Создание условий для совместной деятельности и мотивации в детском вокальном ансамбле в каникулярный период

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей музыки, музыкальных руководителей образовательных учреждений, художественных руководителей студий эстрадного вокала. Уровень современного педагога дополнительного образования должен соответствовать уровню современного ученика. Это обуславливает стремление педагога создавать новые эффективные методики для того, чтобы сделать образовательный процесс интересным каждому ребенку, повысить его мотивацию к выбранному виду деятельности. В этой разработке описаны этапы работы над музыкальным произведением в детском вокальном ансамбле

В Мурманском областном центре дополнительного образования «Лапландия» проводится множество значимых областных, региональных и всероссийских мероприятий. Это – региональный турнир по робототехнике «РобоАрктика», региональный фестиваль научно-технического творчества «Юные инженеры Арктики», всероссийский фестиваль энергосбережения «Вместе-ярче!», соревнования молодых исследователей «Шаг в будущее», региональный конкурс среди учителей и воспитателей «Учитель года», «Сердце отдаю детям», межрегиональный конкурс среди педагогов средних и высших учебных заведений «Мастер года», областной конкурс хореографического искусства «Праздник танца». В подготовке задействованы все специалисты центра, и неотъемлемой частью данных мероприятий являются торжественные церемонии открытия и закрытия, которые предполагают креативные театрализованные постановки и тематические творческие номера. Предпочтение отдается массовым действиям, вокальным и вокально-хореографическим композициям.

В образцовом детском коллективе вокального ансамбля «Фантазия» занимаются дети от 4 до 18 лет. С учетом возрастных особенностей и музыкальных способностей разработаны дополнительные общеобразовательные программы: «Домисолька», «Музыкальные ступеньки», «Звонкие голоса», «Музыкальный олимп», «Сольное пение». Форма организации занятий – групповая и индивидуальная, но именно каникулярное время позволяет нам собрать всех детей вместе для выстраивания полной картины номера, для общих сводных репетиций на сцене, для сведения вокальной и хореографической составляющей композиций, для записи студийной фонограммы.

Школьники в этот период не загружены домашним заданием, они сконцентрированы, психологически настроены и расположены к продуктивной работе на занятии вокалом. Занятия переносятся на утреннее время. Чтобы всем проснуться, настроиться на активную работу, мы предлагаем ряд распевок в игровой форме, что позволяет разбудить голосовой аппарат, привести в тонус тело и повысить настроение. Навыки, формирующиеся во время распевок, впоследствии становятся рефлекторными. Такая групповая, коллективная форма работы позволяет ансамблю сильнее сплотиться, подтянуть слабых до общего уровня, быстрее развить творческие способности учащихся, психологически раскрепоститься и снять зажатости.

Корпус во время пения необходимо держать прямо, естественно и непринуждённо, стоять твёрдо на обеих ногах. Плечи слегка расправлены, руки расслаблены. Голову держать свободно, не опуская вниз и не задирая подбородок, мышцы лица и шеи не должны быть напряжены, смотреть прямо перед собой.

Обучающиеся становятся полукругом.

Упражнение 1. «Музыкальный алфавит» – поем гамму «До-мажор» с сопровождением руки, показывая поступенное движение вверх и вниз.

Упражнение 2. «До-ми-соль ка» – движение по кругу, исполнение нот по трезвучию («до», «ми», «соль») с приседанием на длинный слог и подпрыгиванием на стаккато.

Упражнение 3. «Ослик» – исполнение по мажорному трезвучию слога «И-Я».

При работе над музыкальным произведением особое внимание стоит уделить идентичности голосообразующих движений. Если дети будут петь разными артикуляционными движениями или, выражаясь фонетическими терминами, гласными разных объёмов и разной формы (открытость-закрытость), «широкой» дикцией, то ансамбля не будет.

Поэтому идентичности фонетики следует уделить особое внимание. Тогда и звук, сохраняя индивидуальность каждого неповторимого голосового аппарата, приобретёт общее для всех поющих тембральное качество и даст ансамблевый суммарный тембр.

Опираясь на музыкально-слуховые восприятия, необходимо развивать у участников ансамбля слухо-голосовую координацию, добиваясь при варьировании естественности, осмысленности и красоты в мелодических линиях и сочетании их между собой.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряем темп и следим за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Хохотушка буква «Х» рассмеялась: «Ха! Ха! Ха!»

От топота копыт пыль по полю летит.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

Далее мы предлагаем поиграть в викторину «Угадай-ка» (цветок со скороговорками). Все садятся на стулья. Каждый ребенок по очереди берет «Цветок-говорун» и отрывает лепесток, где написана скороговорка, которую ему нужно будет беззвучно, хорошо открывая рот, с правильным положением губ показать так, чтобы остальные ее отгадали (рис.1).

 

Рисунок 1.

Из опыта работы мы видим, что эта игровая викторина несет за собой не только обучающую и развивающую функцию, но и поднимает детям настроение, улучшает микроклимат в коллективе и благотворно влияет на психоэмоциональный настрой каждого ребенка, раскрепощая его и подготавливая к дальнейшей музыкально-исполнительской работе. Работая с эмоциональным подъемом, включая детей в игровые сюжетные занятия, вы получите живой отклик и раскрепощенное эмоциональное пение.

Полезно соединять произнесение скороговорок с вокальным интонированием (рис. 2):

Рисунок 2.

Далее мы приступаем к артикуляционной гимнастике с музыкальным сопровождением. Дети становятся полукругом, ноги на ширине плеч. Для работы над подвижностью и беглостью голоса используются простые упражнения, поются в спокойном темпе и ограниченном количестве, чтобы не утомлять гортань. Основной принцип в этой работе: точность интонации, отсутствие подъездов, скольжений, все четко, точно, ритмично.

Упражнение 1. Исполнение в диапазоне октавы по звукоряду вверх и вниз слога «НА», «БРА», ДА» с сопровождением мягкой кисти руки, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких. Согласные должны быть легкими и четкими в произношении и не прерывать поток гласных.

Упражнение 2.  Выравнивание позиции гласных и артикуляции на одном звуке, работа над цепным дыханием «да, дэ, ди, до, ду», «ма, мэ, ми, мо, му», «бра, брэ, бри, бро, бру». Все гласные должны иметь одну вокальную форму. Непрерывность и ровность красивого звучания голоса – основа художественной ценности пения. Достигается эта ровность совершенствованием стабильности дыхания и атаки звука.

Упражнение 3. «Ежик». Пропевается слог «ЛИ», отрывисто, по звукоряду вверх и вниз, повторяя заданную мелодию по хроматизму вверх. Детям предлагается уколоть себя пальцем в ладошку, как «иголочкой», чтобы добиться понимания в исполнении стаккато.

Упражнение 4. «Совушка». Детям предлагается имитировать голос совы, скачкообразное исполнение звука «У-У» интервалом в октаву позволит детям точно интонировать.

Упражнение 5. Чтобы уйти от зажатого и скованного звука, берем дыхание носом и делаем наклон вперед, с постепенным разводом рук в стороны, как бы изображая наполняющийся воздухом шар. Звук тянется на выдохе. В процессе фонации две силы – выдох и напряжение связок – должны противостоять друг другу, не преодолевая и не побеждая одна другую. Энергичность звучания обусловливается, в первую очередь, правильным взаимодействием связок и дыхания.

После того, как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, мы приступаем к разбору музыкального материала. При пении следует с большим вниманием отнестись к поэтическому тексту. Для этого необходимо выявить музыкально-слоговый ритм песни, который должен быть единым у всех певцов ансамбля. Помимо основного напева, необходимо учитывать тесситурное удобство голосов (выбирая наилучшую тональность для всех голосов), приёмы цепного дыхания, стилевые особенности многоголосия; добиваться плавности голосоведения.

На примере песни певицы Максим «Дорога» мы покажем наиболее значимые, на наш взгляд, этапы работы в ансамбле (рис. 3).

Рисунок 3

Вместе с обучающимися прочитывается весь поэтический текст вокального произведения и проводится разбор содержания, характеризуется настроение, выявляются идея и смысл, заложенные поэтом в тексте, поясняются непонятные слова и выражения. Дети своими словами пересказывают содержание, после чего произведение становится для них более понятным и близким по ощущениям.

В этой песне требуется тщательная проработка буквально каждой фразы. Для этого разбираем каждую строчку, выделяя смысловые акценты, верное ударение и интонацию каждой фразы. Начинаем четко проговаривать каждую строку текстового материала в медленном темпе (как в работе со скороговорками), а также в ритме данной мелодии, ровными четвертными долями, потом восьмыми, сопровождая хлопками, соответствующими ритмо-слоговому движению и размеру произведения, чтобы было закреплено положение губ, языка и других элементов артикуляционного аппарата. Работаем над навыком брать дыхание перед каждой новой фразой, чтобы привыкать брать его сознательно.

Следующий момент – пение со словами. Здесь также, останавливаясь на фразах и предложениях, работая над каждой строчкой, определяем и прорабатываем точные распевы на слогах, форшлаги и мелизмы, если таковые встречаются, просматриваем и выполняем штрихи легато, стаккато, акценты.

Очень полезно пропевать песню на любом этапе работы без сопровождения (acappella). Это позволяет детям лучше слышать и контролировать себя, а педагогу понять насколько верно и точно усвоен музыкальный материал.

После того, как музыкальный материал усвоен, мы приступаем к такому замечательному виду деятельности, как импровизация, который привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, в том числе гармонический слух, музыкально-слуховые представления и ансамблевое многоголосие. В основе этой деятельности заложено умение спланировать, представить внутренним слухом продукт своей деятельности на предварительном этапе импровизирования.

Мы разбили ансамбль на 4 группы, каждой из которых мы поручили свое задание. В 1-м варианте проговаривается обычный текст песни под ритм, который обозначают хлопками, четвертными длительностями (размер – C). Во 2-м – слово «солнышко» на каждые 2 доли. В 3-ем варианте повторяются каноном выделенные красным цветом фразы со смещением на две доли. 4-й вариант – тянет слово «солнышко» на всю строку (см. табл.).

Таблица

1 вариант

 

Солнышко-о лучисто, небеса-а так чисты
Освеща-ают нам доро-огу с высока-а
Ждет ли на-ас удача, велика-а задача
Мы с тобо-ой все сможем, по-омо-оги нам Боже

2 вариант

 

Сол/нышко солныш/ко сол/нышко солныш/ко
Солнышко  лучисто, небеса так чисты
Освещают нам дорогу с высока
Ждет ли нас удача, велика задача
Мы с тобой все сможем, помоги нам Боже

3 вариант

Солнышко лучисто небеса так чисты

Солнышко лучисто, небеса так чисты
Освещают нам дорогу с высока

ждет ли нас удача велика задача

Ждет ли нас удача, велика задача

помоги нам Боже
Мы с тобой все сможем, помоги нам Боже

4 вариант

 

Солнышко-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о

Солнышко лучисто, небеса так чисты

Солнышко-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о

Освещают нам дорогу с высока

Солнышко-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о

Ждет ли нас удача, велика задача

Солнышко-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о

Мы с тобой все сможем, помоги нам Боже

Каждая группа поочередно выполняет свое задание, после этого совмещаем все варианты. Эта технология вызывает у детей интерес и способствует усвоению музыкального материала на высоком уровне.

Для воплощения художественного образа, создания сценического номера, координации своих движений и своего сценического поведения, раскрепощения на сцене, мы работаем над постановкой концертных номеров. На примере песни «Весенний джаз» мы покажем, как ведется эта работа в вокальном ансамбле «Фантазия».

Постановка вокального номера

Главная задача вокалиста – при оптимальных энергетических затратах достичь максимальной выразительности. Выразительность вокалиста на сцене зависит от его способности чувствовать движение. Построение движения – это, прежде всего, поиск и освоение позиций начала и завершения движения, определяющих степень ясности выражения эмоции. Основу постановки составляют специальные физические упражнения, выполняемые в процессе исполнения вокального номера. Эти упражнения способствуют раскрытию голоса, психоэмоциональному раскрепощению, выработке певческого дыхания, развивают гибкость тела, координацию слуха, голоса и тела, учат работать с партнером, подготавливают к выступлениям на сцене.

Рече-двигательные и вокально-двигательные координации должны быть так подготовлены, чтобы вокалист владел ими свободно и непроизвольно, в разных темпо-ритмических вариантах сценического действия. Расположение вокалистов на сцене должно быть точно простроено.

Соблюдать эти требования довольно затруднительно для участников массовых сцен. Исполнители должны так разместиться на сцене, чтобы каждый из них хорошо видел зрительный зал – при этом условии его обязательно будут видеть зрители. Трудность заключается в большом рассредоточении внимания, поскольку приходится петь и одновременно действовать в беспрерывно меняющемся пространстве сцены.

Существует множество различных упражнений, способствующих совершенствованию вокально-двигательной координации, которые обязан знать каждый руководитель вокального коллектива. И прежде чем солисты-вокалисты выйдут на сцену, они должны быть подготовлены.

Важно соединить пение с движениями ног, чтобы добиться легкости, непринужденности исполнения и точности звучания; соединить пение с движениями рук, добиваясь органики в этом варианте. Соединить упражнение для рук с упражнением для ног и с исполнением песни. Спеть песню, сначала стоя на месте, а затем, выполняя движения ногами. Необходимо добиться того, чтобы слова точно совпадали с движениями ног. В заключение предложить выполнять руками импровизированные движения, соответствующие характеру действия, то есть содержанию песни.

Расставляем детей по линиям в зависимости от роста, костюмов, их сценических возможностей, начинаем учить движения, добавляем реквизит для создания яркой и праздничной атмосферы. Перебираем различные вариации движений, чтобы они не мешали вокальной части. Если это вокальная композиция, мы можем использовать максимум перестановок и хождений, так как вокалисты являются центровой фигурой, если же композиция вокально-хореографическая, вокалисты располагаются по краям сцены, иногда сливаясь с танцевальным коллективом.

В этой разработке описаны наиболее важные, на наш взгляд, этапы работы над музыкальным произведением в детском вокальном ансамбле. Через вокальную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а пение в ансамбле – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств гармоничной личности.

Список литературы

  1. Алферова Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение. (Пособие для самостоятельной работы) – СПб., 2003.
  2. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб., 2015.
  3. Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. – М., 2007.
  4. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. Учебное пособие. – СПб., 2007.
  5. Стулова Г. Теория и методика обучения пению. – СПб., 2017.

О. Е. Воронович,
педагог дополнительного образования,
ГАУДО Мурманской области «Мурманский областной
центр дополнительного образования «Лапландия».

А.В. Тихомирова,
педагог дополнительного образования,
ГАУДО Мурманской области «Мурманский областной
центр дополнительного образования «Лапландия».

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: