Современные технологии тьюторского сопровождения семей, воспитывающих детей с особенностями интеллектуального развития
В статье описаны опыт и практика проектирования и апробации альтернативной модели тьюторского сопровождения семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка. Особое внимание уделено системе взаимодействия с семьей, модификации родительского собрания в семейную «педагогическую мастерскую», применению современных образовательных технологий.
Н.Б. Лаврентьева,
тьютор,
МБОУ «С(К)ОШ № 60 г. Челябинска»,
г. Челябинск
Ко мне часто обращаются с вопросом, уточняющим специфику работы тьютора, на что я отвечаю: «Тьютор – это уникальная и многогранная фигура. Он – исследователь интересов, “строитель” среды развития, гармонизатор потребностей и способностей, созидатель новых смыслов, открыватель новых возможностей, вдохновитель движения к знаниям, опыту и навыкам, навигатор в поиске внутренних и внешних ресурсов, организатор изменений и роста. Он верит в потенциал, прогресс, перспективы семьи и ребенка» [1].
Я работаю тьютором в коррекционной школе VIII вида. И буквально с первого сентября приступаю к сопровождению не только и не столько первоклашек, сколько к сопровождению семьи, воспитывающей умственно отсталого ребенка. Сталкиваюсь с поведенческой, социальной, моральной дезадаптацией родителей, с их низкой социальной активностью, с отсутствием или серьезным ограничением представлений, а уж тем более знаний о целях, способах, формах развития ребенка и умений, нужных для его воспитания и обучения.
Крепко беру учеников за руку, и мы поднимаемся по ступеням школы. Модель сопровождения семьи тоже похожа на подъем по лестнице – мы системно, тщательно, осознанно, самостоятельно прокладываем путь к педагогической сокровищнице знаний и практики для поиска и накопления, обогащения родителями собственного положительного опыта полноценного, корригирующего, эффективного семейного воспитания.
Мы (я и семья) делаем первый шаг «Навстречу» и будто присаживаемся на первую ступеньку воображаемой лестницы – «Узнавание» (ведь понимание должно предшествовать советам).
Знакомлюсь с родителями:
– целенаправленно наблюдаю за спецификой семейного воспитания, за характером детско-родительских отношений (например, в момент расставания детей и родителей утром и встречи днем);
– планово беседую с родителями об индивидуальном развитии ребенка (как проходит адаптация, как формируются учебные навыки), о возможностях семьи (условия проживания, занятость и качество досуга).
Знакомлюсь с детьми:
– методично изучаю результаты проведения комплексного обследования педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, классным руководителем и документацию (личное дело, социальный паспорт, индивидуальную программу реабилитации/абилитации инвалида, заключение психолого-медико-педагогической комиссии);
– еженедельно веду дневник наблюдений (учебная деятельность, особенности поведения, достижения и затруднения ребенка);
– регулярно наблюдаю за социальной ситуацией развития (системой отношения ребенка с окружающим миром).
Знакомлю родителей с образовательным процессом, с ценностями и традициями класса и школы, с жизнью детей в классе и за его пределами:
– щедро информирую о результатах продуктивных видов деятельности (фотографии классной работы в тетради, ответов у доски, поделок, рисунков, выступлений в актовом зале, игр; фотографии детей на уроках, в столовой, на перемене, на школьных мероприятиях, в режимные моменты; об учебном правиле «Ошибаться можно», о помощи друг другу в выполнении заданий);
– обязательно акцентирую внимание на степени комфортности и безопасности, на культуре общения в школе и в классе.
В процессе узнавания я наблюдаю, спрашиваю, разговариваю, беседую, обсуждаю. Рассказываю о сложных вещах простым языком. Создаю во время общения такую атмосферу, в которую родителям хочется возвращаться, потому что они получают удовольствие от процесса получения информации.
Моя палочка-выручалочка – технология «Сторителлинг» (рассказывание историй для общения и передачи знаний), я активно использую ее элементы.
Почему? Потому что истории пробуждают эмоции и устанавливают доверительные связи между людьми.
Зачем? Важно сместить акцент с технической стороны взаимодействия с родителями (выполнение школьных правил, стандартов, инструкций) к мотивационной (интересы) и социальной (ценности) сторонам. Здесь нужен вовсе не идеальный уровень коммуникации с семьей, а оптимальный.
Как? Больше диалога и меньше требований. Больше признания результатов усилий, похвалы и меньше руководства. Больше убеждения, вовлечения, доверия и меньше воспитания родителей.
И вот мы с семьей оказываемся «в одной лодке», договариваемся ее не раскачивать, грести в одну сторону, не размахивать веслами и не кружиться на месте, обо всем договариваться на берегу.
Разрозненный поначалу набор фактов укладывается в единую картину: понятны личностные особенности родителей; ясны причины, способствующие/препятствующие воспитанию, обучению ребенка; определены трудности в преодолении последних.
Как педагог я понимаю, что невозможно вовлечь родителей в подлинный диалог, если они не знают, не видят, не принимают и не разделяют целей, смыслов и логики педагогической деятельности в целом и моей в частности (ведь мамы и папы не присутствуют на уроках, не разбираются в тонкостях и нюансах учебного процесса, не догадываются о значимости поддержки приложенных детьми стараний и сил, труда).
Пришло время вовлечь семью в образовательный процесс, объединить родительско-детское и педагогическое взаимодействие и поделить ответственность за результат. А значит, следуя предложенной метафоре, вместе взяться за весла.
На новую ступеньку лестницы – «Действие» (нечто практическое, конкретное и реализуемое, подчиняющееся логике развития, приводящее к достижению поставленной цели) – нас приводит второй шаг «Рядом» (близко, около, бок о бок, рука об руку, вплотную).
Придать нашему общему с родителями действию личностный и содержательный характер помогают взаимосвязанные и взаимозависимые технологии «Образовательное СОбытие» и «Эдьютейнмент».
Благодаря им обучение приходит к ученику прямо домой (в привычную и комфортную обстановку), становясь образовательным (целевым, смысловым, ценностным) и развлекательным (интересным, игровым, познавательным) семейным СОбытием. Вдохновиться, к примеру, «Вкусной математикой» помогают яркие, личные, детальные и мотивирующие приглашения педагога.
Оказывается, дома могут жить «Сладкая математика» (готовь себе традиционное семейное блюдо всей семьей) и «Съедобная математика» (украшай любимые блюда продуктами питания всей семьей). Творческий процесс и детское соучастие (например, как добавляются ингредиенты, замешивается тесто и выкладывается в форму) снимаются на видео с пояснениями и демонстрацией готового кулинарного шедевра.
В классе «Вкусная математика» трансформируется в праздник: просматриваются домашние фото и видео; обсуждается творчество, впечатления, опыт ребятни; проводятся математические игры; вручаются грамоты; принимаются поздравления; проводится чаепитие; отправляется от учеников видео-привет с благодарностью мамам и папам.
И тогда СОбытие открывает взрослым и детям смысл происходящего в учебном процессе и требует от них приложения личностного потенциала.
К каким берегам пристанет семья после СОбытия? (Мы все еще в лодке!)
– личностно-коммуникативным (навык обсуждения и поиска решений);
– организационным (навыки планирования и организации совместной деятельности, интересной всем членам семьи);
– деятельностным (выход за рамки привычного уклада образовательной жизни класса, школы).
Теперь мы готовы к шагу «Сообща». Нас ждет еще одна ступенька лестницы – «Дело». Для общего дела нам нужно собраться, вооружиться знаниями, набраться опыта. Ни для кого не секрет, что налаживанию конструктивного сотрудничества с семьей способствует родительское собрание как одна из самых универсальных, эффективных и содержательных форм работы. Все его методы и приемы хорошо известны. И велосипеда здесь не изобрести. Но кое-что сделать все-таки можно. Можно максимально использовать педагогический потенциал собрания: обновить его форму и средства, заложив в них бóльшие воспитательные возможности.
Методика-аббревиатура Scamper помогает мне генерировать новые идеи по трансформации собрания в неформальные встречи, интересные занятия, при подготовке к которым я задаю себе вопросы: какие компоненты можно заменить? С какими другими функциями их можно комбинировать? Что можно адаптировать или добавить? Что можно убрать? Как можно изменить порядок действий? Как улучшить итоговый продукт?
Обязательно использую короткое, простое, мотивирующее сообщение о важности предстоящей встречи (обязательно красиво оформленное); делаю акцент на актуальности, востребованности, привлекательности темы.
Строю родительское собрание как занятие-встречу, используя модульный подход. Одна сквозная тема – «Мой ребенок нуждается в поддержке» – раскрывается через короткие, емкие, постепенно усложняющиеся и дополняющие друг друга блоки:
Рассматриваю на занятии-встрече основательно, тщательно, детально все ключевые направления темы «Развитие графомоторных навыков»:
– что использовать: линии и обводки, точки и клетки, узоры и контуры, лабиринты и дорисовку, зашумленные картинки и раскрашивание, графические диктанты;
– что помогает: правильные поза и движение кисти при письме;
– что полезно: самомассаж;
– что важно: координация движений, пространственная ориентация;
– что интересно: оттиск и обрывание, отпечаток и скатывание, витраж и тычок, печать;
– что тренирует: разнообразие и последовательность, многократность.
Проектирую варианты проведения занятия-встречи «Секреты спокойной домашней работы»:
– педагог может нестандартно начать встречу: имитация реальной ситуации, демонстрация видео/фото, анализ кейса;
– родители могут выбрать микротему: с чего начать домашнюю работу; что полезно, а что нет; в чем разница между оценкой и отметкой; помочь ребенку с организацией работы или с выполнением заданий;
– родители могут получить задание до встречи (изучить его, обдумать);
– родители могут получить вопрос-задачу на встрече: «Представьте, в ходе выполнения домашней работы Вы понимаете, что ребенок утомлен и ему нужен перерыв», – и выполнить его на различном уровне сложности:
– базовый уровень – составить список занятий ребенка во время перерыва;
– уровень повышенной сложности – составить список вариантов возвращения ребенка в рабочую атмосферу.
Формирую темы будущих занятий-встреч на основе запросов родителей:
Технология «Педагогическая мастерская» является нестандартным и эффективным способом общения тьютора с родителями, позволяющим им прийти к новому знанию и опыту. Педагог не передает готовых знаний, а вовлекает родителей в практику разносторонней деятельности, в том числе по самопознанию, самореализации путем самостоятельного или коллективного открытия. И, конечно, в процессе сотрудничества возникает обмен мнениями, знаниями, идеями, находками между участниками мастерской в атмосфере доверия, открытости, доброжелательности.
Понимаю, что мои «взрослые ученики» хотят сесть поудобнее, сложить руки и сказать: «Учите меня», – что они не возьмутся за изучение чего-либо, пока не поймут, зачем им это нужно. Поэтому я стараюсь открыть для них ценность обучения, научить их учиться.
Мне полюбился уютный формат «Лампового общения» наших занятий-встреч, общения с душой, вне рамок, с положительными эмоциями, где я могу:
– проявлять уважение и доброжелательность к аудитории;
– наделять родителей чувством собственной ценности и экспертности;
– сочетать психологический комфорт («мне здесь приятно и хорошо») с развивающим дискомфортом («знаю о проблеме, ищу из нее выход»);
– совмещать ценную информацию и положительные эмоции;
– сокращать в несколько раз время выступления (монолога) педагога;
– уменьшать продолжительность встречи-занятия (не более 40 минут);
– разъяснять суть вопроса родителям кратко, просто и понятно;
– оперировать деятельностью, активностью, пробой, практикой, опытом;
– включать родителей в выполнение практических заданий, упражнений, работу с кейсами;
– создавать обстановку для «уютизации» (например, расстановка парт полукругом).
До подъема на самый верх лестницы остался еще один шаг – «Вместе», который приводит нас на последнюю, итоговую ступеньку – «Увлечение». Что помогает нам оказаться там, наверху? Определение цели, значимой для всех партнеров. Атмосфера объединения, взаимности, возможность почувствовать себя единомышленниками. Понимание важности общего вклада в совместную деятельность. Признание факта развития партнера здесь и сейчас, признание роста его социального авторитета.
На этом этапе работы я использую технологию «Семейный клуб», которая является практико-ориентированным, диалоговым, динамичным импульсом к выстраиванию ответственных и взаимозависимых отношений семьи и педагога-тьютора.
В нашей школе часто проводятся замечательные выставки детских и семейных рисунков, педагогам хорошо известны имена талантливых художников. Я задалась целью организовать выставочную практику как часть культурно-досуговых мероприятий школы, обогатив ее предметно-пространственную среду.
С одной из таких увлеченных мам-волшебниц мы нашли общее дело – планирование и создание выставки досуга и увлечений не только детей, но и родителей, педагогов. Ключевой идеей выставки стала визуализация личного культурного потенциала и творческой реализации.
За несколько недель подготовки мы успели многое сделать. Я помогла в организационных вопросах: выбор пространства, составление приглашений к участию в мероприятии, сбор фотографий и информации об участниках. Мама ребенка успешно выступила в качестве полноправного руководителя школьного проекта: разработала концепцию выставки, создала яркие макеты, выбрала их колористику и составила композицию. А папа взял на себя самую сложную и ответственную техническую часть работы – обеспечил надежность и безопасность конструкций.
Наш «Город творчества» собрал под своей крышей более 50 авторов и 60 чудесных фотографий-финалистов, отразивших все их увлечения: живопись, кулинарию, конструирование, поэзию, образовательный туризм, хореографию, лэнд-арт, вышивку, оригами, флористику, бисероплетение, выжигание и рисование по дереву, фотографирование. 200 посетителей-учащихся в течение многих дней не раз возвращались к рассматриванию и обсуждению экспозиции.
Вместе с мамой-дизайнером и детьми мы снялись в информационном сюжете, созданном специально для нас талантливым педагогом нашей школы, режиссером по призванию. В нем мы подчеркнули идею важности публичной демонстрации творческой основы социально-культурной деятельности семьи, а также ее результатов и достижений. Сюжет разместили в официальной группе учреждения через социальную сеть «ВКонтакте», получили обратную связь: отклики и пожелания.
Мероприятие открыло для всех нас невероятно одаренных художников-родителей. Мы были поражены их мастерству и искусности. Три смелых и решительных мамы были внимательны к моей идее, подтвердили желание и готовность реализовать серию культурно-образовательных событий:
– практикум «Творчество дома. Без границ. Из подручных материалов» в рамках встреч-занятий с родителями;
– цикл мастер-классов по декоративно-прикладному искусству для родителей в рамках дней открытых дверей;
– экспонирование творческими семьями своих художественных работ в школе, знакомство ребят с процессом создания собственных произведений (картин, изделий), рассказы о замыслах и вдохновении, привлечение собственных детей-соавторов к работе экскурсоводами. А мы, педагоги, будем помогать родителям, знакомить учащихся со спецификой этой профессии, учить их слушать и слышать, смотреть и наблюдать, размышлять и рассуждать.
На ступеньке «Увлечение» можно вдохновиться обучением. Точнее, самообучением. Каким? Практико-ориентированным, взаимным, активным, проблемным, кооперативным. Кто учится? Родители! Кто учит? Родители! Как? На занятиях-встречах проводят мастер-классы. Кого учат? Друг друга! Мы, конечно, тщательно готовимся: неоднократно встречаемся, разрабатываем идеи и содержание выступления; снимаем видео или собираем портфолио; овладеваем навыком самопрезентации опыта и публичных выступлений; отбираем раздаточный материал и т.д. Чему посвящаем? Решению насущных задач и проблем, возникающих в реальной жизни:
– «Как заинтересовать ученика начальной школы учебой? Как помочь старшекласснику при поступлении? Способ есть! Это портфолио!» Мама (активный участник конкурсов и рукодельница) рассказывает о цели его формирования, о способах оформления, о возможных разделах, демонстрирует созданный своими руками вариант. В итоге несколько родителей решились сделать портфолио для своих детей;
– «Как сделать так, чтобы ребенок с особенностями речевого развития понял, запомнил и пересказал текст?» Мама (внимательная, неравнодушная) делится опытом работы с текстом до, во время и после чтения со своим неговорящим ребенком, а также вариантами заданий к нему: творческими, двигательными, практическими. Таким образом не только родители, но и педагоги могут пополнить свой арсенал комплексами дидактических заданий в рамках применения дифференцированного подхода на уроке «Речь и альтернативная коммуникация».
Есть еще одна хорошая задумка – создать в школьной группе социальной сети «ВКонтакте» совместную (семейно-педагогическую) ежемесячную рубрику «Три кита» (увлечение – учение – успех). В ней педагоги поделятся опытом воспитания, обучения и развития (например, как прививать ребенку любовь к чтению, как хвалить и мотивировать), а мамы и папы подскажут, как увлечь ребенка творчеством, игрой или активностями. И все это в формате коротких видеороликов, ярких памяток, ценных кейсов, увлекательных интерактивов.
Мой опыт тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей умственно отсталого ребенка, специфику модели и характер взаимоотношений с родителями, пожалуй, лучше всего отразит фраза М. Тэтчер: «Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать ступеньку за ступенькой. И в процессе этого постепенного подъема Вы внезапно обнаружите у себя все качества, умения и навыки, необходимые для достижения успеха, которыми Вы вроде бы никогда не обладали» [3] .
Список литературы:
- Практика тьюторского сопровождения семей с детьми с ОВЗ (ИН) и ее современные технологии в модели «Семьевидение и семьеведение». – Работа № 54878. – https://solncesvet.ru/book_work/54878/?ysclid=lsiwpi7lm6515756774 (дата обращения: 12.02.2024).
- Лаврентьева Н.Б. Практика тьюторского сопровождения семей с детьми-учащимися специальных коррекционных школ VIII вида // Эффективные практики управления кадровым потенциалом в построении индивидуальной образовательной траектории педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ: Сборник статей VI Всероссийского форума «Осенние встречи» (МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска»). – Челябинск: [б.и.], 2022. – С. 12–27.
- Speech therapy corners in kindergarten. Subject-developmental environment in the speech therapy group of a preschool institution. URL: https://marshalinstrument.ru/en/driving/logopedicheskie-ugolki-v-detskom-sadu-predmetno-razvivayushchaya/ (accessed: 12.02.2024).