Инклюзивное дополнительное образование детей: опыт работы студии «Арт-лайнер»

Методы инклюзивного образования базируются на принципе равной ценности людей вне зависимости от их физических и психических особенностей. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в творческую деятельность позволяет успешно решать проблему их интеграции в среду нормотипично развивающихся сверстников, что является приоритетной задачей внедрения идеи инклюзивного подхода в учреждении дополнительного образования детей. В данной статье описан положительный опыт работы по совместной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его нормотипично развивающихся сверстников в объединении художественной направленности.

Е.С. Доманцевич,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО Центр детского творчества,
г. Саяногорск

Инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется комплексом законодательных документов и актов: Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [1, ст. 75].

В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в качестве одной из проблем названа «ограниченная доступность инфраструктуры дополнительного образования для различных категорий детей (в особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов)» [2, с. 5]. Решением этой проблемы рассматривается укрепление потенциала дополнительного образования в социокультурной реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее – дети/обучающиеся с ОВЗ), расширение их возможностей для освоения программ дополнительного образования по всем направленностям за счет «создания специальных условий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, дистанционного обучения)» [2, с. 8].

Инклюзивное образование требует от педагогов постоянного размышления о том, как при обучении детей учитывать их разные потребности и создавать необходимые условия для достижения образовательного результата всеми обучающимися без исключения, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, социального и экономического статуса их родителей.

На основе ежегодного поступления заявок на обучение изобразительной деятельности детей с ОВЗ, результатов педагогического наблюдения в ходе бесед с родителями (законными представителями) и детьми с ОВЗ в студии «Арт-лайнер» была разработана и в настоящее время реализуется программа по изобразительному искусству «Арт-старт», основанная на инклюзивном подходе к работе с обучающимися.

Рассмотрим некоторые особенности данной программы.

При разработке программы выстраивается необходимая для обучающегося с ОВЗ система «обходных путей», с использованием разнообразных методов, приемов, средств и форм организации обучения [3, с. 47]. В процессе реализации программы «Арт-старт» используется комплекс наглядных, практических и словесных методов, что позволяет более точно формировать у обучающихся с ОВЗ понятия об окружающем мире, развивать у них способность полноценно воспринимать и осмысливать информацию, удерживать ее и перерабатывать.

Как известно, инклюзивное образование организуется в разных формах. В нашей студии такой формой стала малая комбинированная группа с постоянным составом, в рамках которой образование получает один ребенок с ОВЗ и его нормотипично развивающиеся сверстники.

Занятия по программе «Арт-старт» включают в себя период адаптации, когда ребенок с ОВЗ приходит на несколько первых занятий, знакомится с помещением, группой сверстников. В свою очередь, нормотипично развивающимся детям заранее рассказывается о проблемах, которые могут возникнуть у такого ребенка во время занятий, об основных правилах взаимодействия с ним.

На этапе организации учебных занятий в инклюзивной группе уделяется особое внимание специальным условиям, которые необходимы ребенку с ОВЗ для изучения конкретной темы программы, а также для его гармоничного включения в общую работу всей группы. С учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ОВЗ к определенному занятию подбираются наглядные методы обучения, которые обеспечивают ему объемное, точное восприятие информации, повышают качество усвоения материала, что позволяет такому обучающемуся осознанно осваивать практические умения и навыки, мотивирует его к творческой деятельности.

В процессе подготовки занятия педагог, реализующий инклюзивную практику, предполагает, что результат (продукт) учебной деятельности (художественная работа) появится у каждого обучающегося, в том числе и у обучающегося с ОВЗ. Для создания такого продукта педагог помогает ему соответствующим образом настроиться на работу, формируя высокую степень мотивации и активности в достижении успеха. Прежде, чем обучающийся с ОВЗ будет готов к полностью самостоятельной работе, он вместе с педагогом проходит фазы репродуктивной (копирующей) учебной работы. Также такому обучающемся предлагается взаимодействие с нормотипично развивающимися сверстниками-наставниками, помогающими ему довести начатую работу до конкретного результата [5, с. 21].

Рассмотрим одно из инклюзивных занятий программы «Арт-старт» более детально.

Данное занятие разработано для средней инклюзивной группы обучающихся в количестве десяти человек в возрасте 9–11лет. Одна из обучающихся, Маргарита Б., имеет ОВЗ.

Занятие «Цветы в технике коллажа» содержит инвариантную и вариативную части, где обучающиеся, в том числе и Маргарита Б., осваивают обязательную (инвариантную) часть, а дети, имеющие больше навыков в данном направлении, выполняют дополнительно вариативную часть занятия.

В группе обучаются две активные сверстницы Маргариты – Маша Л. и Лиза Т., выступающие в роли наставников, которые во время, отведенное для вариативной части занятия, помогают Маргарите Б. завершить работу.

На подготовительном этапе (за несколько дней до занятия) при помощи разных техник нетрадиционного рисования изготавливается специальная «самодельная» бумага. Подбираются несколько видов различных по текстуре образцов (писчая, крафтовая и цветная), необычные инструменты (зубная щетка, фольга, ватные палочки, губка, грубая кисть и др.), позволяющие наносить краску (акварель, гуашь или цветную тушь) на поверхность бумаги всевозможными движениями руки (примакивание, набрызг, растушевка, нацарапывание). Цвета подготавливаются заранее, каждая «самодельная» бумага имеет в будущей композиции свое предназначение. Далее коллажные листы отправляются на сушку, по завершении которой они будут готовы к дальнейшему использованию.

Учебными задачами занятия для всех обучающихся является освоение навыков вырезания из «самодельной» бумаги и составление композиции из бумаги различных цветов. Обучающейся с ОВЗ оказывается помощь в вырезании фрагментов композиции (метод «рука в руке»), а также в формировании мотивации достижения результата через подражание другим обучающимся [5, с. 13].

Главным приемом организации занятия выступает работа в малой группе и развитие самостоятельной работы. Так, вырезая различные элементы из необычной бумаги, обучающиеся развивают мелкую моторику рук, что, как известно, стимулирует мыслительную деятельность, воображение. Обучающаяся Маргарита Б. также осваивает инвариантную часть занятия.

В организационной части занятия концентрируется внимание всех обучающихся (в том числе и обучающейся с ОВЗ): предлагается наглядный материал, просмотр заранее подготовленной «самодельной» бумаги, подбор материалов для создания цветочной композиции. Обучающейся с ОВЗ, в свою очередь, предлагается дозированная информация, меньшего объема, детализированная, с пояснениями по конкретному использованию материала.

В инвариантной (обязательной) части занятия нормотипично развивающиеся обучающиеся выполняют композицию в технике коллажа, вырезая из «самодельной» бумаги ранее подобранные ими элементы. Обучающаяся с ОВЗ в сопровождении педагога повторяет действия и движения с обязательным наглядным подкреплением. В эту часть занятия для повышения у обучающейся с ОВЗ мотивации включается дополнительный перерыв на отдых с элементами игры.

В вариативной части занятия обучающиеся продолжают выполнение задания, усложняя композицию, подбирая дополнительные элементы. Две обучающиеся из группы, Маша Л. и Лиза Т., выступающие в роли наставников Маргариты Б., помогают ей коллективно завершить задание. Во время перерывов, которые для обучающейся с ОВЗ необходимо устраивать чаще, чем для других детей, Маша Л. и Лиза Т. показывают Маргарите Б. фотоальбом с иллюстрациями по теме задания, обсуждают с ней детали и общую тему работы, а также делают разминку для пальчиков или играют в игры на отвлеченную тему.

Подводя итоги занятия, можно констатировать, что достижением обучающихся является распределение ролей в учебной деятельности: одни нормотипично развивающиеся обучающиеся совершенствуют свои умения и навыки, а другие пробуют себя в роли наставников обучающейся с ОВЗ.

В конце занятия проводится опрос, помогающий сделать вывод о том, что обучающиеся освоили:

  • основные приемы создания композиции в технике коллажа;
  • правила работы с оборудованием и материалами;

умения и навыки:

  • использования базовых художественных знаний и умений (технология, компоновка, выразительность, цветоведение) в технике коллажа;
  • грамотного и последовательного выполнения работы.

Педагог отмечает, что:

у нормотипичных обучающихся определяется:

  • умение самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • ответственность и самостоятельность;

у обучающейся с ОВЗ:

  • улучшается эмоциональный настрой;
  • повышается уверенность в себе за счет социального взаимодействия с другими обучающимися;
  • формируются элементы коллективизма и приемы сотрудничества.

Таким образом, обучающиеся с нормотипичным развитием и обучающаяся с ОВЗ, взаимодействуя друг с другом, с равным интересом занимаются составлением композиции в технике коллажа. При этом нормотипичные сверстники наблюдают за особой обучающейся, помогают ей, преодолевая тем самым свои возможные предубеждения, связанные с людьми с ОВЗ. У обучающейся с ОВЗ, в свою очередь, формируется адекватная самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, своей и совместной со своими нормотипичными сверстницами. В данном случае организация такого формата занятий в творческом детском объединении является, по нашему мнению, наиболее эффективной для реализации модели инклюзивного дополнительного образования.

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Арт-старт» в инклюзивной группе обогатила позитивным опытом творческой и коммуникативной деятельности не только обучающихся (ребенка с ОВЗ и нормотипично развивающихся детей), но педагога. Начинающим педагогам, планирующим проведение занятий в инклюзивной учебной группе, могут быть интересны и полезны следующие рекомендации.

  • Особое внимание необходимо уделить подготовительному этапу, в рамках которого осуществляются диагностика и планирование задач, содержания, технологий. Качественно проведенная диагностика поможет выявить специфические особенности обучающегося с ОВЗ для создания специальных образовательных условий и составления оптимального плана работы.
  • В рамках организации и проведения учебного занятия в инклюзивной группе необходимо подходить к вопросу тактично, проявлять гибкость и, возможно, применять нестандартные решения.
  • Важно:
    • наблюдать, стимулировать полноценное взаимодействие особого ребенка с нормотипичными сверстниками и способствовать его скорейшему привыканию к совместной деятельности в новом коллективе;
    • включать обучающегося с ОВЗ в работу, учитывая его возможности и при необходимости используя специальные средства, приемы и методы;
    • для оказания помощи обучающемуся с ОВЗ в выполнении задания привлекать нормотипичных обучающихся в качестве наставников, избегая при этом чрезмерной опеки;
    • при необходимости чаще, чем другим обучающимся, давать ребенку с ОВЗ время на отдых, включающий в себя игровые элементы.

Список источников:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 28.02.2023). – URL: https://edu.sbor.ru/sites/default/files/FZ273_23.pdf (дата обращения: 12.02.2024).
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. – № 678-р.
  3. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. 2-е изд. / под ред. М.С. Староверовой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 167 с.
  4. Видеоуроки рисования для детей. – URL: https://lil.school/lessons/ (дата обращения: 12.02.2024).
  5. Шадт С. Зендудл: Рисование для релаксации, медитации и вдохновения. – СПб.: Питер, 2015. – 80 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: