Постановка концертного номера как творческий проект патриотической направленности
В статье рассмотрены основные аспекты, связанные со спецификой разработки творческого проекта патриотической направленности. Содержание проекта – постановка концертного номера к песне «Звон» О.И. Поляковой, основавшей более 30 лет назад Детский эстрадный театр «Глобус» Центра художественного образования ГБОУ «Воробьевы горы». Статья адресована педагогам дополнительного образования – хореографам, педагогам-организаторам и методистам.
Ж.Р. Кветная,
педагог дополнительного образования,
Центр художественного образования Государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения «Воробьевы горы»,
Детский эстрадный коллектив «Глобус»,
г. Москва
В современном мире особенно остро стоят проблемы патриотического воспитания, духовно-нравственного развития, формирования национального самосознания подрастающего поколения. В этой связи особый смысл приобретает деятельность учреждений дополнительного образования, так как в реализуемых ими творческих проектах заложены огромные воспитательные возможности.
В Детском эстрадном коллективе «Глобус» (далее – коллектив «Глобус») Центра художественного образования ГБОУ «Воробьевы горы» (Московский дворец пионеров) детей воспитывает все: уровень художественного репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогами и обучающимися, воздействие творческой сценической среды, совместные просмотры спектаклей, концертов, выставок, проведение специальных бесед, обсуждение проблемных жизненных вопросов и др. Все это формирует растущего человека, пробуждает в нем чувство прекрасного, включает его в интересную и социально значимую деятельность, развивает ощущение сопричастности к истории и культуре своего народа, любовь к Родине. Именно здесь детям предоставляется возможность быть активными участниками личностно значимой работы, способствующей формированию патриотических качеств личности.
Дополнительным воспитательным элементом является сочетание эстрадного вокала и сценического движения: все вокальные композиции в коллективе «Глобус» предполагают сценическое воплощение, имеющее законченную драматургию, что еще больше подчеркивает и раскрывает слова и музыкальную основу каждой песни. К тому же, в коллективе «Глобус» присутствует взаимозаменяемость: ребята, которые исполняют хореографическую партию, могут по желанию или в связи с объективной необходимостью перейти на вокальную и наоборот.
Идеи патриотического воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда в сложной социокультурной ситуации наблюдается рост национального самосознания. И такой вектор воспитательной работы не зависит от специфики или профиля детского объединения. Представление о Родине и отношение к ней формируется с раннего детства и начинается уже со стихотворений и песен, с картинки и музыки, с окружающей природы и жизни знакомых улиц. Поэтому в коллективе «Глобус» мы считаем важным решение задачи патриотического воспитания, взращивания в детях любви к малой Родине, к родному краю, к своей стране.
Основатель коллектива композитор Ольга Полякова написала много песен о России, о Москве, о детях. Все вокальные композиции созданы с большой любовью и огромным уважением к Родине, фактам ее истории, ее героическим свершениям. Любовь к Отчизне, патриотизм нашли отклик среди детей, воспитанников детского эстрадного коллектива, и их родителей.
В статье мы представим один из разработанных и реализованных творческих проектов – постановку концертного номера на песню «Звон» с последующей видеозаписью. Почему мы выбрали форму проекта? Потому что проектная деятельность позволяет организовать коллективную работу, создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых, соединить различные виды творчества и поэтапно прийти к желаемому результату.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание всегда остается важным для общества. Особую значимость оно приобретает именно сегодня, «в весьма сложной и противоречивой ситуации развития России» [3]. Ведь не случайно в нашей стране инициирован Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [4]. Тема патриотизма духовно близка современным детям и подросткам. Поэтому наш творческий проект не только представляет собой интересный для них пример работы с произведением патриотической направленности, но и может быть полезен педагогам-практикам.
Особенность нашего проекта в том, что, в результате совместной творческой деятельности создается драматургическое действие, которое и в реальном исполнении, и в формате видеозаписи дает возможность его участникам и зрителям эмоционально переживать значимые в жизни страны события.
Цель проекта – воспитание патриотизма в детях младшего, среднего и старшего возраста в процессе создания творческого проекта патриотической направленности.
Сверхзадача проекта для обучающихся и родителей – актуализировать важность проблемы патриотического воспитания.
Задачи
Образовательные – научить детей:
- сценическим движениям в разном характере;
- основам сценической деятельности;
- объединять в одном сценическом действии различные виды творчества.
Воспитательные:
- воспитывать в детях гражданские и патриотические чувства, любовь к Отечеству;
- активизировать у них интерес к героическому прошлому и настоящему нашей Родины;
- расширить знания детей об истории России.
Развивающие – развить у детей:
- познавательную активность;
- сценическую выразительность;
- осознанность пластического выражения;
- музыкальные способности.
Методы обучение[2]:
- практические (метод упражнений, игровой метод);
- наглядные (наблюдение, демонстрация педагогом танцевальных элементов и связок);
- наглядно-слуховые (исполнение педагогом партий песни, прослушивание фонограммы);
- словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Приемы обучения:
- погружение в исторический контекст;
- групповая (коллективная) работа;
- беседы, пение, сценическое движение, движенческая импровизация.
Планируемые результаты реализации проекта
Образовательные:
- воспитание в обучающихся чувства единения и гордости за Россию;
- формирование у участников проекта познавательных, практических, социально-коммуникативных, художественно-эстетических компетенций.
Продуктивные:
- создание концертного номера патриотической направленности (на основе песни О.И.Поляковой «Звон») с развернутым сценическим действием, объединяющим разные виды визуализации, творческого действия;
- создание видеозаписи сценической композиции;
- участие детского коллектива в концертной, фестивальной и конкурсной деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта:
- компьютерная презентация (фотографии и художественные произведения);
- фонограмма «минус» музыкального произведения;
- сценические костюмы;
- микрофоны;
- текст и музыка песни;
- световое оформление сцены;
- аппаратура для видеозаписи и монтажа видео.
Участники проекта:
- педагоги (педагог по сценическому движению, педагог по вокалу);
- специалисты (звукорежиссер, художник по костюмам, специалист по сценическому освещению, видеооператор, видеомонтажер, специалист по созданию и трансляции видеопрезентации, куратор направления);
- обучающиеся – участники коллектива;
- родители (законные представители) обучающихся.
Этапы работы над творческим проектом и содержание деятельности на каждом из них
Всю работу по созданию проекта можно разделить на три этапа:
Первый этап – вводный: определение сроков начала и завершения работы над проектом, разработка плана деятельности.
Второй этап – основной:
- работа педагога по вокалу с обучающимися (прослушивание записи песни О.И. Поляковой «Звон» и фонограммы; разучивание партий для многоголосного исполнения; работа над образностью и выразительностью вокального исполнения произведения);
- работа педагога по сценическому движению с обучающимися (разработка образов будущего сценического действия; разучивание танцевальных элементов и комбинаций; создание драматургии номера, «главной художественной единицы эстрады» [1]; драматургическое воплощение произведения на сцене);
- коллективная деятельность педагогов, обучающихся и родителей (подбор материалов для видеоряда; разработка костюмов с художником; работа с родителями по воплощению идеи костюмов для сценических образов, работа с детьми над образами);
- участие коллектива в фестивальной, конкурсной и концертной деятельности.
Раскроем подробнее ход основного этапа работы над творческим проектом.
Почему для данного творческого проекта нами была выбрана песня композитора О.И. Поляковой «Звон»? В ней, как уже отмечалось выше, отчетливо прослеживается посыл к современным и исторически сложившимся в нашем обществе духовно-нравственным ценностям, идея патриотизма.
В процессе обсуждения и разбора текста песни (текст песни представлен в приложении 1) педагогом по сценическому движению была предложена концепция номера, состоящая из двух противоположных начал: «Белого мира» – олицетворения добра, правды, стабильности – и «Черных сил» – олицетворения зла, лжи, угрозы, агрессии.
Далее было принято решение вокальную партию с небольшими сценическими передвижениями отдать «Белому миру», а «Черные силы» полностью выразить средствами хореографии. Так «Белый мир» определился в центре сценического пространства и стал олицетворением стабильности. Исходя из противоположности, «Черные силы» заняли пространство вокруг, со множеством перемещений по сцене (схема и описание сценической композиции представлены в приложениях 2 и 3).
После того, как концепция номера была выработана и подробно обсуждена, педагогами была проведена беседа с детьми, в которой они подробно разобрали смысловую нагрузку текста песни. Также прослушали музыкальное сопровождение (фонограмму «минус»). Перед детьми была поставлена задача как можно подробнее объяснить свое отношение к тексту песни, рассказать, что они слышат в ее словах и музыке.
Затем педагог по вокалу начала разучивать партии для многоголосного исполнения – первоначально со всеми участниками постановки сценического номера. Позже педагог выбрала исполнителей, которые смогут воплотить вокальную партию будущего номера, но возможность обозначенных выше взаимозамен осталась.
Далее встала необходимость выбора пластической составляющей каждого из образов. В будущем сценическом воплощении они должны были нести в своей пластике ту смысловую нагрузку, которая была определена концепцией номера. Педагог по сценическому движению вместе с детьми искали нужную пластику исходя из заданных параметров: вокальная и хореографическая составляющие номера.
Были проведены импровизационные и этюдные занятия под фонограмму «минус» будущего номера. В ней четко прослеживаются три музыкальные темы, соответствующие куплету, припеву и проигрышу. Каждая тема дана композитором очень ярко и образно: в куплете – спокойствие и готовность отразить нападение; в припеве – тема призыва; в проигрыше – жесткая тема бас-гитары, ассоциирующаяся с напором «Черных сил». Эти темы и легли в основу пластического решения образов.
Третий этап – заключительный: демонстрация полученного результата в виде законченного сценического номера, создание видеопроекта.
Последействие: номер «Звон» часто исполняется и на концертах коллектива, и в театрализованных программах Московского Дворца пионеров. Неоднократно видеосъемка номера направлялась на различные фестивали и конкурсы и высоко оценивалась жюри, после чего ребята приезжали на очный этап мероприятия.
Подводя итоги, отметим, что в рамках работы над проектом нами изучены материалы и проанализированы все составляющие постановки сценического номера: стилистика музыки, сценические образы, художественная и музыкальная структуры исполняемого произведения, его драматургическое развитие, освоение сценического пространства при подготовке концертного номера. Именно такая глубокая, многоплановая и многогранная деятельность в рамках подготовки проекта, работа с исполнителями над выступлением (включая все выразительные средства) позволили нам найти оптимальное решение художественных задач (драматургию, образ, пластику, сценическое движение, костюм и др.), создать убедительные образы и поставить сценический номер, который:
- прочно вошел в репертуар Детского эстрадного коллектива «Глобус»;
- позволил сплотить коллектив во время работы над патриотической тематикой;
- часто востребован, неизменно имеет успех у зрителей и никогда не оставляет их равнодушными, поскольку ребята исполняют его искренне, эмоционально, прочувствовав все нюансы заложенного в нем смысла.
Список источников:
- Корнеев Н.К. Подготовка концертного номера вокалиста. // Вестник СПбГИК. – 2019. – № 3 (40) – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-kontsertnogo-nomera-vokalista (дата обращения: 25.05.2024).
- Портал Skillbox Media | Образование 4.0. – URL: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-priyemy-obucheniya-i-kakimi-oni-byvayut/ (дата обращения: 24.05.2024).
- Про_ДОД: информационно-методический журнал. – 2020. – № 2 (26). – URL: http://prodod.moscow (дата обращения: 11.05.2024).
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 25.05.2024).