Дополнительная общеразвивающая программа: как усилить роль воспитания?
В статье поднимаются вопросы усиления роли воспитания в дополнительной общеразвивающей программе. Представлен новый подход к структурированию программы, разработанный в ГБОУДО “Дворец творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара” и отражающий целостность образовательного процесса. Рассмотрена взаимосвязь обучения и воспитания в рамках дополнительной общеразвивающей программы, приведены основные идеи по поводу их соотношения и единства. Приводятся материалы, которые позволяют изменить готовность педагогов дополнительного образования к деятельности по разработке нового формата программы. Статья адресована методистам и педагогам дополнительного образования.
Н.В. Куранина,
руководитель, ГБОУДО “Дворец творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара”,
Сопредседатель Российского Движения Школьников,
член Общественной палаты Российской Федерации
В настоящее время проблема воспитания в ГБОУДО “Дворец творчества детей и молодёжи имени А.П.Гайдара” (далее – ГБОУДО ДТД им. А.П. Гайдара) стала центральной и активно обсуждается в педагогическом коллективе: существующие положения и подходы требуют пересмотра и обновления в новых условиях общественной жизни и в соответствии с новыми положениями законодательства. В этой связи для нас актуален поиск и определение роли воспитания в системе дополнительного образования, а точнее – в дополнительной общеразвивающей программе.
Специфика дополнительного образования отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, где оно определяется как вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [7, ст.2, п.9].
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в ГБОУДО ДТД им. А.П.Гайдара:
- направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию свободного времени [7, ст. 75, п. 1];
- обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [7, ст. 75, п. 1];
- формируется с учетом законодательно установленных требований, сформулированных в пунктах 1 и 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [6, п.5];
- предъявляет замысел, систему взглядов разработчика программы; содержание предлагаемого детям образования, формы, методы, приемы, технологии и последовательность его изучения; планируемые результаты, формы их выявления и оценки.
Образовательный процесс в ГБОУДО ДТД им. А.П. Гайдара представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания и развития личности в процессе реализации образовательных программ и обеспечивает [6, п.3]:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Но в соответствии с российским законодательством основная функция образования – именно воспитание, так как без воспитания об образовании и обучении речь идти не может.
Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, содержит прямое указание на необходимость [4]:
- усиления воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеобразовательных программ;
- организации воспитательного процесса на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства для формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.
Усиление внимания государства к вопросам воспитания обучающихся привело к необходимости определения соотношения обучения и воспитания в дополнительной общеразвивающей программе и способах отражения «воспитательного контента» в текстах этих программ.
Прежде всего, мы разъяснили педагогам, что воспитание – такая же обязанность педагога дополнительного образования, как и обучение, и творческое развитие детей. Эти процессы невозможно разделить.
К сожалению, мы нередко наблюдаем доминирование процесса обучения, переноса «школьных» традиций (например, классно-урочной системы, оценивания и др.) на дополнительное образование детей. А такого не должно быть. На всех этапах развития дополнительного образования предметная деятельность, профиль, направленность рассматривались как ресурс развития личности, поэтому объективно воспитание рассматривается как его приоритетная составляющая [2].
Единство обучения и воспитания необходимо, прежде всего, для формирования всесторонне развитой личности, готовой к труду и занимающей активную жизненную позицию. Главное состоит в том, чтобы не только увеличить удельный вес «воспитания» (на что сейчас ориентируют нормативные документы), а чтобы на этой основе усовершенствовать всю систему дополнительного образования (обучения и воспитания), обеспечить более высокий уровень знаний, умений, компетенций, органически связав их с воспитанием – нравственным, трудовым, идейным и др., то есть обеспечить комплексный подход при реализации программ [1].
Дополнительное образование органично сочетает в себе единство обучения и воспитания детей. И это единство обеспечивается на уровне цели и содержания образования и находит свое продолжение в учебной деятельности детей, движущей силой которой выступают потребности в самореализации, в самостоятельной деятельности (Рис.1).
Рис. 1. Дополнительная общеразвивающая программа: единство обучения и воспитания.
На такой основе в ГБОУДО ДТД им. А.П. Гайдара разработана структура дополнительной общеразвивающей программы, которая отражает единство обучения и воспитания, что установлено федеральным законодательством (Рис. 2).
Рис. 2. Структура дополнительной общеразвивающей программы
Обращаем внимание педагогов на то, что рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы являются обязательными структурными компонентами дополнительной общеразвивающей программы (ФЗ 273, ст. 2, п. 9).
Рабочая программа воспитания:
- это раздел «Воспитание» дополнительной общеразвивающей программы, который позволяет педагогу реализовать воспитательный потенциал и определяет комплекс ключевых характеристик воспитательной работы (событий, практик и проектов) в рамках этой программы;
- раздел «Воспитание» оформляется как самостоятельная, логически завершенная часть (модуль), в рамках которой уточняется воспитательная цель, определяется конкретное содержание деятельности (мероприятия, воспитательные практики, события, мероприятия, в которые будут включены обучающиеся по программе) и планируются воспитательные результаты;
- это не перечень мероприятий, а описание конкретных форм воспитательной работы, в которые будут включены обучающиеся по программе.
Структура рабочей программы воспитания в составе дополнительной общеразвивающей программы и форма календарного плана воспитательной работы определяются нормативным локальным нормативным актом ГБОУДО ДТД им. А.П. Гайдара.
Педагогу дополнительного образования нужно определить «тему» рабочей программы воспитания, сформулировать цель, определить направление, формы работы, спланировать результаты. При этом содержание и направления воспитательной работы выстраиваются с опорой на основное содержание и направленность дополнительной общеразвивающей программы, что и позволяет соединить обучение и воспитание в целостном образовательном процессе.
Содержание воспитания в дополнительных общеразвивающих программах может состоять в описании работы с детскими и подростковыми объединениями, в том числе в обеспечении позитивных впечатлений, развитии межличностных отношений в группе, в продуктивной совместной деятельности, оптимизации общения, взаимопомощи и поддержке. При этом важно избежать формального подхода и органично включить воспитание в дополнительную общеразвивающую программу, предусмотрев организацию взаимодействия участников программы в процессе освоения воспитательной практики, интересного события, воспитательного проекта, коллективного творческого дела и т.д.
В дополнительном образовании создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнерские отношения педагога и воспитанников. А это как раз те особенности, которые выделяют воспитание в сфере дополнительного образования, способствуют формированию здорового образа жизни молодого поколения; дают педагогам возможность научить обучающихся ориентироваться на общечеловеческие духовные ценности, под влиянием которых и формируется личность, готовая к участию в жизни страны.
Таким образом, воспитание становится неотъемлемой частью дополнительной общеразвивающей программы: в ее тексте находят свое отражение и учебный материал по профилю деятельности, и традиционные мероприятия, и инновационные воспитательные практики. А разработанная в ГБОУДО ДТД им. А.П. Гайдара структура дополнительной общеразвивающей программы помогает педагогам не только спроектировать программу, но и:
- сформировать общее видение документа и оформить его в соответствии с требованиями законодательства;
- задать определенную последовательность работы над программой;
- включить в содержание программы специальный раздел «Воспитание» (рабочая программа воспитания);
- реализовать принцип единства обучения и воспитания;
- определить информацию, необходимую для разработки каждого раздела программы и поэтапно оформить текст программы.
Список источников
- Буйлова Л.Н. О рабочей программе воспитания в дополнительном образовании/ Про-ДОД. № 9. 2021. URL: https://prodod.moscow/archives/21689 (дата обращения: 22.09.2022).
- Голованов В.П. Реализация воспитательного потенциала современного дополнительного образования детей // Педагогика: история, перспективы. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-vospitatelnogo-potentsiala-sovremennogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 22.09.2022).
- Гузнова А.В., Горохов В.А., Литвинчук В.И. Интеграция дисциплин гуманитарного цикла как способ формирования общекультурных компетенции // АНИ: педагогика и психология. 2019. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-distsiplin-gumanitarnogo-tsikla-kak-sposob-formirovaniya-obschekulturnyh-kompetentsii (дата обращения: 23.09.2022).
- Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р)
- Молокова Т.А. Обучение и воспитание как единый процесс образования // Балтийский гуманитарный журнал 2021. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-i-vospitanie-kak-edinyy-protsess-obrazovaniya (дата обращения: 22.09.2022).
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=374617 (дата обращения: 22.09.2022).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред .от 14.07.2022)