Создание курса видеоуроков по сольфеджио для дистанционного обучения детей дошкольного возраста в рамках проекта «Творческие мастерские. Активное лето с Детским музыкальным театром «Домисолька»

Авторы знакомят с проектом «Творческие мастерские. Активное лето с Детским музыкальным театром „Домисолька“», рассказывают о технологиях создания увлекательных видеоуроков по сольфеджио для дошкольников 5-6-ти лет. Материалы статьи будут интересны всем педагогам подготовительных отделений Центров дополнительного образования, Дворцов творчества, ДШИ и ДМШ.

О.В. Россошанская,
педагог дополнительного образования высшей категории

С.И. Гусева,
педагог дополнительного образования высшей категории

ГАУДО г. Москвы «Детский музыкальный театр «Домисолька»
Москва

Детский музыкальный театр «Домисолька» — уникальное образовательное учреждение столицы — в этом году отмечает свой 30-тилетний юбилей.

Руководители и основатели театра — поэт, сценарист, продюсер Иван Назибович Жиганов и известный композитор Ольга Леонидовна Юдахина.

Учредитель — Департамент образования и науки города Москвы.

2020 год внес серьезные перемены в активную концертную и гастрольную жизнь театра. Ежегодно артистов «Домисольки» можно было увидеть на всех ведущих концертных площадках страны. Наши воспитанники принимали участие в фестивалях, телевизионных и киносъемках, спектаклях, мюзиклах, демонстрируя свои яркие музыкальные способности, актерский талант и навыки, полученные стенах театра. Все это стало возможным благодаря комплексной авторской программе обучения юных артистов в возрасте от 3,5 до 17-ми лет, в систему воспитания которых входят около тридцати изучаемых дисциплин.

В марте 2020 года весь коллектив ГАУДО «Домисолька» переходит на работу с детьми в новом для театра дистанционном формате. Завершая учебный год, согласно календарно-тематическому плану, по каждой дисциплине педагоги создавали эксклюзивные авторские видеоуроки. Процесс съемки начался в стенах театра и продолжился в домашних условиях весь период самоизоляции.

Несмотря на то, что протяженность видео не должна была превышать двадцати минут, педагоги сохранили все основные этапы урока сольфеджио: объяснение нового материала, проработка определенной темы и закрепление изученного, разбор домашнего задания. Исчезло обучение в классическом виде, но у детей появилась возможность пересматривать видео по нескольку раз, в удобное для них время, отрабатывая и закрепляя учебный материал.

Дистанционное обучение, начатое весной, продолжилось онлайн-проектом «Творческие мастерские. Активное лето с Детским музыкальным театром „Домисолька“».

Идея организовать досуг московских школьников во время летних каникул в дистанционном формате была предложена Департаментом образования и науки города Москвы. Педагоги, методисты и руководство театра превратили идею в полноценный, яркий, творческий проект, в котором каждый ребенок мог найти занятие по интересам.

Летние творческие мастерские — это уникальные обучающие курсы по вокалу, хореографии, актерскому мастерству, сольфеджио, английскому языку, дизайну, киноискусству. Основная идея мастерских — создать короткий курс для дошкольников и школьников, не имеющих специальной подготовки. Вместе с педагогами «Домисольки» у каждого московского ребенка появилась возможность впервые спеть с известными артистами, сыграть первую в жизни роль, познакомиться с современными танцевальными стилями, создать свой видеоролик, глубже вникнуть в суть музыкального искусства.

Главную цель летнего курса занятий по сольфеджио мы обозначили как приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте, формирование у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о музыке. Каждый обучающий курс состоял из шести видеороликов, которые выкладывались на сайте театра по расписанию.

В конце цикла занятий ребята выполняли итоговое творческое задание и присылали его на электронную почту театра. После успешного прохождения видеокурса все участники получили электронный сертификат.

Ниже мы приведем примеры краткого описания данных видеокурсов.

Видеокурс Гусевой Светланы Ивановны. «Нотная грамота. Средства музыкальной выразительности. Сказочные истории о звуках, нотах и музыке»

Цикл видеоуроков создавался для детей пяти лет, начинающих любителей музыки.

Продолжительность каждого видео всего 10-12 минут, и важно было наполнить его максимально интересно и полезно. Учебный материал выбирался без сложных формулировок, понятный, связанный с повседневной детской жизнью. Сценарий создавался к каждому занятию. На сайте театра размещался небольшой анонс занятий.

Совершая волшебное музыкальное путешествие, каждый ребенок узнает о немузыкальных и музыкальных звуках, научится различать звуки по высоте, познакомится с нотами, записью мелодии, средствами музыкальной выразительности, попробует создать шумовые и музыкальные инструменты своими руками и рассказать с их помощью сказку. В течение каждого занятия ребенку предлагались простейшие задания, которые можно было выполнить самостоятельно или вместе с родителями. Блок занятий состоял из тем, с которых у каждого ребёнка начинается знакомство с музыкальной грамотой.

Для создания видеоуроков Гусевой Светланой Ивановной использовалась программа VideoPad — полноценный редактор для создания видео профессионального качества. Пробная бесплатная версия доступна только для некоммерческого использования. В программе хороший выбор эффектов и переходов, возможность менять скорость видео, набирать текст, создавать титры и добавлять звуковые эффекты.

Видеокурс из 6-ти уроков Россошанской Ольги Владимировны «Основы ритма. Первое знакомство с музыкальными инструментами»

Весь курс посвящен развитию чувства ритма и формированию первоначальных навыков исполнения ритма у дошкольников 5-6-ти лет. Каждый ребенок в увлекательной и игровой форме может познакомится с понятиями: ритм, основные длительности, паузы, метр, доли, темп; попробовать записать несложные ритмические партии, сочинить ритмический аккомпанемент к любимой песне и получить первые представления о разных музыкальных инструментах (Фото 6).

Первое восприятие музыки ребенком — интуитивное и проявляется в различных движениях. Именно поэтому в видеокурсе применяются активные музыкальные игры с постепенным введением метроритмических терминов. Речь идет об играх на ощущение метрической пульсации, сильных долей, исполнение ритмических рисунков, например, «Ритмическое и Музыкальное эхо», игры с ритмом-остинато.

Дети получают первые представления о длительностях в традиционном сопоставлении четвертных и восьмых, а затем узнают о половинных, целых и знакомятся с шестнадцатыми. Для того чтобы усвоение материала происходило в интересной форме, активно использованы обучающие песенки, яркие наглядные пособия, фокусы и игры с длительностями.

Видеокурс по ритму для «Творческих мастерских» был смонтирован Россошанской Ольгой Владимировной в программе Adobe Premier Pro 2020. Профессиональный видеоредактор является надежным инструментом для любого процесса пост-обработки и монтажа видео. Это одна из немногих профессиональных программ, которая вышла официально на русском языке и позволяет работать с видео в любом формате. Кроме основного набора видео и звуковых эффектов в нее встроены инструменты для качественной работы с фоном-хромакеем. Программа справляется с многослойным монтажом и позволяет наполнять видеокартинку одновременно с большим количеством полезных элементов: текстом, пособиями, иллюстрациями, анимационными фигурами.

Педагоги по сольфеджио ГАУДО «Домисолька» самостоятельно, в условиях самоизоляции, в ускоренном темпе осваивали технику видеосъемки и учились монтировать видео по урокам на Youtube, изучали и покупали техническое оборудование и программы для монтажа.

Создание каждого видеоурока — это очень трудоемкий, многочасовой процесс, состоявший из нескольких этапов:

разработка темы урока, написание сценария, подбор музыкального материала;
самостоятельная съемка материала на видеокамеру в домашних условиях с использованием штатива, профессиональной петлички-микрофона, выставленного светового оборудования, фона-хромакея;
самостоятельное монтирование отснятого материала в программах для монтажа видео.

Для того чтобы познакомить и увлечь ребят новыми музыкальными знаниями, нами были созданы яркие, интересные видеоуроки в игровой форме, не перегруженные сухой теорией. От занятия к занятию наращивалась динамика подачи материала, одна тема логично перетекала в другую, чтобы у ребят был стимул пройти курс от начала до конца. Именно эти пункты являлись нашей педагогической задачей.

Список литературы

Алексеева Л.Н., Голубева Е.И. Музыкальная грамота. — М., МГК им. Чайковского, 2008.
Вайнер Б. Толковый словарик юного музыканта — Ростов н/Д: Феникс, 2015. — 79 с.
Гусева С.И. Путешествие в музыкальную страну: знакомство с нотами: творческая тетрадь для детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2015.
Деревщикова Н. Музыкальная грамота в веселых песенках. — М., 2002.
Иванова А. Волшебная страна. Сказка в стихах для юных музыкантов. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Композитор, 2013. — 28 с.
Идрисова И.В., Сумелиди А.Л. Здесь царствует музыка. Учебно-методическое пособие в стихах. — М.: Издательский дом «Фаина», 2015. — 112 с.
Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил — песенки, картинки и разные истории! / Издание 5-е, стереотипное. Серия «Учебные пособия для ДМШ» — Ростов-н/Д: Феникс, 2013 — 91 с.
Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. — М.: Гуманит. — — 224 с.
Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. 1-7 классы. — СПб.: Композитор, 1998. —
Сиротина Т. Музыкальная азбука: Учебное пособие для ДМШ. — М.: Музыка, 2012. — 95 с.
Филимонова Л. Стать музыкантом я хочу. Учебное пособие по сольфеджио для подготовительного класса ДМШ и ДШИ. — М.: Современная музыка, 2019. — 140 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: