Патриотическое и гражданское воспитание подростков в процессе создания исторического фильма в детской киностудии «Аистята»
Кинообразование как один из видов дополнительного образования выполняет свои развивающие и преобразующие личность функции. Занятия в детской киностудии раскрывают для детей и подростков большой простор для творчества и познания языка кино, становятся средством воспитания грамотного зрителя.
В статье приведен материал из опыта обучения киномастерству в детской киностудии «Аистята» ГБОУ «Школа № 1223» города Москвы. На примере работы детей над документальным фильмом военно-патриотической тематики «На войне маленьких не бывает» описано, как в детской киностудии происходит не только кинематографическое, но и патриотическое, нравственное, духовное воспитание детей и подростков. Статья отражает взгляды педагога на воспитание патриотизма и исторической памяти средствами кинематографа.
Э.В. Кимен,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
Почетный работник общего образования,
Почетный кинематографист России,
руководитель детской киностудии «Аистята»
О.Г. Соловьёва,
методист дополнительного образования
высшей квалификационной категории
ГБОУ «Школа № 1223, Москва
В современном мире образование и воспитание детей происходит не только в школе, в учреждениях дополнительного образования, но и во время просмотра кинофильмов и телепрограмм, в том числе в Интернете. Они формируют системы ценностей у молодежи, нравственный фундамент. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» была принята поправка Президента России В,В. Путина: «Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности.., формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации». [7].
В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в разделе «Приоритеты обновления содержания и технологий по направленностям» заявлено о необходимости развития и поддержки программ художественной направленности и новых форм художественного творчества.
В образовательном комплексе ГБОУ «Школа № 1223» создана детская киностудия «Аистята», которой исполнилось 50 лет. За эти годы студией разработаны программы и методика для кинообразования и киновоспитания школьников, создающих фильмы для детской аудитории.
На разных этапах обучения в киностудии у детей есть возможность научиться воплощать художественный замысел языком кино, развивать техническое и образное мышление, осваивать новейшие методы и технологии создания фильмов. Здесь дети становятся не только грамотными зрителями, но и кинотворцами [1].
Программы постоянно совершенствуются. Студийцы обучаются по таким программам, как «Основы документального кино» (12-17 лет), «Основы анимационного кино» (8-12 лет), «Искусство анимационного кино» (12-17 лет), «Техника фото-кино-видеосъёмки» (12-17 лет), «Операторское мастерство» (12-17 лет). В процессе обучения по программам студии у детей формируется историческое и образное мышление, художественный вкус, они получают конкретные знания и навыки в области сценарного, режиссерского и операторского мастерства при работе над документальными фильмами. [6].
Обучение визуальному языку кино происходит во взаимодействии с другими родственными кинематографу видами искусства. В киностудии происходит не только кинематографическое, но и нравственное, духовное воспитание детей и подростков. Занятия литературным, художественным и музыкальным творчеством в студии воспитывает в детях патриотизм, любовь к культурному и историческому наследию народов России. Занятия в детской киностудии раскрывают для детей и подростков большой простор для творчества и познания языка кино, становятся средством воспитания грамотного зрителя. [6].
Кропотливая работа каждого ребенка над авторским фильмом сочетает глубокое изучение теоретического материала, отработку практических навыков написания литературного и режиссерского сценария, овладение техникой видеосъемки. Экскурсии на студии «Союзмультфильм», «Пилот», «Стайер», «Мосфильм», встречи с профессиональными художниками Н. Березовой, В. Кудрявцевой, кинорежиссерами Н. Михалковым, Л. Носыревым, Ю. Норштейном, вице-президентом Ассоциации историко-патриотического и военного кино России, оператором-документалистом С. Чернышевым вдохновляют ребят на творческий поиск и воплощение важных тем в документальных фильмах. Все это обогащает образовательную и воспитательную работу в студии, способствует развитию творческой индивидуальности каждого обучающегося, помогает создавать фильмы большого гражданского звучания [7].
В студии «Аистята» занимаются ребята не только из школы № 1223, но и из других школ Москвы. Иногда соавторами «Аистят» становятся ученики школ из других городов. Тогда между ними устанавливается междугородный «киномост».
Например, работа над документальным фильмом военно-патриотической тематики «На войне маленьких не бывает» соединила учеников Москвы и Санкт-Петербурга.
Предыстория создания этого фильма такова. На одном из уроков учитель литературы 201-й московской школы им. Зои Космодемьянской рассказала детям об уникальном школьном музее «А Музы не молчали» в городе Санкт-Петербурге. Там собрано множество документов и экспонатов, рассказывающих о творчестве художников, артистов, музыкантов в блокадном Ленинграде: фотографии и афиши детских артистических фронтовых бригад из Ленинградского дворца пионеров; знаменитый синий платочек Клавдии Шульженко; рояль Дмитрия Шостаковича; партитура его Седьмой (Ленинградской) симфонии; фрак Карла Элиасберга, в который он был облачен, и дирижерская палочка, которой он дирижировал во время исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде; некоторые инструменты с того незабываемого концерта…
«Аистята» вдохновились идеей съемки исторического фильма о жизни искусства в блокадном Ленинграде. Подготовительная работа включала поиск и чтение журналов со статьями военных корреспондентов, ознакомление с творчеством ленинградских художников, прослушивание Седьмой симфонии Д.Д Шостаковича [4]. Операторы изучали правила съемки музейных экспонатов, выбор съемочной техники, постановку света.
Такая большая исследовательская и подготовительная работа значительно расширила ранее полученные знания, позволила синхронизировать навыки совместной работы сценаристов, режиссеров и операторов. Только после этого юные кинематографисты выехали в Санкт-Петербург, где конспектировали статьи военных журналистов, снимали на пленку картины и плакаты фронтовых художников, инструменты музыкантов блокадного Ленинграда [5].
Зоркий взгляд юных операторов привлек маленький стенд «Рисуют дети блокады». На нем висели выгоревшие и поблекшие от времени рисунки детей блокадного Ленинграда, сделанные на клочках бумаги. А на обратной стороне каждого рисунка студийцы заметили карандашные надписи. Юные экскурсоводы музея «А Музы не молчали» рассказали, что воспитательница детского дома записала на обратной стороне рисунков короткие рассказы маленьких художников-блокадников.
Впечатление от этих рисунков у студийцев было настолько сильным, что тут же родилось желание сделать по ним фильм. Авторы фильма были покорены мужеством и стойкостью маленьких художников блокадного Ленинграда [8].
Юные сценаристы доработали литературный сценарий, создали режиссерскую раскадровку на основе исторических документов. Они придумали новый режиссерский ход: провести урок рисования в первом классе и показать современным ребятам рисунки детей военной поры. Таким образом, на экране удастся сопоставить на контрасте рисунки детей военного и мирного времени. А провести этот урок режиссеры попросили учительницу первоклашек.
Очень важно было этот необычный урок снять на камеру без дублей и зафиксировать на экране неотрепетированные эмоции детей. Чтобы первоклассники привыкли к камере, юные операторы неоднократно приходили в этот класс, общались с детьми и учительницей, делали пробные кадры. Урок рисования юные операторы решили снимать методом «привычной камеры» и кинонаблюдения. Многокамерная съемка велась с синхронной записью звука [3]. Эти кадры урока стали содержанием фильма.
Студийцы бережно смонтировали кадры урока и исторический материал фильма. Авторы назвали фильм «На войне маленьких не бывает».
Мы опишем лишь некоторые эпизоды фильма, чтобы передать настроение и эмоции, которые вызывают рисунки детей блокады.
Фильм начинается с показа урока рисования на свободную тему в первом классе. Созданные на этом уроке рисунки получились у детей солнечными, а порой забавными. А затем учительница предложила посмотреть на экран, где были представлены рисунки, созданные маленькими детьми Ленинграда во время войны, когда фашисты окружили город. Она показала фотографию маленьких художников, сделанную в детском доме в 1942 году, доступно рассказала ученикам, что папы и мамы этих ребят погибли, защищая город. Малышей спасли, им вернули жизнь в детском доме (Фото 1, 2).
На экране учительница показала еще одну фотографию и рассказала интересную историю возникновения этих рисунков: в детский дом в гости к ребятам приехали бойцы Волховского фронта. Они подарили голодным детям два ведра сладкой клюквы, а еще — карандаши и бумагу (Фото 3)!
Фото 3
Так появились рисунки детей блокады. Воспитательница детского дома записала на обороте каждого рисунка рассказы маленьких художников.
На уроке рисования камера зафиксировала взволнованные лица ребят, когда учительница показывала портреты и рисунки детей блокадного Ленинграда, зачитывала комментарии маленьких ленинградцев.
«Начали стрелять, и все побежали в сад. Думали, что там началась война. А война началась тогда, когда Гитлер слона в зоопарке разбомбил». Таким запомнился день первой бомбежки города одному из маленьких художников (Рис. 1).
На другом детском рисунке город изображен с остроконечными крышами, похожими на шлемы богатырей, а окна — как глаза воинов: «Мне сказали, что в Ленинграде нет таких крыш. Я нарочно так нарисовал. Наш город — Богатырь. Он надел богатырские шлемы, чтобы победить фашистов!» (Рис. 2).
На рисунке трехлетнего Шурика Игнатьева нарисованы вихри-каракули, а в середине — маленький бесформенный многоугольник. На обратной стороне рисунка воспитательница записала его краткий рассказ: «Вокруг война… А в середине — булка. А больше я ничего не знаю» (Рис. 3). На рисунке написана дата — 23 мая 1942 года. С этого дня ленинградцы получали самую маленькую норму хлеба. Но зажатый в кольцо блокады город не сдавался, верил в победу!
На экране еще один рисунок и рассказ семилетнего мальчика: «Наши бойцы освободили деревню. Они много деревень освободили, только у меня бумаги не хватит, чтобы все деревни нарисовать. Наш танк вошел в деревню с походной кухней, потому что фашисты мучили людей голодом. Фашисты как увидели походную кухню, сразу хотели взять ее в плен, а наши бойцы этих фашистов раз — и застрелили» (Рис. 4).
Юные режиссеры попросили учительницу обратить внимание первоклашек на рисунок, где впервые изображено солнце! Операторы получили задание снимать в этот момент только крупные планы учеников. И опять звучит детское, но такое мудрое объяснение рисунка: «Наши бойцы прорвали блокаду. Пулеметы, винтовки, все орудия стреляют по фашистам! Один винтовку потерял и не знает, куда бежать! А наши бойцы замаскировались елками и стреляют-стреляют! Огонь так и сверкает!» (Рис. 5).
Рис. 5
Солнце есть в рисунке семилетнего Симы Заблоцкого. Он рассказал воспитательнице: «Когда я вырасту, буду кавалеристом! Буду по городу ездить и охранять его! Пусть попробуют враги его окружить!» (Рис. 6).
Рис. 6
Такие простые по исполнению рисунки стали потрясающими историческими свидетельствами героической борьбы и прорыва блокады Ленинграда! Снятый на камеру современный урок рисования невольно стал уроком мужества.
Во время монтажа ребята бережно обращались с документальными материалами, в фильме они исследовали ленинградский характер блокадников. Ленинградцы пережили голод и бомбежки, гибель близких людей, но не потеряли веру в победу. И дети военной поры верили в победу не меньше взрослых [5].
Военно-патриотический фильм «На войне маленьких не бывает» создавали 12-15-летние ребята. Свое отношение к варварской войне авторы выразили в сопоставлении исторических рисунков блокадных детей и ярких, солнечных рисунков современных первоклашек. На экране «встретились» ровесники военного и мирного времени.
Однажды в студию «Аистята» приехал гость из Германии: кинорежиссер Альфред Фогт. Он разыскал нас через Союз кинематографистов России, чтобы высказать слова благодарности юным создателям фильма «На войне маленьких не бывает». Ребята даже не подозревали, что А. Фогт был председателем жюри Международного кинофестиваля в Австрии, смотрел и оценивал их фильм. Как председатель жюри он отдал свои два голоса за присвоение фильму Первой премии.
Почему же фильм «На войне маленьких не бывает» так взволновал его? Оказывается, в годы войны восемнадцатилетним юношей А. Фогт воевал в составе гитлеровской армии, был ранен, попал в плен. Все последующие годы он пытался понять причины возникновения немецкого фашизма, осмыслить историю войны. Но он никогда не задумывался о роли детей в Великой победе. И вот, спустя десятилетия, он смотрел и оценивал фильм «Аистят» на международном фестивале и убедился: победить Советский Союз, сломить дух защитников Родины было невозможно, потому что свою страну от фашистов защищали не только взрослые солдаты, но и дети. Только маленькие художники блокадного Ленинграда выражали веру в победу по-своему — в рисунках.
Рассматривая вопросы образования и воспитания детей в киностудии «Аистята» средствами кинематографа, можно сделать следующие выводы:
- освоение образовательных программ по съемке документального фильма, посещение мастер-классов профессиональных кинематографистов, участие в творческих лагерях и фестивалях вооружили обучающихся необходимыми теоретическими знаниями в области драматургии, режиссуры, операторского мастерства, монтажа и озвучания фильма;
- освоение сценарного, режиссерского и операторского мастерства помогли детям применить на практике кинематографические навыки для подготовки к съемке исторических фильмов военно-патриотической тематики, трактовки военных документов, образного осмысления исторических фактов, выражения гражданской позиции;
- процесс создания фильма «На войне маленьких не бывает», ознакомление с кадрами военной кинохроники, изучение документов по истории Великой отечественной войны, поиск и чтение журналов со статьями военных корреспондентов, хорошее знание исторических документов школьного музея способствовали личностному росту молодых кинематографистов, гражданской зрелости, воспитанию у авторов чувства патриотизма, формированию бережного отношения к историческому наследию народа;
- создание исторического фильма — это огромная работа души и сердца юных авторов, уважение к памяти защитников Родины и подвигу героев блокадного Ленинграда, чувство гордости за историю своей страны.
Самые важные задачи современной школы и дополнительного образования в области воспитания детей состоят в формировании внутреннего мира растущего человека, его духовного облика, нравственных ценностей, творческого отношения к жизни. Серьезные воспитательные задачи должны быть сформулированы в предметах художественной направленности. Педагогическое воздействие на обучающихся можно будет назвать воспитанием, если целью школы и учреждений дополнительного образования станет становление человека как целостной личности, формирование его отношения ко всему миру.
Литература и интернет-источники:
- Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. — М.: Олма-пресс Гранд, 2003. — 256 с.
- Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. — М.: Аспект-Пресс, 2007. — 202 с.
- Роман Кармен в воспоминаниях современников. Сб. статей. — М.: Искусство, 1983. —358 с.
- Ромм М.И. Беседы о кинорежиссуре. — М.: Академический проект. 2019. — 474 с.
- Рост Ю.М. Групповой портрет на фоне века. — М.: Аст, 2016. — 544 с.
- Телевизионная журналистика. // Сб. статей. — М.: Издательство Московского университета, 2005. — 376 с.
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru /Document/View/0001202007310075?index=1&rangeSize=1
- Художники города-фронта. Ленинград: Художник РСФСР, 1973. — 444 с.