«Всем на свете нужен дом» – электронный образовательный ресурс реализации дополнительной программы естественно-научной направленности
В статье раскрывается процесс разработки электронного образовательного ресурса «Всем на свете нужен дом» и его использования в реализации дополнительной общеразвивающей программы естественно-научной направленности. Рассмотрены возможности электронного образовательного ресурса в развитии у обучающихся цифровых навыков и в воспитании у них бережного и ответственного отношения к животным. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования естественно-научной направленности, методистам и руководителям учреждений дополнительного образования.
А.В. Тимофеев,
педагог дополнительного образования,
М.Д. Полатова
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Городской дворец детского (юношеского)
творчества им. Н.К. Крупской»
Е.Б. Цибизова
кандидат педагогических наук,
Кафедра общего образования и психологии,
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного
профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Новокузнецк
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года воспитание детей рассматривается как приоритетная цель, для достижения которой должна быть выстроена работа на основе социокультурных и духовных ценностей российского общества и государства [2]. Особенности организации воспитательной деятельности с учетом поставленных на государственном уровне целей и задач, социокультурной ситуации в Кемеровской области – Кузбассе отображены в региональной стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец!» (далее – Стратегия) на период до 2025 года [3].
В Стратегии отмечается необходимость повышения воспитательного потенциала образования, укрепления нравственных ценностей, комплексного решения задач воспитания в системе дополнительного образования. Это, очевидно, предполагает обновление содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, использование современных методов и форматов в работе с обучающимися. Кроме того, сегодняшняя реальность диктует необходимость организации дистанционных форматов обучения, развития у обучающихся цифровых навыков и способности эффективно функционировать в условиях всемирного информационного пространства. Поэтому педагогам важно трансформировать существующие программы с учетом требований цифровой эпохи.
Пример успешного решения поставленных задач – реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эко-знайки или пять шагов навстречу природе» естественно-научной направленности (далее – программа «Эко-знайки») в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской» (далее – Дворец творчества).
Программа «Эко-знайки» ориентирована на работу с младшими школьниками (7–11 лет) и является комплексной: объединяет программы: «Зеленый мир вокруг нас», «ЭкоИгры», «В мире животных и экспериментов», «Природа и творчество». Занятия по программе проводятся в живом уголке, теплице, Центре экологического просвещения «Экотаун» Дворца творчества. В рамках данной статьи выделим программу «В мире животных и экспериментов», содержание которой ориентировано на воспитание у обучающихся бережного отношения к животным, готовность нести ответственность за своих питомцев. А для этого обучающимся необходимо получить представления о строении и жизни животных, их среде обитания, освоить элементарные умения по уходу за ними.
Авторам статьи близка и понятна проблема, которую отмечает в своей работе Е.В. Григорьева: «Характеризуя особенности представлений младших школьников о животном мире, следует сказать, что их знания не всегда бывают конкретны, зачастую они носят общий или неопределенный характер: дети недостаточно понимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении животных к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих животных» [1, с. 23]. Занятия в живом уголке Дворца творчества позволяют решить эту проблему, разнообразить учебный процесс, сделать его эмоционально-насыщенным для обучающихся. А помогает в этом авторский электронный образовательный ресурс «Всем на свете нужен дом» (далее – ЭОР) для детей от 7 до 11 лет, разработанный педагогами дополнительного образования Центра экологического просвещения «Экотаун» Дворца творчества А.В. Тимофеевым и М.Д. Полатовой (далее – педагоги). ЭОР создан на платформе интуитивного конструктора сайтов Tilda и онлайн-сервиса для создания интерактивных упражнений. Конструктор сайтов является бесплатным, оплачиваются только дополнительные опции для улучшения интерфейса. Познакомиться с ЭОР «Всем на свете нужен дом» http://ecotaun.tilda.ws/zoo
Первоначально ЭОР был разработан для оптимизации реализации программы «В мире животных и экспериментов». Цель разработки ЭОР – воспитание у обучающихся бережного и ответственного отношения к животным. Достижению данной цели способствует разработанный педагогами алгоритм знакомства обучающихся с обитателями живого уголка на основе последовательного прохождения этапов работы: просмотра видео-занятия, выполнения интерактивных заданий и итогового контрольного задания.
Создание ЭОР осуществлялось в несколько этапов:
- первый этап включал формирование рабочей группы по созданию ресурса, разработку плана работы и графика съемки видеозанятий, распределение ролей и объема работы между участниками рабочей группы, выбор цифровой платформы для ресурса, создание дизайн-проекта ЭОР, выбор места видеосъемки, подготовку необходимого оборудования и материалов;
- на втором этапе разрабатывался графический дизайн и оформление ресурса, проводилась видеосъемка и монтаж видеоприглашения для обучающихся, которое одновременно служит им инструкцией для работы (педагоги в доступной форме рассказывают об алгоритме работы и выполнении итогового задания); затем создавались непосредственно видео-занятия о каждом обитателе живого уголка и интерактивные задания, а также итоговое контрольное задание;
- на завершающем этапе все структурные элементы были объединены в единую «оболочку» на платформе конструктора сайтов.
Видеосъемки проходили с участием реальных обитателей живого уголка Дворца творчества. В каждом видеосюжете педагоги рассказывали об особенностях строения одного животного, о его привычках, оптимальном рационе и правилах ухода, дали советы по выбору пушистого (и не только) питомца и приобретению для него корма и оборудования. А помогали им участники волонтерского отряда «#ЗаДело», которые не только с увлечением демонстрировали приемы бережного ухода за животным, устройства жилища для него, но и совершенствовали свои медийные и цифровые компетенции. Всего создано 10 обучающих видеозанятий о строении и жизни животных, уходу за ними, об особенностях содержания и взаимодействия животных с людьми.
Функциональные возможности применения ЭОР в реализации программы «В мире животных и экспериментов» определяются его дидактическими характеристиками – интерактивностью, коммуникативностью, возможностью представления учебных материалов средствами мультимедиа, а также автоматизацией различных видов учебной деятельности.
Структура ЭОР представлена видео-занятиями, интерактивными заданиями, инструкцией по правилам работы с ним, заданиями для самостоятельной работы. Для начала обучения необходимо перейти по ссылке и познакомиться с общей информацией о курсе и правилах работы с электронным образовательным ресурсом. Последовательность действий при работе с ЭОР: просмотр видеозанятия; обсуждение с обучающимися полученных ими знаний (если программа реализуется в очном формате); выполнение обучающимися интерактивного задания; переход к следующему занятию; повторение схемы работы согласно последовательности тем; выполнение финального задания – контроль знаний обучающихся, разработка и презентация ими итогового «продукта» – рассказа о своем питомце (или питомце, о котором они мечтают) в форме видеоролика или печатного рассказа с добавлением изображений животного. Обучающимся предлагается подготовить натуралистическую записку о своем питомце (или о котором они мечтают) в форме: видеоролика, презентации или печатного рассказа с добавлением изображений животного. В помощь обучающимся дается примерная структура натуралистической записки и подсказки, содержащие дополнительный материал по созданию текста с картинками, видео и мультимедийной презентации.
В рамках разработки ЭОР был объявлен флешмоб «Всем на свете нужен дом», в ходе которого обучающиеся снимали и выкладывали видеоролики, рассказывая о своих питомцах и особенностях ухода за ними. На странице флешмоба в ЭОР опубликованы лучшие работы участников. Познакомимся с некоторыми из них. Например: «Мое домашнее животное – вислоухий кролик Сеня. У него серый окрас, а ушки и нос – черные. Он любит гулять. Нужно беречь животных, потому что они сами не могут позаботиться о себе». А кто-то только мечтает о питомце: «Моего хомячка будут звать Хома. Она будет серого цвета, кругленькая и мягкая. Хома будет любить семечки».
ЭОР первоначально был разработан для реализации программы «В мире животных и экспериментов» («Эко-знайки»), однако очень быстро стал востребованным и для других программ естественно-научной направленности Дворца творчества: ветеринарии, экологии, биологии, зоологии. Добавим, что ЭОР может быть интересен каждому человеку, который стал или хочет стать хозяином какого-либо питомца – от шипящих мадагаскарских тараканов до привычных нам кошек и собак. Ведь нужно обязательно познакомиться с особенностями образа жизни животного, правилами ухода за ним, задуматься, какое дополнительное оборудование может пригодиться. А самое главное – определиться, кто же из питомцев станет твоим любимцем, подойдет тебе по своему характеру и образу жизни.
В процессе апробирования ЭОР было получено 100% положительных отзывов обучающихся, которые отметили удобный интерфейс, доступность учебного материала и проявили живой интерес наблюдая за поведением животных во время просмотра видео с их участием.

Начиная с 2022 года, ЭОР реализовывался уже в тридцати двух школах города Новокузнецка, одном учреждении дополнительного образования и четырнадцати детских садах. За эти годы видеозанятия о содержании животных набрали более 15 000 просмотров.
ЭОР получил широкое признание педагогической общественности: стал призером Всероссийского конкурса образовательной журналистики «ПРО Образование – 2024»; призером Всероссийского конкурса лучших образовательных практик дополнительного образования естественно-научной направленности «БиоТОП ПРОФИ» – 2023; победителем городского конкурса «Цифровая компетентность современного педагога» – 2023; получил Гран-При в конкурсе «Лучший экспонат» в рамках VI Сибирского научно-образовательного форума, XXVI выставки-ярмарки «Образование. Карьера» – 2024.
Подводя итоги, можно констатировать: использование электронного образовательного ресурса «Всем на свете нужен дом» в реализации программы «Эко-знайки» позволяет решать целый комплекс образовательных задач:
– способствует воспитанию у обучающихся бережного и ответственного отношения к животным;
– формирует у них мотивацию к освоению цифровых технологий, развитию цифровой грамотности (например, работа с ресурсом на занятиях осуществляется на электронных планшетах, благодаря чему обучающиеся учатся работать по инструкции, ориентироваться на интернет-странице, искать нужную тему в интерфейсе, переходить в требуемые разделы при выполнении задания, осуществлять сравнение, анализ и систематизацию информации, пользоваться цифровыми подсказками);

– воспитывает культуру работы с информацией (при выполнении финального задания обучающиеся учатся составлять натуралистическую записку о домашнем питомце на основе обработки информации, представления ее в цифровом формате, сопровождения рассказа визуальной информацией – фотографиями, видеоизображением и др.);
– повышает мотивацию обучающихся к освоению содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (сочетание занятий в живом уголке с видеозанятиями и выполнением интерактивных заданий обеспечивает увлеченность детей процессом обучения).
Список источников:
- Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. 2 изд., испр. и доп. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 283 с.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
- Стратегия развития воспитания в Кемеровской области – Кузбассе «Я – Кузбассовец!» на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 6 февраля 2023 г. № 17 рг.
