Проекты и адаптированные дополнительные общеразвивающие программы как средства организации образовательной деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

В статье представлен опыт организации образовательной деятельности городского Дворца детского и юношеского творчества г. Нижний Тагил, направленный на социализацию детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Авторы описывают комплексную работу, которая заключается в реализации проектов «Особым детям — особая забота», «Твоя территория успеха», а также адаптированных дополнительных общеразвивающих программ художественной, технической и социально-гуманитарной направленностей. Представлены особенности работы педагогов студии «Адаптивная кинология», творческой мастерской «Волшебное стекло» и «Лаборатории робототехники».

М.В Гонцова,
методист высшей категории,
кандидат исторических наук

М.В. Уманская,
заместитель директора по развитию дополнительного образования
и информационно-методической деятельности,
кандидат педагогических наук, доцент

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
городской Дворец детского и юношеского творчества,
г. Нижний Тагил

Основой модернизации и обновления системы образования стал национальный проект «Образование», рассчитанный на 2019-2024 годы. В этом проекте поставлена глобальная и главная цель — существенное повышение качества общего образования, профориентационной подготовки обучающихся, их готовности к решению практических, профессиональных задач. Чтобы достичь ее, запущено 10 федеральных проектов, один из которых непосредственно связан с дополнительным образованием. Он называется «Успех каждого ребенка». Содержание проекта, главным образом, направлено на выявление и поддержку одаренности средствами уже новой, цифровой реальности. В проекте уделяется много внимания следующим направлениям деятельности:

  • развитие региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
  • развитие детских технопарков (Кванториумы);
  • открытие центров цифрового образования (IT-КУБОВ);
  • включение в образовательный процесс дистанционных технологий;
  • организация онлайн-занятий с детьми, при этом охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья.

Очевидно, что в части, касающейся детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), речь идет именно об инклюзивном образовании. Дополнительное образование дает ребенку с ОВЗ возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха». Знания и умения, полученные в системе дополнительного образования, помогут в дальнейшей жизни таким детям не только организовать досуг, но и способствовать профессиональному самоопределению.

Л.Н. Буйлова подчеркивает, что дополнительное образование, в отличие от общего, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой: меньшая, чем в общем образовании, наполняемость группы; практико-ориентированный характер обучения; ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в школе, а на личные потребности и возможности каждого обучающегося; возможность обучающегося максимально сконцентрироваться на любимом деле; отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения образовательных стандартов.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется в нем как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия.

В МБУ ДО ГДДЮТ ведется комплексная и всесторонняя работа с детьми с особыми образовательными потребностями. Все отделы Дворца реализуют проекты, направленные на создание условий для социализации и адаптации детей с ОВЗ. Приведем лишь некоторые примеры содержания данной деятельности. Так, отдел организации образовательных и досуговых программ и концертной деятельности традиционно уделяет внимание детям с особыми образовательными потребностями. География совместной деятельности отдела с детьми и взрослыми с ОВЗ очень широка: в 2019-2020 учебном году педагоги отдела работали с государственными учреждениями социального обслуживания населения Свердловской области, с реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями всех районов г. Нижнего Тагила, с социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, со специализированными коррекционными центрами для детей с ограниченными возможностями, школами-интернатами, с психиатрической больницей № 7 (детское диспансерное психиатрическое отделение), с пансионатом для ветеранов труда и инвалидов «Пансионат Тагильский» и общественной организацией «Вера. Надежда. Любовь» для взрослых инвалидов и их семей; детскими домами №№ 1, 7, 6, 5, Антоновским детским домом. Было проведено 42 программы по различным направлениям. Не первый год успешно реализуется в отделе проект «Особым детям — особая забота». В рамках проекта впервые была применена новая комплексная форма: инновационное общение. Праздничная встреча «Мы все можем» состояла из нескольких этапов: концертно-игровая программа, творческие экспресс-мастерские (мастер-классы), центр «Пионерские песни», выступление военно-патриотического клуба «Гранит», инклюзивный фестиваль «Дружба».

Отдел гуманитарных программ и социальных проектов также работает с детьми с ОВЗ в рамках проектов, включает в совместную деятельность с детьми с ОВЗ обучающихся школ города в рамках благотворительных акций, социально-значимых мероприятий. Для детей с ОВЗ, детей с инвалидностью, для детей социальных учреждений с октября по декабрь 2019 г. проведена благотворительная акция «Дети — детям!» федерации детских объединений «Юные тагильчане». Участие приняли старшеклассники из 35-ти общеобразовательных организаций Нижнего Тагила. Школьники вместе с родителями, с привлечением спонсоров, готовили различные подарки, концертные номера и игровые программы.

Во Дворце также реализуется уникальный проект «Детская инклюзивная телестудия «Твоя территория успеха». Цель проекта — создание детской инклюзивной телестудии «Твоя территория успеха», в рамках которой средствами телепедагогики решается проблема включения детей с ОВЗ в образовательное пространство города. Основной задачей, которую решают участники проекта, является обращение к проблеме развития инклюзии в дополнительном образовании Нижнего Тагила. Решение этой проблемы видится актуальным по следующим основаниям. Во-первых, далеко не все родители сегодня владеют достоверной информацией о том, какие возможности для развития особых детей существуют в дополнительном образовании. Достижение максимальной открытости информации о реализуемом в городе инклюзивном опыте работы педагогов и детских студий поможет преодолеть информационный вакуум в этой сфере. Во-вторых, такие телесюжеты станут эффективным средством формирования позитивного отношения к проблеме инклюзии в городе. В-третьих, открытая презентация инклюзивного опыта позволит представить объективную картину на уровне города и определить векторы развития инклюзии в дополнительном образовании. В-четвертых, акцентирование внимания широких слоев общественности на значимости инклюзивного образования и определение потенциала дополнительного образования в работе с такими детьми позволят привлечь к решению этой проблемы потенциальных спонсоров, волонтеров.

Таким образом, «Твоя территория успеха» — это территория успеха взрослых и детей — участников проекта инклюзивной телестудии, героями сюжетов которой становятся дети с ОВЗ и педагоги, для которых учреждения дополнительного образования города также стали своей территорией успешности. Детская инклюзивная телестудия является уникальным проектом для города и области. Благодаря ему ребята с инвалидностью учатся снимать, фотографировать и делают собственные сюжеты об инклюзии. Стать самостоятельными корреспондентами, овладеть всеми нюансами мастерства ребятам помогают профессионалы: журналисты, видео-операторы, фотографы. В ходе реализации проекта ребята учатся вовлекать в процесс как можно больше людей, ставить акценты на социальной тематике, использовать для этого ресурс социальных сетей, рассказывая о своих героях, формировать позитивное отношение к инклюзии и желание участвовать в ней. Руководитель проекта, педагог дополнительного образования А.А. Ганжа, стала призером VI Областного конкурса инновационных проектов педагогических работников Свердловской области.

В 2020 году наше образовательное учреждение стало победителем конкурсного отбора среди муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, для участия в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования и получило субсидию.

Доступность учреждения для маломобильных групп населения обеспечивается входной группой пандусов и подъемником. Внутри учреждения также есть пандусы для передвижения между этажами. Центральный вход оборудован специализированными подъемниками для осуществления доступа в учреждение маломобильных групп населения. Оборудованы специализированные парковочные места, оснащенные тактильной плиткой и специальным дорожным знаком 8.17 «Инвалиды». Второй вход в учреждение оборудован стационарными пандусами, перилами и кнопкой вызова персонала. Для проведения занятий используются сенсорная комната, кабинет БОС для коррекции психоэмоционального состояния, логопедическое оборудование. Приобретен комплект оборудования для оснащения кабинета учителя-логопеда, сенсорной комнаты, зоны релаксации, а также специализированное оборудование для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

В 2020 году педагогами Дворца осуществлялась работа по реализации 10-ти адаптированных дополнительных общеобразовательных программ (далее — АДОП), способствующих социальной реабилитации детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом их образовательных потребностей. Большинство АДОП имеет художественную направленность (шесть программ), еще две программы — технической направленности и по одной — социально-гуманитарной и естественнонаучной.

Для повышения уровня профессиональной компетентности, успешной реализации АДОП педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации по программам «Организация и содержание тьюторской деятельности по социальной и профессиональной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, оказание технической помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ при получении ими общего образования» в объеме 72 часов и «Механизмы сопровождения профессионального развития педагогов, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы» в объеме 40 часов.

В январе 2019 года в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования городской Дворец детского и юношеского творчества было создано объединение «Творческая мастерская „Волшебное стекло“». В него вошли несколько разновозрастных групп обучающихся, одну из которых стали посещать дети с ОВЗ, что стало началом возникновения инклюзии в творческом пространстве мастерской.

Творчество — это один из способов улучшения эмоционального состояния и укрепления эмоционально-волевой сферы человека, а главное — это получение позитивных эмоций, которые сопровождают эффективную работу, переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и творческих способностях. Именно такая идея легла в основу АДОП художественной направленности для обучающихся с синдромом Дауна «Стеклянные фантазии». В программе сочетаются различные виды практической деятельности: изготовление стеклянных панно с росписью интереснейшими и современными техниками — зентангл и дудлинг, витраж и изготовление различных изделий из стекла (украшения, посуда, предметы интерьера, сувениры) путем различной тепловой обработки — фьюзинг и лэмпворк. Фьюзинг — обработка стекла в муфельной печи, лэмпворк — обработка стекла в пламени горелки.

Для успешной реализации программы в октябре 2020 года создан социальный проект «Со-Творчество», в рамках которого обучающиеся творческой мастерской «Волшебное стекло» одновременно с работой на занятиях в объединении также работают с педагогом-психологом в специально оборудованной сенсорной комнате, предназначенной для проведения коррекционно-развивающих занятий, необходимых детям с различными отклонениями в развитии. Проект объединил обучающихся разных возрастов с особыми образовательными потребностями (дети-инвалиды, дети с ОВЗ), родителей и педагогов. Занятия в творческой студии «Волшебное стекло» и в сенсорной комнате проходят поочередно. Наш опыт показал, что такой синтез творческой и коррекционно-развивающей деятельности позволяет комплексно подойти к решению проблем детей-инвалидов и детей с ОВЗ, что в итоге будет способствовать успешной социализации и адаптации детей в социуме. Воспитанница творческой мастерской «Волшебное стекло» Екатерина Р. стала призером (2-е место) Всероссийского конкурса «Твори! Участвуй! Побеждай!». Другие учащиеся творческой мастерской также достигли высоких результатов: заняли 1-е место на Всероссийском конкурсе «Изумрудный город». Руководит творческой мастерской Е.А. Климанова, педагог дополнительного образования, член Международного союза педагогов-художников, автор уникальных мастер-классов по художественной обработке стекла, которые она проводила в России, Европе, Индии.

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития с успехом обучаются в «Лаборатории робототехники» под руководством А.Н. Канюкина, педагога дополнительного образования, победителя конкурса на соискание премии Губернатора Свердловской области педагогам дополнительного образования, осуществляющим обучение по дополнительным общеразвивающим программам технической направленности.

LEGO-конструктор открывает учащимся с ОВЗ новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, вырабатываются навыки продуктивного сотрудничества, происходит повышение самооценки благодаря осознанию своих возможностей («я умею, я могу»), создается настрой на позитивный лад, происходит снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

Для особых детей обучение является очень важной частью социализации и реабилитации, наиболее подходящий метод в такой ситуации — это предметно-практическое обучение, когда дети, осваивая робототехнический конструктор, приобретают новые знания и навыки, получают определенный «продукт» своей деятельности — модель и возможность представить ее сверстникам, педагогам, родителям. Подобная презентация продукта своего творчества — это важный аспект социализации и самореализации для детей с ОВЗ, этап личностного развития ребенка. К тому же это возможность получить базовые навыки IT-специалиста, а затем продолжить профессиональное обучение по данному направлению.

Конструирование и программирование проводится в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают оба полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о своем проекте, что способствует развитию речи и умению выступать на публике.

Результатом работы стало участие наших обучающихся в конкурсах, фестивалях, робототехнических соревнованиях и других мероприятиях. Например, Дмитрий Б. занял 3-е место в разделе «Макеты и модели современных станков, машин и механизмов» на 68-ой Городской выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи (г. Нижний Тагил).

В качестве действенного средства социализации детей с ОВЗ во Дворце проводятся уникальные занятия адаптивно-инклюзивной кинологией в смешанных группах, включающих детей с инвалидностью, нормативных детей и взрослых (волонтеров, членов семей ребенка-инвалида). Адаптивно-инклюзивная кинология — это комплексная активная совместная работа детей и взрослых со специально обученными собаками, целью которой является социализация детей с инвалидностью с рядом заболеваний (детский церебральный паралич, расстройство аутистического спектра, синдром Дауна). Работа носит адаптационный и реабилитационный характер, направлена на реинтеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми. Построена эта работа на поэтапной реализации АДОП «Первые шаги» в объединении «Кинологическая студия для детей с ограниченными возможностями здоровья „Ангельские псы“». Программный инструментарий дал возможность сформировать среду, позволяющую ускорить развитие у детей с ОВЗ социальных навыков, что включает:

  • блоки упражнений психофизиологической направленности;
  • серии коммуникативных игр, разработанных на развитие отдельных компонентов психики (внимание, память и др.);
  • адаптивно-тренинговые занятия, направленные на развитие адаптационных способностей;
  • психолого-педагогическая работа с ближним окружением ребенка с инвалидностью.

Основным средством социализации детей с ОВЗ в данном случае является сформированная в процессе деятельности многогранная контактная гуманистическая среда, организаторами которой выступают все участники занятий — педагог-психолог, кинолог, специально подготовленные собаки, дети с ОВЗ и их родители, нормативные дети (дети, не имеющие выраженных проблем со здоровьем) и их родители, волонтеры. Ребенок, общаясь с собакой, меняет свое привычное поведение, обучается новым для него формам взаимодействия, приобретает и развивает коммуникативные навыки, получает эмоциональное удовлетворение от общения. Упражнения с собакой стимулируют развитие разных групп мышц, формируют мышечный контроль, оттачивают координацию движений. В ходе совместной деятельности с другими детьми и взрослыми ребенок-инвалид приобретает уверенность в своих силах, вырабатывает качества, которые были ему неизвестны (самостоятельность, самодисциплина, самоорганизация, ответственность, настойчивость, лидерские качества, умение работать в команде и др.). Четкая структура занятий — последовательность, темп, правила общения с животными — усиливает эффект психолого-педагогического воздействия, ускоряет формирование коммуникативных навыков. Публичные выступления, мастер-классы для разной аудитории (детские дома, дома престарелых, зрители на праздниках и соревнованиях, студенческая аудитория) формируют у ребенка с инвалидностью чувство собственного достоинства, позволяют пережить опыт успешности, социальной значимости, что способствует его собственной социализации. Специальная часть программы направлена на создание условий смены социальных ролей — из положения человека, испытывающего дефицит социальной активности, потребителя «общественной заботы» ребенок с ОВЗ становится социальным донором (человеком, практикующим оказание адаптивной помощи).

Другие участники занятий также получают свои приращения в личностном развитии. Так, родители детей с инвалидностью, активно участвуя в подготовке и проведении публичных выступлений вместе с их детьми, проходят своеобразную психологическую адаптацию, повышается их уверенность в силах, возникает вера в способности своего ребенка, положительная реакция социума повышает их самооценку, положительные эмоции поднимают жизненный тонус, улучшается микроклимат в семье. Нормативные дети, участники занятий, приобретают опыт общения с детьми с ОВЗ, оказания им помощи и поддержки в процессе совместного выполнения общих задач (публичная деятельность в рамках инклюзивных фестивалей городского, областного, регионального и международного уровней, выступления на детских и спортивных праздниках, а также волонтерская деятельность). Часто к занятиям привлекают детей и подростков с психоэмоциональными поведенческими девиациями. За короткий срок занятий адаптивно-инклюзивной кинологией в составе смешанной группы у таких детей нормализуется поведение, выравниваются отношения со сверстниками и взрослыми, формируется доверительное взаимодействие с родителями (особенно, если те принимали участие в общих занятиях).

По имеющимся наблюдениям, дети с ОВЗ или без ограничений по здоровью в присутствии собаки психологически более открыты. Собака выступает в роли социального посредника в общении ребенка с другими детьми или взрослыми. Происходит это потому, что способность воспринимать мир (когнитивность) у детей и собак схожа (специалисты отмечают, что развитие специально обученных собак соответствует ряду когнитивных функций 4-8-летних детей). Наличие таких посредников значительно облегчает процессы социально-психологической реабилитации детей с инвалидностью и коррекцию девиантного поведения у детей с поведенческими расстройствами. Еще больший эффект возникает, когда в рамках адаптивно-инклюзивной кинологии занятия проводятся в смешанных группах, включающих детей с ОВЗ и здоровых детей и взрослых.

Руководит студией «Ангельские псы» Ю.А. Бондарчук, педагог дополнительного образования, кинолог, коррекционный педагог, тренер по адаптивной физкультуре. В 2020 году она приняла участие в федеральном конкурсе социальных проектов «Живые инклюзивные практики», организованном Межрегиональной молодежной общественной организацией «Инклюзивный ресурсный центр» (г. Самара). Проект «Инклюзивное объединение «Кинологическая студия для детей-инвалидов „Ангельские псы“ как система адаптации, социализации и реинтеграции детей-инвалидов в общество (адаптивная кинология)» был отобран в двадцатку лучших инклюзивных проектов России и стал участником выставки в рамках федерального форума «Живые инклюзивные практики». Обучающиеся студии летом 2020 года заняли 1-е место в региональном этапе II Всероссийского фестиваля инклюзивных театров (в номинации «Музыкальный театр»).

Таким образом, в нашем образовательном учреждении обеспечивается доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ благодаря реализации комплексных образовательных проектов и адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты их прав, развития их жизненных и социальных компетенций.

Список литературы

  1. Буйлова, Л.Н. Новый порядок: что изменится в дополнительном образовании детей? / Л.Н. Буйлова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://prodod.moscow/archives/11154 .
  2. Всероссийская (заочная) научно-методическая конференция «Актуальные вопросы организации работы с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования художественно-эстетической направленности» [Текст]: 20 декабря 2017 года: сборник докладов / Департамент по культуре и туризму Томской области, Областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессиональное образования «Томский областной инновационный учебно-методический центр культуры и искусства». — Томск: ТОИУМЦКИ, 2018. — 48 с.
  3. Дамадаева, А.С. Терминологический словарь инклюзивного сопровождения детей с ОВЗ: для учителей, работающих с детьми с ОВЗ, классных руководителей, воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов, руководителей ОУ / А.С. Дамадаева; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет». — Махачкала: ДГУ, 2019. — 82 с.
  4. Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования: учебное пособие [Текст] / авт. кол.: Д.З. Ахметова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой; Ин-т экономики, упр. и права (г. Казань), Каф. теоретической и инклюзивной педагогики. — Казань: Изд-во «Познание» Ин-та экономики, упр. и права, 2014. — 275 с.
  5. Проектирование системы дополнительного образования детей с ОВЗ в учреждениях различных типов и видов [Текст]: сборник статей / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральный ин-т развития образования, Департамент образования г. Москвы, Северо-Восточное окр. упр., Гос. образовательное учреждение г. Москвы Центр диагностики и консультирования «Участие»; под науч. ред. О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. — Москва: ФИРО, 2012. — 221 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: