Роль семьи в выборе профессии ребенком подросткового и старшего школьного возраста
Выбор профессии – дело семейное: каждый родитель хочет обеспечить благополучное будущее своему ребенку и в мечтах видит свое чадо успешным в профессиональной деятельности. У родителей есть определенные представления о характере и склонностях своего ребенка, они стремятся поделиться с ним своим жизненным опытом, представлениями о том, какой жизненный путь для него предпочтительнее. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, – подростками и старшеклассниками, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны.
Т.Е. Черкасова,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр
дополнительного образования
“Реальная школа”»,
г. Воронеж
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, происходящий, как правило, в подростковом и старшем школьном возрасте. Результатом профессионального самоопределения является выбор будущей профессии, и огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами подростки и старшеклассники этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников: всем известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «музыкантом, как папа».
С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор: подросток/старшеклассник действует как бы по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей соответствует его собственным интересам и склонностям.
С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради вне рабочего времени. Поэтому, если подросток/старшеклассник выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.
Значимость семьи в профессиональном самоопределении подростка/старшеклассника отмечал еще А.С. Макаренко. Он писал: «В самом деле, ребенок, общаясь с вами, родителями, получает первые представления о мире профессий, наблюдает различные трудности, испытываемые взрослыми, знакомится с особенностями межличностных отношений людей. Поистине, впечатляюще влияние отцов и матерей на формирование интересов, вкусов, оценок и жизненных установок детей. И это понятно, так как воспитание в семье характеризуется продолжительностью и естественностью взаимоотношений родителей и детей» [2, с. 247].
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. От семьи зависят результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности: какая семья, такой и выросший в ней человек. В семье формируется отношение подростка/старшеклассника к работе, к профессиональной деятельности: если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то и ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Важно понимать, что выбор, который подросток или старшеклассник делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время востребованы и оплачиваются достаточно высоко, вовсе не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности.
Возможно, выбранные подростком/старшим школьником профиль обучения и профессия всегда будут ему интересны, а может быть, через некоторое время предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то изменить или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
Можно выделить три основные позиции родителей относительно профессионального будущего своих детей:
- позитивная активная позиция: родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей;
- жесткая активная позиция: родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме, предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения, учитывая минимально или вообще игнорируя индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации;
- пассивная позиция: родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план (иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия) [1].
Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их стремления в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь будут профессионально успешнее, так как у них, в отличие от родителей, «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии» [3, с. 289].
Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком подросткового или старшего школьного возраста можно выделить следующее:
- знание родителями интересов и потребностей ребенка;
- умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;
- умение общаться с ребенком нестандартно, естественно;
- способность глубоко чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, встать на позицию ребенка, видеть в нем личность;
- умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с ребенком грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;
- умение требовать, поощрять и наказывать [3; 4].
Согласно исследованиям, проведенным под руководством И.В. Дубровиной среди школьников разных городов России, было выявлено, что в отношении старшеклассников к образованию прослеживается их четкая ориентация на семью. Как следует из ответов самих десятиклассников, мнение родителей является для них наиболее значимым в данном вопросе. Именно родители в 44 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор опрошенными конкретной профессии. Обобщая результаты многих исследований, можно сделать вывод, что родители в 30–70 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор, так или иначе связанный с выбором профессии [3].
Но исследования и наблюдения в повседневной жизни показывают, что нередки случаи, когда родители пытаются изменить профессиональный выбор детей, навязывая им свой выбор, вопреки способностям, склонностям, мечтам, желанию ребенка. Далеко не всегда в таких случаях дети впоследствии оказываются счастливы [3].
Изучение личных профессиональных планов учащихся старших классов и их психологической готовности к выбору профессии выявили гендерные различия во влиянии семьи на профессиональный выбор:
- юноши, характеризуются более выраженными умениями к планированию, прогнозированию будущего на длительную перспективу, умениями самостоятельно принимать решения, а также большей информированностью о профессиях;
- девушки, в силу их большей эмоциональности и социальной ориентированности на семью и ближайшее окружение, характеризуются меньшей независимостью и самостоятельностью в планировании своего профессионального будущего [3].
Влиять на формирование интересов подростка/старшеклассника, помогать развитию его способностей можно и нужно, но навязывать свою волю не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в принятие решения за них. Подростки и старшеклассники чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить назло им, хотя порой и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.
Самое главное для подростков и старшеклассников, как бы они ни стремились к самостоятельности, – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по сложному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.
Подводя некоторые итоги, можно сделать вывод: в целом семья оказывает огромное, часто решающее влияние на профессиональное самоопределение детей, поскольку именно в семье вырабатываются их основные социальные установки. Поэтому важным становится тезис: начинать профессиональную ориентацию школьников надо с ориентации в мире современных профессий их родителей.
Список литературы:
- Васильченко М.Е. Современная профориентация: как искать дело жизни. М.: Изд-во «Ридеро», 126 с.
- Панина С.В., Макаренко Т.А. Профессиональная ориентация: Учебник и практикум для среднего профессионального образования. 4-е изд. М.: Изд-во «Юрайт», 2024. 312 с.
- Пряжников Н.С. Профориентология: Учебник и практикум для вузов. М.:
Изд-во «Юрайт», 2024. 405 с. - Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / под ред. А.А. Радугина. 2-е изд. М.: Изд-во «Центр», 2002. 254 с.
- Семенова Е.А., Левашова Е.Н., Сундеева И.Н. Современная профориентационная работа в системе дополнительного образования детей естественнонаучной направленности. Липецк: ООО «Позитив Л», 2020. 100 с.