Всесторонняя подготовка воспитанников вокалистов к конкурсу, фестивалю в учреждениях дополнительного образования детей и юношества
В статье рассмотрены проблемы подготовки детей к конкурсам и фестивалям из опыта работы педагога дополнительного образования Хлебникова Владимира, руководителя вокального объединения «ЛАД». Показано, как необходима всесторонняя, многогранная проработка всех аспектов подготовки детей к выступлению на конкурсах для получения положительных результатов. Статья предназначена для начинающих педагогов по вокалу, работающих с детьми от 7 до 18 лет.
Код УДК 78; 7.091; 7.092.
В.А. Хлебников,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Тула
Вступление
Для начала, давайте разберёмся, что такое для воспитанника конкурс, фестиваль, олимпиада. Во-первых, это момент истины, в котором ребёнок должен показать всё самое лучшее, чего он достиг в своём творчестве, выразить те чувства, которые предполагают исполняемые произведения и передать их зрителю, потому что любое беспристрастное жюри – это те же зрители, а потом уже судьи. И здесь, в первую очередь, встаёт вопрос об естественности. Тот, кто вышел на сцену, он уже артист, и крылатое выражение Станиславского «Верю, не верю», актуально для исполнителей любых художественных направлений творчества детей. Если ребёнок до конца проникся образом, духом произведения и сыграл это свободно и непринуждённо, то его ждёт успех. Но с другой стороны, конкурс – это всегда стресс и психологическая подготовка ребёнка, а это имеет иногда решающее значение.
Пример. Вы выучили текст и мелодию, проработали динамику развития, создали образ. Ребёнок вышел на сцену, увидел жюри и всё на свете забыл. Полный провал с таким трудом наработанного багажа. Вот здесь необходима психологическая подготовка к выступлению, о ней мы поговорим позже.
А самое главное, это то, что фестиваль, конкурс, олимпиада должны восприниматься ребёнком не только как испытание, но и как прекрасный праздник искусства. Тогда и лишних волнений меньше и стресс не такой сильный. Но совсем без волнений и лёгкого стресса на сцене делать нечего. Люди не роботы, и людьми их делают чувства.
Выбор репертуара
С чего мы начинаем подготовку к конкурсу? С выбора репертуара. И здесь перед нами встаёт ответственейшая задача выбрать произведение с теми параметрами, которые наилучшим образом подчеркнут умения и навыки исполнителя. Все дети по-разному проявляют эмоции и, подбирая произведение для исполнения, надо учитывать психоэмоциональный облик исполнителя, знать его выигрышные стороны, развивать их и делать на них ставку. Кому-то больше удаётся кантилена с чувственным движением мелодии, а кому-то маркированная быстрая мелодия, то есть правильно подобранная техника, правильно подобранный характер произведения. Безусловно, удачная тесситура, чтобы ребёнок не давился на низких нотах и не зажимался на высоких. Репертуар должен соответствовать возрасту ребёнка, как по техническим трудностям, так и по морально-эстетическим. Дав десятилетнему воспитаннику надрывную песню о неразделённой любви, а тринадцатилетнему песенку про игрушки, вы потеряете в баллах и в том, и в другом случае.
Произведение должно выделяться своей необычностью. Оно должно быть ярким, эмоционально насыщенным, выходить за рамки обыкновенных произведений, которые можно и нужно исполнять на концертах, радуя зрителей и родителей.
Работа с текстом
Произведение выбрано, что дальше? Начинается кропотливая работа с текстом. Прочитав внимательно поэтический текст, разбираемся с идеей автора. Что он хотел сказать, какие проблемы решал, что видел и как к этому относился. И только после полного осмысления стихов заучиваем их наизусть, проговаривая каждую фразу, как говорят в школе, с выражением. Используем для этого динамику, паузы, цезуры, темп, эмоции. И из этих разнообразных фраз-пазлов выстраиваем полную картину будущего произведения.
Работа с музыкальной фразой
Далее идёт разучивание мелодии по фразам. Вспомнив, как работали с поэтическими фразами, переносим всё это (динамику, паузы, цезуры, темп, эмоции) на мелодию, тщательно прорабатывая сложные для исполнения места. Расставляем и запоминаем места для дыхания, необходимого для определённой фразы. Затем объединяем все фразы и находим главные кульминационные моменты в произведении, выделяя их и прорабатывая.
Образ произведения и его воплощение на сцене
Произведение выучили, наступает момент создания сценического образа. Вспоминаем, о чём произведение, какие идеи добавил композитор в поэтический текст своей музыкой, как он его прочитал, и анализируем движение мелодии. И после этого начинаем выстраивать сценический образ. В него входят: костюм, сценические движения, эмоциональный настрой.
Костюм или платье должно соответствовать тому образу, который создали. Сценические движения должны быть органичны, естественно вытекая из образа. Движения ни в коем случае не должны мешать исполнению, а наоборот помогать. Чем удачнее будет костюм, продуманнее сценические движения, тем легче будет войти в нужное психоэмоциональное состояние для исполнения произведения. А это при отличной вокальной технике – ключ к успеху на конкурсах.
Выход, поклон, уход
Важнейшей составляющей для конкурсов является правильный выход на сцену, своевременный поклон и достойный уход со сцены. Ребенок должен знать, что выход из-за кулис производится с прямой осанкой, гордо поднятой головой, повёрнутой в зрительный зал и желательно с лёгкой улыбкой. Занял место на сцене и при первых звуках вступления меняет свой образ соответственно характеру произведения. Зазвучал заключительный аккорд, и он делаете поклон, звучат аплодисменты и точно такой же уход со сцены, как и выход.
Пробная видеозапись выступления
Немаловажная деталь в подготовке к выступлению на конкурсе – это пробное выступление на сцене с произведённой видеозаписью и дальнейшим видео, аудио мониторингом. То, что вы как педагог делаете те или иные замечания недостатков, недоработок и прямых ошибок воспитаннику, это хорошо. Но гораздо действенней метод, когда ученик сам видит и находит свои ошибки, недочёты. Он их не забудет никогда. А задача педагога помочь ему их проработать и исправить. И ещё один очень важный момент. Для ребёнка надо создать атмосферу свободы творчества. Если он имеет способность генерировать новые идеи, не рубите их на корню, какие бы они вам не показались абсурдными. Если ребёнок ищет, мягко поправьте его. Ведь педагог не бог. А творческие находки ребёнка – это его, родное. И их он выдаст на сцене от души, от сердца.
Психологическая подготовка
Произведение выбрано, выучено, образ создан, недостатки проработаны, и настало время психологической подготовки. Как мы уже говорили, конкурс – это стресс и нам надо как-то его смягчить, сгладить. Как убрать излишнее волнение и страхи? Надо постараться создать эффект праздника, а не только соревнования. Для успокоения нервной системы есть определённые дыхательные упражнения. Глубокий вдох с задержкой до пяти секунд и медленный выдох.
Во время самого выступления не вглядываться в лица зрителей, а смотреть на всех сразу, общим взглядом. Можно поймать случайным взглядом недовольное выражение лица, какого-то зрителя и отнести это на свой счёт. Отсюда сомнения: «Им не нравится, как я пою или как выгляжу».
Просмотр видеоматериала с дальнейшей работой над ошибками даёт уверенность, что ты делаешь всё правильно и тебе нечего волноваться. Всё будет хорошо. Ты самый лучший и тебя все полюбят.
Когда думаешь о произведении, о поставленных художественных задачах, сосредоточив внимание на деталях, это не оставляет места для страха (некогда думать о риске, некогда думать о возможной неудаче – есть время думать только о том, как спеть лучше и как точнее передать свои и композиторские идеи).
В одной из книг Дэйла Карнеги есть отличный совет, что если у вас возникают ситуации, связанные с беспокойством, применяйте магическую формулу Уиллиса Х. Кэрриэра:
- Спросите себя: «Что является самым худшим из того, что может произойти?»
- Приготовьтесь примириться с этим в случае необходимости.
- Затем спокойно продумайте, как изменить ситуацию.
Итоги выступления
Конкурс закончен. Жюри подвело итоги, объявило победителей и призёров. Если ребенок в их числе, то радуется успеху и пожинает плоды своей работы. А если он не в числе победителей и призёров, опять стресс, слёзы и, возможно, апатия. Чтобы этого избежать, надо научить ребёнка делать самоанализ своего выступления. Чтобы он понял сам, насколько его выступление было лучше или хуже других. Но для этого ему надо просмотреть всех участников в своей номинации. И правильно взвешивая все за и против, ребёнок будет уже готов к тем или иным результатам. А впереди в любом случае работа, работа и работа, потому что нет пределов совершенству, таков путь эволюции.