев, 1999). На основе сопоставления этих понятий с другими общепринятыми методическими понятиями внеурочную деятельность по биологии следует отнести к одной из форм обучения биологии, внеклассную работу — к одной из составных частей системы биологического образования школьников (Никишов, 2020).

Внеурочная деятельность может проходит в дистанционном формате. Под дистанционным обучением понимается «самостоятельная форма обучения, при которой взаимодействие учителя и обучающихся, а также обучающихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты, реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий» (Полат, 2020). В Российской Федерации дистанционное обучение не является формой получения образования, а признано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

Под внеурочной деятельностью в дистанционном формате мы понимаем все внеурочные виды деятельности школьников, в результате которых есть возможность решения задач воспитания и социализации и проходящих на расстоянии с помощью дистанционных образовательных технологий.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий имеет ряд преимуществ и недостатков. Преимущества: доступность обучения, которая не зависит от географического положения; свобода и гибкость графика; повышение качества информации за счет применения современных средств; визуализация и демонстрация информации, моделей; обмен информацией; общение между несколькими пользователями, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга; сама дистанционная форма привлекает обучающихся.

К недостаткам относят: отсутствие личного живого общения между учениками и учителями, а также среди учеников; упор на письменные основы обучения; нехватка специально разработанных учебных программ и курсов; отсутствие постоянного контроля над обучающимися; недостаток практических знаний (Бичев, 2021).

Внеурочная деятельность важна в процессе обучения в школе. Она облегчает индивидуальный подход к обучающимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности. При проведении классических уроков в школе невозможно ответить на все вопросы учеников. Внеурочная деятельность вместе с урочной является действенным средством, мобилизующим активность обучающихся в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

Цели внеурочной деятельности по биологии в дистанционном формате не отличаются от целей в очном формате, они соответствуют основным целям и результату общего образования. Целью организации внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов Федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС):

  1. создание условий для становления и развития личности обучающихся;
  2. формирование их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, которое обеспечивает их социальную успешность;
  3. развитие творческих способностей;
  4. сохранение и укрепление здоровья.

Для реализации этого используются различные виды деятельности: игровая, проектная, досугово-развлекательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, проблемно-ценностное общение. При этом могут использоваться различные дистанционные технологии: кейс-технология, ТВ-технология (трансляционная), сетевая технология (Полат, 2020).

Организуя внеурочную деятельность школьников по биологии в дистанционном формате, учителю необходимо следовать определенным общим педагогическим принципам обучения и специфическим принципам дистанционного обучения и принципам внеурочной деятельности.

Общими принципами обучения являются принципы научности, доступности, сознательности, активности, прочности, систематичности и последовательности, наглядности, интерактивности, фасилитации, совместной деятельности, рефлективности, индивидуализации и дифференциации, личностно-деятельностного подхода в организации обучения, добровольности.

Основополагающим принципом среди общих для дистанционного формата обучения является принцип наглядности, который может трансформироваться в принцип визуализации. Принцип интерактивности заключается в использовании информационно-коммуникационных технологий. Принцип фасилитации означает помощь во включении обучающегося в деятельность, при этом создавая психологически комфортную атмосферу и предпосылки для саморазвития личности.

Специфические принципы дистанционного обучения представлены в интерактивности, заданного уровня усвоения, содержания и характера взаимодействия в учебном процессе, приоритета самостоятельного обучения, идентификации, регламентированности обучения.

Важным требованием обучения в дистанционном формате является принцип интерактивности, согласно которому ученик должен реально ощущать при проведении всего курса, что его учебная деятельность протекает вместе с деятельностью учителя или с ощутимой обратной связью, ответом программных средств на действие ученика. Принцип заданного уровня усвоения заключается в том, что ученик должен поднять свой индивидуальный уровень знаний до базовой величины и выше в конце обучения. Принцип содержания и характера взаимодействия в учебном процессе представляет собой модельное размещение материала и опосредованное взаимодействие. Принцип идентификации заключается в контроле самостоятельности обучающихся. Принцип регламентированности заключается в жестком контроле и планировании обучения.

Специфические принципы внеурочной деятельности: добровольность, связь обучения с жизнью, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы, связь внеурочной деятельности с уроками, коммуникативная активность обучающихся, массовость. Принцип добровольности определяется тем, что специфику внеурочных занятий, их форму и направление должен выбирать сам обучающийся. Ему должен быть предоставлен выбор кружков и секций. Принцип массовости представляет собой активное участие большого количества обучающихся. Принцип связи внеурочной деятельности с уроками предусматривает единство различных целей уроков и внеклассных занятий. Реализация принципа связи обучения с жизнью позволяет создать и обеспечить тесную связь между внеурочной деятельностью и условиями жизни обучающихся.

Методы при организации внеурочной деятельности в дистанционном формате могут использоваться разнообразные. К ним можно отнести эвристические методы: дискуссии, ролевые и деловые игры, ситуационный анализ и т.д. Дискуссия может проводиться на форуме, в чате, на вебинаре, в видеоконференции Zoom, аудиоконференции Discord. При использовании игровых и деловых игр необходима веб-страница, где находятся все необходимые материалы, при таком методе применяются видеоконференции и чат, которые дают возможность создания модели той или иной ситуации. Когда применяется метод ситуационного анализа, материал ситуации должен быть размещен на веб-странице, в которой организуется обсуждение проблем.

Наиболее продуктивным методом внеурочной работы в дистанционном формате являются интерактивные методы, а именно организация данной работы с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. К таким методам относят мозговой штурм, работа в группах, ролевая игра, разработка проектов, решение ситуационных задач, дискуссии, тренинги, интервью, дебаты, просмотр и разбор видеофрагментов и другое (Вайндорф-Сысоева, 2020).

При организации внеурочной деятельности используются различные приемы, при этом дистанционные образовательные технологии их расширяют. Представление учебного материала может происходить по электронной почте, на сайтах, в электронных библиотеках, в форме видео. Задания различного типа могут быть в виде текста, теста, различных квестов (виртуальных путешествий), кейсов, ряда статей и так далее.

Общение учителя и обучающихся может проходить в различных форматах, например, чат, мессенджеры (WhatsApp, Viber, Telegram), видеоконференции, социальные сети (ВКонтакте, Facebook), форумы, электронные дневники (Дневник.ру) и т.д. Результаты могут быть представлены в личном кабинете, электронных дневниках, а также в социальных сетях и тому подобное.

Средства обучения во внеурочной деятельности школьников не отличаются от урочной. К средствам относятся электронные образовательные ресурсы, учебники, библиотеки (Юрайт, Национальная электронная библиотека, Университетская библиотека, Электронная библиотечная система Лань и другое), тренажеры, аудио- и видеоматериалы, виртуальные конструкторы, тестовые среды, цифровые образовательные ресурсы, учебники в бумажном варианте и т.д.

Электронные учебники могут быть более доступны, чем учебники в бумажном формате. При этом они имеют ту же структуру и содержание, как у печатной формы учебника. Такой учебник содержит иллюстрации, мультимедийные элементы и ссылки, которые адаптированы под электронный формат и расширяют содержание учебника.

В электронной библиотеке находится информационная система, которая позволяет надежно сохранять и эффективно использовать различные коллекции электронных документов, книг, научных статей, выпускных квалифицированных работ через сеть Интернет. Электронная библиотека может быть в виде веб-сайта, где собраны и накапливаются разные тексты и медиафайлы.

Инструментом для индивидуального изучения какой-либо темы является электронный тренажер, который позволяет отрабатывать навыки, определять уровень знаний, умений и навыков обучающихся (такое имеется в библиотечной системе Юрайт).

Источники информации очень разнообразны. К ним относят: аудио- и видеоматериалы на CD-носителях, информационные сайты, энциклопедии, поисковые системы Интернета. Цифровые образовательные ресурсы представлены отдельными цифровыми содержательными модулями, поддерживающими изучение какого-либо фрагмента определенной учебной темы, которые жестко привязаны к конкретному учебно-методическому комплексу.

Для создания курса, факультатива или кружка по биологии, который будет проводиться в дистанционном формате необходимо следовать этапами, которые представлены в статье Н.В. Никуличевой, О.И. Дьяковой, О.С. Глуховской:

  1. Определение цели, задач, концепции обучения, темы дистанционного курса (кружка, факультатива).
  2. Формулировка универсальных учебных действий (УУД) для развития в рамках дистанционного курса.
  3. Подбор заданий для контроля и измерения сформированности УУД.
  4. Подбор теоретического материала для выполнения заданий дистанционного курса.
  5. Разработка главной страницы курса, его глоссария, календарно-тематического планирования, инструкции для обучающихся, указание источников литературы по теме, в том числе и дополнительной, каталога ссылок, новостной ленты, входного и выходного анкетирования, организация рефлексии.
  6. Планирование дистанционного курса с учетом используемых педагогических технологий дистанционного обучения и учебных организационных форм.
  7. Организация работы средств коммуникации внутри дистанционного курса: онлайн — групповые вебинары, видеоконференции, консультации, в том числе и индивидуальные в мессенджерах; офлайн — обсуждение в форуме, по электронной почте (Никуличева, 2020).

М.Е. Вайндорф-Сысоевой выделяются проблемы организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для образовательной организации в целом. Она определяет 6 направлений проблем:

  1. нормативно-правовые, которые заключаются в проблемах разработки экономической схемы оплаты авторам дистанционного курса;
  2. педагогические, основанные на проблеме подготовки педагогов дистанционных курсов;
  3. технические и эргономические, заключающиеся в недостаточном количестве и качестве компьютерного оборудования, сбоях в работе с Интернетом, его некачественный доступ и тому подобное;
  4. психофизиологические, которые состоят из недостатка рабочего времени на проведение таких курсов, либо большая загруженность учителей;
  5. социальные, которые сводятся к проблемам признания авторства дистанционного курса;
  6. оптимизация сочетания доступности и качественности (Вайндорф-Сысоева, 2020).

Следует выделить электронные образовательные ресурсы, под которыми понимаются материалы и средства, содержащие систематизированные сведения учебного характера, представленные в электронно-цифровой форме, включающие в себя структуру, предметное содержание и методические данные о них и размещенные в виртуальной образовательной среде школы, призванные обеспечивать образовательный процесс.

Существуют различные электронные образовательные ресурсы, которые можно классифицировать. М.Е. Вайндорф-Сысоева классифицирует их следующим образом:

  1. наличие ссылок без комментариев или с методическими рекомендациями;
  2. наличие различного формата заданий, заданий с проверкой в системе дистанционного обучения (СДО) или с отправкой результатов по почте;
  3. наличие ссылок с методическими рекомендациями, файлов и заданий с проверкой в СДО или с отправкой результатов работы на почту;
  4. контент, который содержит различные элементы и ресурсы, в том числе интерактивные лекции, задания, видео ресурсы, тесты и другое (электронный образовательный курс).

Также имеются электронные образовательные ресурсы, которые используются учителем. Их разделяют на несколько типов: разработанные учителем, переработанные учителем, экспортированные у автора, экспортированные у автора с изменениями учителя.

Компонентами электронный образовательных ресурсов являются лекция (видео или ее текст), электронные справочные или дополнительные материалы, тест, семинар, задание, форум, глоссарий, чат, пояснение, страница, вебинар, опрос, учебная программа.

Для разработки нашего дистанционного курса по биологии мы решили узнать отношение обучающихся к такому формату проведения внеурочной деятельности. По результатам анкетирования мы создали курс внеурочной деятельности в дистанционном формате по предмету «биология».

Нами была разработана анкета по оценке проведения внеурочной деятельности школьников в дистанционном формате. Цель данного анкетирования — узнать мнения обучающихся средней общеобразовательной школы № 102 в 9 «в» и 10 «а» классах, связанных с организацией и проведением внеурочной деятельности в дистанционном формате. Тематика вопросов: «Посещение кружков (дополнительных занятий) после уроков», «Наиболее удобная форма проведения кружков», «Достоинства и недостатки проведения внеурочной деятельности в дистанционной форме», «Формы и средства обратной связи с учителем», «Проведение кружков и дополнительных занятий в дистанционном формате».

По результатам анкетирования мы выяснили: большая часть учеников посещают дополнительные занятия вне школы (в других образовательных учреждениях); выбор наиболее удобной формой проведения внеурочной деятельности обучающимися неоднозначен (50% выбрало очную форму, другие 50% учеников — дистанционную); самым значимым достоинством проведения занятий в дистанционном формате обучающиеся считают индивидуальный темп выполнения заданий; 50% обучающихся испытывают трудности при дистанционном обучении (недостаточное количество дистанционных материалов, отсутствие лабораторного оборудования), 31% опрашиваемых никаких трудностей не испытывают, никто не испытывает трудностей в наличии дома персонального компьютера; наиболее удобными средствами обратной связи с учителем обучающиеся выбрали видеоконференции, чаты, мессенджеры (в том числе Viber, WhatsApp), электронный дневник; большинство опрашиваемых учеников для электронного обучения используют мобильные телефоны; 70% обучающихся посещают кружки и дополнительные занятия очно (69%), дистанционно — редко (31%). Таким образом для проведения внеурочной деятельности школьников в дистанционном формате есть все условия, так как у большинства имеется доступ в сеть Интернет.

Нами был разработан дистанционный курс по биологии для 7 класса: «Разнообразие и особенности животного мира». Проведение этого курса необходимо, так как в школах на уроках биологии уделяется мало времени на видовое разнообразие животных и на некоторые особенности этих животных, например, на пение птиц, их распространение, особенности образа жизни и тому подобное. Вследствие недостатка изучения этого направления у обучающихся может снижаться познавательный интерес к биологии.

Цель курса «Разнообразие и особенности животного мира» — создание условий для систематизации знаний по курсу «Зоология». Задачи курса:

  • расширение и углубление знаний учеников о разнообразии животного мира, особенностях мест обитания, специфике главных типов, классов царства Животные;
  • развитие познавательного интереса обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых при создании проектов;
  • формирование навыков работы по плану;
  • развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать информацию;
  • формирование умения работать с научным материалом (текстом), дистанционными учебными средствами.

Курс во внеурочной деятельности значительно расширяет школьный курс биологии. Занятия имеют общеинтеллектуальное направление развития личности обучающихся. Курс в первой половине учебного года состоит из двух составляющих: изучение материала по темам, проходящим на уроках биологии, и биологического марафона по пройденным темам как закрепление и проверка усвоения знаний.

Два месяца первого учебного полугодия обучающиеся изучают особенности одноклеточных и беспозвоночных животных, их разнообразие, условия их местообитания. Курс состоят из таких модулей, как «Простейшие», «Губки и кишечнополостные», «Черви», «Моллюски», «Членистоногие». Последний модуль делится на подмодули: «Ракообразные», «Паукообразные», «Насекомые». Здесь применяется метод кейс-технологии, используются электронные учебники, материалы (видео, презентации), подготовленные учителем. Ученикам даются задания, которые выполняются на основе данных материалов, и затем ответы отправляются учителю. Далее проводится биологический марафон, состоящий из заданий, которые ученики выполняют каждую неделю либо в группах, либо индивидуально (по желанию обучающихся). В конце марафона определяются призовые места, выдаются сертификаты.

Во втором полугодии курс состоит из нескольких блоков, которые соответствуют классам позвоночных животных: «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Млекопитающие». Занятия проводятся 1 раз в неделю. Один из вариантов проведения дистанционных занятий: обучающиеся выполняют задания по теме в течение недели, затем отправляют учителю на проверку через электронную почту или другие средства обратной связи, то есть обучающиеся занимаются самостоятельной работой. Другие варианты проведения: виртуальная экскурсия, видео лекция, дискуссия, беседа, которые проводятся на платформе Zoom, Discord, поиск информации, работа с литературой, в том числе и научной, создание мини-проектов, обучение с помощью веб-технологий.

После изучения каждого блока второго полугодия проводится дистанционное занятие в форме викторины, биологического марафона, путешествия, биологической игры или конференции мини-проектов. Каждое занятие сопровождается мультимедийной презентацией, созданной в программе Microsoft PowerPoint, которая позволяет визуализировать материал и компенсировать нехватку использования реальных моделей.

Задания, которые даются обучающимся, построены таким образом, чтобы было возможно их выполнять дистанционно от школы. При выполнении этих заданий ученики могут самостоятельно, без помощи учителя, их решать. Если возникают трудности, то ученик всегда может связаться с учителем по удобному для него средству обратной связи с педагогом.

При прохождении какой-либо темы не обязательно общение должно происходить при помощи платформы Zoom. Обучающиеся могут общаться с учителями с использованием электронной почты, социальных сетей (например, ВКонтакте, WhatsApp, Viber), возможно применение программы Discord.

Уникальна возможность посещать многие музеи виртуально. С использованием платформы Zoom и подключения демонстрации на экраны можно проводить виртуальные экскурсии. Например, в наш курс включены виртуальные экскурсии в Зоологическом музее Санкт-Петербурга. Такую экскурсию можно проводить, отправляя видео с сайта Дарвинского музея или их YouTube-канала, где собраны множество видео о животных и их интересные факты. В такой форме есть возможность провести экскурсии: «Совы», «Древние властелины морей» при прохождении блоков «Птицы», «Млекопитающие».

Помимо виртуальных экскурсий в нашем курсе присутствуют мини-проекты. Например, при изучении блока «Класс Птицы» обучающиеся проводят маленькие исследовательские работы: «Синантропизация птиц в Воронежской области и Воронеже», «Сходства и различия популяций птиц в городской черте и загородной», «Подсчет гнезд в городской и загородной средах и их сравнение». Цель данных мини-проектов — изучение особенностей птиц в городской и загородной среде. Например, мини-проект «Синантропизация птиц в Воронежской области и Воронеже». Обучающимся дается задание: посчитать сколько видов птиц на разных улицах Воронежа. Каждый ученик считает количество видов птиц на данной учителем улице в течение недели. Затем полученная информация собирается и подсчитывается коэффициент синантропизации, проводится беседа с обучающимися, делаются выводы (Шацких, 2021).

При изучении этого блока на одном из занятий используется CD-диск, где находится биологическая игра «Голоса птиц». Данную игру можно проводить в Zoom при демонстрации экрана или в других программах, где возможна подобное общение с демонстрацией экрана.

Итоговое занятие блока «Класс Птицы» в нашем курсе — занятие «Путешествие по галактике Aves». Цель — закрепление знаний учеников, полученных на ранее пройденных занятиях, в том числе об особенностях строения птиц, их мест обитания, пении птиц. Занятие проводится на платформе Zoom с использованием демонстрации презентации. Мультимедийная презентация построена так, чтобы создать благоприятную атмосферу перед экраном при помощи правильно построенных спецэффектов (приближение картинки, звуковое сопровождение). Занятие представляет собой путешествие учеников по галактике Aves (в переводе с английского языка «птицы») на космолетах, в котором участники «путешествия» передвигаются от одной планеты к другой, выполняя различные задания.

В рамках нашего курса можно проводить онлайн-встречи с различными представителями высших учебных заведений, заповедников, зоопарков, если есть такая возможность. В школе № 102 был опыт проведения таких встреч с представителями Нижне-Свирского заповедника. Так как мы находимся в Воронеже, то представители могут быть из таких организаций, как «Всероссийский научно-исследовательский институт лесной генетики, селекции и биотехнологии», «Центр охраны животных «Наша природа», «Центр экологической политики».

Разработанный нами курс может использоваться не только при дистанционном проведении внеурочной деятельности, но и при очном формате. Эти же материалы также можно применять в урочной деятельности, когда происходит переход на дистанционный формат обучения.

Таким образом, организация внеурочной деятельности школьников по биологии в дистанционном формате вполне возможна. Она может реализовываться в соответствии с требованиями ФГОС. Используя различные средства дистанционного обучения, дистанционные технологии, электронные ресурсы, можно создать курс, который будет увеличивать познавательный интерес к предмету, расширять знания об окружающем мире и при этом легко и качественно демонстрировать объекты и предметы изучения биологии.

Список литературы

  1. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М., 1999. 196 с.
  2. Бичев В.Г. Дистанционные технологии в активизации внеурочной спортивной деятельности учащихся. // Вопросы педагогики. 2021. № 9-1. С. 16-19.
  3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. М., 2020.
  4. Государственный Дарвиновский музей: сайт. М., 2021. — URL: http://www/darwinmuseum.ru/projects/separate-exp/raspisanie-videorolikov/ (дата обращения: 29.10.2021).
  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., 2010.
  6. Зоологический музей. Санкт-Петербург. Виртуальный тур: сайт. СПб., 1999-2021. — URL: https://www.zin.ru/museum/virtual_tour/ (дата обращения: 29.10.2021).
  7. Никишов А.И. Методика обучения биологии в школе: учебное пособие для вузов. М., 2020.
  8. Никуличева Н.В. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 4-17.
  9. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. М., 2020.
  10. ФГОС: сайт. М., 2016-2021. — URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 28.10.2021).
  11. Шацких М.А. Организация работы с обучающимися в рамках модуля «Лесные животные» программы дополнительного образования «Школьное лесничество». Воронеж, 2021.

Добавить комментарий

Войти с помощью: