Актуальный подход к выбору репертуара по эстрадному вокалу в процессе подготовки к концертной деятельности

В статье представлен взгляд на проблему выбора репертуара для детей, занимающихся эстрадным вокалом. Предложены принципы, которыми следует руководствоваться в процессе отбора репертуара для обучающихся. Особое внимание уделяется проблеме учета возрастных и индивидуальных особенностей вокалистов в процессе отбора музыкального материала. Отдельно описан начальный этап подготовки вокалиста. Представленный материал может использоваться педагогами дополнительного образования в процессе как коллективной, так и индивидуальной работы с учениками.

В.И. Веревкин,

педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Железнодорожного округа», г. Курск

Среди различных видов искусства музыка занимает особое место. Посредством музыки реализуется комплексное воздействие на человека. Музыка способна вызывать глубокий эмоциональный отклик, порой даже более действенный, чем другие виды искусства, способствует личностному развитию и интеллектуальному росту, дает возможность эмоционально познавать мир, создавая связь между человеком и внешним миром, что позволяет заложить фундаментальные основы духовного, нравственно-эстетического и творческого потенциала. В свою очередь, эстрадная музыка как подвид музыкального искусства представляет собой «социокультурный феномен, привлекающий своей эмоциональностью, яркостью, выразительностью, непосредственной связью с движением и ритмом, красочностью сценического воплощения» [4]. Раннее музыкальное образование оказывает положительное влияние на детскую психику, способствует повышению культурного уровня. Каждое музыкальное произведение обладает возможностью эмоционального воздействия на слушателей за счет содержательного компонента, оказывает успокаивающее или возбуждающее действие. Особенно этот процесс примечателен в ходе обучения эстрадному вокалу. 

Пение как вид музыкального образования является одним из наиболее действенных способов привлечения ребенка к постижению мира музыки. На данный момент эстрадный вокал является востребованным видом искусства, что обусловлено его доступностью для массовой аудитории. Музыкальные впечатления, полученные во время занятий по вокалу, могут запечатлеться в памяти ребенка на всю жизнь. Поэтому при проведении каждого занятия по эстрадному вокалу необходимо создавать максимально благоприятные условия для ярких, запоминающихся откликов путем подбора системного и содержательного компонентов. «Детское исполнительство и педагогика в сегодняшние дни – одно из ярчайших и стремительно развивающихся музыкальных явлений» [5, с. 179].

Подготовка исполнителя эстрадного вокала к концертной деятельности представляет собой достаточно длительный и трудоемкий процесс, предъявляющий высокие требования не только к вокалисту, но и к его руководителю. «Живое» исполнение музыкального произведения может отличаться от записи, оно не терпит ошибок. Концертная деятельность является своеобразным контрольным этапом, по результатам которого можно оценивать работу ученика и педагога.

Требования к исполнителям эстрадного вокала ежегодно возрастают за счет динамики развития данного вида искусства, чем и обусловлен поиск эффективных путей подготовки концертного номера с начинающими эстрадными певцами. Совершенно закономерно утверждение, что «успех вокалиста-эстрадника находится в прямой зависимости от уровня освоения элементов, которые составляют базу концертно-исполнительской и песенной деятельности: работа над постановкой голоса, артикуляцией, дыханием, совершенствование навыков чувства ритма, звуковедения, интонирования; подбор репертуара и связанного с ним художественного образа; формирование навыков работы с микрофоном, навыков сценической культуры и поведения на сцене» [1]. Данное заключение определяет важность и ценность занятий по эстрадному вокалу, позволяющих учитывать индивидуальные особенности детского голоса с учетом возраста обучаемого. Поскольку все дети обладают разными музыкальными способностями, специфическими голосовыми и психофизиологическими данными, педагог обязан подобрать комплекс упражнений, способствующих формированию подготовки к концертной деятельности с начинающими эстрадными певцами. В условиях дополнительного образования эта цель наиболее осуществима при наличии достаточно высокого уровня мастерства музыкального руководителя. 

Немаловажным в процессе работы над подготовкой к концертной деятельности является выбор репертуара. Репертуар представляет собой совокупность музыкальных произведений, исполняемых солистом. Проблема отбора репертуара является актуальной для любого руководителя студии эстрадного вокала. От правильности этого выбора во многом зависит успешное становление ученика как солиста. Отбор репертуара – это сложный, продуманный процесс, который должен отвечать определенным требованиям; это двусторонний процесс: в нем сочетаются музыкальный опыт и культура руководителя с особенностями и интересами учеников. 

В процессе выбора репертуара, прежде всего, следует руководствоваться следующими аспектами:

1. Возрастными особенностями обучающегося (репертуар должен соответствовать тому жизненному опыту, который ребенок имеет на данный момент, сочетаться с его увлечениями и интересами, что позволяет максимально раскрыть индивидуальность ученика).

2. Ориентирование на вокальные данные (формирование умения раскрывать характер музыкального произведения: музыкальные композиции должны соответствовать вокальному уровню ребенка, что позволяет полноценно решать задачи, поставленные педагогом, учитывать целесообразность выбора той или иной песни). 

3. Учитывать манеру исполнения. За счет формирования и расширения музыкального кругозора необходимо накапливать репертуарный багаж, соответствующий исполнительским особенностям каждого ученика.

Концертный репертуар должен быть образован хорошо отрепетированными, «поставленными» под руководством педагога произведениями, составляющими ядро репертуара. Основной задачей руководителя является формирование и расширение концертного репертуарного фонда для каждого ученика. Руководитель и ученик должны совместными усилиями вести постоянный поиск новых музыкальных образов, моделировать для каждого выступления новую концертную программу. Составляющие элементы ядра могут быть подвижны: связано это с совершенствованием вокальных способностей и развитием музыкального вкуса учеников. Концертный репертуар должен быть тщательно продуман и подготовлен, при необходимости усовершенствован.  

В моей практической деятельности занятия по эстрадному вокалу проводятся в индивидуальной форме, что позволяет вести более тщательную подготовку к концертной деятельности с учетом исполнительской манеры солистов. В своей работе я использую технику пения в речевой позиции по школе Сета Риггса: выбор обусловлен удобством в исполнении (как говоришь, так и поешь). Составление программы я начинаю с определения характеристик каждого вокалиста с учетом их физиологических и психологических особенностей. Данный подход позволяет конкретизировать задачи и методы работы на определенный промежуток времени, формировать план работы с учетом «зоны ближайшего развития» вокалистов. В подборе произведений могут сочетаться патриотические, лирические, медленные и быстрые музыкальные произведения современных авторов, а также русские народные песни, демонстрирующие богатство национальной культуры. 

Поскольку концертная программа чаще всего предполагает  жанровую поливариантность, то в своей практике по возможности стараюсь использовать авторские песни, написанные специально для детей с учетом их уровня подготовки. В данных условиях для публики возникает эффект новизны посредством первичности восприятия музыкального произведения, что позволяет максимально привлечь внимание аудитории слушателей, а также способствует реализации индивидуальных исполнительских возможностей, усилению регионального компонента, т.е. концертный репертуар рассматривается как социокультурный феномен. В моей группе есть дети, которые сами пишут тексты песен, а затем мы вместе создаем для них мелодии (на текущий момент это песни патриотического содержания). На мой взгляд, подобный подход позволяет творчески раскрыться не только ученикам, задействованным в данном процессе, но и служит мощным стимулом для всех остальных детей, позволяет им полностью втянуться в творческий процесс, почувствовать себя творцами. С этими композициями мои ученики выступают на конкурсах авторских песен.

Для каждой возрастной группы необходимо подбирать свой музыкальный материал. 

В процессе работы над концертным репертуаром рекомендую соблюдать следующие этапы.

1. Определение цели и задач. 

2. Работа с аудио- и видеоматериалами, их анализ под руководством педагога.

3. Творческое осмысление художественно-образного музыкального произведения. 

4. Непосредственная работа над исполняемым материалом.

5. Вокально-сценическое воплощение выбранного произведения.

Особое внимание следует уделить начальному этапу работы. В своей практической деятельности предпочитаю проводить первые концерты в виде творческих концертов для родителей, чтобы создать благоприятный психологический климат и избежать боязни сцены у детей, затем – в рамках детского объединения и учреждения, и только потом обучающиеся, достигшие определенных успехов, принимают участие в больших праздничных концертах и конкурсах различного уровня. 

Для начинающих вокалистов необходимо подбирать песни только на родном языке, чтобы они имели возможность максимально сосредоточиться на точности исполнения, контролировать певческое дыхание, следить за дикцией. Репертуар исполнителя может включать в себя различные по стилистике произведения. Следует отметить, что на начальном этапе работы над музыкальной композицией не рекомендуется отдавать предпочтение ритмичным песням, потому что, не имея должной подготовки, ученики не смогут держать дыхание, могут сбиваться с ритма, и, вероятно, не смогут передать характер песни; желательно, чтобы песня была лиричной, напевной, что позволит избежать перечисленных выше проблем и ошибок. Кроме того, в концертный репертуар вокалиста-эстрадника можно включать песни советских композиторов, песни фольклорной стилизации, песни современной отечественной эстрады. 

Следует отметить, что в концертной деятельности нередко выбор песенной композиции определяется тематикой концерта, приуроченного к определенному событию. В такой ситуации педагог должен относиться к выбору песни с повышенной ответственностью. Так, например, к числу тематических относится песня В. Шаинского «Учат в школе»; это своеобразный гимн для школьников в День знаний. Песни патриотической тематики (Олег Газманов «Вперед, Россия», «Два орла», песня группы «Любэ» «За тебя, Родина-мать» и т.п.) могут быть исполнены на конкурсе патриотической песни (например, на Открытом фестивале-конкурсе военно-патриотической песни, посвященном памяти героя России Андрея Хмелевского), а также могут быть приурочены ко Дню Победы.

Перед тем, как начать работать над песней, необходимо ознакомиться с текстом: определить смысл, характер песни, основной художественный образ, эмоциональный фон. К исполнению более сложных песен лучше перейти позже, когда будут освоены и проработаны основные техники исполнительской деятельности, что позволит расширить учебные задачи. Таким образом, при выборе репертуара на начальном этапе обучения реализуется принцип выбора композиции «от простого к сложному», что позволяет руководителю работать планомерно, системно, дает возможность учитывать соотношение возможностей ученика с уровнем сложности изучаемого материала.

Особым теплом и добротой, нашедшими отклик в сердце каждого слушателя, наполнены детские песни композитора В. Шаинского, многие из которых использованы в советских мультфильмах. В них часто поднимаются социально значимые темы. Очень трогательная «Песенка мамонтенка» из мультфильма «Мама для мамонтенка» посвящена теме семьи, а именно мамам и их детям; ее можно исполнять в День матери и в День защиты детей. Песенка «Улыбка» из мультипликационного фильма «Крошка енот», написанная В. Шаинским и М. Пляцковским, раскрывает тему дружбы и доброго отношения друг к другу. Эти песни идеальны для юных исполнителей.

В практической деятельности я нередко прибегаю к репертуарам детских творческих коллективов,  таких как «Великан», «Волшебники двора», «Домисолька», «Непоседы» и др. 

Песни зарубежной эстрады могут быть исполнены детьми старшей группы, потому что, на мой взгляд, для их исполнения необходимо обладать базовыми знаниями языка, на котором они исполняются в оригинале (особое значение придаю фонетике). Например, в моей группе ученики, в зависимости от изучаемого в школе языка, исполняют классические песни на французском (Джо Дассен «Champs Élysées») и английском (Фрэнк Синатра «Strangers in the Night») языках. 

В своей практике отдаю предпочтение композициям на русском языке. На текущий момент существует множество детских песен отечественных авторов, которые с удовольствием исполняют мои ученики: «Где мы будем завтра» (группа VIVA), «Над океаном облаков» (Николь Короли), «Там, где радуга» (Анастасия Михайлова) и многие другие. Ученики старшего звена выбирают песни современных исполнителей:  Шаман «Я русский», Полина Гагарина «Миллион голосов», Леонид Агутин «Зажгите свет», Юлия Савичева «Москва–Владивосток», Валерий Кипелов «Я свободен» и др. 

В процессе подборки репертуара руководитель может предложить ученику поэкспериментировать с выбором песен, т.е. под руководством преподавателя необходимо определить произведения, различающиеся по жанру и стилю: работа в данном ключе способствует реализации исполнителя по разным направлениям (например, к концерту можно предложить отрепетировать несколько вариантов песен на выбор: плавная напевная песня композитора А. Зацепина из кинофильма «Земля Санникова» «Есть только миг» и культовая песня советской рок-группы «Кино» «Звезда по имени Солнце»). Поэтому педагог эстрадного вокала должен обладать достаточным уровнем знаний и объемом музыкального материала в своей сфере деятельности. Это служит залогом правильного поиска репертуара, подходящего для работы с учеником, позволяет вывести солиста на более высокий уровень певческого мастерства.

В процессе концертной деятельности одной из задач педагога является демонстрация сильных сторон ученика, раскрытие особенностей голоса и тех качеств, которые ученик приобрел в ходе обучения эстрадному вокалу. 

Организация концертной деятельности учеников на занятиях по эстрадному вокалу осуществляется с учетом перечисленных факторов, требует комплексного подхода к развитию музыкально-исполнительских навыков, систематической работы по формированию исполнительского опыта, подкрепленного положительной мотивацией к работе, этапности в работе над выбором певческого материала, а в целом, необходим «тщательный отбор художественно ценного, разнообразного по держанию певческого репертуара, адекватного возрастным особенностям и индивидуальным способностям юных исполнителей» [2].

Концертный репертуар складывается из музыкальных произведений, тщательно подготовленных и отрепетированных под руководством педагога. В процессе обучения эстрадному вокалу, подбирая основные компоненты детского вокального репертуара, следует придерживаться индивидуального подхода, учитывать вокально-технические способности каждого ребенка; «качественный и разумно распределенный по этапам развития и возрастным категориям репертуар» [3, с. 8] способствует становлению и развитию певческого голоса. Творческий путь вокалиста определяется выбором репертуара, поэтому при подготовке к концертной деятельности перед педагогом стоит сложная задача, решать которую следует с учетом изложенных положений в процессе приобщения детей к музыкальному искусству, что способствует развитию художественного вкуса посредством пения как метода эстетического воспитания. 

Список литературы

1. Гельмантинова В.В. Важнейшие аспекты постановки голоса эстрадного вокалиста. (Электронный ресурс). URL: https://infourok.ru/metodicheskij-doklad-vazhnejshie-aspekty-postanovki-golosa-estradnogo-vokalista-5573350.html (дата обращения: 18.03.2023).

2. Голубева Н.А. Проблема формирования сценической культуры у школьников в процессе занятий в кружке эстрадного пения. (Электронный ресурс). URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035645 (дата обращения: 19.03.2023).

3. Полякова Н.И. Детский голос: особенности развития, выбор репертуара: Учебное пособие. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2019. – 224 с. 

4. Шестакова Н.В. Эстрадный вокал – социокультурный феномен. (Электронный ресурс). URL: https://www.art-talant.org/publikacii/55695-estradnyy-vokal-sociokulyturnyy-fenomen (дата обращения: 20.03.2023).

5. Яруцкая Л.Н. Вопросы репертуара детского хора. Петербургские композиторы – детям // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – Т. 224. – СПб.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2021. – С. 179–194.

Добавить комментарий

Войти с помощью: