Проблемные аспекты выявления приоритетных направлений развития дополнительного образования детей

В статье актуализируется необходимость выявления путей развития современной системы дополнительного образования детей, выделяются и аргументируются приоритетные направления и перспективы развития дополнительного образования на основе анализа нормативных правовых документов. Статья будет полезна руководителям образовательных организаций и педагогическим работникам сферы дополнительного образования детей для определения путей развития образовательных организаций, обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ и методик их реализации.

Л.Н. Буйлова,
старший методист
ГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы»,
главный редактор журнала «Про-ДОД»,
ведущий эксперт Научно-методического центра
развития образовательных систем,
Почетный работник общего образования,
кандидат педагогических наук,
доцент,
Москва

В стратегических приоритетах Министерства просвещения России – развитие всех уровней и видов образования, обеспечение каждого ребенка доступом к качественному образованию, в том числе и дополнительному, представляющему собой самостоятельный «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании» [16, ст. 2, п. 14]. 

Дополнительное образование детей – важный развивающий компонент в жизни ребенка как в плане личностного роста, так и в плане социализации. Эта позиция осознается и разделяется всеми – государством, обществом, участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами). 

Повышенное государственное внимание к дополнительному образованию детей обусловлено тем, что оно:

  • играет огромную роль в формировании личности, развивая самостоятельность, ответственность, мобильность, умение анализировать и принимать решения, творить и изобретать, а также стимулирует тягу детей к знаниям;
  • обеспечивает непрерывность образования, осуществляется параллельно нормативному вектору – обучению по основным образовательным программам; 
  • не является уровнем образования и осуществляется за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, что делает его более свободным, комфортным, привлекательным, необязательным, разнообразным, гибким и насыщенным;
  • «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» [16, ст. 75, п. 1];
  • «учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [16, ст. 75, п. 1].

Целями развития дополнительного образования детей являются обеспечение его доступности и качества для различных категорий детей в соответствии с их индивидуальными и образовательными потребностями, предоставление им возможности для самореализации, развития талантов и профессионального самоопределения [3].

При этом чрезвычайно важно, что сегодня реализуется государственная политика, направленная на повышение доступности, развитие инфраструктуры и увеличение охвата детей от 5 до 17 лет дополнительными общеобразовательными программами [8]. Основные мероприятия данной политики связаны с определением приоритетов и приоритетных направлений развития дополнительного образования детей, которые отражают различные аспекты:

  • организационные (доступность, управление, финансирование и др.);
  • содержательные (вариативность, обновление и др.); 
  • ресурсные (инфраструктура, материально-техническая база и др.);
  • технологические (цифровизация, электронные и дистанционные формы, др.) и т.д.

Дополнительное образование органично сочетает в себе обучение и воспитание детей, отличается гибкостью, способностью быстро реагировать на «вызовы времени», изменение государственного и социального заказа, что и позволяет ему [1, 2]:

  • способствовать сохранению пространства детства;
  • предоставлять ребенку возможность свободного выбора разных направлений и видов деятельности, удовлетворяя изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности;
  • приобщать к здоровому образу жизни;
  • раскрывать творческий потенциал и одаренность каждого обучающегося;
  • содействовать развитию его гражданских и духовно-нравственных качеств;
  • побуждать к достижению личностно значимого результата;
  • участвовать в профилактике асоциальных проявлений среди детей и подростков и в преодолении школьной неуспешности; 
  • способствовать повышению качества образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ [4].

Именно такие характеристики этой образовательной практики влияют на его востребованность и являются катализатором разрешения многих проблем в отечественном образовании, когда в стране реализуются последовательные меры по обеспечению каждого ребенка доступом к качественному образованию. А дополнительное образование детей, представляя собой неформальный сегмент, интегрируется с другими видами образования и является наиболее эффективным способом решения задач позитивной занятости обучающихся, формирования интересов, развития их способностей, пространством профориентации, самореализации и самоопределения. Поэтому выявление приоритетных направлений развития дополнительного образования детей – одна из главных и масштабных задач, которая находится в сфере государственной образовательной политики и призвана стать следствием консенсуса между интересами широкого круга участников – государства, общества, ученых, педагогов, детей и родителей, – всех тех, кто заинтересован в развитии отечественного образования в целом.

Но прежде чем приступить к разговору о приоритетных направлениях развития дополнительного образования детей, обратимся к основным понятиям и посмотрим, что означают довольно-таки разноплановые слова «направление», «приоритет» и «приоритетное направление», которые используются в самых разных сферах деятельности и жизненных ситуациях.

Что такое «направление» [14]?

«Направление» – одна из основных категорий теории и истории педагогики, при этом она почти не разработана и часто отождествляется с течением, школой, методом и стилем. И, как это не покажется странным, понятие «направление» не имеет четкого определения. Обычно под термином «направление» [5] понимается:

  • путь развития, движения в сторону чего-либо: это путь, по которому что-либо развивается или кто-либо действует;
  • действие, соответствующее по значению глаголу «направлять», что означает устремление того или иного объекта в определенную точку или сторону (направление деятельности);
  • линия движения, которая указывает в определенную сторону, которую выбирают для движения;
  • часть некоего сообщества (научного, социального, художественного и др.), которая объединена на основе схожих идей, целей, принципов в какой-либо области деятельности;
  • сфера деятельности, которая описывает цель, задачи и содержание работы в соответствии с потребностями физических и юридических лиц,   социальным и государственным заказом и т.д. 

Вот такое неоднозначное понятие «направление», но важное для  понимания специфики, организации и развития образовательной системы. 

Направление определяется основным видом деятельности, которую организация осуществляет. В нашем случае – это дополнительное образование детей и взрослых (Код ОКВЭД 85: Образование. Наименование 85.41), то есть образовательная деятельность. В правовом аспекте «образовательная деятельность» определяется как деятельность по реализации образовательных программ [16, ст. 2, п. 17].

В дополнительном образовании детей в соответствии с основным видом деятельности «Образование и наука» [12] в установленном законодательством порядке, в рамках государственного (муниципального) задания, осуществляется реализация дополнительных общеразвивающих программ. Следовательно, направления дополнительного образования связаны с обучением, развитием, воспитанием, позитивной занятостью обучающегося; указывают нам вектор движения, который мы выбираем для развития системы дополнительного образования детей и конкретных образовательных организаций; позволяют точно определять, какие задачи должна решать образовательная система и какие дополнительные общеобразовательные программы реализовывать. 

Кроме этого может осуществляться много конкретных видов деятельности, которые по признаку родства можно объединить в отдельные направления. Направления деятельности образовательной организации рекомендуется формировать, ориентируясь на перечень основных направлений деятельности, отнесенных законодателем к его компетенции [16, ст.28]: прием обучающихся, разработка и утверждение образовательных программ, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и т.д. Указанный в ФЗ-273 перечень направлений деятельности не является закрытым и может быть дополнен иными вопросами в соответствии с законодательством РФ.

Например, маркетинговая деятельность (изучение спроса на образовательные программы, уровня конкурентоспособности организации); образовательная деятельность; воспитательная деятельность; инновационная деятельность (внедрение нововведений); методическая деятельность (сопровождение разработки и реализации программ) и многие другие. 

Виды и направления деятельности зависят от типа образовательной организации, устав которой должен содержать указание на их исчерпывающий перечень. Причем, перечень видов и направлений деятельности должен быть указан тот, которые организация вправе осуществлять в соответствии с целями деятельности, для достижения которых оно создано. Очевидно, что направления дополнительного образования детей на протяжении его истории подверглись и продолжают подвергаться сильным изменениям по сравнению с тем, какие были раньше. Дело, прежде всего, в постоянном изменении социокультурной и экономической ситуации, развитии технологий и т.п.

«Направления» развития или деятельности нужно отличать от «направленностей», которые определяют тематическую принадлежность дополнительных общеобразовательных программ. «Направленность (профиль) определяется как  «ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы» [16, ст. 2, п. 25]. Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629, пункт 11) [12] определены следующие направленности программ: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная. В дополнительном образовании направленность выступает ключевым ориентиром содержания образования на профили деятельности в структуре содержания общеобразовательных программ. 

«Направленность» в дополнительном образовании детей:

  • это ключевой ориентир содержания образования на профили деятельности в структуре дополнительной общеобразовательной программы; 
  • это инструмент развития содержания дополнительного образования через обновление программ и технологий; 

При разработке программ необходимо учитывать целевые ориентиры, приоритетные направления, векторы развития системы дополнительного образования в условиях глобальных «вызовов» современности, определяемые на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований [13].

То есть «направленность» – это тематическое содержание дополнительных общеобразовательных программ, тогда как «направление» – это описание деятельности в широком смысле, устремленность, вектор развития системы дополнительного образования детей.

Следующее понятие – «приоритет» (нем. prioritat лат. prior первый):

первенство в каком-нибудь открытии, идее, изобретении и т.п. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910).;

преобладающее значение чего-либо (Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, 2009.);

наиболее важное, требующее к себе первоочередного внимания (Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998).

– первенство, первое место по времени в открытии, изобретении, формулировке какой-нибудь идеи; преимущественное право на что-нибудь (Толковый словарь Ушакова https://ushakov.slovaronline.com/57754-PRIORITET ).

Таким образом, слово «приоритет» – «преобладающее значение» – используется для обозначения важности, преобладания, а также для градации ценностей, процессов, событий по степени их значимости; оно характеризует:

  • события, которые должны произойти первыми по времени, стать наиболее значимыми;
  • действия, которые нужно выполнить во времени раньше других;
  • преимущественное право, которым наделены организации и лица в силу установленных законов или правил.

Приоритеты в дополнительном образовании детей – это цели и задачи, которым придается наибольшее значение и приоритет перед другими. Определение приоритетов является важным шагом для развития дополнительного образования, поскольку это помогает фокусироваться на главных целях и планировать стратегии его развития. Но определение приоритетов важно не только для руководителей  образовательных организаций, но и для всех сотрудников, чтобы:

  • знать, какие задачи требуют, прежде всего, их внимания и усилий; 
  • понимать, на что ориентироваться, работая над обновлением содержания и методик дополнительного образования;
  • сосредоточиться на наиболее важных задачах; 
  • оптимизировать ресурсы и достичь поставленных целей (планируемых результатов) быстрее и эффективнее  и т.д. 

Образовательная политика государства нашла отражение и закрепление в целом комплексе нормативно-правовых актов, обозначив ключевые аспекты развития дополнительного образования детей до 2030 года. К сожалению, объемы настоящей статьи не позволяют дать развернутую характеристику каждому приоритету или приоритетному направлению, поэтому ограничимся их информационно-справочным перечнем, представленным в указанных документах.

Устойчивое функционирование системы дополнительного образования детей регулируется нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [16] и разрабатываемыми во исполнение данных норм подзаконными актами.

Основные приоритеты и приоритетные направления образовательной политики Российской Федерации в сфере дополнительного образования детей заданы в ряде документов стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне: Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. № 3); Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467); Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р; Концепция развития детско-юношеского спорта до 2030 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 28 декабря 2021 г. № 3894-р.

Приоритетами в дополнительном образовании детей являются качество, доступность, непрерывность, персонализация, персонификация, открытость, вариативность, мобильность, инклюзивность, практикоориентированность, цифровизация и т.д.

В этой связи цель настоящего этапа развития дополнительного образования детей можно определить как качественное обновление его содержания и технологий путем реализации на практике приоритетов непрерывности, персонализации, открытости, вариативности, мобильности, усиления его социокультурной ориентации и др.

Названные приоритеты определяются самой сущностью дополнительного образования, его направленностью на самореализацию и развитие талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности [4],  самостоятельного, мыслящего, анализирующего гражданина, стремящегося к улучшению общества, в котором он живет. 

При определении приоритетов учитываются влияние и изменение внутренних и внешних факторов, анализируются и переоцениваются цели, условия и ресурсы, адаптируются в соответствии с реалиями социокультурной ситуации, требованиями нормативных документов, потребностями детей и родителей.

Следующее понятие «приоритетные направления», которое означает:

  • ключевые сферы деятельности, признанные важными и стратегически значимыми для развития образовательной системы; их необходимо развивать в первую очередь;
  • совокупность ориентиров, рациональных приемов и способов деятельности для достижения запланированного результата, имеющего долгосрочные последствия, в соответствии с поставленной целью в нормативных документах;
  • главный вектор движения, который выбирают для достижения определенной цели и который описывает, куда нужно двигаться, какие шаги необходимо предпринять для достижения успеха.

Приоритетные направления являются одним из основных инструментов государственной политики в области развития системы дополнительного образования детей, потому что отражают систему приоритетов, целей и задач государственной образовательной политики, выделяются на основе анализа текущей ситуации, прогнозирования будущих тенденций, которые ведут к кардинальным изменениям.

Например, за счет мероприятий Национального проекта «Образование» [7] в каждом регионе России обеспечивается развитие системы образования по следующим приоритетным направлениям:

  1. Развитие инфраструктуры образования — строительство школ, обновление материально-технической базы образовательных организаций и оснащение их современным оборудованием
  2. Профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров — реализация программ повышения квалификации, методическая поддержка и сопровождение педагогических работников и управленческих кадров системы образования, развитие навыков работы учителей в современной образовательной среде
  3. Совершенствование содержания образования и воспитание — обновление нормативных и методических документов, определяющих содержание образования, внедрение новых методик и технологий преподавания, формирование системы управления качеством образования, развитие программ воспитания в образовательных организациях, обеспечение условий для участия детей в мероприятиях патриотической направленности, детских общественных движениях, творческих конкурсах.

Названные направления являются «всеобщими» или сквозными, то есть предполагают необходимость деятельности по их реализации на всех уровнях образования от дошкольного до высшего, а также в дополнительном образовании, уровнем не являющимся. Набор подзадач, формирующих пакет перспективных мер образовательной политики по реализации этих направлений может быть как сквозным для всех видов образования, так и уникальным для каждого из них.

Развитие дополнительного образования детей предполагает качественные изменения, которые сопровождаются переходом в новое, более совершенное, оптимальное (по сравнению с существующим) состояние.

Под приоритетными направлениями развития дополнительного образования детей будем понимать такие направления, которые: 

  • определяют нормативные документы, под которые выделяются ресурсы для достижения наилучших результатов;
  • вносят значительный вклад в решение социальных, культурных, научно-технических и технологических задач развитие страны и достижение за счет этого общенациональных целей;
  • должны обеспечить равный доступ к дополнительным общеобразовательным программам для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
  • обеспечивают реализацию современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей, соответствующих интересам детей и их родителей, региональным особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития страны.

На основе анализа современного отечественного законодательства и особенностей действующей системы дополнительного образования детей, представим скомпилированную информацию по приоритетным направлениям, выбор которых играет важную роль как для реализации государственной образовательной политики, законодательного регулирования трансформаций данной сферы, так и для определения приоритетов развития каждой образовательной организации (Табл.1).

Таблица 1. Приоритетные направления развития дополнительного образования детей

Известно, что отбор и утверждение приоритетных направлений развития дополнительного образования детей, для которых необходима государственная поддержка в реализации инновационных программ и проектов за счет федерального бюджета, на которых концентрируются научные, методические, финансовые и материальные ресурсы, осуществляется Министерством просвещения РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти. Именно на эти пункты обращено особое внимание в связи с тем, что Министерство просвещения РФ [5, 13] представляет их как приоритетные направления на 2023 год, подчеркивая, что с учетом этих направлений система дополнительного образования детей должна быть полностью модернизирована к 2030 году. 

Понимая важность дополнительного образования, государство использует различные инструменты вовлечения в него детей. Так, согласно названным выше документам [4, 6, 17], особое внимание уделяется «доступности». Доступность – право и возможность получать образование в удобное время, адаптированное под потребности разных целевых групп обучающихся: одаренных детей, детей с ОВЗ, детей, находящихся в сложных социальных условиях (девианты, мигранты, сироты), детей, проживающих в удаленных (сельских) территориях и др. Выделяются следующие виды доступности [6]:

  • содержательная доступность разнообразия – «повышение доступности через увеличение разнообразия образовательных программ»;
  • территориальная (транспортная) доступность – «повышение доступности за счет сокращения времени на достижение выбранного объекта; реализацию дистанционных и сетевых форм обучения»;
  • социальная доступность – «повышение доступности за счет создания условий получения образования для разных категорий детей»;
  • информационная доступность – «повышение информированности семей через создание цифровых навигаторов и предоставление качественной информации»; 
  • финансовая доступность – «равные возможности для разных категорий населения и введение персонифицированного финансирования».

Таким образом, перечень приоритетных направлений и механизм их эффективного осуществления закрепляется в разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти целевых программах, концепциях, моделях или проектах системы образования Российской Федерации или сферы дополнительного образования в частности. 

Приоритетные направления детализируются в специальных перечнях, которые разрабатываются под конкретные виды деятельности, задачи, условия, др. Например: «приоритетные направления обновления содержания и технологий по направленностям дополнительного образования детей», которые сформулированы в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [4]; «приоритетные направления по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей для разработки краткосрочных профориентационных программ и проведения профориентационных смен»; «перечень приоритетных направлений обновления содержания и технологий дополнительного образования по направленностям (физкультурно-спортивной, художественной, социально-гуманитарной, технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой)» [11]; «актуализированный перечень приоритетные направления обновления содержания и технологий дополнительного образования детей по направленностям» [9, 11].

Такие специальные перечни приоритетных направлений утверждаются, как правило, правительственными должностными лицами или компетентными коллегиальными органами – рабочими группами, экспертными советами, – которые компетентны в области принятия данных решений [11]. 

В настоящее время на уровне Министерства просвещения Российской Федерации работу по формированию перечней приоритетных направлений выполняет Экспертный совет по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, ежегодно утверждая такой перечень в приложении к «Положению о Всероссийском конкурсе образовательных практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования в соответствии с приоритетными направлениями, в том числе каникулярных профориентационных школ, организованных образовательными организациями» [9]. В Положении «приоритетные направления дополнительного образования детей» понимаются как направления развития актуальных сфер науки, техники, культуры, промышленности, технологий и др., в соответствии с глобальными вызовами, национальными целями и задачами социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [9, п. 2.4.]. 

Перечень приоритетных направлений к данному Положению составлен по направленностям (физкультурно-спортивной, художественной, социально-гуманитарной, технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой) и утвержден Протоколом заседания Рабочей группы Экспертного совета по дополнительному образованию детей, воспитания и детского отдыха от 22 марта 2023 года № ДО6-23/06пр [11]. Приведем условно-сравнительную таблицу приоритетных направлений по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей, предложенных в 2022 и 2023 годах (Табл.2).

Таблица 2. Условно-сравнительная таблица приоритетных направлений по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей (2022 – 2023 гг.)

Подчеркнем, что названные перечни определяют векторы обновления содержания технологий дополнительного образования детей. Ими педагогические работники могут пользоваться как при разработке новых дополнительных общеобразовательных программ, так и обновлении, совершенствовании уже реализуемых. При этом каждое из приоритетных направлений:

  • имеет значение для эффективной реализации государственной образовательной политики;
  • вносит вклад в решение ключевых проблем изменения, обновления и качественного преобразования дополнительного образования детей, а также в развитие данного направления или профиля деятельности; 
  • соответствует современному уровню развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы [10, п. 17];
  • может быть реализовано на основе дополнительной общеобразовательной программы;
  • ориентирует на конкретное содержание дополнительного образования и сопровождается оценкой результатов. 

Подводя итоги, подчеркнем, что приоритетные направления могут:

  • быть «всеобщими», направленными на изменения на разных уровнях и в разных видах образования – от дошкольного до высшего и дополнительного образования, – но набор задач, мер, мероприятий будет определяться спецификой и уникальностью каждого их них;
  • отражают основные тенденции развития дополнительном образовании и подвергаться изменениям под воздействием вызовов времени, социально-экономического развития страны, развития технологий, внутренних и внешних факторов новой социальной реальности в национальной образовательной системе и в обществе;
  • различаться масштабами планируемых изменений и распространяться как в целом на отечественную систему дополнительного образования, так и на отдельную образовательную организацию;
  • иметь разную степень актуальности для разных регионов, разных организаций и педагогических коллективов;
  • приобретать дополнительные характеристики, связанные с особенностями местной ситуации;
  • использоваться с выгодой для развития образовательной системы и ее вывода на оптимальные сценарии. 

Таким образом, государственная политика в дополнительном образовании детей осуществляется в разрезе приоритетных направлений, которые определяют векторы изменений, отражают линии развития, механизмы и ожидаемые результаты в рамках приоритетов, принципов, ценностей государства и национальных интересов в этой образовательной сфере.

Как видим, определение «приоритетных направлений» является одной из важнейших задач, решение которой позволяет образовательной системе определить, куда направить свои усилия и ресурсы с учетом разнообразных факторов (например, ресурсы, мотивы, цели, задачи, содержание, результаты, процедуры, инструменты и многие другие), чтобы стать более успешной, эффективной, привлечь обучающихся достичь высоких результатов в сфере своей деятельности. Именно поэтому они требуют постоянного анализа и корректировки.

Данная статья ни в коем случае не претендует на полноту изложения заявленной проблемы, слишком обширной для этого, на исчерпывающий анализ приоритетных направлений развития дополнительного образования детей и, тем более, их описание и характеристику. Мы предприняли попытку «собрать» и представить перечень тех приоритетных направлений, которые зафиксированы в нормативно-правовых и рекомендательных документах, чтобы понимать содержание и объемы предстоящих работ до 2030 года.

Список литературы

  1. Буйлова Л.Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации//Мир науки, культуры, образования. Часть 2. № 6-2 (31). 2011. Электронный ресурс. URL:  https://goo.su/Tz3UvD   (дата обращения: 17.06.2023).
  2. Буйлова Л.Н., Бакурадзе А.Б. Региональная программа развития дополнительного образования детей города Москвы на 2016 – 2018 годы: цели, задачи и направления реализации // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. №5. Электронный ресурс. URL: https://goo.su/irND2   (дата обращения: 15.07.2023).
  3. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018–2025 гг.) от 26.12.2017 № 1642. Электронный ресурс. URL: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 25.07.2023)
  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р. Электронный ресурс. URL: https://goo.su/77b9y2  (дата обращения: 8.08.2023).
  5. Материалы докладов представителей Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ // Электронный ресурс. URL: https://goo.su/tR4MGQl  (дата обращения: 8.08.2023)
  6. Наумов А. Социокультурный барьер и доступность дополнительного образования// Образовательная политика. 2022. №3 (91). Электронный ресурс. URL: https://goo.su/5o0sWs   (дата обращения: 06.08.2023).
  7. Национальный проект «Образование». Электронный ресурс. URL:  https://edu.gov.ru/national-project/about/ (дата обращения: 8.07.2023)
  8. О реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка в 2022 году». Электронный ресурс. URL:  https://goo.su/XjHG1   (дата обращения: 8.08.2023)
  9. Положение о Всероссийском конкурсе образовательных практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования в соответствии с приоритетными направлениями, в том числе каникулярных профориентационных школ, организованных образовательными организациями (утверждено 27 марта 2023 г.). Электронный ресурс. URL: https://goo.su/UgfNo   (дата обращения: 07.08.2023)
  10. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629). Электронный ресурс. . URL: https://goo.su/UwE1De  (дата обращения: 5.08.2023)
  11. Протокол заседания Рабочей группы по дополнительному образованию детей Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха от 22 марта 2023 г. № ДО6-23/06пр. Электронный ресурс. URL: https://goo.su/reuVo2h  (дата обращения: 8.08.2023)
  12. Реестр областей и видов профессиональной деятельности. Электронный ресурс. URL: https://goo.su/PWQEj (дата обращения: 3.08.2023)
  13. Рекомендации «Классификация видов деятельности по направленностям (профилям) дополнительного образования детей». Тюмень, Электронный ресурс. URL: https://goo.su/3juKS (дата обращения: 8.06.2023)
  14. Стрелкова О. Направление – это что такое? FB.RU. Электронный ресурс. URL: https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/437803/napravlenie—eto-chto-takoe (дата обращения: 6.08.2023)
  15. Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474. Электронный ресурс. URL: https://goo.su/rxxy1xB  (дата обращения: 8.08.2023)
  16. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. Электронный ресурс. URL:   – https://goo.su/jB0C (дата обращения: 3.06.2023)
  17. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467). Электронный ресурс. URL:  https://goo.su/Ci1Xi  (дата обращения: 2.08.2023)

Добавить комментарий

Войти с помощью: