Организация образовательной среды, обеспечивающей оздоровительную направленность процесса развития обучающихся дошкольного возраста

Статья посвящена вопросу организации развивающей среды с применением здоровьесберегающих технологий при обучении детей дошкольного возраста. Авторы на опыте работы семейного клуба «Егоза» описывают условия формирования модели здоровьесберегающего пространства и доказывают благотворное влияние сформированной среды на процесс обучения детей по дополнительным общеразвивающим программам.

А.Ю. Артемьева,
методист,
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
г. Глазов

В.В. Касимова,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»,
г. Глазов

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах и расставаниях с близкими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Здоровье воспринимается как ресурс для повседневной жизни, как энергия, с которой люди стремятся к достижению цели, выполняют свои ежедневные обязанности.

Актуальность проблемы. Обобщая данные статистического сборника «Здравоохранение в России» за 2021 год [1, с. 64–70], можно сделать вывод о том, что примерно 15–20 % дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья. В начальных классах этот процент увеличивается примерно до 40 % [3]. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (2012 г.) здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Поэтому начиная с 2014–2015 гг. на уровне государства разрабатываются меры по здоровьесбережению и формированию здорового образа жизни (приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни» 2017 г.), а одной из приоритетных задач модернизации системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них понимания ценности здоровья, отдается предпочтение образовательным технологиям, устраняющим перегрузки и сохраняющим здоровье школьника.

Идея=проект. На основе этих предпосылок у педагогов семейного клуба «Егоза» (далее – Клуб, СК «Егоза») Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» (далее – МБОУ ДО «ДЮЦ») возникает идея преобразования окружающего ребенка образовательного пространства в здоровьесберегающее. Исходя из постулата, что образовательное здоровьесберегающее пространство является результатом целенаправленной организационно-педагогической деятельности в сфере сохранения и развития здоровья детей, в 2021 году педагогами Клуба разрабатывается проект по формированию модели здоровьесберегающего пространства [4]. В ходе реализации проекта формулируются и реализуются 4 необходимых условия обеспечения преобразования образовательной среды в здоровьесберегающее пространство.

Первое условие. Соответствие воспитательного пространства объединения потребностям морфологического и психофизического развития детей.

  1. Учебные кабинеты объединения соответствуют санитарно-гигиеническим условиям (СанПин 2.3/2.4.3590-20):
  • соблюдаются воздушно-тепловой и питьевой режимы;
  • поддерживаются принятые нормы освещенности с учетом продолжительности светового дня;
  • технический персонал МБОУ ДО «ДЮЦ» следит за чистотой и гигиеническими нормами оснащенности кабинетов;
  • ученическая мебель соответствует росту обучающихся.
    1. Обучение строится с учетом биологического возраста – дети распределяются по группам одной возрастной категории: 1 год обучения – дети в возрасте 4–4,5 лет; второй год – 5–5,5 лет; третий год – 6–6,5 лет.
    2. Базовые потребности ребенка (познание мира, творчество, физическое движение, игра и отдых) послужили основой для зонирования пространства учебных кабинетов.
    3. Построение процесса обучения невозможно без учета основных свойств нервных процессов учащихся. Поэтому была внедрена система психодиагностики типов обучающихся, на основе которой педагог выстраивает образовательный процесс и совместно с психологом разрабатывает индивидуальный план для каждого проблемного типа (особое внимание обращается на детей с инертной нервной системой и гиперактивностью).
    4. В семейном клубе «Егоза» обучаются дети дошкольного возраста, для которых средняя продолжительность различных видов учебной деятельности составляет 10 минут. Известно, что утомление у детей этого возраста наступает после 1 часа 15 минут непрерывных занятий. Следовательно, с детьми данной возрастной категории занятий в Клубе должно проводиться не более 3-х подряд, продолжительностью до 25 минут каждое, с переменами в 5–10 минут.
    5. Для снятия напряжения и смены деятельности на занятии обязательно наличие разминочных игр и проведение 1–2 физкультминуток.

Второе условие. Выбор педагогами семейного клуба «Егоза» здоровьесберегающей организации образовательного процесса [2] в качестве одного из приоритетных направлений деятельности объединения. В ходе работы над проектом по формированию модели здоровьесберегающего пространства была разработана оптимальная последовательность проведения занятий с включением здоровьесберегающих элементов:

  1. приветствие (оценка эмоционального и физического состояния обучающихся);
  2. разминка (задание на сплочение, создание рабочего настроения, проверку сообразительности, быстроты реакции, памяти и т.д.);
  3. основная часть (работа по теме с использованием элементов звуко-, цвето- и ароматерапии);
  4. разминка (двигательная активность, физкультминутка);
  5. заключение (релаксационные и восстановительные упражнения, включение видеоресурсов, проведение гимнастики – на дыхание, для глаз, для костно-мышечного аппарата);
  6. прощание (обратная связь с выявлением уровня психологического комфорта после занятия).

В объединении СК «Егоза» мы стараемся выстраивать занятия в режиме необходимого психологического комфорта, сотворчества педагога и воспитанника. Оценка результативности проекта показала эффективность используемых здоровьесберегающих форм и методов работы.

Третье условие. Для реализации здоровьесберегающей составляющей образовательного процесса в организации развивающего пространства педагогами используются цвето- и аромотерапия, что содействует успешной адаптации детей и их оптимальной включенности в образовательную деятельность.

Цвет влияет на деятельность центральной нервной системы, работоспособность, физическое самочувствие, эмоции. Поэтому учебные кабинеты в семейном клубе «Егоза» были оформлены стимулирующими тонами в определенной цветовой гамме. Для кабинета, в котором проводятся занятия по развитию логического мышления и формированию элементарных математических представлений, для стен был выбран светлый оттенок фиолетового цвета, поскольку он стимулирует умственную деятельность обучающегося, дает положительный творческий импульс. Для штор была использована практичная ткань желтого цвета, так как поток света сквозь желтое полотно в дневное время укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. В кабинете чтения цвет стен светло-розового оттенка, который приятен для глаз и создает атмосферу уюта. Розовый цвет успокаивает, притупляет агрессию и нервозность, снимает стресс. Шторы с непринужденным детским рисунком настраивают ребенка на обучение как на игру. Учебная мебель подобрана не только по росту детей дошкольного возраста, но и с учетом цветовой окраски эмоций – каждый ребенок выбирает столик в соответствии со своим настроением. В любое время столы-парты могут складываться и убираться для того, чтобы дети могли подвигаться, выполнить какие-либо упражнения на расслабление и концентрацию внимания.

Аромат. В арсенале каждого педагога Клуба есть необходимый набор эфирных масел, помогающий в решении педагогических и здоровьесберегающих задач. В холе, где собираются дети перед началом занятий, стоят аромадиффузоры с маслом мяты, которое отлично активизирует деятельность мозга, бодрит и освежает, а также избавляет воздух от бактерий. Перед последними занятиями после проветривания педагоги используют масло апельсина, так как оно снимает нервное напряжение, чувство усталости, улучшает настроение. На стол для детей с гиперактивностью капается масло аниса, снимающее напряжение и возбуждение. В период вирусных и простудных заболеваниях в кабинетах распространяют запахи эвкалипта, гвоздики и апельсина с целью профилактики инфекций верхних дыхательных путей. В кабинете психолога во время консультаций используется аромат эвкалипта, который благотворно воздействует на психику ребенка, снимает возможную конфликтную атмосферу.

Четвертое условие. Организация систематического мониторинга здоровья детей и целенаправленной здоровьесберегающей работы в детском объединении и семье.

Для контроля состояния здоровья была разработана система мониторинга здоровья обучающихся. Основные диагностические процедуры (анкетирование родителей, наблюдение за ребенком) проводятся в начале обучения по программе объединения, в период адаптации и по завершении обучения. Помимо этого, некоторые параметры отслеживаются педагогами в течение всего образовательного процесса. Мониторинг здоровья включает следующие ключевые моменты:

  • заполнение «Листа здоровья» на каждого ребенка (по результатам анкетирования родителей «Я и мой ребенок»);
  • анализ заболеваемости детей в течение образовательного процесса;
  • анализ посещаемости занятий (наличие пропусков по неуважительным причинам, причины отказа от посещения занятий, частота выхода ребенка с занятия [в туалет или к маме]);
  • анализ адаптационных возможностей детей;
  • выявление отклонений в развитии и здоровье детей;
  • поведенческий анализ эмоционального состояния обучающихся (методики оценки тревожности детей).

В целях ведения целенаправленной здоровьесберегающей работы в детском объединении разработан комплект психолого-педагогической диагностики, позволяющий организовывать учебный процесс с учетом зон актуального развития, ближайшего развития и саморазвития: оценка мотивационной готовности (Д.В. Солдатова), исследование зрительной памяти (М.М. Семаго), тест «Психосоциальная зрелость», диагностика готовности к обучению, рисуночные методики Р.С. Немова и другие.

Пятое условие. Образование+воспитание=педагог+родитель. Желание быть здоровым и соблюдать здоровый образ жизни должно воспитываться с детства и занимать центральное место в формировании и сохранении здоровья каждого человека. Чем ниже уровень мотивации к сохранению здоровья среди населения, тем ниже показатели здоровья и продолжительность жизни. Если у родителя потребность в здоровом образе жизни отсутствует, то, как следствие, мотивация к ведению здорового образа жизни отсутствует и у ребенка. В таком случае любые мероприятия по сохранению здоровья будут малоэффективны. Поэтому воспитательная деятельность СК «Егоза» планируется с учетом привлечения родителей к участию в здоровьесберегающей деятельности учреждения. В план воспитательной работы Клуба включены детско-родительские встречи, на которые приглашаются обучающиеся объединений физкультурно-спортивной направленности МБОУ ДО «ДЮЦ» с целью демонстрации основ здорового образа жизни не только детям, но и их родителям.

Все описанные выше условия внедрения модели здоровьесберегающего пространства в детское объединение стали критериями оценки ее эффективности.

Критерии эффективности:

  • готовность дошкольников к обучению в начальных классах;
  • развитость адаптационных механизмов обучающихся;
  • повышение устойчивости организма к «школьным болезням»;
  • динамика психологического развития ребенка;
  • стабильность позитивного эмоционального состояния;
  • стрессоустойчивость.

Достигнутые результаты. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в семейном клубе «Егоза» позволило создать воспитательное пространство, обеспечивающее не только сохранение адаптационных возможностей детского организма, но и укрепление его психической стабильности и двигательных навыков. В благоприятных условиях здоровьесберегающего образовательного пространства обучающиеся перестали рассматриваться как объект образовательной деятельности, а стали субъектами обучения, эмоционально и физически вовлеченными в процесс.

Список источников:

  1. Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 171 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (дата обращения: 01.04.2023).
  2. Кароян А.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях // Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы III регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений» / Министерство образования и науки Российской федерации, Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, Северный образовательный округ; [ответственный редактор В.М. Широких]. Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2012.
  3. Сборник «Основные показатели здоровья населения и эффективности использования ресурсов в системе здравоохранения Удмуртской Республики за 2018 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://rmiac.udmmed.ru/audio_i_video_materialy/ (дата обращения: 30.11.2019).
  4. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование / МО РФ; АПКиПРО. М., 2003. [Электронный ресурс]. – URL: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-cheloveka (дата обращения: 23.02.2021).

Добавить комментарий

Войти с помощью: