Особенности проведения родительских собраний в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются некоторые аспекты особенностей эффективного проведения классных собраний для родителей обучающихся с особыми образовательными потребностями, учитывая эмоциональные, психологические и интеллектуальные ресурсы родителей.

Описываются функции, принципы, задачи, формы, методы и рекомендации, обеспечивающие эффективность проведения родительских собраний в образовательных организациях для детей с ОВЗ в контексте современной роли классного руководителя, обусловленной изменениями в законодательстве. Статья будет полезна классным руководителям, педагогам специального и массового образования.

М.В. Зинченко,
учитель класса для детей со сложной структурой дефекта,
тьютор развития эмоционального интеллекта,
кандидат филологических наук
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 79»
Москва

В июле 2020 года Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором одной из ключевых национальных целей развития является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Как бы громко это ни звучало, но эту задачу предстоит реализовать, в первую очередь, классным руководителям. Об этом свидетельствует нормативная база изменений:

  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ, в части определения «воспитание» и необходимости разработки рабочих программ воспитания.
  • Поручения Президента России от 09.05.2020 № Пр-794 п.1е (Форум) и от 24.01.2020 № Пр-113 (доплата за классное руководство).
  • Постановление Правительства РФ от 04.04.2020г. № 448 (федеральная выплата за классное руководство).
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 12.05.2020 г. №ВБ-1011/08 (Методические рекомендации классным руководителям).

Теперь классный руководитель получает новую роль: классный руководитель — это:

  • помощник ребенка на разных стадиях его взросления;
  • специалист по современному детству;
  • связующее звено между всеми структурами, ответственными за защиту прав детства;
  • источник информации для семей об образовательных возможностях города и региона;
  • лидер в детском коллективе, чей пример способен сформировать у школьников осознанную гражданскую позицию.

С нормативной точки зрения, классный руководитель — это организатор сотрудничества педагогов и социальных партнеров в построении эффективной воспитательной системы школы.

Новое содержание работы классного руководителя определено Минпросвещением в Методических рекомендациях от 12.05.2020.

Так, ранее задачами классного руководителя были: гуманизация отношений между учениками, между учениками и педагогическими работниками; формирование у школьников нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой творческой деятельности учеников.

Теперь в задачи классного руководителя входит формирование способности учеников реализовать свой потенциал в условиях современного общества благодаря активной жизненной и социальной позиции, использованию возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ; формированию у школьников активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны.

Вместо организационно-координирующих, коммуникативных, аналитико-прогностических и контрольных функций, теперь классный руководитель должен осуществлять:

  • инвариантную часть (Личностно ориентированную деятельность по воспитанию и социализации учеников в классе. Деятельность по воспитанию и социализации учеников, которую проводят с классом как социальной группой. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями несовершеннолетних учеников, педагогическим коллективом, социальными партнерами. Ведение и составление классными руководителями документации);
  • вариативную часть деятельности, которая по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации.

Современный классный руководитель — это руководитель класса, владеющий ключевыми управленческими компетенциями: управление процессами, управление результатами, управление кадрами, управление ресурсами, управление информацией.

Обозначены следующие новые принципы работы классного руководителя:

  1. Опора на духовно-нравственные ценности народов России, исторические и национально-культурные традиции.
  2. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  3. Нравственный пример педагогического работника.
  4. Интегративность программ воспитания.
  5. Социальная востребованность воспитания.
  6. Поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания.
  7. Признание определяющей роли семьи в воспитании.
  8. Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка.
  9. Кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций).

Учитывая вышеописанные нововведения, исходя из современных направлений работы классного руководителя (организатор воспитательной работы в классе; координатор индивидуальных траекторий развития обучающихся; психолог детского коллектива; оператор межведомственного взаимодействия; коммуникатор и медиатор между всеми участниками образовательного процесса) и учитывая специфику организации образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, важнейшей формой работы классного руководителя с семьей данной категории (дети с ОВЗ) представляется родительское собрание.

Прежде чем рассмотреть эффективные формы и методы проведения родительских собраний в образовательных организациях для детей с ОВЗ в контексте современной роли классного руководителя необходимо определить эмоциональные, психологические и интеллектуальные ресурсы родителей детей с особыми образовательными потребностями.

Особенность классного руководства в классе для детей со сложной структурой дефекта обусловлена потребностью в максимально возможной адаптации и вовлечении детей данной группы в процесс социальной интеграции и личностной самореализации.

В настоящее время в классах для детей со сложным дефектом в образовательных организациях для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (ранее образовательные учреждения VIII вида) обучаются дети, у которых умственная отсталость сочетается с расстройствами аутистического спектра, сенсорными и речевыми нарушениями, различными формами детского церебрального паралича, хроническими соматическими заболеваниями, синдромальными формами, эпилептическими расстройствами (И.А. Каткова, 2016).

Государственная политика Российской Федерации в сфере обеспечения качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обеспечивает организационные, правовые и социальные механизмы реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на обучение и развитие и позволяет включать в систему общего образования и воспитания в том числе и детей со сложными нарушениями, вне зависимости от характера расстройств и степени их выраженности.

Статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это потребовало разработки таких специальных образовательных условий, которые бы учитывали особенности развития детей.

В этой связи в системе образования значительно возрос интерес к проблеме всесторонней помощи детям со сложными нарушениями. Повышенное внимание к решению этой задачи вызвано как расширением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, так и тенденцией к увеличению категории детей со сложными нарушениями развития, которые нельзя отнести к традиционным вариантам психического дизонтогенеза. Выделен смешанный вариант дизонтогенеза, который представляет сложные (комплексные) и множественные нарушения психического развития (И.Ю. Левченко, М.В. Жигорева, 2016).

К детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. Сложное нарушение развития — это специфически целостный феномен, характеризующий принципиально особую ситуацию развития ребенка.

Комбинации сочетаний первичных нарушений и различная степень их выраженности у обучающихся со сложным дефектом значительно затрудняют образовательный и воспитательный процесс.

В статье 38 Конституции РФ и статьях 63 и 64 Семейного кодекса РФ указывается на то, что родители имеют преимущественное право и обязанность представлять интересы своих детей и защищать их от возможных нарушений. Таким образом, родители имеют приоритет перед всеми другими физическими или юридическими лицами при решении проблем организации жизни их ребенка, в том числе и в области обучения.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в части роли родителей как равноправных участников образовательных отношений способствовало кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, изменив функциональные обязанности участников образовательного процесса и определив порядок взаимодействия между ними.

Родители должны быть активными участниками образовательной деятельности: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и внеучебной деятельности, помогать в ее организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках, принимать участие в разработке специальной индивидуальной программы развития.

Эмоциональная картина переживаний родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, представлена, как правило, одинаковым комплексом чувств и эмоций. Однако различаются отношение к дефекту, к ребенку, его жизненной перспективе и собственной ответственности, что свидетельствует о различиях в смысловой сфере переживания и в тактиках поведения.

Классному руководителю при подготовке к проведению родительского собрания необходимо учитывать психоэмоциональное состояние родителей.

Все родители «особенных» детей проходят стадии принятия диагноза ребенка:

  1. Первая стадия — шок и отрицание.
  2. Вторая стадия — злость и обида.
  3. Третья стадия — печаль и хроническая депрессия.
  4. Четвертая стадия — активный поиск решений, борьба.
  5. Пятая стадия — принятие, облегчение и адаптация.

Появление особого ребенка служит фактором семейного стресса и затрудняет формирование родительства, обостряет неблагоприятные тенденции реализации родительских функций.

Выделяют следующие типы реакций родителей и соответствующие им стратегии поведения:

  1. Принятие ребенка и его дефекта.
  2. Реакция отрицания.
  3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки.
  4. Скрытое отречение.
  5. Открытое отречение, отвержение ребенка.

Родители с позициями «смирения», «самоизоляции», «избегание проблемы», «ложной активности» не рассматривают себя как субъектов выбора жизненной стратегии и в качестве основного ресурса социокультурной интеграции ребенка. Их характеризует низкий уровень включенности в социально-реабилитационный процесс. Ответственность за процесс и результаты развития ребенка, за его неуспешность или достижения они возлагают на учителей и специалистов (А.А. Реан, 2007). Данная категория родителей ограничивает собственные возможности как ресурс социокультурной интеграции ребенка, в силу чего у ребенка формируются личностные качества, обобщенно названные социологами «психологией инвалидности» (В.С. Ткаченко, 2007).

Родители с позицией «конструктивная активность» осознают, что успешность и результаты развития ребенка напрямую зависят от того, как они построили пространство жизни своей и его в имеющейся ситуации. Основной выбираемой жизненной тактикой выступает партнерство (А.А. Реан, 2007).

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья создает кризисную ситуацию, но и составляет системообразующий ресурс семьи, поставившей цель социального преодоления ограничений.

Когда родители узнают, что их ребенок — инвалид, это обычно вызывает у них сильные чувства. Самая частая реакция — ощущение всепоглощающего горя. Это чувство можно рассматривать как реакцию на то, что родитель что-то «потерял», например, свои планы на будущее и мечты о ребенке. И, к сожалению, эти чувства могут быть настолько сильными, что способны вызывать у родителей отчаянное сопротивление, что, в свою очередь, мешает им как можно быстрее взяться за проблемы ребенка.

Часто встречаются и другие эмоциональные реакции. Например, если родители долгое время были вынуждены жить с непониманием или критикой внешнего мира, неудивительно, что при постановке диагноза они могут почувствовать облегчение от понимания, что это не они сами, как родители, делали что-то неправильно в вопросе воспитания ребенка. Нет ничего странного и в том, что человек чувствует некоторую горечь, если он и его ребенок долгое время подвергались несправедливости или тотальному непониманию.

Нередки ситуации, когда родители подвергаются критике, недоверию, а также в некоторых случаях оскорблениям. Например, родственники или соседи, зачастую, обвиняют родителей больного ребенка в невежестве в вопросах воспитания и обращаются в социальные службы, будучи уверены в том, что «особое» поведение ребенка из-за того, что у него дома царит нездоровая атмосфера; или учителя возлагают на родителей большую ответственность за то, что дети не осваивают образовательную программу.

Другая проблема — многие родители не могут найти правильные слова, чтобы объяснить трудности ребенка. Таким образом, собственное поведение ребенка в некоторых случаях вызывает неодобрение окружающих или открытую критику при пребывании в общественных местах. И, чтобы справиться с этим, от родителей больных детей требуется огромное терпение и непоколебимое чувство собственного достоинства.

В некоторых случаях может оказаться, что больной взрослый ребенок нуждается в такой же заботе и внимании, как малыши, и тогда родители «застревают в автоматическом режиме», который не оставляет места для осознания и переживания своих эмоций. Родители попадают в ловушку постоянного стресса, беспокойства или мучительного чувства вины за то, что не делают достаточно.

Еще один фактор стресса родителей «особенных» детей — это бесконечное количество усилий для получения ребенком правильной и положенной ему помощи. Не всегда подобная помощь легко доступна, и иногда родители оказываются втянуты в бег по замкнутому кругу, где разные инстанции пытаются переложить ответственность друг на друга.

Серьезная родительская проблема заключается в том, что дети с инвалидностью, так же, как и другие, взрослеют.

Рассмотрим модели воспитания в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сделать сам. Ребенка как бы помещают в «тепличные» условия: он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания. Жалея ребенка и стремясь оказать ему помощь, родители сами ограничивают возможности его развития.

Противоречивое воспитание. «Особый» ребенок может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «приспосабливаться» и часто сталкивает членов семьи друг с другом.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к возникновению у ребенка хронического перенапряжения. У ребенка возникает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда «не дотягивает» до оптимального результата, поэтому постоянно неуспешен. Его часто ругают, и он чувствует себя виноватым, что, несомненно, формирует у него заниженную самооценку.

Авторитарная гиперсоциализация. К этому типу воспитания чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокие социальные установки. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные и другие навыки. Родители, использующие такой тип воспитания, как правило, переоценивают возможности своего ребенка.

Воспитание в «культе» болезни. При таком характере взаимоотношений ребенку свойственны мнительность, страх перед любым недугом. Ребенок относится к себе как к «больному», поэтому у него формируется представление о себе, как о слабом, не способном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

Симбиотический тип воспитания развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка. Чаще подобный воспитательный подход встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи — атмосферу абсолютной любви к ребенку. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности не только собственной личности, но и личностного развития ребенка. В результате такого воспитания формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви.

Тип воспитания «неудачник». Родители, использующие этот воспитательный подход, приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети постоянно проявляют неуспешность и неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как «крест» на всю жизнь.

Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку бывает в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.

Гипоопека. Этот тип воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (в семьях наркоманов, алкоголиков, ведущих асоциальный образ жизни) или в семьях, где ребенок с нарушениями в развитии не имеет ценности в силу этих отклонений. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за соблюдением условий, обеспечивающих его развитие.

Основной формой работы с «особым родительством», как уже говорилось выше, является родительское собрание, которое способствует просвещению семьи по различным вопросам и концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательной организации для детей с особыми образовательными потребностями и семьи.

Родительское собрание проводится 4-6 раз в год в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.

Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель, ее обсуждают на родительском комитете. Тему собрания могут предлагать родители.

Важно предварительно сообщить родителям о сроках проведения родительских собраний, уже во время первой встречи ознакомить их с расписанием общих мероприятий на учебный год. Такая предусмотрительность педагогов очень дисциплинирует родителей и дает понять, что школа интересуется проблемами семьи и уделяет сотрудничеству с ней большое внимание.

Виды родительских собраний в организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья такие же, как в массовых школах.

Родительские собрания бывают общешкольные (или по параллелям) и классные.

Классные родительские собрания, в свою очередь, делятся на несколько видов:

  1. Первые родительские собрания, как правило, являются организационными и проводятся в конце августа — начале сентября.
  2. Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты учебного периода, проведенных мероприятий, праздников и т. п.
  3. Тематические родительские собрания — это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания обычно имеют просветительский характер и направлены на расширение знаний родителей в сфере воспитания детей.
  4. Итоговые родительские собрания — это собрания, целью которых является подведение результатов развития класса за определенное время. Проводятся в конце учебного года, в мае. Во время таких собраний родители имеют возможность оценить достижение всех обучающихся, собственного ребенка, сравнить прежние достижения с новыми. В зависимости от темы и цели, итоговые родительские собрания можно проводить в любой форме: это могут быть торжественные праздники, походы, собрания как таковые.

Особенностью родительских собраний для родителей «особых» детей, учитывая их эмоционально-психологическое состояние, является тщательный подбор и использование таких методов и приеемов подачи информации, которые активизируют внимание данной категории родителей, способствуют более леегкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на добрый, открытый и деловой разговор.

Классный руководитель в современных реалиях должен быть еще и специалистом по образованию взрослых, владеть методиками проведения тренингов для родителей, чтобы повысить их интерес к вопросам воспитания детей, увеличить явку на родительские собрания, активизировать родителей на решение проблем воспитания.

Перед собранием классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты, оформить классную комнату (сделать выставку работ, подготовить папки с тетрадями детей). Выбрать форму приглашения родителей на собрание (личные приглашения, личный звонок, объявление в родительском чате).

Подготовка родительского собрания идет по основным направлениям:

  • определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей);
  • формируется содержание родительского собрания (в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами образовательного процесса в зоне актуального развития каждого ребенка);
  • выбирается форма проведения родительского собрания.
  • осуществляется подбор техник, методов и способов передачи информации и моделирования предпосылок адаптивного функционирования системы семьи каждого ребенка.

Ход родительского собрания:

  1. Приветствие и выражение благодарности родителям.
  2. Расположение родителей к разговору. Используйте стихи, музыку, цитаты, эпиграфы, необычную рассадку родителей, видеоролики из жизни класса.
  3. Знакомство родителей с темой собрания и регламентом его проведения.
  4. Первая часть собрания — анализ успехов в обучении и поведении каждого ребенка, представление результатов анкетирования детей, родителей. Используйте цифры и факты для привлечения внимания к теме. Сообщите родителям об успеваемости ребенка, не афишируя его неуспех на всю аудиторию (подготовить оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей. Найти в каждом ребенке хорошее и похвалить за что-то при всех).
  5. Выразить радость от общения с родителями и их детьми.
  6. Вторая часть собрания — сообщение о состоянии учебно- воспитательной работы в классе.
  7. Завершение собрания. Рефлексия. Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. Важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе.

Рассмотрим функции родительского собрания в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья, формы и способы реализации.

Информационная функция. Обеспечивает родителей специальной и детальной информацией о содержании новых учебных курсов и программ, подходах к их освоению, о формах аттестации обучающихся и критериях оценивания их результатов, знакомит с организацией учебного процесса в школе (концепция развития образовательной организации, проекты, в которых участвует школа, внедряемая инновация). Реализуется в форме монологической подачи информации, в форме ответов на значимые для родителей вопросы, в организации наглядно -познавательных выставок или мероприятия. Встречи с родителями, их одобрение и поддержка помогают школе утвердиться в правильности выбранного направления развития и успешнее конкурировать с другими образовательными организациями.

Просветительская. Определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей. Форма реализации: семинары, педагогические практикумы, конференции, «круглые столы», дискуссии — любые виды организации родительской дискуссионной активности, которые создают предпосылки для свободного высказывания и обмена мнениями.

Обучающая. Отработка практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ним и защите его прав в различных ситуациях. Реализуется в тренингах, деловых играх, позволяющих моделировать поведение участников в типичных ситуациях семейного воспитания, и другие формы «погружения» участников в проблему.

Консультационная. Реализуется в формах индивидуального методического и психологического консультирования, предполагает информационную, эмоциональную и психологическую поддержку.

Профилактическая. Реализуется как в индивидуальных, так и в групповых консультациях упреждающего характера. Обеспечивает предупреждение рисков, кризисов, трудностей семейного воспитания, связанных с периодами взросления учеников, отсутствия мотивации к учебе, проблем в коммуникациях, со здоровьем детей.

Каковы же принципы проведения собраний для родителей «особых» детей?

  1. Родительское собрание будет эффективным, если ориентироваться на интеллектуальные и психоэмоциональные ресурсы родителей. Необходимо максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.
  2. Проводить родительское собрание нужно с удовольствием. Соблюдать открытость педагога к семье. Помнить — благоприятную основу конструктивных контактов со всеми родителями составляют доверительность, сопереживание, оптимизм и видение перспективы ребенка.
  3. Следует проводить только те собрания, необходимость которых очевидна.
  4. Необходимо соблюдать принцип создания активной позиции всех участников: педагог-родители-ребенок. Активность — следовать желаниям родителей.
  5. Принцип актуальности. Тема встречи не может быть заявлена только потому, что хорошо знакома и интересна самому классному руководителю. Актуальность темы собрания можно выявить, проводя опросы родителей либо интересуясь особенностями развития и взаимодействия детей в классе.
  6. Принцип оптимальности — выбирать для обсуждения проблемы, требующие объединения усилий и совместного принятия решения.
  7. Принцип значимости — выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть актуальны и принимаемы изнутри.
  8. Принцип результативности и целенаправленности — любое мероприятие: беседа, лекция, выставка рисунков — должно быть направлено на достижение определенных целей. Классный руководитель должен знать, какой результат он планирует получить.
  9. Принцип сотрудничества — помощь друг другу в решении проблем детей, объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье решают родители, а учебные задачи — школа. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребенка. Этому способствует правильная организация пространства, активный диалог с родителями, зрительные опоры для более полноценного восприятия (схемы, таблицы, лист ватмана с маркером для фиксации высказываний родителей, выставка фотографий, рисунков и т. п.), а также активизация чувств, воспоминаний родителей, которая помогает понять и почувствовать причины сегодняшнего поведения детей.
  10. Принцип практической направленности — любая информация, даваемая родителям, кроме теории, должна содержать советы и рекомендации — «Что делать, если…» (20 % — теория вопроса, а 80% — описание приемов, игр и упражнений по развитию).
  11. Информационная открытость — еще один важный принцип. Дюбая информация о детях, о делах, происходящих в школе, должна быть доступна родителям. Этому способствует своевременное оповещение о проводимых мероприятиях через объявления, индивидуальные приглашения и информация о проведенных мероприятиях в виде фотомонтажей, стенгазет, официального родительского чата в социальных сетях, информации на сайте образовательной организации.
  12. Фасцинация — создание интереса родителей, например, красочным, ярким, эстетичным оформлением материалов, показом видеофрагментов из жизни класса и т. д.
  13. Принцип эмпатии — уважение к проблемам родителя, его просьбам, показ искренней заинтересованности в ребенке, его трудностях и достижениях.
  14. Принцип этичности — культура внешнего вида, речи, высказываний и поведения педагога. Культура оформления помещения, где происходит встреча с родителями.

Уделим внимание задачам родительских собраний в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ, обобщение поведения ребенка и организация целенаправленной деятельности классного коллектива в дальнейшем. Реализуется в полном объеме только при непосредственном участии самих детей, с учетом их собственного мнения. Предпочтительно живое общение родителей, детей и педагогов.

Формирование у родителей восприятия ребенка как особого, имеющего особые образовательные и воспитательные потребности.

Профилактика эмоционального выгорания родителей.

Способствование созданию комфортных условий для ребенка в семье.

Согласование воспитательных позиций, ценностей, целей, задач, норм на разных этапах развития детей.

Выработка единых подходов и требований в воспитании детей с учетом их потребностей и особенностей развития, ключевых задач развития на каждом возрастном этапе, а также пола, здоровья, темперамента и т.д.

Учитывая вышеизложенное, классный руководитель, перед подготовкой к родительскому собранию, определяет ресурсы родителей «особых» детей — как комплекс способностей и компетентностей родителей, которые они используют в ответ на стрессы и кризисы своей жизненной ситуации.

Спецификой организации и проведения родительского собрания в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья является реализация классным руководителем возможности осуществить подбор таких эффективных способов и средств подачи информации, которые вызовут усиление адаптивного функционирования семейной системы каждого ребенка. Можно утверждать, что посредством проведения родительских собраний классный руководитель имеет возможность оказывать влияние на родителей таким образом, чтобы они осмыслили имеющиеся в их жизни психологические факторы, свои социальные возможности как свои ресурсы, которые они могут использовать как ресурс сплочения семьи для развития и социализации ребенка с инвалидностью.

Список литературы

  1. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 208 с. (Специальная психология).
  2. Каткова И.А. Особенности младших школьников классов для детей со сложной структурой дефекта, обучающихся в коррекционных образовательных организациях для детей с нарушением интеллекта / В.В. Ткачева, И.А. Каткова // Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья. — М., МГПУ, 2016. — Ч.1.— С. 27-35.
  3. Реан А.А. Семьи риска. Дети. Общество // Национальный психологический журнал. — 2007. — № 1 (2). — С. 40–43.
  4. Учебно-методический портал uchmet.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.uchmet.ru/personal/events/2754529/ — Материалы вебинара «Современные родительские собрания в образовательной организации для детей с ОВЗ: виды, функции, методы, средства».

Добавить комментарий

Войти с помощью: