Приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству как практика духовно-нравственного воспитания старших дошкольников

В статье представлен практический опыт духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям русского декоративно-прикладного творчества на занятиях кружка «Город мастеров» в ГБОУ «Школа № 1440» г. Москвы. Статья будет интересна воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, методистам, руководителям образовательных организаций общего и дополнительного образования.

Н.В. Артемчук,
воспитатель,
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 1440»,г. Москва

Сегодня у многих дошкольников можно заметить искаженное понимание таких традиционных нравственных ценностей, как добро, милосердие, справедливость, великодушие. При этом современные дети духовно незрелы, у них слабая воля. Все это к подростковому возрасту приводит к росту проявлений жестокости и агрессии в целом, и, как следствие, растет детская преступность. По словам главы Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкина, «в первые четыре месяца 2025 года в России зафиксировано 5904 преступлений несовершеннолетних, что на 27,5% больше, чем в первые четыре месяца 2024 года» [2].

Преодолеть подобные проблемы поможет духовно-нравственное воспитание детей еще в дошкольном возрасте. Значимость духовно-нравственного воспитания дошкольников подчеркивают и государственные нормативные документы, в частности ФГОС ДОО, где духовно-нравственное воспитание приоритетно [6], и приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» [3]. В Указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности России» поставлена задача формирования у дошкольников знаний о том, какое место занимает их родная страна в мире, какова ее роль в истории, о важности территориальной целостности страны[5]. Поэтому особую значимость в детском саду приобретают мероприятия, посвященные воспитанию у детей-дошкольников духовности и нравственности.

Проблему духовно-нравственного воспитания детей (педагогические методы и средства воспитания) рассматривали в своих трудах такие ученые, как Л.И. Аббасова, Н.А. Ветлугина, В.В. Зеньковский, В.Г. Нечаева и другие.

Н.А. Ветлугина рассматривала воспитание духовности и нравственности через приобщение детей к ценностям духовности в системе (гуманизм, религия), создание условий для того, чтобы развивающаяся личность ребенка искала и находила личностные смыслы и цели, соответствующие ценностям духовности и нравственности, и была готова действовать в соответствии с этими найденными ею личностными целями и смыслами [2].

Результативным средством воспитания духовности и нравственности старших дошкольников выступает приобщение их к народному декоративно-прикладному творчеству, что, по мнению Н.П. Сакулиной, способствует не только улучшению художественных способностей детей, но и тому, что они учатся видеть и понимать прекрасное и через любовь к собственной кульруре научаются любить Родину [4].

Работа кружка декоративно-прикладного творчества «Город мастеров» дошкольного отделения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 1440» г. Москвы началась с организации предметно-развивающей среды, которая спланирована так, чтобы детей везде окружали предметы народного быта и народно-художественных промыслов.

В школе создан мини-музей «Как люди в старину жили» (далее – музей). На входе в него оформлен стенд «Народные ремесла», предназначенный для выставки образцов декоративно-прикладного искусства. В основном это игрушки: дымковская, гжельская, матрешки и др.

Сам музей представляет собой макет старорусской избы в разрезе с предметами быта в миниатюре: керамической и деревянной посудой, вышитыми рушниками, прялкой, ухватом, деревянной лоханью, сельскохозяйственной утварью, игрушками. Экспонаты музея собраны усилиями педагогического коллектива и родителей дошкольников. Часть предметов экспозиции – подлинные, но есть и современные экспонаты, стилизованные под старину. Также представлены образцы народных промыслов Подмосковья: гжельская керамика, жостовские подносы, павловопосадские платки.

Также в музее установлена интерактивная доска, на которой демонстрируется художественная интерактивная карта народных промыслов Подмосковья с дополненной реальностью. Это дает детям-дошкольникам огромные возможности для знакомства с декоративно-прикладными промыслами: если навести курсор на центр народного промысла (например, Гжель), то разворачивается картинка с образцами промысла, а далее следует короткий озвученный текст о промысле и мультфильм «Петрушка и Гжель» (авторы М. Парфенова и Д. Наумов) из цикла «Мультфильмы о русских народных промыслах».

Старшие дошкольники посещают музей в рамках кружковой работы, чтобы познакомиться с образцами русского быта и народного творчества. Параллельно в группе создан фольклорный уголок, а на территории детского сада установлены макеты матрешек. Таким образом, дети знакомятся с предметами народного искусства и быта и на занятиях в кружке, и на прогулке, и в группе.

Вслед за созданием музея была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров» (далее – программа), включающая:

  • практические занятия по знакомству дошкольников с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами, народной игрушкой;
  • фольклорные праздники («Осенины», «Колядки», «Масленица» и др.);
  • литературные гостиные, где дети знакомятся с малыми формами русского народного фольклора (потешками, прибаутками, закличками), русскими народными сказками, а также с былинными героями (Алешей Поповичем, Добрыней Никитичем и др.) их подвигами.

Каждое занятие в кружке «Город мастеров» начинается с того, что дети вместе с педагогом рассматривают образец народного искусства. Педагог проводит с детьми беседу о том, какая у образца история, как и почему он появился, для чего изготовлен, какие у него характеристики; задает детям вопросы, чтобы уточнить, какими способами изображен предмет. Затем педагог показывает приемы, как лепить или расписывать предмет; помогает тем, кто испытывает затруднения.

Так, прежде чем приступить к лепке образца гончарного искусства, педагог с детьми рассматривает образцы гончарной посуды, иллюстрации, фотографии и рисунки с ними, показывает и акцентирует внимание детей на том, какая причудливая форма у сосуда или горшка, как изящно изогнуты ручки сосуда и пр. Помимо этого, на занятиях в кружке «Город мастеров» педагог использует трафареты орнаментов и раскраски, иллюстрирующие изделия народных промыслов. В результате дети приобретают знания об истории и культуре народа, о народных ремеслах, учатся различать их, работать с художественными материалами.

То, что дети узнали и усвоили на занятиях в кружке, они самостоятельно применяют в реальной жизни: сами изготавливают различные предметы, необходимые им в играх – посуду, декорации для стен. Таким образом развивается детская инициатива, в детскую игру вносится новизна, у детей развивается коллективизм, они учатся добру, учатся помогать и приносить друг другу пользу.

В рамках работы кружка «Город мастеров» большое внимание уделяется и работе с родителями воспитанников: проводятся родительские собрания, консультации по воспитанию духовности и нравственности дошкольников; организуется совместная проектная работа детей и родителей (например, «Гжельская игрушка», «Матрешки»); родители вместе с детьми изготавливают костюмы к народным праздникам. Все это содействует приобщению родителей к процессу воспитания у детей духовности и нравственности. Для того, чтобы родители могли увидеть и оценить, чему научился их ребенок, каких успехов достиг, в кружке организован специальный стенд, на котором выставляются детские работы.

Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства дает детям первые яркие представления о Родине и ее культуре. Знания об истории и культуре народа способствуют воспитанию у детей гражданственности, патриотизма, духовности и нравственности. Они учатся ценить культурные традиции, уважать труд и творчество мастеров и художников, учатся трудолюбию на их примере. Делая общее дело, дети учатся принимать во внимание то, что интересно другим, учатся договариваться, у них воспитывается согласованность в действиях, они становятся едины.

Список источников:

  1. Бастрыкин рассказал о резком росте подростковой преступности в 2025 году [Электронный ресурс]. – URL:https://www.vesti.ru/article/4525293?ysclid=mcrkwd49xz957493937 (дата обращения: 06.07.2025).
  2. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду: пособие для воспитателя. М.: Айрис-Пресс, 2023. 204 с.
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 30.07.2025).
  4. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2022. 208 с.
  5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России» [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 29.07.2025).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 (ред. от 23.01.2024) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 16.07.2025).

Добавить комментарий

Войти с помощью: