Методическое обеспечение педагогической поддержки детей из семей мигрантов/вынужденных переселенцев в организациях общего и дополнительного образования, в том числе посредством применения технологии наставничества

В статье представлены методические рекомендации, разработка которых инициирована специалистами ФИРО РАНХиГС в 2022 году. Методические рекомендации направлены на описание особенностей технологии наставничества, расширяющей возможности педагогической поддержки детей мигрантов в образовательных организациях. Методические рекомендации включают введение (описание положительного опыта субъектов Российской Федерации и выявление проблем в указанной сфере), общие положения, научно-методологическую концепцию (модели организации и оценку результатов наставничества в работе с детьми из семей мигрантов), инструкции по осуществлению педагогической поддержки детей мигрантов. 

В статье даны практические рекомендации, которые будут полезны руководителям и педагогам образовательных организаций, школьным психологам, социальным педагогам, столкнувшимся с проблемой адаптации детей из семей мигрантов к новым условиям, новому окружению, к жизни в школе и обучению в организациях дополнительного образования.

И.Н. Попова,
ведущий научный сотрудник
Научно-исследовательского центра
изучения приоритетных направлений
развития образования
ФИРО РАНХиГС,
кандидат педагогических наук, доцент,
г. Москва

Начало XXI века в Российской Федерации характеризуется растущим числом детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К таким детям относятся дети из семей мигрантов/вынужденных переселенцев, многим из которых предстоит жить, учиться, а в перспективе и работать в России. В настоящее время среди наиболее активных стран-участниц миграционного потока выделяются Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Армения. Прибывшее население – это, как правило, семьи с детьми школьного возраста, которым предстоит влиться в новую для них культурно-образовательную среду. Согласно российскому законодательству, дети из семей мигрантов/вынужденных переселенцев относятся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Как сделать так, чтобы вхождение в новую культурную среду было менее травматичным? Как помочь детям из семей мигрантов успешно адаптироваться в новых условиях? 

Сегодня можно свидетельствовать об объемном пакете методических рекомендаций, призванных помочь специалистам системы образования ответить на эти и другие вопросы, возникающие в процессе создания условий социокультурной и психологической адаптации детей из семей мигрантов в образовательных организациях. 

Начиная с 2018 года Минпросвещения России направило в субъекты РФ серию содержательных методических рекомендаций по социокультурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов [1, 2, 3, 4]. В регионах работа по методической поддержке образовательных организаций и педагогов в данном направлении началась раньше: с 2014 года выпустили свои методические рекомендации и пособия такие регионы, как Республика Карелия (2014 год) [5], Республика Татарстан (2015 год) [6], Сахалинская область (2016 год) [7], Мурманская и Новосибирская области (2020 год) [8, 9], города Федерального значения Севастополь (2021 год) и Санкт-Петербург (2022 год) [10, 11]. С 2017 года в Ханты-Мансийском АО (Югра) ежегодно выходят пособия и методические рекомендации для педагогов по созданию условий социализации детей-мигрантов [12, 13, 14].

Однако констатировать избыточность разработки таких документов было бы преждевременно. Необходимость разработки методических рекомендаций по работе с детьми из семей мигрантов/вынужденных переселенцев связана с возрастанием социальных рисков в современной геополитической ситуации, характеризующейся нестабильностью и неопределенностью перспектив для несовершеннолетних граждан из данных групп населения при условии недостаточного внимания к проектированию путей работы с ними.

Вопросы о необходимости разработки новых методических рекомендаций по решению задач аккультурации детей из семей мигрантов неоднократно поднимались на мероприятиях различного уровня, инициированных ФИРО РАНХиГС. Такая работа позволила выявить аспекты методического обеспечения, неоднократно раскрытые и детализированные в существующих методических рекомендациях, а также обнаружить направления, потенциально полезные для внедрения в практику педагогической деятельности, но не представленные в официальных документах и нуждающиеся в разработке.

Обсуждению необходимости разработки методических рекомендаций по культурной адаптации детей из семей мигрантов в процессе формирования их идентичности была посвящена серия экспертных мероприятий, инициированных специалистами ФИРО РАНХиГС и состоявшихся в течение 2022 года. Среди них: 

  • малый пленум «Дети с особыми потребностями и право на инклюзию в образовании» XIX Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования. Право и свобода в образовании» 19.03.2022 (веб-мероприятие с участием экспертного сообщества ФИРО РАНХиГС, НИУ ВШЭ, МВШСЭН, МПГУ); 
  • заседание секции «Педагогика и психология дополнительного образования» в рамках II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Дополнительное образование детей: пути развития» 25.05.2022 (веб-мероприятие с участием представителей научного и методического сообщества сферы дополнительного образования детей МПГУ, ФИРО РАНХиГС, ГБПОУ «Воробьевы горы»);
  • круглый стол «Гуманистические традиции педагогики в наследии Януша Корчака в современной школе» в рамках Международной научно-практической конференции «Социально-воспитательная деятельность в вузе как условие обеспечения качества подготовки учителя-дефектолога» 20.10.2022 (очная встреча представителей науки и практики с участием представителей Института психологии и образования КФУ (г. Казань, Республика Татарстан), НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, кафедры педагогики и психологии ПГГПУ (г. Пермь), кафедры педагогических технологий непрерывного образования МГПУ (г. Москва), кафедры педагогической антропологии Института детства МПГУ (г. Москва);
  • экспертный круглый стол «Тенденции ресоциализации несовершеннолетних в регионах Российской Федерации» 27.10.2022 (веб-мероприятие с участием экспертов научного и методического сообщества ФИРО РАНХиГС, Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), ФГБУ «МНИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Москва), БФ «Образ жизни» (г. Москва), МБУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества» (г. Октябрьский, Республика Башкортостан).

В ходе обсуждения этого вопроса был констатирован факт возрастания интереса государства к явлению миграции как к среде скрытого риска и потенциального роста применения средств манипулятивного воздействия с целью вовлечения детей и подростков из семей мигрантов в противоправные группировки и совершения ими преступлений. 

Состоявшиеся мероприятия позволили очертить круг содержания проблем, уже освещенных в существующих методических рекомендациях, и тех, что предстоит решить в перспективе. Так, в имеющихся на сегодняшний день методических рекомендациях разработаны и отражены следующие аспекты:

  • персональный подход в организации образовательного процесса на второй и третьей ступенях общего образования [1];
  • социальная/культурная/социокультурная и языковая адаптация детей-мигрантов разных возрастных групп [2, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13];
  • изучение детьми-мигрантами русского языка и оценка качества его освоения [2, 3, 10, 14];
  • формирование социокультурной идентичности детей из семей мигрантов в новых условиях их жизни и пребывания [12];
  • профилактика вовлечения несовершеннолетних иностранных граждан в противоправные сообщества [4].

В процессе анализа содержания существующих методических рекомендаций установлено, что не отражено актуальное в настоящее время направление по применению технологии наставничества в практике аккультурации детей и подростков из семей мигрантов/вынужденных переселенцев. Понимая значимость применения данной технологии в работе с детьми и подростками из семей мигрантов, мы разработали методические рекомендации по применению технологии наставничества в процессе педагогической поддержки несовершеннолетних иностранных граждан, детей из семей мигрантов в образовательных организациях общего и дополнительного образования.

Методические рекомендации по применению технологии наставничества в образовательных организациях общего и дополнительного образования в процессе педагогической поддержки детей из семей мигрантов

I.        Общие положения

1.1. Современная государственная национальная политика Российской Федерации направлена на адаптацию и интеграцию иностранных несовершеннолетних граждан в социокультурное пространство российского общества. Здесь ведущая роль отводится педагогическим сообществам образовательных организаций основного общего образования, перед которыми, согласно плану мероприятий по реализации в 2022–2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 3718-р, ставится ряд значимых задач:

  • формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, культуры межнационального общения (раздел V, п. 47);
  • формирование системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество (раздел VII, пп. 62, 65).

В целях повышения эффективности решения поставленных перед педагогами задач в части организации работы с иностранными несовершеннолетними гражданами в образовательных организациях разработаны методические рекомендации по применению технологии наставничества в образовательных организациях общего и дополнительного образования в процессе педагогической поддержки детей из семей мигрантов и вынужденных переселенцев из иностранных государств (далее – рекомендации).

1.2. Настоящие рекомендации направлены на осуществление в образовательных организациях деятельности, обеспечивающей недопущение социальной, культурной и иной изоляции иностранных несовершеннолетних граждан в Российской Федерации; на устранение способствующих этому условий; а также на формирование и укрепление гражданского самосознания, патриотизма и гражданской ответственности; на воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства; на поддержку общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи. Основу реализации настоящих рекомендаций составляет идея социальной инклюзии, предполагающая включение всех детей и подростков, независимо от национальных особенностей и социального положения, в социально значимую деятельность, способствующую их самореализации и личностному саморазвитию.

1.3. Рекомендации подготовлены с опорой на закрепленную в Письме Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» методологию наставничества обучающихся, разработанную для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, а также программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

1.4. Рекомендации предназначены для руководителей, специалистов и педагогических работников образовательных организаций общего и дополнительного образования, работающих с несовершеннолетними иностранными гражданами.

1.5.  В рекомендациях используются следующие понятия (с учетом определений, представленных на открытом образовательном ресурсе https://vocabulary.ru): 

  • несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; 
  • иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
  • наставник – человек, который сопровождает другого на пути развития и помогает двигаться по нему быстрее: делится знаниями и опытом, развивает навыки и подсказывает, как решать сложные задачи;
  • наставничество – форма воспитания молодежи, осуществляемая старшим поколением; доверительное общение двух поколений с целью передачи личностного опыта и нравственных норм;
  • педагогическая поддержка – деятельность по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и с жизненным и профессиональным самоопределением;  
  • социокультурная адаптация – процесс приспособления человека к условиям жизни, нормам поведения, нормам общения в новой социальной среде; 
  • психологическая адаптация – приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества; 
  • культурная адаптация – приспособление индивида или общества к новой культурной среде посредством освоения языка и основ культуры;
  • социальная дезадаптация – рассогласование мироощущения и миропонимания ребенка с явлениями окружающей среды, ее традициями и нормами, проявляющаяся в ослаблении и утрате социальных связей с семьей, школой и другими социальными институтами;
  • гражданская самоидентификация – индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.

II. Модели организации наставничества в работе с детьми из семей мигрантов

Разработка моделей организации наставничества в работе с детьми из семей мигрантов в образовательных организациях направлена на профилактику социальной дезадаптации иностранных несовершеннолетних граждан и на достижение ими позитивной социокультурной адаптации как результата приспособления к жизни в новых условиях на территории Российской Федерации.

Цель наставничества: содействие максимальному раскрытию потенциала личности наставляемого, необходимое для его успешной личностной самореализации.

Принципы наставничества: добровольность, гуманность, взаимопонимание, конфиденциальность, ответственность.

Результаты наставничества в работе с детьми из семей мигрантов связаны со спецификой данной сферы педагогической поддержки и ориентированы на психологическую, культурную и социальную адаптацию иностранных несовершеннолетних граждан, а также на мотивацию к их гражданской самоидентификации в условиях проживания в Российской Федерации. 

2.1. Модель «Педагог обучающийся»

Наставник – педагог, оказывающий помощь ребенку/детям из семьи мигрантов, основная задача которого состоит в коррекции его/их отставания в знании русского языка и культуры России, а также в содействии его/их социокультурной адаптации в новых условиях проживания.  

Роль наставника в модели «Педагог – обучающийся» заключается в оптимальной организации образовательного процесса, направленного на ликвидацию пробелов в обучении, на компенсацию проблем в развитии, а также на содействие качественному овладению основами языка и культуры Российской Федерации (культурной адаптации).

Деятельность наставника осуществляется посредством разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута, проектирование которого включает в себя:

  • этап 1 – диагностика образовательных проблем ребенка в части знания русского языка и основ русской культуры;
  • этап 2 – проектирование путей преодоления образовательных затруднений посредством индивидуальной или групповой работы (в зависимости от характера и степени затруднений ребенка), а также подготовка рекомендаций по внеурочной деятельности и дополнительному образованию, организация помощи в обеспечении их реализации – разработка индивидуального образовательного маршрута;
  • этап 3 – освоение индивидуального образовательного маршрута по преодолению образовательных затруднений ребенка;
  • этап 4 – по итогам освоения индивидуального образовательного маршрута организация и проведение испытаний с целью оценки уровня культурной адаптации.

2.2. Модель «Обучающийся обучающийся»

Наставник – обучающийся (в прошлом наставляемый), успешно прошедший все ступени адаптации (психологическую, культурную, социальную), достойно владеющий русским языком, знающий особенности русской культуры, уважающий и принимающий ее ценности и традиции, с выраженной позитивной гражданской самоидентификацией гражданина России, ответственного за будущее страны и стремящегося приносить пользу для ее развития и процветания, выражающий потребность в оказании помощи обучающимся из семей мигрантов, проявляющих признаки социокультурной дезадаптации в новых для них условиях проживания.

Роль наставника заключается в демонстрации образца успешной социокультурной адаптации в новых условиях жизни посредством организации активного межличностного общения в процессе совместной разработки и реализации социокультурных проектов, где результатом является позитивная социокультурная адаптация и гражданская самоидентификация наставляемого.

Деятельность наставника осуществляется посредством организации межличностного взаимодействия в процессе разработки и реализации социального или культурного проекта, что включает в себя следующие этапы:

  • этап 1 – определение сферы интересов наставляемого, формулировка темы проекта;
  • этап 2 – разработка методологии и содержания проекта;
  • этап 3 – реализация проекта и оформление его результатов;
  • этап 4 – выбор площадки представления проекта;
  • этап 5 – подготовка презентации проекта;
  • этап 6 – рефлексия результатов совместной деятельности наставника и наставляемого в ходе работы над проектом.

III. Оценка результатов наставничества в работе с детьми из семей мигрантов

3.1 Результаты применения технологии наставничества в работе с детьми из семей мигрантов оцениваются с опорой на следующие критерии:

  • уровень владения русским языком;
  • знание особенностей российской культуры;
  • сформированность социальных навыков несовершеннолетнего иностранного гражданина;
  • уровень внутренней мотивации к овладению знаниями в новых условиях и отношение к образовательной организации (школе);
  • выраженность поведенческих и эмоциональных проблем;
  • качество сформированных отношений с наставником.

3.2 Для оценки результатов применения технологии наставничества в работе с детьми из семей мигрантов рекомендуются следующие диагностические методики:

  • Методические рекомендации. Об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан (Омельченко Е.А., Криворучко Т.В., Дорохова М.В., Шевцова А.А., 2022);
  • Методика «Шкала отношения к школе» (уровень внутренней школьной мотивации и отношения к школе) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021);
  • Методика оценки социальных навыков несовершеннолетнего иностранного гражданина (навыки поведения в классе и в школе, выполнения домашних заданий, взаимодействия со сверстниками и взрослыми) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021);
  • Методика «Карта стандартизованного наблюдения детей и подростков из семей мигрантов “Стратегии адаптации”» (Солдатова Г.У., Макарчук А.В., Пантелеев А.Б., 2008);
  • Опросник «Выраженность поведенческих и эмоциональных проблем» (Макарчук А.В., 2010);
  • Методика оценки отношений с наставником.

3.3 Методика оценки отношений с наставником

Методика проводится в паре: одну половину заполняет наставник, другую – наставляемый.

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий.

При оценке результатов анкетирования нужно обратить внимание на промежутки 1–3 и 8–10 в оценке отношений в системе «Наставник – наставляемый».

Список источников:

  1. Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5–11 классов по индивидуальному учебному плану (письмо Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. № 03-205 «О методических рекомендациях»).
  2. Письмо Минпросвещения России от 16.08.2021 № НН-202/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан».
  3. Письмо Минпросвещения России от 06.05.2022 № ДГ 1050/07 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан).
  4. Письмо Минпросвещения России от 12.09.2022 № 07-6179 «Рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора».
  5. Методические рекомендации «Особенности работы педагогов с детьми мигрантов в образовательных организациях». – Петрозаводск, 2014.
  6. Дети-мигранты в инклюзивной среде: Методическое пособие / Д.З. Ахметова, И.Г. Морозова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015. – 39 с.
  7. Культурно-социальная и языковая адаптация ребенка-мигранта младшего школьного возраста: Методические рекомендации / Б.П. Сактоева – Южно-Сахалинск, 2016. – 44 с.
  8. Социокультурная адаптация и интеграция воспитанников дошкольных образовательных организаций из семей мигрантов. Сборник эффективных педагогических практик работников дошкольных образовательных организаций / Автор-сост. О.Д. Смирнова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 73 с.
  9. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Касенова, О.В. Мусатова, Г.К. Джурабаева  [и др]; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбекско-русский национально-культурный центр». – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – 198 с.
  10. Специфика обучения и социально-культурной адаптации детей иностранных граждан в общеобразовательных организациях: Методические рекомендации / сост. О.Г. Починова. – Севастополь, ГАОУ ПО ИРО, 2021. – 24 с.
  11. Организация работы по оказанию помощи детям мигрантов. Подходы и практики. Методические рекомендации. – Санкт-Петербург, 2022.
  12. Социокультурная и языковая адаптация детей-мигрантов: Практическое пособие / сост. Е.А. Шамонова, Е.В. Мельник – Сургут, 2017. – 68 с.
  13. Создание условий социализации и адаптации детей-мигрантов: Методические рекомендации / авторы-сост.: Е. И. Минаева, И. Н. Полынцева, О.П. Куликова / под общ. ред. Е.И. Минаевой; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2019. – 72 с.
  14. Специфика обучения и социально-культурной адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в общеобразовательных организациях на территории региона: Методические рекомендации / сост. Е.И. Минаева; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2020. – 48 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: