Цифровые ресурсы оптимизации обучения по предметам музыкально-теоретического цикла

В статье представлен опыт оптимизации освоения обучающимися предметов музыкально-теоретического цикла («Слушание музыки» и «Музыкальная литература») с применением электронных и цифровых образовательных ресурсов, позволяющих создать, систематизировать и сохранить большой объем информации и учебных материалов для занятий и самостоятельной работы обучающихся. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования художественной направленности, методистам и руководителям учреждений дополнительного образования.

В.В. Одинокова,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр творчества “На Вадковском”»
Департамента социальной защиты населения,
г. Москва

В статье представлен многолетний опыт автора – педагога музыкально-теоретических дисциплин Студии музыкального творчества «Торжество Муз» ГБУ ДО Центр творчества «На Вадковском» (далее – Студия), обучающиеся которой посещают не только занятия по специальности (фортепиано, гитара, флейта), но и музыкально-теоретические предметы – «Слушание музыки» и «Музыкальная литература». Содержание этих предметов включает обширный биографический, историко-стилистический, аудиальный и визуальный учебный материал, позволяющий сформировать у обучающихся Студии широкий музыкальный кругозор.

Многолетние наблюдения автора статьи позволили выявить ряд проблем, замедляющих темп освоения обучающимися учебного материала: недоступность освоения полного объема учебного материала, большие временные затраты на выполнение домашних заданий, отсутствие необходимой поддержки в организации домашних занятий в семье и др. [4]. Стремление к решению этих проблем и подтолкнуло автора статьи к созданию персонального обучающего веб-сайта по «Слушанию музыки» и «Музыкальной литературе» на образовательной онлайн-платформе «Инфоурок».

Представляемый электронный ресурс – цифровой инструмент, позволяющий вместить большой объем информации для выполнения обучающимися домашних заданий и материалы к учебным занятиям: презентации, аудио и видеоматериалы, учебники, фотографии, иллюстративный материал. Это позволяет решить проблему обеспечения обучающихся дидактическими и учебными материалами, повысить у них учебную мотивацию и сформировать позитивное отношение к музыкально-теоретическим предметам, автоматизировать и повысить качество образовательного процесса [1; 3].

Были созданы 7 страниц-хранилищ по предметам и классам, которые состоят из 145 блоков – тематических разделов (ссылки на страницы для ознакомления представлены в приложении 1). Страницы наполнены «Каталогом дидактических материалов», который включает: аудиозаписи музыкального материала (785 ед.),авторские тематические презентации (43 ед.), видеозаписи концертных исполнений музыкального материала (139 ед.), фрагменты кинофильмов (21 ед.), классическую музыкальную мультипликацию (21 ед.), теоретические материалы – учебники, лекционный материал из истории создания произведений, истории стилей, таблицы, аналитические карты, итальянскую терминологию темповых обозначений, карты эпитетов (48 ед.), иллюстративный материал – живопись, скульптуру, фотоматериал и др. (55 ед.), портретную галерею композиторов (166 ед.). (Пример наполнения дидактическим материалом тематической страницы-хранилища представлен в приложении 2.)

          Алгоритм работы с персональным обучающим веб-сайтом:

  • педагог размещает ссылки в чатах групп в мессенджере;
  • обучающиеся (и их родители) заходят на страницу веб-сайта просматривают/прослушивают/скачивают материалы для выполнения домашнего задания по пройденной теме;
  • обратная связь педагога с родителями и обучающимися осуществляется через сообщения в группе мессенджера;
  • на занятии педагог проверяет результат выполнения домашнего задания в форме опроса, викторины, интеллектуальной игры, выполнения обучающимися диагностической и тестовой работы.

К достоинствам внедрения данного ресурса в образовательный процесс можно отнести:

  • качество усвоения обучающимися материала по музыкально-теоретическим предметам, своевременное и качественное выполнение ими домашних заданий;
  • вовлеченность в освоение учебного материала не только обучающихся, но и их родителей;
  • автоматизацию образовательного процесса (педагог использует веб-сайт на занятии как хранилище дидактических материалов);
  • простоту и доступность (онлайн-платформа позволяет создать индивидуальный веб-сайт в короткий срок и бесплатно);
  • оперативную техническую поддержку онлайн-платформы;
  • наличие оперативной обратной связи (в случае технических сбоев все сложности разрешаются быстро).

Образовательными результатами введения веб-сайта в процесс обучения можно считать:

– осознанное участие детей в проектно-исследовательской деятельности (уже реализовано 8 проектов);

– успешное участие обучающихся в Межрегиональных научно-практических конференциях МАН «Интеллект будущего» «Юность. Наука. Культура» с последующими публикациями во Всероссийских, Международных конкурсах и олимпиадах по музыкально-теоретическим дисциплинам (за 5 лет использования ресурса обучающиеся были награждены более 200 дипломами лауреата Гран-при I, II и III степени, сертификатами публикаций в итоговых сборниках конференций);

– создание обучающимися серии музыкально-иллюстративных работ в формате презентаций (подготовлено 36 работ).

Благодаря апробации и внедрению веб-сайта в практику преподавания предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» обучающиеся более успешно справляются с диагностическими и тестовыми работами, включающими в себя от 20 до 25 вопросов, анализом музыкальных произведений, интеллектуальными играми, музыкальными викторинами, включающими в себя сочинения композиторов-классиков и современных композиторов из 8–10 фрагментов (прежние включали 4–5 фрагментов).

Подведем некоторые итоги. Персональный обучающий веб-сайт по музыкально-теоретическим дисциплинам «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» на образовательной онлайн-платформе «Инфоурок» разработан в 2020 году, систематически обновляется и структурируется. В процессе работы автором получен сертификат, подтверждающий наличие персонального веб-сайта (приложение 3).

Анализируя результаты использования данного ресурса, можно констатировать, что разработанный автором статьи цифровой инструмент обладает реальным эффектом:

– веб-сайт востребован обучающимися, их родителями и педагогами (с момента создания количество просмотров превысило 41000, а количество скачиваний авторских материалов коллегами составило более 500);

– ресурс награжден дипломом лауреата II степени Московского городского конкурса по новым информационным и компьютерным технологиям «Поиск – НИТ» (номинация «Образовательные технологии: путь к инновациям») и дипломом лауреата Гран-При Всероссийского конкурса научно-методических разработок педагогов «Образовательное пространство»;

– материалы «Каталога дидактических материалов» способствуют расширению как внутрипредметных, так и межпредметных связей.

Ознакомиться с обучающим веб-сайтом автора https://infourok.ru/user/odinokova-viktoriya-vladimirovna

          Список источников:

  1. Гиль А.В. Роль цифровых образовательных ресурсов и программ в развитии познавательной активности учащихся // Человеческий капитал. 2024. № 4 (184). С. 132.
  2. Глухих Т.Ю., Глухих М.В., Малышева Е.Н. О роли цифровых образовательных ресурсов в обучении современных школьников // Современное педагогическое образование. 2019. № 12. С. 112–115.
  3. Карасева М.В. Музыкант-педагог онлайн: проблемы и решения // Научный вестник Московской консерватории. 2020. № 2. С. 22–65.
  4. Ускова И.В. Развитие дидактических представлений о домашней учебной работе школьников // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 71–76.

Приложение 1

Ссылки на страницы-хранилища по предметам и классам

Слушание музыки для 1-го, 2-го, 3-го классов (3 страницы):

Ссылки на страницы-хранилища по предметам и классам
Слушание музыки для 1-го, 2-го, 3-го классов (3 страницы):
https://infourok.ru/user/odinokova-viktoriya-vladimirovna/page/slushanie-muzyki-1-klass
https://infourok.ru/user/odinokova-viktoriya-vladimirovna/page/slushanie-muzyki-2-klass
https://infourok.ru/user/odinokova-viktoriya-vladimirovna/page/slushanie-muzyki-3-klass
Музыкальная литература для 4-го, 5-го, 6-го, 7-го классов (4 страницы):
https://infourok.ru/user/odinokova-viktoriya-vladimirovna/page/muzykalnaya-literatura-4-klass
https://infourok.ru/user/odinokova-viktoriya-vladimirovna/page/muzykalnaya-literatura-5-klass
https://infourok.ru/user/odinokova-viktoriya-vladimirovna/page/muzykalnaya-literatura-6-klass
https://infourok.ru/user/odinokova-viktoriya-vladimirovna/page/muzykalnaya-literatura-7-klass

Приложение 2

Пример наполнения дидактическим материалом тематической страницы-хранилища

4-й класс. Занятие № 2. Тема: «Выразительные средства музыки»

1. Презентация «Выразительные средства музыки».

2. 11 аудиозаписей сочинений П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А. Пьяццоллы, Ф. Шопена, К. Дебюсси, К. Сен-Санса, М.И. Глинки.

3. Фрагмент кинофильма «Бессмертная возлюбленная» о творчестве Л. Ван Бетховена.

4. Таблица итальянских темповых обозначений.

5. Аналитическая карта к пьесе П.И. Чайковского «Баба Яга».

6. Нотные примеры.

7. Словарь музыкальных терминов

8. Портреты композиторов: П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А. Пьяццоллы, Ф. Шопена, К. Дебюсси, К. Сен-Санса, М.И. Глинки.

          Ознакомиться с материалами https://infourok.ru/user/odinokova-viktoriya-vladimirovna/page/muzykalnaya-literatura-4-klass

Приложение 3

Добавить комментарий

Войти с помощью: