Возможности нейросетей в развитии креативности обучающихся
В статье представлены результаты комплексного исследования возможностей использования искусственного интеллекта (ИИ) в образовательных процессах, в развитии ключевых компетенций человека XXI века – креативности и критического мышления. Авторы обосновывают острую необходимость перехода от традиционной, репродуктивной модели к современной персонализированной парадигме образования, где ИИ играет роль интеллектуального фасилитатора и катализатора творческой активности и самостоятельного осмысления информации обучающимися. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, методистам и руководителям учреждений дополнительного образования.
А.А. Кысин,
педагог-организатор
Н.В. Кулебакина,
методист
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Искорка»,
Образовательный центр «Ариэль»
г. Томск
Новая парадигма образования
Современный мир переживает четвертую промышленную революцию, стержнем которой становятся искусственный интеллект (ИИ) и Big Data (огромные массивы информации, которые собирают, обрабатывают и анализируют с помощью технологий). Традиционная модель образования, ориентированная на передачу готовых знаний и отработку алгоритмических навыков, уже не отвечает вызовам времени [1; 7; 13; 14]. Работодатели и общество в целом нуждаются в специалистах, способных к нестандартному мышлению, творческому решению сложных задач и критической оценке лавины информации.
На этом фоне ИИ-технологии, которые часто воспринимаются как угроза рутинным интеллектуальным профессиям, раскрывают свой конструктивный потенциал. Они превращаются из инструмента-исполнителя в мощнейший катализатор развития именно тех качеств, которые составляют суть человеческого интеллекта: креативности и критического мышления. В статье представлены результаты исследования перспектив и механизмов этого преобразования.
Парадокс ИИ: от исполнителя к вдохновителю
Суть парадокса ИИ является ответом на вопрос: почему ИИ не убивает, а усиливает креативность?
На первый взгляд, кажется, что любой инструмент, способный за секунды написать стихотворение, нарисовать картину или составить бизнес-план, должен убить мотивацию человека к творчеству: зачем прилагать усилия, если машина сделает это быстрее и, на взгляд неискушенного зрителя, качественнее. Этот поверхностный взгляд и порождает главный парадокс взаимодействия человека и генеративного искусственного интеллекта: чем совершеннее ИИ становится как исполнитель, тем больше его потенциал как вдохновителя для человеческого интеллекта.
Разрешение данного парадокса лежит в фундаментальном переосмыслении роли ИИ в творческом и когнитивном процессах: его следует воспринимать не как «финалиста», выдающего готовый продукт, а как интеллектуального партнера, музу и бездонный полигон для идей. Ключевое различие здесь – в смещении фокуса с пассивного потребления результата на активное управление процессом его создания. Ценность смещается с самого текста или изображения на интеллектуальный рывок, который совершает человек, чтобы получить, оценить и улучшить этот результат.
Чтобы понять эту трансформацию, можно выделить три уровня восприятия ИИ обучающимися в тандеме с педагогом.
Первый уровень. ИИ как Исполнитель
Обучающийся дает простой, прямой запрос («напиши сочинение на тему…», «нарисуй космонавта»), чтобы получить готовый продукт для его прямого использования. На данном уровне мышление обучающегося – пассивное, потребительское. Креативность и критическое мышление не задействованы. Возникает риск: полное подавление обучающимся собственных усилий, скатывание к плагиату.
Второй уровень. ИИ как Инструмент
Обучающийся использует ИИ для оптимизации (например, проверить грамматику, найти источники, структурировать черновик, подобрать синонимы), чтобы повысить эффективность деятельности за счет экономии времени на решение рутинных задач. На данном уровне мышление обучающегося – утилитарное: ИИ воспринимается как продвинутый калькулятор или текстовый редактор. У обучающегося развиваются навыки эффективной работы с информацией, но не обязательно развивается креативность.
Третий уровень. ИИ как Вдохновитель
Обучающийся использует ИИ как партнера для мозгового штурма, оппонента для дискуссии и материал для критического анализа, чтобы расширить собственное мышление, преодолеть творческий блок, подвергнуть сомнению свои идеи и получить неожиданные перспективы. На данном уровне мышление обучающегося – активное, диалогическое, рефлексивное. Это уровень, на котором раскрывается истинный потенциал ИИ для развития креативности и критического мышления обучающегося.
Задача педагога – целенаправленно вести обучающегося к этому третьему уровню.
Как же практически ИИ переходит из роли Исполнителя в роль Вдохновителя? Это происходит через несколько ключевых механизмов.
Преодоление «Страха чистого листа»: самое сложное в любом творческом процессе – начать. ИИ идеален для этого: вместо того чтобы ждать «музу», обучающийся может сгенерировать десяток первых абзацев, концепций или визуальных эскизов. Эти варианты почти никогда не будут идеальными, но они запускают процесс, являются катализатором, который провоцирует реакцию: «А вот если бы я это изменил…», «А это сочетание интересное…», «Я не согласен с этим подходом, я сделаю иначе».
Генерация «Случайного стимула» – это классическая техника креативности, когда случайный элемент используется для шаблонного мышления. ИИ – идеальный генератор таких стимулов: запросы типа «придумай абсолютно случайную метафору», «назови три случайных исторических события» или «сгенерируй изображение абстрактного дома» предоставляют тот самый когнитивный толчок, который выводит мысль обучающегося за рамки привычного.
Создание «Интеллектуального противника»: критическое мышление требует сопротивления. ИИ можно натренировать на отстаивание непопулярной или противоположной точки зрения. Обучающийся, готовя аргументы «за», может попросить ИИ сгенерировать максимально убедительные контраргументы. Этот диалог-поединок заставляет обучающегося глубже «копать», предвидеть возражения и оттачивать свою позицию.
Функция «Волшебного зеркала»: ИИ отражает то, что в него вложили. Если дать ему расплывчатый и неточный промпт, он выдаст банальный и поверхностный результат. Это заставляет обучающегося учиться формулировать мысли ясно и точно. Процесс создания сложного, многослойного промпта – это уже акт творчества и структурирования мышления. Обучающийся начинает глубже понимать собственную идею, пытаясь объяснить ее машине.
Таким образом, задача педагога – учить современных детей и подростков спрашивать. А это значит, что ИИ вносит фундаментальное изменение в образовательный процесс: смещает образовательный фокус с ответов на вопросы. Раньше ценность заключалась в том, чтобы знать правильный ответ. Теперь ценность заключается в том, чтобы уметь задать правильный, глубокий и наводящий вопрос как самому себе, так и интеллектуальному партнеру – ИИ.
Таким образом, парадокс ИИ разрешается через «перезагрузку» образовательной парадигмы. Угрозой является не сам ИИ, а пассивное, потребительское к нему отношение. Когда же мы начинаем использовать его как динамическую среду для диалога, испытания идей и расширения когнитивных границ, он становится мощнейшим катализатором человеческой креативности, которую он никогда не сможет заменить, но может беспрецедентно усилить. Успех обучающегося в будущем будет определяться не тем, знает ли он ответ, а тем, умеет ли он задать ИИ такой вопрос, который откроет новые горизонты для познания.
Развитие креативности: выход за рамки чистого листа
Страх «пустого холста» или «чистого листа» (для текста, документа или партитуры) – известный психологический барьер для любого творца. Для обучающегося, чья творческая уверенность еще только формируется, этот барьер может быть особенно сильным. Искусственный интеллект становится мощным инструментом для «демонтажа» этого барьера, выступая в роли генератора исходных материалов, катализатора ассоциаций и бесконечного источника альтернативных перспектив. Таким образом, ИИ является генератором исходных точек.
Основная функция ИИ на начальном этапе – устранить парализующую «пустоту». Он не создает шедевры вместо человека, он создает «сырье» для работы человеческого интеллекта. На данном этапе можно и нужно пользоваться следующими техниками.
Техника «Семантического трамплина»: обучающийся формулирует общую тему, эмоцию или проблему (например, «тоска по дому», «радость открытия», «как уменьшить количество мусора в школе»), а ИИ генерирует на основе запроса множество вариантов – список метафор, набор коротких описаний, подборку музыкальных фраз, коллаж визуальных образов или перечень идей. Например, на запрос «Сгенерируй 10 метафор о чувстве одиночества в большом городе» ответ ИИ может включать: «одинокий фонарь, считающий звезды», «небоскреб-игла, вышивающая тишину по небу», «метро как река, несущая чужие голоса». Эти метафоры не являются конечным продуктом, но они служат трамплином для собственных ассоциаций обучающегося. Таким образом, для создания какого-либо творческого продукта обучающийся не начинает с нуля, а начинает с выбора и критической оценки уже имеющихся заготовок, что провоцирует его на собственные, более глубокие и личные, аналогии.
Техника «Случайного стимула» – это классический метод развития креативности, где случайный элемент выводит мышление из привычной колеи. ИИ – идеальный генератор таких контролируемо-случайных стимулов. Приведем пример практического применения:
– на запрос «Сгенерируй три случайных предмета из мира постапокалипсиса» ИИ выдает: «ржавый музыкальный проигрыватель на солнечных батареях», «дневник, написанный невидимыми чернилами», «ключ от двери, которой больше нет». Задание: обучающийся должен интегрировать один из этих предметов в свою историю;
– на запрос«Покажи мне гибрид любого животного с архитектурным сооружением» ИИ выдает: «жираф-Эйфелева башня» или «медуза-Сиднейский оперный театр». Задание: обучающийся должен находить связи между несвязанными понятиями;
– запрос «Придумай гипотетическое научное открытие, которое перевернуло бы наше понимание биологии» позволит обучающемуся выйти за рамки известных фактов и спекулировать, развивая научное воображение.
Таким образом, ИИ позволяет обучающемуся «примерять на себя» манеру мышления и выражения великих творцов, ученых и мыслителей, выступая в роли интеллектуального хамелеона. Так, например, запрос «Объясни квантовую физику так, как это сделал бы Антон Чехов» заставляет ИИ не просто пересказать факты, а найти меланхоличные интонации, создать атмосферу и использовать специфическую лексику. Обучающийся анализирует результат, чтобы понять, как был достигнут эффект, глубже постигая стиль писателя. Или, например, запрос «Опиши современные социальные сети с точки зрения философа Фридриха Ницше» потребует от обучающегося глубокого понимания идей Ницше, чтобы потом критически оценить, насколько точной и остроумной получилась стилизация от ИИ. А вот запрос «Нарисуй этот натюрморт в стиле Ван Гога. А теперь в стиле Пикассо» потребует от обучающегося сравнения результатов. Обучающийся учится деконструировать художественные техники, цветопередачу и композицию, активнее формируя собственное эстетическое видение. Что особенно важно для людей, работающих с визуальной информаций (дизайнеров и инженеров). Для них генеративные ИИ становятся «мгновенным черновиком» вселенной.
Обучающийся-архитектор может за несколько минут сгенерировать десятки вариантов фасада здания, просто меняя текстовые описания («авангардное здание с большим количеством стекла и зелени» или «здание в стиле неоклассицизма с колоннами»). Это позволяет не «застревать» на одном первоначальном варианте и исследовать дизайн-пространство гораздо шире. А обучающийся, пишущий фантастический рассказ, может создать точные визуальные образы своих персонажей, существ и локаций, чтобы лучше прочувствовать мир, который он создает. Это углубляет погружение и помогает обнаружить логические нестыковки в описании. Идею для изобретения или продукта можно сразу же визуализировать в 3D, рассмотреть с разных ракурсов и показать другим для обратной связи, что гораздо эффективнее, чем долгое описание словами.
Важнейший этап творческого процесса, который стимулирует ИИ, – это не генерация, а отбор. Креативность – это не только умение придумать 100 идей, но и умение выбрать одну/две лучшие для реализации. ИИ генерирует огромный массив вариантов, тем самым активизирует дивергентное мышление. Задача педагога в процессе творческого поиска – проанализировать, критически оценить и выбрать наиболее подходящие, оригинальные и эффективные идеи, развивая таким образом у обучающегося конвергентное мышление. Вопросы, которые педагог может задать ребенку для выбора наиболее подходящих идей:
– какая из этих метафор наиболее точна и свежа?
– какой из дизайнерских концептов наиболее функционален и эстетичен?
– какая из сгенерированных сюжетных линий наиболее логична и эмоциональна?
ИИ не просто дает ответы, он создает условия для сложной когнитивной работы, где генерация идей – лишь первый шаг, за которым следует глубинный анализ, синтез и оценка – краеугольные камни и креативности, и критического мышления одновременно.
Развитие критического мышления: искусство сомневаться и проверять
Если креативность – это двигатель генерации идей, то критическое мышление – система навигации, которая оценивает, фильтрует и направляет эти идеи. В эпоху информационной перегрузки и генеративного ИИ эта функция становится важнее, чем когда-либо. ИИ здесь выступает не в роли оракула, а в роли «идеального оппонента», «подконтрольного источника информации» и «тренажера для верификации».
Самый мощный образовательный инструмент – не безупречный ИИ, а ИИ, который систематически ошибается так, как это делает человек. Его ключевая слабость – обучение на данных из интернета.
В качестве примера рассмотрим практическое задание «Детектив ошибок».
Обучающиеся получают задание: попросить ИИ написать краткую историческую справку о малоизвестном событии или биографию непубличного ученого. Вместо заучивания фактов, обучающиеся должны провести расследование. Они проверяют каждое утверждение, каждую дату, каждую цитату, используя авторитетные источники – академические базы данных, научные статьи, архивные документы, используя ключевые вопросы для анализа:
– где ИИ перепутал даты, имена или места?
– есть ли в тексте противоречия (например, ИИ может написать, что ученый родился в 1900 году, а свое главное открытие сделал в 1920, будучи 25-летним гением, не заметив арифметической ошибки)?
– чью точку зрения представляет текст?
– нет ли культурных или иных стереотипов?
– какие факты ИИ просто выдумал, представив их в убедительной академической манере (например, ссылки на несуществующие научные работы)?
Таким образом, обучающиеся на практике осваивают методы верификации информации, которые критически важны в цифровом мире. Они начинают с недоверия к любому источнику по умолчанию и учатся доказывать истинность утверждений.
Сравнительный анализ и построение аргументации
Критическое мышление – это не только поиск ошибок, но и взвешенное оценивание разных точек зрения для формирования собственной позиции. Для сравнительного анализа и построения аргументации можно использовать несколько техник.
Техника «Дьявольский адвокат». Обучающийся выбирает сложную, неоднозначную тему (например, «Искусственный интеллект в творческих профессиях: угроза или возможность?») и просит ИИ сгенерировать два списка: максимально убедительные аргументы «за» и максимально убедительные аргументы «против». Задача обучающегося в этой технике – не принять одну из сторон, а проанализировать качество самих аргументов: какие аргументы сильнее и почему; какие аргументы слабее и основаны на ложных предпосылках; какие контраргументы можно выдвинуть на каждый пункт.На основе этого анализа обучающийся формулирует собственную, позицию, которая учитывает плюсы обеих сторон и избегает крайностей.
Ролевая игра «Суд истории». Обучающиеся могут попросить ИИ выступить от имени разных исторических личностей (например, Наполеона, английского фермера, русского крестьянина) и описать одно и то же событие. Это наглядно демонстрирует, что любое описание события зависит от позиции рассказчика и учит видеть за текстом чей-то интерес. ИИ идеально подходит для роли терпеливого оппонента в диалектическом споре, где цель – не победить, а докопаться до сути. Или, наоборот, ИИ получает роль оппонента и генерирует контраргументы или задает уточняющие вопросы, как это сделал бы Сократ: «Что ты подразумеваешь под “пользой”»?», «Для кого именно?», «Можешь ли ты привести пример?», «Не кажется ли тебе, что этот пример противоречит твоему предыдущему утверждению?». Обучающийся должен защищать свою позицию, уточнять формулировки, признавать слабые места и укреплять аргументацию. Преимущество перед человеческим оппонентом: ИИ не устает, не поддается эмоциям и его можно «сбросить» в любой момент, чтобы начать диалог заново с новой стратегией. Это безопасная среда для тренировки навыков полемики.
Самая глубокая работа происходит, когда обучающийся начинает анализировать не ответы ИИ, а сам процесс своего взаимодействия с ним, отвечая на вопросы (рефлексия): «Какой вопрос я задаю?», «Точен ли он?», «Достаточно ли контекста я предоставил?», «Что я хочу получить на самом деле?», «Почему я получил именно такой ответ?», «Что в моем вопросе заставило ИИ ответить так, а не иначе?», «Какой вопрос я должен был задать, чтобы получить более глубокий/точный/полезный ответ?».
Этот процесс превращает простое использование инструмента в акт самообучения. Обучающийся начинает видеть закономерности, понимать принципы работы ИИ и, что важнее, лучше осознает ход своих собственных мыслей.
В контексте развития критического мышления ИИ перестает быть «ответом на все вопросы» и становится воплощением сложного, противоречивого, полного ошибок информационного поля, в котором предстоит жить современным обучающимся. Навык диалога с ИИ становится тренировкой для навигации в реальном мире, где цифровые и человеческие источники информации требуют пристального и недоверчивого изучения.
Роль педагога: от транслятора к наставнику
Внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс кардинальным образом трансформирует традиционную роль педагога. Если раньше педагог был главным и часто единственным носителем знания, «транслятором» информации, то в новой реальности эта функция делегирована ИИ. Это не нивелирует роль педагога, а, напротив, возводит ее на качественно новый, более глубокий и гуманистический уровень. Педагог становится архитектором образовательной среды, наставником, компасом для обучающегося в цифровом мире.
Педагог традиционно являлся центральной фигурой, источником истины, перед ним стояла ключевая задача – передавать информацию; обучающийся же был пассивным получателем. В эпоху ИИ, когда любой факт можно узнать за секунду, эта модель окончательно устаревает. Педагог становится организатором, модератор и вдохновителем, он не дает готовых ответов, а создает ситуации и задания, в которых обучающийся самостоятельно добывает знание, мыслит критически и творит с помощью ИИ-инструментов.
Теперь основная задача педагога – управлять процессом обучения, а не быть транслятором его основного содержания, давать задания многоуровневые, исследовательские и требующие критической работы, чтобы ИИ выступал партнером, а не «решателем». Педагог организует и направляет обсуждение результатов, полученных от ИИ; проводит семинары, где обучающиеся сравнивают ответы, полученные от разных ИИ-моделей, на один и тот же запрос; модерирует дебаты, где одна команда защищает аргументы, сгенерированные ИИ «за», а другая – аргументы «против»; помогает обучающимся задавать ИИ правильные вопросы, чтобы выйти за рамки поверхностных ответов.
Таким образом, педагог становится куратором цифровых инструментов и экспертизы. В мире множества ИИ-сервисов (ChatGPT, Midjourney, Claude, Gemini и др.) педагог помогает обучающимся ориентироваться в этом пространстве информации, рекомендует проверенные и этичные инструменты, объясняет сильные и слабые стороны разных моделей (одна лучше для креатива, другая – для анализа данных), обучает цифровой гигиене: как не передавать личные данные, как распознать мошеннический сервис.
Высвободившееся за счет автоматизации рутины время педагог направляет на то, что недоступно машине, – на:
- организацию групповых проектов, где обучающимся нужно договариваться, распределять роли и презентовать общий результат;
- обсуждение этических дилемм, связанных с ИИ;
- работу с мотивацией и тревожностью обучающихся.
Именно педагог может задать обучающемуся рефлексивные вопросы: «Почему ты выбрал именно этот ответ?», «Какую ценность ты добавил от себя?», «В чем слабость этой аргументации?». Таким образом, педагог объясняет, что использование ИИ – это не «списывание», а сотрудничество, которое должно быть прозрачным. Обучающийся должен указать, как именно он использовал ИИ при выполнении того или иного задания.
Смещение фокуса с итогового текста/проекта на то, как обучающийся работал: как формулировал промпты, как анализировал ответы, какие выводы сделал, какую долю работы выполнил самостоятельно.
Для выполнения всех вышеописанных функций педагогу самому необходимо развивать новые навыки:
– цифровая грамотность и понимание принципов работы ИИ: не нужно быть программистом, но необходимо понимать, как нейросети генерируют ответы, что такое «галлюцинации» и на каких данных обучалась модель;
– навык prompt engineering (искусство формулировки запросов): умение самому составлять эффективные промпты, чтобы научить этому обучающихся;
– гибкость и готовность к постоянному обучению: ИИ-технологии развиваются стремительно, и педагог должен быть открыт к экспериментам и готов к постоянной адаптации своих методов;
– коучинг и фасилитация: управление групповой динамикой, постановка открытых вопросов и создание безопасной среды для обучения и ошибок.
Превращение педагога из транслятора в наставника и есть фундаментальное изменение философии образования. Педагог становится тем, кто помогает обучающемуся не просто усваивать информацию, но учиться ориентироваться в безграничном и сложном цифровом мире, сохраняя человечность, критическую дистанцию и способность к творческому мышлению. В союзе «человек + ИИ» именно педагог остается тем, кто отвечает за развитие в человеке человеческого.
Этические вызовы и риски
Внедрение искусственного интеллекта в образование – это не только новые возможности, но и комплекс серьезных этических дилемм и рисков. Игнорирование этих вызовов может свести на нет все потенциальные преимущества ИИ-технологий. Поэтому осознанное признание вызовов и рисков, выработка стратегий управления ими является важной задачей для образовательных учреждений, педагогов и общества в целом.
Самый очевидный риск – использование обучающимися ИИ для выполнения заданий вместо самостоятельной работы. Необходимо явно разделить понятия «использование» и «злоупотребление». Запрет на ИИ нереалистичен. Вместо этого нужно внедрять политику «прозрачного цитирования»: обучающийся обязан указывать, как именно он использовал ИИ при создании работы (например, для генерации идей, проверки грамматики, составления плана). А педагогическая оценка, в свою очередь, должна фокусироваться не только на финальном результате (тексте, презентации), но и на документации процесса работы: истории промптов, черновиках, саморефлексии обучающегося о том, как он фильтровал и дорабатывал выводы ИИ. Педагог должен создавать такие задания, которые невозможно выполнить с помощью ИИ без глубокой переработки. Например, задания, требующие привязки к личному опыту, недавним событиям в его жизни, анализу конкретных физических экспериментов или обсуждению прочитанной книги.
ИИ обучается на данных из интернета, а потому неизбежно наследует и усиливает все негативные стереотипы, присутствующие в данных. Кроме того, он склонен к «галлюцинациям» – генерации убедительно звучащей, но полностью выдуманной информации. Поэтому изучение предвзятости ИИ должно стать частью занятий: обучающиеся на практических примерах должны учиться идентифицировать стереотипы в сгенерированных текстах. Любой ответ ИИ должен восприниматься как потенциально необъективный или ошибочный, и задача обучающегося – не принять его, а подвергнуть сомнению и перепроверить по авторитетным источникам, уметь отличать факты от вымысла, проверять источники и анализировать.
Бездумное делегирование всех интеллектуальных усилий ИИ может привести к тому, что у обучающихся не будут развиваться собственные навыки письма, анализа, аргументации и творческого мышления. И, как следствие, может формироваться выученная беспомощность – убеждение, что без ИИ они не способны решить задачу. У обучающегося должно быть четкое определение задач, которые запрещено делегировать ИИ (например, базовые арифметические вычисления для младших школьников, формирование собственного мнения, написание первых черновиков). Следовательно, педагогу нужно формулировать такие задания и этапы работы, в которых запрещено использовать технологии, чтобы дать мозгу нагрузку. А также обязательным является обсуждение с обучающимися (рефлексия) того, что они узнали и чему научились в процессе работы, а не только того, какой продукт получили.
Обучающийся, вводя в публичные ИИ-сервисы свои запросы, могут непреднамеренно раскрывать конфиденциальную информацию о себе, своей семье или школе. Эти данные могут сохраняться и использоваться для дальнейшего обучения моделей. Поэтому необходимо определить четкие правила о том, какую информацию запрещено вводить в ИИ (имена, адреса, номера телефонов, детали личной жизни). Предпочтение следует отдавать образовательным платформам и ИИ-сервисам, которые имеют строгую политику конфиденциальности, не используют данные пользователей для обучения моделей и соответствуют законодательству о защите данных (например, ФЗ-152).
Задания педагога должны поощрять личную интерпретацию, эмоции и уникальный взгляд обучающегося. Критерием качества должна стать не идеальность текста, а глубина мысли и оригинальность подачи. Это позволит сохранить авторский голос и усилить его с помощью технологии.
Этические риски, связанные с ИИ в образовании, реальны и серьезны. Однако они не являются непреодолимым препятствием. Они представляют собой призыв к действию – к разработке продуманных политик, пересмотру педагогических подходов и активному диалогу с обучающимся о ценностях, критическом мышлении и ответственном использовании технологий. Преодоление этих вызовов – необходимое условие для того, чтобы ИИ стал инструментом для раскрытия человеческого потенциала, а не для его ограничения.
Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что перспективы использования ИИ-технологий в образовании выходят далеко за рамки простого автоматизирования рутинных задач. Мы стоим на пороге фундаментальной трансформации образовательной парадигмы, в центре которой находится не противоборство человека и машины, а их альянс, где сильные стороны каждого участника усиливают друг друга.
Искусственный интеллект, с его нечеловеческими возможностями по обработке данных, генерации вариантов и мгновенному доступу к информации, выступает как идеальный инструмент-катализатор. Он берет на себя роль «цифровой мускулатуры», освобождает когнитивные ресурсы обучающихся от рутины, помогает им преодолевать творческие блоки и предоставляет безграничный материал для анализа. Однако он лишен понимания, смысла, эмоций и моральной ответственности.
Человеческий разум, в свою очередь, остается незаменимым архитектором смысла. Его исключительная компетенция – в способности ставить глубокие, а иногда и «глупые» вопросы, испытывать любопытство и эмпатию, проявлять интуицию и этическую оценку, видеть целое за частным и создавать произведения, наполненные личным опытом и уникальным мировоззрением. Именно человек придает конечную цель и ценность работе с ИИ.
Таким образом, образовательный процесс будущего – это не путь к пассивному потреблению человеком готовых ответов от машины, а, напротив, его восхождение к более высокому уровню интеллектуальной деятельности. Умение вести грамотный диалог с ИИ, формулировать сложные запросы, верифицировать ответы и синтезировать на их основе новое знание становится ключевой грамотностью человека XXI века [8; 9; 10].
Миссия современного образования заключается в том, чтобы не запрещать технологии, а научить новое поколение этой плодотворной коллаборации [7; 11]. Образовательные учреждения должны стать той средой, где обучаются не бороться с ИИ, а искусно им пользоваться для углубления собственной креативности, совершенствования критического мышления и, в конечном счете, для более полного раскрытия уникального человеческого потенциала.
В этом союзе машина берет на себя силу обработки, а человек – мудрость воплощения. И именно в этом балансе заключается формула успеха для образования завтрашнего дня.
Список источников:
- «AI в образовании: как искусственный интеллект меняет подход к обучению». [Электронный ресурс]. – URL: https://blog.skillfactory.ru/ai-obrazovanie/ (дата обращения: 27.09.2025).
- «Будущее искусственного интеллекта: угроза или шанс для человечества? Результаты самого большого опроса исследователей ИИ». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ixbt.com/live/offtopic/buduschee-iskusstvennyy-intellekt-ugroza-ili-shans-dlya-chelovechestva-rezultaty-samogo-bolshogo-oprosa-issledovateley-ii.amp.html (дата обращения: 27.09.2025).
- «Обучение с ИИ: как использовать GigaChat в образовании». [Электронный ресурс]. – URL: https://developers.sber.ru/help/gigachat-api/education-with-ai (дата обращения: 27.09.2025).
- Боровикова Т.В. «Искусственный интеллект: благо или угроза для человечества?». [Электронный ресурс]. –URL: https://russiancouncil.ru/amp/analytics-and-comments/analytics/iskusstvennyy-intellekt-blago-ili-ugroza-dlya-chelovechestva / (дата обращения: 27.09.2025).
- Вихман В.В., Миндигулова А.А., Ромм М.В. Искусственный интеллект в образовании: обзор возможностей и ограничений // Идеи и идеалы. 2024. Т. 16. № 4. Ч. 1. С. 167–188.
- Влияние ИИ на образование [Электронный ресурс]. – URL: https://d-economy.ru/analitic/vlijanie-ii-na-obrazovanie/ (дата обращения: 01.10.2025).
- ИИ в образовании: как преодолеть соблазн готовых решений [Электронный ресурс]. – URL: https://www.hse.ru/news/edu/1038459152.html (дата обращения: 01.10.2025).
- Искусственный интеллект в образовании [Электронный ресурс]. – URL: https://ai-academy.ru/upload/iblock/d6d/0ayatsznzaa088ufger47381i38pobj6/Презентация%20к%20уроку%20«ИИ%20в%20образовании»%201-4%20класс.pdf (дата обращения: 01.10.2025).
- Искусственный интеллект для учебы и практики: как технологии меняют образование [Электронный ресурс]. – URL: https://blog.skillfactory.ru/ai-obrazovanie/ (дата обращения: 01.10.2025).
- Константинова Л.В., Ворожихин В.В., Петров А.М., Титова Е.С., Штыхно Д.А. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 2. С. 36–48.
- Кравченко Н. «Как использовать искусственный интеллект в образовании?» [Электронный ресурс]. – URL: https://pedsovet.org/article/kak-ispolzovat-iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovanii (дата обращения: 27.09.2025).
- Кузьмин А. «Искусственный интеллект: риски и выгоды». [Электронный ресурс]. – URL: https://vc.ru/id5050936/2066014-iskusstvennyj-intellekt-riski-i-vygody (дата обращения: 27.09.2025).
- Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9–33.
- Фурс С.П. Искусственный интеллект в сфере образования – помощник педагога или «подрывная» технология? // Преподаватель ХХI век. 2023. № 1-1. С. 40–49.
