Опыт реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Палитра» для детей с ОВЗ
В публикации затрагивается тема работы с детьми 5-8-ми лет с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной общеразвивающей программе художественной направленности. Особое внимание авторы статьи обращают на важность использования нестандартных форм рисования.
А.А. Минаева,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Н.А. Ван Ренсберген,
методист высшей квалификационной категории, канд. пед. наук
МАУДО Центр «Романтик»
Россия, Московская область, городской округ Щёлково
Творчество — естественное состояние любого ребенка, и оно независимо от его физического состояния. Через творчество он познает себя и мир; переживает разнообразные эмоции: радуется красивой работе, которую он создал, расстраивается, если задуманное не получилось; получает опыт общения с другими детьми и со взрослыми. Самое ценное — обогащаются представления детей об окружающем мире. Они начинают осмысливать свойства предметов, воспринимать их характерные особенности; формируются зрительная оценка формы, цветовосприятие. Ребенок учится различать цвета и оттенки, понимает, что такое размер и количество. Развиваются его изобразительные навыки и умения. И — что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья — творческие занятия позволяют им открыть, проявить, показать себя.
В МАУДО Центр «Романтик» реализуется адаптированная дополнительная программа художественной направленности «Палитра», которая ориентирована на детей с задержкой психического развития (далее — ЗПР) в возрасте от 5-ти до 8-ми лет. Программа рассчитана на 72 учебных часа, срок освоения — 1 учебный год. В данный момент в творческое объединение входят 7 детей с ЗПР. Ведет программу педагог дополнительного образования с 15-летним опытом работы.
Цель программы «Палитра» — развитие художественно-эстетического восприятия окружающего мира, воображения, образного мышления средствами изобразительного искусства, побуждение детей к художественному творчеству путем постановки разнообразных заданий, предполагающих нестандартные художественные решения.
Чтобы каждому ребенку было комфортно и интересно заниматься, при проведении занятий учитываются следующее условие: главное место в программе занимает практическая работа. Все приемы и техники подбираются с учетом возможностей конкретного ребенка. Педагог старается подбирать новые способы творчества, это мотивирует деятельность и удерживает внимание ребенка. Дети получают нестандартный опыт, что открывает возможности для снятия защитных механизмов, свободы самовыражения. При этом ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности [1; 2].
Программа объединяет детей с ЗПР, то есть детей, темп развития психики которых замедлен. Это выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщенности в интеллектуальной деятельности.
Практически каждый ребенок с задержкой психического развития может участвовать в изобразительной деятельности, которая не требует от него каких-либо способностей или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребенка, что позволяет познавать себя и окружающий мир.
Опираясь на педагогические исследования Т.Г. Казаковой, проведенные в рамках многолетней работы в сфере детского изобразительного творчества, были определены такие его особенности, которые необходимо учитывать: проведение занятий интегрированного типа; отбор содержания, форм и методов художественного развития детей дошкольного возраста основанный на включении в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и ситуаций; сохранение «почерка» каждого «автора» [3, 15].
Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения, познакомить с нетрадиционными техниками рисования, работы с бумагой и пластилином.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться, вдохновляет и радует [2, 29]. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Рисование — одно из самых больших удовольствий для такого ребенка. В его творчестве раскрывается внутренний мир. В его работах отображается не только то, что ребенок видит вокруг, но и проявление его фантазии, ярких образов и переживаний [2, 57]. А ведь положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительной деятельности. Работая с детьми, мы видим, что ребенку необходим тот результат, который вызывает у него радость, изумление и удивление [2; 3; 4].
В работе нами используются нетрадиционные техники рисования, что вызывает у детей много эмоций и открытий, удовлетворяет их любопытство, помогает преодолеть «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным», становится толчком к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности; позволяет участникам творческого объединения переживать незабываемые положительные эмоции. И результат обычно тоже эффектный и почти не зависит от способностей детей к рисованию. (Рис. 1, 2).
Работа с нетрадиционными техниками рисования подталкивает к развитию воображения, к творческому подходу к работе, самостоятельности, проявлению самобытности. Занятия с использованием различных техник и материалов помогает детям справиться с психологическими трудностями и страхом перед процессом рисования, вызывает массу положительных эмоций в процессе достижения результата [4; 5].
В ходе творческой деятельности дети знакомятся с новыми материалами, они узнают, что можно работать не только карандашами, фломастерами и красками, но и мыльной пеной, свечкой, солью, клеем и др. материалом. Ребята рисуют пальчиком, ладошкой, ребром ладошки, при непосредственном контакте с краской они узнают ее свойства густоту, вязкость и т.д. Они используют в работе трубочки, поролоновые губки, мятые салфетки, бумагу, нитки, веревочки, природный материал (листья деревьев и т.д.), работа пастелью и восковыми мелками дает понимание того, что насыщенность цвета полностью зависит от силы нажима на материал и от фактуры, на которой они работают.
В нетрадиционном рисовании важен как результат, так и процесс. Когда задания не повторяются, когда они непредсказуемы и интересны, это создает особую атмосферу. Важно помочь ребенку получить удовольствие от данного вида работы, дать ему свободу выбора, свободу выразить себя. Это всегда доставляет детям множество положительных эмоций, помогает не допускать однообразия и скуки.
Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания, что особенно ценно для детей с ЗПР. Часто, не умея выразить свои эмоции словами, ребята прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги радужными образами (Рис. 3, 4).
В программу включены занятия с новым оборудованием: это тактильно развивающие панели, планшет для рисования песком, дидактические комплекты по развитию мелкой моторики, и это очень нравится детям (Рис. 5).
Первый опыт реализации программы показал особый интерес и радость детей на занятиях, основанных на игровой деятельности. Так, при знакомстве со способами рисования кляксой («танцующая» клякса, дети при помощи трубочки для сока и создаваемого ими воздушного потока могли создавать из кляксы — капли краски) — различные художественные образы, далее дорисовывать кляксы. Также ребятам понравилась игра «Муравьи и жуки», где из кляксы пальчиком они старались выполнить изображение жучка или муравья.
Веселые образы получились у ребят при знакомстве с техникой «Монотипия», занятие «Краски-загадки», когда лист бумаги для рисования разделяется на две равные части, складывается пополам и на одной его части рисуется половина симметричного предмета и, быстро складывая, можно получить оттиск на второй половине, а далее дорисовывали по своему воображению.
В легкой, но такой красочной технике рисования, как «тычок» [5, 39] были созданы удивительные цветы. В работе применяли как классический способ — работа кистью и красками для создания нужного нам фона полянки, неба, стараясь передать солнечный денек, а далее с помощью техники «тычка» при помощи поролоновой губки и разноцветной краски дети выполнили прекрасные цветы.
Понравилось ребятам и рисование пальчиками и ладошкой. Получившиеся яркие «Маки» стали чудесным подарком мамам (Рис. 6).
Выразительными и добрыми получились работы из папье-маше [1, 135] для домашнего пальчикового театра.
Когда ребята создавали оттиск осенних листочков на бумаге в коллективной работе «Осеннее настроение», то помогали друг другу подбирать цветовую гамму листьев, дружно решали, где разместить на заранее приготовленном стволе дерева свои чудесные листья (Рис. 7).
Попробовали использовать соль в работе «Космическое путешествие». Мы с ребятами работали акварелью, представляя, что мы космические путешественники, что мы можем увидеть в далекой галактике и с кем можем встретиться. А используя соль в работе по сырой акварели, мы получили интересную фактуру на изображении (Рис. 8).
Сочетание восковых мелков или масляной пастели и акварели помогло создать красочное панно «Подводная сказка», где весь рисунок выполнен пастелью или мелками, а общий цвет — акварелью, которая не покрывает ту часть, где прорисовано мелком.
Не забываемым по эмоциям у детей стало занятие в технике «граттаж», где они выцарапывали задуманное ими изображение, но для начала они сделали подготовку — фон для рисунка: на лист бумаги нанесли разноцветные цветовые пятна восковыми мелками, затем покрыли тушью (Рис. 9).
Занятия по программе «Палитра» не утомляют детей, позволяют сохранить их активность и работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление и удивление, а занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования дают ему возможность получить этот результат, стать более уверенным в себе и в своих силах, приобрести незаменимый опыт общения и работы в коллективе.
Список литературы
- Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. — Педагогическое общество России, 2002. — 143 с.
- Кэмерон Дж. Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях. — М.: Манн, Иванов и Фербер” 2014. — 264 с.
- Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. — М.: Карапуз-дидактика, 2007. — 190 с.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 1991, — 175 с.
- Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками, — М.: ТЦ Сфера, 2016, — 63 с.