Ресурсы дополнительного образования в профессиональном самоопределении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В статье представлены ресурсы дополнительного образования в профессиональном самоопределении «особых» детей. Описан процесс создания инфраструктуры Дворца творчества им. Н.К. Крупской для включения обучающихся в квазипрофессиональный контекст во взаимодействии с социальными партнерами и при поддержке благотворительных фондов и Фонда президентских грантов. Представлен опыт участия обучающихся в Чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

А.Е. Грудинина,
директор МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской»,
Новокузнецк;

А.А. Колесова,
заведующая отделом
МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской»,
Новокузнецк;

Е.Б. Цибизова,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры общего образования и психологии
МАОУ ДПО ИПК,
Новокузнецк

Успешная самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов – одна из приоритетных задач государственной политики в сфере образования, на решение которой направлены мероприятия федеральных проектов, в том числе проект «Успех каждого ребенка».

Дополнительное образование позволяет «особым» детям пробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, интегрироваться в среду здоровых сверстников [1].

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской» (далее – Дворец творчества, Дворец творчества им. Н.К. Крупской) с 1992 года действует Клуб социальной инклюзии «Журавушка» (далее – Клуб). Приоритетная задача деятельности Клуба – социализация, адаптация, включение в активную творческую и общественную жизнь «особых» детей и их родителей.

На сегодняшний день в Клубе создана доступная образовательная среда: обучение осуществляется в оборудованных учебных кабинетах, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В Клубе работают квалифицированные педагоги, которые всегда помогут в решении любых ситуаций и проблем.

А проблемы возникают по мере взросления обучающихся Клуба: по наблюдениям педагогов, в этот период обостряется процесс ресоциализации. Приближение этапа получения профессионального образования и последующего трудоустройства требует новых знаний, умений, которыми не обладают ни родители, ни дети. Именно запрос родителей и обучающихся Клуба стал стимулом к поиску ресурсов дополнительного образования в профессиональном самоопределении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В методических рекомендациях Гульнары Ахмедовны Ястребовой и других авторов отмечено, что дополнительное образование в широком значении является сферой профессиональной ориентации детей. Авторы проводят аналогию между направленностями программ и определенными профессиональными сферами, полагая, что направленность ориентирует обучающегося на освоение конкретной профессии. В какой-то мере это так [3]. Да, бывает, что детское увлечение в дальнейшем становится профессией, но все же главное в дополнительном образовании – это, прежде всего, обеспечение права на выбор практико-ориентированной и личностно-значимой деятельности. Что позволяет успешно решать основные задачи сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обозначенные в Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [2]. 

Но это для младших подростков. Далее задачи усложняются. И уже необходима специально организованная профориентационная работа с обучающимися и их родителями – диагностика, профессиональное и образовательное консультирование, тренинги, пробы. Эта работа осуществляется в ресурсном центре «Ориентир» Дворца творчества имени Н.К. Крупской, где реализуются программы профориентационного содержания и для «особых», и для нормотипичных детей.

При освоении содержания таких программ обучающийся включается в практическую и преобразовательную деятельность, погружается в квазипрофессиональный контекст. Что невозможно осуществить без наличия соответствующей материальной базы образовательного учреждения.

Во Дворце творчества имени Н.К. Крупской такая база есть, и появилась она благодаря реализации одного из ключевых приоритетов дополнительного образования – его тесной взаимосвязи с местным сообществом. Дополнительное образование – единственный вид образования, нерегулируемый стандартами, обладающий высокой вариативностью, способный обеспечить тесную связь с практикой. Поэтому он интересен для субъектов местного сообщества, социальных партнеров. Взаимодействие с социальными партнерами с 2019 по 2022 год позволило Дворцу творчества им. Н.К. Крупской реализовать 21 социальный проект и общественно полезную программу на территории Новокузнецкого городского округа. Это значительно изменило не только инфраструктуру Дворца творчества им. Н.К. Крупской, но и направленность его работы на решение проблем местного сообщества: экологическое просвещение новокузнечан, организация раздельного сбора мусора, формирование гуманного и ответственного отношения к животным, развитие культурных практик, помощь детям-инвалидам. И, конечно, нашла свое решение проблема ресоциализации в процессе профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Клуба «Журавушка» и тех специализированных учреждений, обучающиеся которых посещают объединения Дворца творчества. 

Рассмотрим подробнее некоторые из реализованных программ и проектов. Проект «Успех на крыльях красоты» позволил создать образовательное пространство, ориентированное на приобретение профессиональных навыков в сфере красоты для слабослышащих подростков муниципального казенного образовательного учреждения «Школа-интернат № 38». 

Данная категория обучающихся имеет целый ряд особенностей. Условия школы-интерната, замкнутый круг общения приводят к порождению в детях иждивенчества и безынициативности. Дети с нарушением слуха, имеющие семью и живущие в интернате, не опираются на профессиональный опыт родителей в выборе профессии. Родители таких детей, в большинстве случаев слышащие, и у них возникает неадекватная оценка возможностей детей.

Поэтому важно готовить слабослышащих подростков к профессиональной деятельности, с помощью которой каждый из них сможет включиться в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным. В данном случае нам было важно показать воспитанникам интерната возможности профессий сферы красоты в качестве одного из доступных вариантов реализации себя как профессионала.

Первоначально проект был поддержан благотворительным фондом «Центр социальных программ РУСАЛ», а затем его продолжение было реализовано при поддержке Фонда президентских грантов. Обучающиеся получили возможность осваивать целый ряд профессий («Парикмахерское дело», «Визажист», «Мастер ногтевого сервиса») в хорошо оснащенном квазипрофессиональном пространстве. 

Реализация проекта «Лаборатория жизни» была дважды поддержана Фондом президентских грантов и направлена на решение проблем социальной реабилитации, адаптации и профессиональной ориентации воспитанников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (далее – СРЦН) – детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 

В рамках реализации данного проекта на базе ресурсного центра «Ориентир» были созданы творческие мастерские, в которых подростки получали начальный профессиональный опыт в рамках социальных практик. Команда проекта постаралась на практике показать обучающимся, как создавать уют в доме, как вести домашнее хозяйство, как ухаживать за собой, как создать крепкую и здоровую семью. Подростки получили полезные необходимые в быту навыки и убедились, что многие из них могут стать основой профессии. Общение подростков из СРЦН с психологами и педагогами в творческих мастерских «Лаборатории Жизни» стали для многих из них точкой отсчета для осознанного и ответственного отношения к своему будущему, к профессиональному самоопределению. 

Проекты Центра «Экотаун» первоначально были направлены на решение проблем экологического просвещения новокузнечан, формирование у них ответственного и гуманного отношения к животным, на обустройство зооцентра «Планета». Один из проектов стал победителем открытого муниципального конкурса проектов «Новокузнецк – кузница общественных инициатив», а два других  поддержаны Фондом президентских грантов. Однако созданное пространство и приобретенное оборудование позволило разработать и реализовать дополнительную общеобразовательную программу «Профессия – ветеринар».

Так, любой наш проект начинается с выбора и «выращивания» идеи, изучения сложившейся ситуации, поиска единомышленников в местном сообществе, разработки путей решения проблемы. Немаловажным результатом стал полученный опыт педагогов и хорошо оснащенное материальное пространство, что позволило нам включится в еще один масштабный проект.

С 2021 года команда Дворца творчества имени Н.К. Крупской вступила в движение чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (далее – чемпионат). 

В 2021 году  обучающиеся Дворца творчества приняли участие в чемпионате по двум компетенциям: «Выпечка хлебобулочных изделий», «Диспетчер автомобильного транспорта». При отборе участников чемпионата происходил диалог не только с потенциальным участником, но и с его семьей, которая выступала  «определяющим фактором» процесса самоопределения обучающегося. Такой диалог складывался на протяжении всей подготовки к участию в чемпионате при  необходимости обсуждения возникающих проблем и с будущими участниками, и с их родителями. 

C:\Users\Анна\Desktop\Новая папка\Победители Регионального чемпионата Абилимпикс в компетенции Диспетчер автомобильного транспорта.jpg
Фото 1. Победители Регионального чемпионата Абилимпикс в компетенции «Диспетчер автомобильного транспорта»

Для подготовки обучающихся к чемпионату педагоги дополнительного образования прошли курсы повышения квалификации.

В организации практико-ориентированных форматов сопровождения профессионального выбора обучающихся значительную помощь оказывают профессиональные образовательные учреждения Кемеровской области – Кузбасс.  Такое партнерство помогает обучающимся погрузиться не только в квазипрофессиональный, но и в реальный профессиональный контекст. Немаловажно, что именно в этот момент происходит первое знакомство с учреждениями, с выбранной специальностью и с требованиями, предъявляемыми к ней, знакомство с мастерами техникумов и колледжей, посещение семинаров и деловых программ в рамках чемпионата.

В 2022 году Дворец творчества стал первым и до сегодняшнего дня единственным в Кузбассе учреждением дополнительного образования, на базе которого открылась официальная площадка VII регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс – 2022» в компетенции «Учитель начальных классов», категория «Школьники». Сравнение показателей 2021 и 2022 годов позволяет констатировать, что количество участников и экспертов чемпионата возросло в 2 раза. 

В 2022 году учащиеся Клуба социальной инклюзии «Журавушка» Дворца творчества участвовали в подготовительном этапе чемпионата в компетенциях «Учитель начальных классов» и «Выпечка хлебобулочных изделий».

В 2023 году Дворец творчества представлял 2 площадки VIII регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс – 2023» в компетенцих «Учитель начальных классов», категория «Школьники»; «Логопедия», категория «Школьники».

C:\Users\Анна\Desktop\Новая папка\Региональный чемпионат Абилимпикс в компетенциях Учитель начальных классов, Коррекционная педагогика (логопедия).jpg
Фото 2. Региональный чемпионат Абилимпикс в компетенциях «Учитель начальных классов», «Коррекционная педагогика (логопедия)»

C:\Users\Анна\Desktop\Новая папка\Садыхлы Севана победитель Регионального чемпионата Абилимпикс в компетенции Визаж.jpg
Фото 3. С. Садыхлы – победитель Отборочного этапа Национального чемпионата «Абилимпикс» в компетенции «Визаж»

Таким образом, практика работы Дворца творчества имени Н.К. Крупской показала, что дополнительное образование обладает значительным потенциалом в профессиональном самоопределении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Совместная работа с социальными партнерами по реализации социально значимых проектов и общественно полезных программ позволяет создать необходимую инфраструктуру для организации практико-ориентированных форматов сопровождения профессионального выбора. А включение в Чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» позволило обучающимся погрузиться не только в квазипрофессиональный, но и в реальный профессиональный контекст. А также, что немаловажно, участие в чемпионате стало ситуацией успеха для «особых» детей.

Список источников:

  1. Кучмаева О.В., Махова О.А., Салахова В.Б. Дети в трудной жизненной ситуации: современные аспекты неблагополучия и пути их решения. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 89 с.
  2. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.]. М.: Федеральный институт развития образования; Издательство «Перо», 2014. – 38 с.
  3. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по использованию дополнительного образования как ресурса профессиональной ориентации и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Г.А. Ястребова, Ю.С. Богачинская, Е.В. Кулакова / под ред. М.А. Симоновой. М.: РУДН, 2020. – 86 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: