Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются вопросы сенсорного воспитания детей раннего возраста, методические приемы и средства, применяемые на занятиях по сенсорному воспитанию: способы работы с играми, игрушками, направленные на усвоение детьми раннего возраста формы, цвета, величины.

Н.В. Артемчук,
воспитатель,
ГБОУ школа № 1440,
г. Москва

Ранний возраст – это период активного развития ребенка через различные формы познания предметного мира. Ребенок-дошкольник – маленький экспериментатор, он стремится к исследованию предметов, материалов, веществ, которые его окружают: воды, песка, красок, снега и др. При таком экспериментировании у ребенка активно развивается сенсорная сфера – ощущения, восприятие, представления, которые являются основой для формирования его познавательной сферы – мышления, памяти, внимания. Однако сенсорная сфера ребенка, как и любая другая психическая функция, нуждается в целенаправленном развитии.

Различные аспекты сенсорного воспитания детей раннего возраста хорошо изучены в научной литературе. Вопросами сенсорного воспитания занимались такие отечественные исследователи, как Л.А. Венгер, Е.А. Гребенщикова, Е.Б. Давидович, А.В. Запорожец, А.П. Усова и др.

Л.А. Венгер трактовал сенсорное воспитание как целенаправленное педагогическое воздействие с целью улучшения процессов сенсорной сферы: ощущений, восприятия, представлений.

Согласно Э.Г. Пилюгиной, ребенок раннего возраста еще не может усвоить сенсорные эталоны, у него только начинают формироваться некоторые представления: цвет, форма, величина. Поэтому занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста следует проводить в игровой форме [1, с. 99].

В данной статье мы хотим поделиться некоторым опытом сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях дополнительного образования дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 1440 города Москвы».

Каждое занятие с детьми раннего возраста по сенсорному воспитанию начинается с сюрпризного момента: «Дети, у нас сегодня в гостях белочка, зайчик, медвежонок и т.д.». В структуру занятий включаются дидактические игры, например: «Узнай предмет», «Найди пару», «Сложи картинку». Каждая из этих игр содержит задания, ориентированные на развитие детского восприятия: построить домик, используя только зеленые кубики, или сложить башенку из красных колечек. В процессе игры детям задаются вопросы для уточнения: «Что это?», «Как называется?» и др.

На занятиях обучающиеся знакомятся с формой предметов на основе контрастных форм – куб, шар, кирпичик (квадрат, круг, прямоугольник). При этом они знакомятся не только с формой предметов, но и с действиями, которые можно с ними совершить: «покатаем шарик», «поставим кубик на кубик». Детям раннего возраста сложно научиться различать предметы похожие по форме, например: «кубик», «кирпичик». Поэтому сначала педагог учит детей обследованию предмета: обвести рукой контур сначала кубика, потом кирпичика. Затем показывает действия с предметами, основанные на их сравнении: «Вот кубик, вот кирпичик, они похожи, но кирпичик более длинный, чем кубик», – на кирпичик ставит два кубика. Затем задает вопросы детям: «На что похож кубик?» (на домик), «А на что похож кирпичик?» (на дорожку), предлагает «построить дорожку у домика». В конце занятия детям нужно собрать предметы в две корзинки: в одну – кубики, в другую – кирпичики.

Изучение величины с детьми раннего возраста начинается с самых простых противоположностей: «большой – маленький». Здесь мы используем народные игрушки – ваньку-встаньку или неваляшку. Начало занятия, как всегда, содержит сюрпризный момент: раздается стук в дверь – это почтальон приносит две посылки, из которых одна маленького размера, а вторая побольше. Педагог вместе с детьми рассматривает посылки и говорит, что их прислал детям волшебный магазин игрушек. Затем педагог открывает маленькую посылку, в которой находятся маленькие неваляшки, объясняет детям, что это за игрушки, и раздает, чтобы дети с ними поиграли. Затем педагог вместе с детьми открывает вторую посылку, в которой большие неваляшки. Две игрушки – большая и маленькая неваляшки – ставятся рядом, чтобы обучающиеся видели разницу в их размерах, и педагог объясняет понятия «маленькая игрушка» и «большая игрушка». После игры дети собирают игрушки в коробки: маленькие – в маленькую, большие – в большую.

Занятие можно усложнить, используя матрешку: например, расставить матрешки по размеру по возрастанию степени признака и, наоборот, по убываюнию; открывать и закрывать матрешку. В начале занятия традиционно сюрпризный момент: в гости к детям «русская красавица пришла и деток привела». Педагог с детьми рассматривают матрешку, при этом педагог называет детали ее одежды: сарафан, платочек. Характеризует игрушку: красивая, яркая. Затем раздает детям одноместные матрешки с шариком внутри. Показывает, как матрешку открыть; просит детей сделать то же самое и назвать действие: «Что мы сделали?» (открыли), – затем спрашивает: «Что лежит внутри?» (шарик). Дети достают шарик, рассматривают его, отвечают на вопрос «Шарик какой?» (гладкий, холодный), кладут обратно в матрешку. Затем педагог просит детей матрешку закрыть и потрясти и опять спрашивает: «Что делает шарик?» (катается, гремит). В матрешку можно положить и другие более мелкие игрушки. Действия в этом случае аналогичны вышеописанным.

Затем занятие можно усложнить: предложить детям игру с двумя матрешками. Педагог берет матрешку большего размера, внутри которой матрешка поменьше. Показывает детям большую матрешку, вместе с детьми характеризует ее, открывает матрешку, акцентирует внимание детей на том, что это две матрешки (одна большая, другая маленькая), ставит их рядом, дает возможность детям сравнить размер матрешек. Просит детей показать, где большая матрешка, а где маленькая. Занятие заканчивается игровой ситуацией: «Матрешки весело играли, а теперь им пора спать». Дети открывают большую матрешку, кладут туда матрешку поменьше и закрывают. Подобные игры-занятия проводятся с обучающимися несколько раз, чтобы закрепить усвоение ими величин.

Вариантом занятий по сенсорному воспитанию является использование пирамидки. Педагог разбирает несколько пирамидок, выделяет отдельно маленькие и большие колечки. Задает детям наводящие вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Какого размера?» и просит их показать, где маленькие колечки, а где большие. Затем дети нанизывают колечки на стержни, отдельно маленькие и отдельно большие. После того, как дети изучили понятие размера «большой – маленький», задания можно усложнить. Педагог раскладывает перед детьми колечки от пирамидки разного размера в порядке возрастания или убывания степени признака и просит детей показать сначала маленькое колечко, потом – среднее, а потом – большое. Так дети усваивают возрастание размера: маленькое, больше, еще больше. Затем дети надевают колечки на стержень пирамидки в порядке возрастания.

Знакомство детей с цветом осуществляется через серию занятий, организованных в форме игры. Начинается первое занятие с сюрпризного момента: к детям приходит лисичка, плачет, говорит, что у нее рассыпались бусы (приносит детям шарики-бусины разных цветов) и она не может их собрать, потому что не знает какого цвета ее бусины. Педагог предлагает детям помочь лисичке. Детям раздают шарики-бусины и предлагают игру: скатывать шарик по небольшому желобу из дерева, который педагог ставит на стол. Детям при этом задают вопрос: «Что шарик делает?» (катится). Затем педагог предлагает детям покатать шарики. На второе занятие лисичка приносит шарики-бусины двух цветов, например, красного и желтого. Педагог показывает детям шарик и называет цвет: «Красный», – и предлагает детям покатать красные шарики. Затем то же самое следует проделать с шариками-бусинами желтого цвета. На третье занятие педагог приносит две корзинки с шариками-бусинами – одна с красными, другая с желтыми и коврики – красные и желтые. Дети должны покатать шарики, а затем положить шарики на коврики соответствующих цветов. Итоговое задание: разложить шарики через один (красный – желтый), тем самым «собрать бусы лисичке». В ходе этой серии занятий дети усваивают название цветов, учатся их различать, группировать предметы по цвету.

Для того, чтобы дети лучше усвоили цвета, дополнительно используются дидактические игры: «Подбери платьице по цвету», «Подбери чашки к блюдцам», «Подбери перышко», «Цветные круги». Также применяются игры на группировку предметов по цвету: «Помоги куклам найти свои игрушки», «Куклы в платьях двух разных цветов», «Собери в ведерки игрушки такого же цвета» и др.

Таким образом, сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется поэтапно на основе планирования и повторяемости усвоенного материала. Для того, чтобы дети усвоили материал прочно и глубоко, им предлагается не механически заучивать материал, а выполнять игровые задания различных вариантов с игрушками разной величины, формы, цвета, проводить сравнения предметов и раскладывание фигур. Эту функцию прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, неваляшки, пирамидки и др.). Кроме того, разнообразить занятия позволяют сюжетные игрушки (куклы, машины, животные и др.).

Список литературы:

1. Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2022. – 234 с.

2. Капитанова Н., Сулагаева С. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре  // Дошкольное воспитание. – 2022. – № 12. – С. 72–76.

3. Нищева Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 150 с.

4. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2021. – 96 с.

5. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с.

6. Соловьева О.Н. Сенсорное развитие дошкольников // Наука и современность. – 2022. – № 17. – С. 138–142.

7. Щербакова Н.Б. Сенсорное развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 9. – С. 11–14.

Добавить комментарий

Войти с помощью: