О методических аспектах разработки сетевых дополнительных общеразвивающих программ

Разработка сетевых образовательных программ является приоритетным, но в то же время, недостаточно проработанным и вызывающим много вопросов направлением обновления содержания дополнительного образования детей. В статье подробно рассматриваются характеристики сетевых образовательных программ, модели организации сетевого взаимодействия и вопросы формирования некоторых разделов (в том числе, учебного плана). Статья может быть использована в практике работы методистов и педагогов дополнительного образования детей образовательных организаций, так как поможет им разрабатывать сетевые программы, корректировать и обновлять содержание и методики дополнительного образования.

Л.Н. Буйлова,
старший методист ГБПОУ «Воробьевы горы», главный редактор журнала «Про-ДОД», ведущий эксперт Научно-методического центра развития образовательных систем, Почетный работник общего образования,кандидат педагогических наук, доцент  

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образовательных программ.

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разработать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Нормативно-правовое регулирование сетевого взаимодействия

Сетевое взаимодействие образовательных организаций и режим регулирования отношений между ними подкреплены нормативными документами, утвержденными на государственном уровне и определяют суть этой технологии и условия ее регулирования [5].

Федеральный закон № 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15) определяет нормативную основу сетевого взаимодействия в образовании: 

  • образовательные программы могут реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого взаимодействия (ст. 13, п.1).  
  • сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (ст.15);
  • в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (ст.15).

ФЗ 273 (ст.15) определил особенности сетевой формы реализации образовательных программ: 

  • новая инфраструктура: ресурсы нескольких организаций (образовательные, материально-технические, кадровые);
  • новое содержание: содержание образования разрабатывают специалисты разных организаций; увеличение вариативности образовательных программ;
  • новое учебно-методическое обеспечение;
  • новые взаимоотношения: взаимодействие организаций разной ведомственной подчиненности; удаленный характер субъектов образовательного сотрудничества, расширение возможностей для общения, мобильность (передвижение) обучающихся.
  • новые кадры: реализуют программы специально подготовленные кадры.

Провозглашенный в Концепции развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014 г. № 1726-р) принцип «программоориентированности», обозначил роль программы как базового элемента и задал потенциал многообразия дополнительных общеразвивающих программ (традиционных, модульных, разноуровневых, интегрированных, комплексных и др.), которые могут реализовываться в сетевой форме, используя такие преимущества дополнительного образования, как свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям.

Реализация дополнительных общеразвивающих программ в сетевой форме обеспечивает индивидуализацию процесса обучения и предоставляет большие возможности для разработки индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий обучающихся, что «повышает доступность дополнительного образования для разных категорий детей, позволяя решать одну из основных задач современного дополнительного образования [1].

Идеи сетевого взаимодействия становятся предметом внимания в «Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 3.09.2019 № 467) [8], где определены приоритеты: 

  • развитие сетевой формы реализации образовательных программ с возможностью зачета освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ при обучении по основным образовательным программам и формирование индивидуальных учебных планов обучающихся (п.1.3.);
  • создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ (п.2.2. – г.);
  • разработка методик, содержащих механизмы выявления и внедрения лучших практик использования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ (п. 3.6. – ж);
  • участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (п. 3.9. – ж).

Образовательная деятельность по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, осуществляется посредством взаимодействия между организациями в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательной программы [4]. 

Роль сетевого взаимодействия в современной системе образования.

Сетевое взаимодействие при реализации дополнительных общеразвивающих программ рассматривается уже не как дополнительные контакты, а как качественно новый вариант организации образовательного процесса, как современная технология, обеспечивающая решение ряда вопросов в сфере образования на новом уровне, в том числе совместное использование ресурсов [5]. Поэтому сетевая форма реализации дополнительных общеразвивающих программ:

  • не является модернизированным вариантом традиционных форм обучения, а предполагает «тотальную образовательную метаморфозу с совершенно новой инфраструктурой, специфическим содержанием, особенным учебно-методическим обеспечением и специально подготовленными кадрами для работы в сети» [2];
  • позволяет решать образовательные задачи, которые ранее не могла решить отдельная образовательная организация, а также генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, обмен образовательными результатами, средства профессионального роста);
  • предполагает ориентацию на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в процессе совместной деятельности и с использованием ресурсов этих организаций;
  • содержит огромный потенциал для повышения качества, доступности и результативности дополнительного образования.
  • является сложным процессом взаимоотношений нескольких субъектов, поэтому в практике такого сотрудничества существуют различные формы организации сетевого взаимодействия, состав нормативных документов и форм сетевых договоров.

Модели и формы сетевого взаимодействия для реализации дополнительных общеразвивающих программ 

Существуют различные модели реализации образовательных программ в сетевой форме [3] (Рис.1). 

Рис.1. Традиционная и сетевая формы реализации программ.

Условно все многообразие организационных форм сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур можно объединить в следующие группы:

1) формы «социального партнерства», предусматривающего «вертикальные» связи между участниками сетевого взаимодействия, когда субъектами сетевого взаимодействия выступают общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего), предприятия и организации экономической и социальной сферы) (Рис.2).

Рис. 2. Вертикальная модель сетевого взаимодействия

2) формы «горизонтальной сети» (когда партнерами сетевого взаимодействия выступают несколько образовательных учреждений). Наиболее распространенный тип «горизонтальной сети» – муниципальная сеть (система сетевого взаимодействия образовательных учреждений одного муниципального образования) (Рис.3).

Рис. 3. Горизонтальная модель сетевого взаимодействия

«Горизонтальные сети» могут различаться по типу организации.

Кустовая модель предполагает наличие лидера, ядра. Модель, предполагающая группировку сети школ и организаций дополнительного образования детей вокруг одного более мощного образовательного учреждения – учебного ресурсного центра (Рис.4)

Рис. 4. Кустовая модель сетевого взаимодействия

Смешанная модель, в которой участниками сети являются разные по содержанию деятельности, а иногда и по ведомственной принадлежности, и по организационной форме образовательные и «не образовательные» организации, у которых есть общие цели, интересы и идеи для реализации (Рис.5).

Рис. 5. Смешанная модель сетевого взаимодействия

Типовые модели реализации образовательных программ в сетевой форме

Типовая модель № 1. «Сетевое взаимодействие организаций, реализующих дополнительные образовательные программы» [1]

Две или несколько организаций, которые имеют лицензию на образовательную деятельность, на основании договора о сетевом взаимодействии и регламента о разработке совместной образовательной программы осуществляют подготовку к разработке, разработку и реализацию совместной дополнительной программы. Такие программы могут быть разноуровневыми или модульными.

При этом, каждая из образовательных организаций будет реализовывать и, следовательно, отвечать за результат освоения обучающимися определенного уровня или конкретного модуля совместно разработанной образовательной программы. В практике такой способ сетевого взаимодействия называется моделью совместной реализации дополнительных общеобразовательных программ (рис 6.)

Рис. 6. Модель совместной реализации образовательных программ

Типовая модель № 2. «Сетевое взаимодействие с образовательной организацией, не реализующей дополнительные образовательные программы».

Образовательная организация может реализовывать любые типовые модели дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: (традиционные, разноуровневые, модульные) и использовать при этом ресурсы организаций, которые не имеют лицензию на образовательную деятельность, но являются ресурсными организациями, так как на основании договоров о сетевом взаимодействии и об аренде/безвозмездном пользовании, предоставляют свои ресурсы, необходимые для реализации ДОП. В лицензии на образовательную деятельность первой организации при этом указываются адреса ресурсных организаций (Рис.7,8).

Рис.7. Сетевое взаимодействие образовательных организаций

Рис.8. Модель сетевой реализации образовательной программы

Таким образом, в рамках двух типовых моделей образовательных программ, реализуемых в сетевой форме, могут реализовываться 3 типовые модели дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (традиционные, модульные, разноуровневые). Обучение по каждой из них может быть, в том числе дистанционным и/или электронным. Рост вариативности реализации дополнительных программ в сетевой форме обеспечивает индивидуализацию процесса обучения и предоставляет большие возможности для разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Все это, в свою очередь, повышает доступность дополнительного образования для разных категорий, позволяя решать одну из основных задач современного дополнительного образования [1].

Содержание дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме.

Модернизация содержания дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме предусматривает проектирование и внедрение программ в соответствии со следующими положениями:

  • свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
  • соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
  • разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
  • модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
  • творческий и продуктивный характер образовательных программ;
  • открытый и сетевой характер реализации.

В рамках разрабатываемых программ рекомендуется учитывать современные тенденции развития науки, техники, техносферы, биосферы и т.д. и консультироваться с ведущими специалистами профильных направлений.

Особенности проектирования дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме (Рис. 9).

Обучение детей осуществляется по разработанным в кооперации с сетевыми партнерами дополнительным общеразвивающим программам, также допускается использование разработанных организацией дополнительного образования программ, но с учетом их корректировки под используемые помещения и объекты.

Рис. 9. Модель дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой в сетевой форме

Характеристики дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме:

  • направленность на создание образовательного пространства, востребованного социумом;
  • предоставление возможности обучения по индивидуальным образовательным траекториям;
  • направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор;
  • организация широкой практики за пределами образовательной организации;
  • широкие возможности для организации и погружения учащихся в разнообразные профессиональные пробы;
  • направленность на решение задачи успешной социализации обучающихся, освоения ими современных социальных практик.

Программа, реализуемая в сетевой форме, чаще решает междисциплинарные задачи и состоит из нескольких взаимосвязанных модулей. Модули реализуют «участники» сети, взаимоотношения и обязанности которых устанавливаются в локальных нормативных актах и в соответствующем Договоре, так как основой таких программ является готовность и потребность в совместной деятельности разных организаций для достижения «объединяющей» междисциплинарной цели реализации программы.

При проектировании модульных дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме, выделяются проектировочные циклы:

  1. разработка общего замысла программы – определение целей, содержания, модульной структуры (перечня модулей) и определение сетевых партнеров;
  2. разработка и согласование инвариантного модуля модуль-погружение);
  3. разработка учебных модулей как основных единиц программы – их количество, распределение между организациями, а также разработка структуры модуля, предъявляемая в учебных элементах.

Каждая сторона определяет приоритеты в программе и несет ответственность за общий конечный результат, что является необходимым условием.

Особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме

Разработка и реализация сетевых дополнительных общеразвивающих программ основана на следующих принципиальных положениях [6]:

  • все программы строятся гибко, в виде набора модулей, на основе анализа запросов детей, родителей и общественности в определенных умениях и навыках, с возможностью дополнения и корректировки по мере необходимости;
  • основное содержание программ ориентировано на потребности заказчиков и на реальные виды деятельности, выраженные в конкретных заявках и пожеланиях;
  • методы обучения преимущественно ориентированы на практическую деятельность учащихся, в первую очередь, в рамках осваиваемых компетенций, роль педагога – организовать процесс обучения и обеспечить постоянную поддержку по ходу выполнения учащимися практических работ и заданий;
  • оценка результатов обучения заключается в освоении определенных знаний умений и навыков, обеспечивающих выполнение работ по заданному виду деятельности;
  • важным представляется выработка механизма зачета образовательной организацией результатов по дополнительным общеразвивающим программам в рамках сетевого взаимодействия;
  • реализация таких программ должна предусматривать использование дистанционных технологий.

Анализ реализации модульных программ в сетевой форме позволяет назвать обязательные условия:

  • сеть создается для достижения общего результата посредством объединения ресурсов, но при этом результат у каждого участника сетевого взаимодействия будет свой;
  • при сетевом взаимодействии и при реализации программ в сетевой форме устанавливаются многосторонние связи между всеми участникам в рамках общей совместной деятельности: организации реализуют определённые модули программы, используют свои ресурсы, но при этом обмениваются ресурсами дополняя друг друга и усиливая содержательную и методическую составляющую дополнительной образовательной программы;
  • каждый педагог, участвующий в реализации программы в сетевой форме, должен обладать определенными компетенциями для реализации модуля;
  • необходимым условием реализации программ в сетевой форме является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач: все участники модульной программы, реализуемой в сетевой форме, должны предоставить беспрепятственный доступ к своему модулю другим участникам.

Оформление дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой в сетевой форме.

К дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым в сетевой форме, применяются все нормативно-правовые требования, установленные к этому виду программ. Сетевая программа включает части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленностей.

Таким образом, структура сетевой дополнительной общеразвивающей программы и структура отдельного модуля формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» (Приказ 196, п.5) и включают: основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации и формы аттестации.

Рис. 10. Примерная структура дополнительной общеразвивающей программы

В заключение подчеркнем, что вопросы сетевого взаимодействия организаций в системе дополнительного образования – актуальный ресурс развития отечественного образования на современном этапе, который необходимо осваивать, рассматривая сетевое взаимодействие как современную высокоэффективную технологию, которая позволяет образовательным организациям не только функционировать, но и динамично развиваться, обеспечивая качественное решение сложных вопросов в сфере дополнительного образования. Настоящий аспект становится предметом особого внимания, прежде всего, со стороны государства, что зафиксировано в ряде нормативных документов, определяющих суть этой формы реализации образовательных программ и режим регулирования отношений в условиях сетевого взаимодействия.

Литература

  1. Быкова Е.В. Сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ как инструмент обновления системы дополнительного образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №11-2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-forma-realizatsii-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm-kak-instrument-obnovleniya-sistemy-dopolnitelnogo (дата обращения: 25.12.2021).
  2. Макаренко С.Н. Сетевая форма реализации образовательных программ // Рецензируемый научный журнал «Тенденции развития науки и образования». Апрель 2019. №49, Часть 2 Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2019. С. 8-10.
  3. Методические рекомендации по применению сетевых форм реализации образовательных программ. М., 2017.
  4. Приказ Минпросвещения РФ № 391 от 5 августа 2020 г. «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
  5. Попова И.Н. Актуальные проблемы проектирования общеразвивающих программ дополнительного образования детей нового поколения. // Внешкольник. № 3 (183). 2018. С. 12-17.
  6. Попов И.П., Сьянова Т.Ю. Разработка модульных структур сетевых образовательных программ горного профиля // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2523/ (дата обращения: 12.12.2021).
  7. Сетевая форма реализации образовательных программ не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это является целесообразным.
  8. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467. [Электронный ресурс] URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1100&documentId=12646 (дата обращения: 22.12.2021).

Добавить комментарий

Войти с помощью: