Педагогика поддержки как системное условие профилактики неблагополучия в детской и подростковой среде

В статье поднимаются вопросы актуальности профилактики неблагополучия в детской и подростковой среде средствами педагогики поддержки. Целью статьи является характеристика ракурсов педагогической поддержки в научных исследованиях и практической деятельности как совокупности факторов, влияющих на эффективность профилактики деструктивного поведения детей и подростков. Содержание статьи обращает внимание читателя на значимость процессов изучения и анализа целевых установок государственной политики в сфере детства, ценностных ориентиров современных подростков, особенностей проектирования среды поддержки, на роль педагога в организации поддержки детей социально уязвимых категорий.

И.Н. Попова,
к.п.н., доцент,
ведущий научный сотрудник
НИЦ изучения приоритетных направлений
развития образования ФИРО РАНХиГС,
г. Москва

Российская Федерация признает детство важным этапом развития человека и исходит из необходимости создания безопасных условий для реализации прав и законных интересов ребенка, подготовки детей к полноценной жизни в обществе, защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Указ Президента РФ от 17 мая 2023 г. № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года», п. 5.

Современный мир детства в России, к сожалению, трудно назвать однородно благополучным и счастливым. Проблемы этой среды сигналят взрослым такими маркерами, как буллинг, скулшутинг, бродяжничество, агрессия, пугающее разнообразие девиаций, крайним проявлением из которых является суицидальное поведение, желание добровольного ухода из жизни.

Точную цифру, определяющую число детей с неблагополучным жизненным сценарием, в реалиях российской действительности назвать трудно. Но до педагогического и родительского сознания в СМИ с определенной периодичностью доводится информация о событиях, обстоятельствах или результатах социологических исследований состояния социально уязвимого детства.

 По данным авторитетных источников сегодня в нашей стране:

  • более 170 тысяч подростков состоят на учете в Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав по различным признакам трудновоспитуемости, проявления девиантного и противоправного поведения [1];
  • более 14 тысяч несовершеннолетних осуждено за совершение преступлений [2], при этом повторно отбывают наказание в воспитательных колониях 48,6% несовершеннолетних [3];
  • по результатам публичного доклада Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации Марии Львовой-Беловой «количество совершенных с участием несовершеннолетних особо тяжких преступлений возросло на 22,5 % и составило 2 256 фактов» [4];
  • свыше 75% детей и подростков стали жертвами буллинга в школе [5];
  • по данным МВД ежегодно расследуется более 100 тысяч преступлений, совершенных в отношении детей их родителями/законными представителями [6];
  • 689 842 ребенка эвакуированы в регионы Российской Федерации из зоны военного конфликта с начала проведения специальной военной операции до вхождения освобожденных территорий в состав Российской Федерации  [7].

Все эти цифры говорят о масштабах явления, которое в нормативном поле Российской Федерации закреплено таким понятием, как трудная жизненная ситуация. А дети, которые оказались в таких обстоятельствах, определены как дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (далее – дети ТЖС). К ним относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей мигрантов и вынужденных переселенцев, дети, проявляющие отклоняющееся поведение, и многие другие категории детей-жертв объективных обстоятельств, изменить которые они не в состоянии. 

Сегодня термин «дети ТЖС» хорошо знаком педагогическому сообществу. Но еще в 2019 году, когда при поддержке Министерства просвещения нами разворачивался Всероссийский проект, направленный на разработку и внедрение моделей самореализации детей ТЖС в дополнительном образовании в регионах нашей страны, это понятие было недостаточно известно в широкой педагогической практике. Проблематика защиты и поддержки детей социально уязвимых категорий была по объективным причинам вытеснена из поля педагогического внимания, ведь гораздо приятнее и, несомненно, более эффективно можно работать с детьми одаренными, успешными, мотивированными на развитие семейной средой и ближайшим окружением. 

А дети ТЖС вошли в ту когорту, которая современной социологией, экономикой, социальной психологией определяется как группа социальной эксклюзии (P. Townsend, J. Waldfogel, Ф.М. Бородкин и др.), характеризующаяся вытеснением в зону культурного и, как это ни грустно, профессионального отчуждения [8].

Причины формирования такого явления в жизни современного общества – комплекс негативных факторов, определяющих разнообразие психотравмирующих обстоятельств, в которых дети ТЖС ежедневно накапливают свой жестокий жизненный опыт, выливающийся в образ виктимной личности со своими стратегиями выживания и, как правило, негативным, рискованным сценарием неизбежного будущего.

В целях профилактики неблагополучия в детской и подростковой среде современными педагогами, учеными и практиками поднимаются вопросы педагогики понимания и поддержки, поскольку именно здесь заложен тот потенциал, который способен обеспечить поворот негативной стратегии выживания в ресурсный сценарий проектируемого успешного будущего – движение, которое для травмированного опытом раннего неблагополучия ребенка без опоры будет крайне непростым. 

Одним из ключевых событий 2023 года, представляющих результаты научных исследований и педагогической практики, стала Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современное детство: ракурсы педагогической поддержки» (далее – конференция), инициатором и организатором которой выступил Центр изучения приоритетных направлений развития образования ФИРО РАНХиГС.

В конференции приняли участие более 700 педагогов и руководителей образовательных организаций системы общего, дополнительного, среднего профессионального образования, представителей высшего и дополнительного профессионального образования, членов общественных организаций, коллег из сферы культуры и спорта из 77 регионов Российской Федерации, стран ближнего зарубежья (Республики Беларусь и Армении).

Содержание конференции было ориентировано на представление и анализ результатов научных исследований, методических ресурсов и практик педагогической поддержки детей социально уязвимых категорий. На конференции обсуждались вопросы теоретико-методологических оснований и ресурсно-технологических ракурсов педагогической поддержки, состоялась презентация эффективных практик педагогической поддержки в процессе воспитания детей социально уязвимых категорий.

Настрой на диалог о состоянии современного детства у участников конференции сформировал ретроспективный анализ концептуальных идей развития стратегии воспитания в России за период с 1999 года по настоящее время, проведенный М.Р. Мирошкиной (д.п.н., профессор, ГОУ ВПО «Государственный гуманитарно-технологический университет»), заставивший обратить внимание на динамику и приоритеты целеполагания и прогнозирования результатов воспитательной работы с детьми и подростками в указанный период. 

После докладов О.Р. Радионовой (к.п.н., доцент, ФИРО РАНХиГС) и Н.Б. Авалуевой (к.п.н., ФИРО РАНХиГС), представивших результаты исследования ценностно-смысловых ориентиров современных подростков и учащейся молодежи, для всех участников события стало очевидным, что идеи воспитания патриотизма, гражданской идентичности, социальной ответственности, оказавшиеся среди аутсайдерских ценностей, за последние 25 лет реализации государственных программ воспитания не были достигнуты. 

По данным доклада Н.Б. Авалуевой, в топ-5 аутсайдерских позиций вошли «единство народов России» (39,4%), «коллективизм» (39%), «историческая память и преемственность поколений» (37%), «служение Отечеству и ответственность за его судьбу» (35,6%), «созидательный труд» (32,4%). В приоритете у подростков оказались ценности «крепкая семья», но, к сожалению, бездетная (74,3%), «взаимопомощь и взаимоуважение» (71,8%), «жизнь» (66,9%), «гуманизм» (66,3%), «права и свободы человека» (56,7%). 

Глубиной анализа рисков вовлечения подростков в деструктивные группировки (скулшутинг, инцелы, сваттинг, радикальный экстремизм и др.) был отмечен доклад молодого исследователя А.Н. Громовой (Нижегородский государственный университет им. Н.М. Лобачевского, г. Нижний Новгород). Ориентирами грамотной организации профилактической работы в образовательных организациях могут стать подробно охарактеризованные докладчиком маркеры, указывающие на вовлеченность несовершеннолетнего в ту или иную группировку. 

Среди эффективных путей решения представленных проблем целостно и научно обосновано прозвучали подходы:

  • педагогики понимания, основанной на синтезе концепции педагогической герменевтики и идеях уважения к ребенку Януша Корчака (И.Д. Демакова, д.п.н., профессор, Московский педагогический государственный университет, г. Москва);
  • развития потенциала и ресурсов дополнительного внешкольного образования, создающего мотивирующую образовательную среду на основе индивидуальных потребностей каждого ребенка, независимо от его стартовых возможностей (Л.Г. Логинова, д.п.н., профессор, ИСРО РАО);
  • проектирования воспитательного пространства как среды, обеспечивающей педагогическую поддержку всем группам детей социально уязвимых категорий (А.В. Гаврилин, д.п.н., профессор, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых);
  • распространения технологий целенаправленного профориентирования и практик раннего трудоустройства несовершеннолетних, позволяющих им на деле осознать суть социальной ответственности за свое образование, выбор профессии и профессионально-личностную самореализацию (В.И. Блинов, д.п.н., профессор, ФИРО РАНХиГС);
  • проектирования стратегий ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом (С.А. Фадеева, д.п.н., профессор ГБОУ ДПО НИРО, Нижний Новгород, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва);
  • развития в детско-юношеской среде идей волонтерства как практики добровольного служения и заботы о нуждающихся в помощи с опорой на разработанный и апробированный в регионах УМК «Дорогою добра», направленный на работу с обучающимися II-III ступени общего образования (Х.Т. Загладина, к.ист.н., издательство «Русское слово», И.Б. Шульгина, к.п.н., БФ «Образ жизни»).

В докладах И.Д. Демаковой (д.п.н., профессор, МПГУ), Е.И. Медведской (к.псих.н., доцент, Брестский государственный педагогический университет), И.Н. Поповой (к.п.н., доцент, ФИРО РАНХиГС), В.В. Истомина (преподаватель АНО ВО «Гуманитарный университет», г. Екатеринбург) были затронуты вопросы особой роли педагога в решении задач педагогической поддержки современных детей и подростков, его готовности к такой деятельности и необходимости осваивать новые методы: метода педагогической герменевтики как необходимого условия понимания ребенка в трудной жизненной ситуации, биографического метода и метода сценарного моделирования условий преодоления личностной психотравматизации, метода трансактного анализа в выстраивании отношений в диаде «педагог – ребенок», необходимости профилактики профессионального выгорания.

Коллегами из регионов были представлены эффективные практики работы с детьми социально уязвимых категорий: 

  • модель и методический инструментарий педагогической поддержки детей-инофонов были представлены в докладе Н.И. Воробьевой (МОУ СОШ № 54, г. Томск); 
  • организация работы с детьми и подростками с девиантным поведением в учреждении дополнительного образования была системно представлена в докладах кандидата психологических наук В.П. Ульяновой (МБУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества» городского округа город Октябрьский, Республика Башкортостан), кандидата педагогических наук Н.П. Овсянниковой (МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи», г. Ростов-на-Дону); 
  • опыт поддержки детей из социально неблагополучных семей на базе созданного при школе Центра педагогической поддержки прозвучал в выступлении Е.В. Нефедовой (МБОУ СОШ № 15, г. Муром);
  • психолого-педагогический проект «Время взрослеть», раскрывающий ресурсы и потенциал ценностного взаимодействия в процессе воспитания жизнестойкости и развития личности особых подростков, был широко представлен в докладе и мастер-классе В.В. Истомина (МАОУ Гимназия № 8 «Лицей имени С.П. Дягилева», АНО ВО «Гуманитарный университет», г. Екатеринбург);
  • практика социальной инклюзии детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования была представлена в докладах кандидата педагогических наук Е.Б. Цибизовой, А.А. Колесовой, Е.В. Гильдебрандт, А.Б. Мэш (МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской, г. Новокузнецк);
  • вопросы подготовки педагогов к работе с детьми ТЖС были раскрыты Е.А. Афанасьевой (ГМЦ, г. Иваново).

Каждый доклад стал отражением результатов научных исследований и серьезного практического опыта. Рефлексивный настрой каждого докладчика мотивировал к глубокому анализу представленной информации и стимулировал к рождению новых идей. Логика научного обсуждения проблематики конференции и созданная атмосфера дискуссионного пространства вызвали неподдельный интерес и позитивный эмоциональный отклик у участников события:

  • «Актуально. Грандиозно. Интересно. Счастлива поучаствовать в таком замечательном Деле». (И.Д. Демакова, д.п.н., профессор, МПГУ, г. Москва);
  • «“Современное детство: ракурсы педагогической поддержки” – очень современная и актуальная тема для изучения и обсуждения. Спасибо всем докладчикам за поднятые проблемы и пути их решения, инновационные подходы и свежие идеи». (Елена, методист МБУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества» городского округа город Октябрьский, Республика Башкортостан);
  • «Сказать “понравилось” – ничего не сказать. Очень впечатлили и поразили и темы, и выступающие – настоящие педагоги! Модератору удалось собрать такую команду! Мое мнение разделяют педагоги нашей школы, которые слушали со мной выступления». (Н.И. Воробьева, коллектив педагогов МАОУ СОШ № 54 г. Томска);
  • «Разрешите выразить восхищение масштабом конференции. Важность каждого доклада, своевременность дает пищу для ума и вдохновение для деятельности! Мы в команде единомышленников действительно осуществили педагогическую поддержку учителей: обнаруживая проблемы, давали траекторию решения, собрали теоретиков и практиков, поворачивали алмаз конференции различными гранями смысла! Масштабно! Мощно! Актуально!» (Е.М. Захарова, г. Владимир);
  • «С удовольствием принял участие в конференции. Организация была на достойном уровне. Я не всегда уверен на 100% в прямых эфирах, но в этот раз чувствовалась поддержка. С интересом послушал ряд докладов на темы, близкие мне по роду деятельности. Спасибо организаторам за приглашение!» (А.А. Бекеев, г. Оренбург);
  • «Содержательные материалы, эмоциональные выступления, знакомство с опытом других организаций, возможность пересмотреть понравившиеся выступления и презентации (и использовать затем в работе) значительно расширяют горизонты в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Конференция стала, на мой взгляд, своеобразной сверкой часов, когда, слушая спикеров, анализируешь свою работу, задумываешься об использовании и других, более современных, технологий педагогической поддержки детей уязвимых категорий и о необходимости разработки новых программ. Спасибо за предоставленную возможность!» (Т.Н. Бородкина, Липецкая область).

Результатом состоявшегося события и той колоссальной ежедневной работы ученых и педагогов-практиков, идущих по пути поиска эффективных подходов, методов, способов, практик поддержки детей ТЖС, является глубинное понимание сути профилактики неблагополучия в детской и подростковой среде через реализацию педагогики поддержки как системного феномена защиты прав и интересов детей, оказавшихся условиях социального неблагополучия. Об этом в свое время так точно сказал выдающийся врач и великий педагог Януш Корчак: «Душа ребенка – те же окопы, и если их не займем мы, их займут наши враги».

Список источников:

  1. По данным МВД России – URL: https://woman.rambler.ru/children/49779240-v-rossii-na-profilakticheskom-uchete-sostoit-bolee-170-tys-podrostkov-pravonarushiteley/ (дата обращения 13.01.2024).
  2. В 2022 году в России осудили 14 214 несовершеннолетних – URL: https://journal.tinkoff.ru/juvenile-justice-stat/ (дата обращения 13.01.2024).
  3. Какова процентность на 2023 год неблагополучных семей – URL: https://ministerskyeozera.ru/grazhdanskoe-pravo/1997-kakova-procentnost-na-2023-god-neblagopoluchnykh-semey.html (дата обращения 13.01.2024).
  4. В РФ в 2022 году отмечен рост особо тяжких преступлений с участием подростков – URL: https://www.interfax.ru/russia/914033 (дата обращения 13.01.2024).
  5. Цифры ужасающие: стало известно, сколько российских подростков сталкиваются с буллингом в школе – URL: https://prufy.ru/news/society/139574-tsifry_uzhasayushchie_stalo_izvestno_skolko_rossiyskikh_podrostkov_stalkivayutsya_s_bullingom_v_shko/ (дата обращения 13.01.2024).
  6. Насилие над детьми чаще всего происходит внутри семьи – URL: https://tochno.st/materials/nasilie-nad-detmi-chashche-vsego-proiskhodit-vnutri-semi-v-rossii-rodstvenniki-sovershayut-39-iznasilovaniy-i-ubiystv-nesovershennoletnikh (дата обращения 13.01.2024).
  7. Информационный бюллетень Межведомственного координационного штаба по гуманитарному реагированию от 15.03.2023 – URL: https://z.mil.ru/files/Info_bul_Ukr_15.03.2023_06.00.pdf (дата обращения 13.01.2024).
  8. Попова И.Н. Дети «зоны культурного отчуждения»: анализ существующей проблемы в системе российского образования // Социальные проблемы современного общества и пути их решения: Коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2023. – С. 219–230.

Добавить комментарий

Войти с помощью: