Традиционные духовно-нравственные ценности как основа воспитания подрастающего поколения
В статье обосновывается значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, обозначена роль дополнительного образования в этом процессе, представлен опыт реализация проекта «Беларусь: прорыв в будущее». Авторы статьи с опорой на результаты практической работы учреждения дополнительного образования доказывают, что детско-родительские отношения играют первостепенную роль в формировании у детей и подростков системы духовно-нравственных ценностей.
Г.В. Пехота,
методист
Н.Н. Мальгина,
педагог-организатор
Государственное учреждение образования
«Центр дополнительного образования
детей и молодежи “АРТ”»,
г. Минск
Сложности, переживаемые обществом, всегда отражаются на подрастающем поколении. Утрата духовно-нравственных ценностей все чаще приводит к тому, что родители не знают, как воспитывать своих детей, а педагоги нередко перестают понимать, чему и как можно учить детей, когда жизнь успешно учит совершенно иным и далеко не лучшим «ценностям». Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления – вот те характеристики, которые свидетельствуют о духовном кризисе личности и общества в целом. Поэтому обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания не случайно и связано с необходимостью повышения уровня духовно-нравственного воспитания детей всех возрастных категорий.
Для начала рассмотрим базовые понятия данного направления воспитания.
Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» [3]. Понятие «нравственность» объединяет определенный набор качеств и ценностей личности субъекта. Первостепенно это честь, совесть, достоинство, справедливость, ответственность, долг.
Духовность мы понимаем как наивысший уровень саморазвития человека, при котором регулятором жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Согласно концепции К.В. Гавриловец, духовность – это совокупность потребностей человека, выраженных в служении людям, в укреплении доброго начала и в постоянном совершенствовании себя. Это внутренняя гармония, сердечность, служение добру и красоте, деятельностная забота о людях [2].
Понятия «духовность» и «нравственность» тесно взаимосвязаны. Нравственность – показатель степени духовности человека и общества в целом. Поэтому в педагогической науке в настоящее время используют термин «духовно-нравственное воспитание», сущность которого заключается в создании психолого-педагогических условий развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов и личностных качеств при построении позитивных отношений с окружающим миром. Важное значение придается формированию традиционных духовно-нравственных ценностей как нравственных ориентиров, которые передаются от поколения к поколению.
Одним их ресурсов духовно-нравственного воспитания человека являются детско-родительские отношения. В них закладываются основы личности ребенка. Находясь в постоянном контакте с детьми, родители помогают регулировать их взаимоотношения с окружающим миром, при необходимости стабилизировать возникающие негативные процессы. Нарушение внутрисемейных отношений может приводить к различным отклонениям в личностном развитии ребенка. Сформированные родителями духовно-нравственные ценности и нормы морали осваиваются ребенком с помощью моделей поведения родителей на всю дальнейшую жизнь, поскольку именно семья передает культурные традиции и опыт предшествующих поколений.
Значительный вклад в решение проблемы формирования духовно-нравственных отношений в общности «ребенок – взрослый» вносит гуманно-личностная концепция Ш.А. Амонашвили, который утверждает, что без духовной общности между взрослым и ребенком воспитание не состоится: «Взрослый и Ребенок – это единое самовоспитывающееся и саморазвивающееся целое, внутри которого они друг для друга – и воспитатели, и воспитанники, и учителя, и ученики» [1, с. 160]. Разница между ними состоит только в том, что взрослый действует, как правило, сознательно, а ребенок – в соответствии со своей духовной и естественной природой.
В основе содержания воспитания личности, пишет Ш.А. Амонашвили, лежит педагогическая аксиоматика, которая построена на традиционных христианских ценностях и подсказывает истинную направленность воспитательного процесса:
«Любовь воспитывается любовью.
Доброта воспитывается добротой.
Честность воспитывается честностью.
Духовность воспитывается духовностью.
Сердечность воспитывается сердечностью.
Культура воспитывается культурой.
Жизнь воспитывается жизнью» [1, с. 157].
Аналогичным образом можно перечислить антипедагогическую аксиоматику: ненависть воспитывается ненавистью и т.д. Однако существует закон, согласно которому высшие духовно-нравственные свойства и качества личности могут преобразовать и перевоспитать низшие свойства:
«Ненависть преобразуется любовью.
Бездуховность воспитывается духовностью» и т.д. [1, с. 158].
Но низшие свойства не воспитывают высшие: ненавистью нельзя воспитать любовь или, например, злобой – доброту.
В государственном учреждении образования «Центр дополнительного образование детей и молодежи “АРТ” г. Минска» (далее – Центр) ежегодно в рамках районного проекта «Беларусь: прорыв в будущее» для старшеклассников проводятся мероприятия, ориентированные на осмысление ими роли христианства в формировании духовно-нравственной культуры личности, общества и семьи.
Так, например, на круглом столе о роли христианства в формировании духовно-нравственной культуры белорусского общества со старшеклассниками обсуждались философские вопросы: «Кто есть человек?», «В чем его призвание и смысл его жизни?», «Что делает людей обществом, способным к взаимопомощи, сопереживанию, созиданию?», «Много ли стоят технические достижения, если они не ведут к развитию и совершенствованию самого человека и отношений между людьми?». Участники круглого стола высказали суждение о том, что именно христианские ценности могут выступать в качестве образца поведения, морально-нравственного идеала, способного создать условия для формирования и развития нравственной культуры современной личности. Старшеклассники пришли к выводу о том, что христианские ценности оказали и продолжают оказывать большое влияние на сознание современных молодых людей, определять их отношения с миром, с другими людьми и с самими собой, являясь источником нравственного и ответственного поведения личности.
Важное значение в формировании традиционных семейных ценностей молодых людей оказывает проведение философских столов «Семья – основа современного общества. Традиционная и современная модели семьи», «Семья как основной социальный институт современного общества», на которых рассматриваются важные вопросы: «Чем отличаются традиционная и современная модели семьи?», «Какие ценности и смыслы лежат в их основе?», «Нужна ли иерархия в семье?», «Какие права и обязанности возлагает на человека брак?», «Почему растет число разводов и снижается количество детей?», «Чем любовь отличается от влюбленности?». Участники мероприятий искали ответы на все эти вопросы. О важности семьи как источника любви, уважения и солидарности рассказали гости мероприятия – священник Белорусской православной церкви Всехсвятского прихода протоиерей отец Сергий Евтушик и куратор социальных проектов местного благотворительного фонда А. Талая Елена Ивановна Ярошевич.
Познавательно прошел круглый стол «Роль христианства в истории и культуре Беларуси», участники которого рассказали об истории появления христианства на белорусских землях; об историческом значении принятия христианства; о культурной, образовательной и просветительской деятельности Православной церкви; подробно и обстоятельно осветили жизнь и деятельность белорусских просветителей Ефросиньи Полоцкой и Франциска Скорины. Особое внимание ребята-участники круглого стола уделили вопросу влияния христианства на представления о ценности семьи, а также значению христианства в формировании самоидентичности белорусского народа, патриотизма, любви к Отечеству. Огромный интерес вызвали доклады об участии священников в защите Родины в годы Великой Отечественной войны. Многие выступающие высказали суждение о том, что именно христианские ценности могут выступать в качестве образцов поведения, морально-нравственного идеала, способного создать условия для формирования и развития культуры современной личности. Участники круглого стола пришли к выводу о том, что христианство сыграло огромную роль в истории и становлении духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Важное место в формировании основ традиционных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения занимает сотрудничество педагогического коллектива Центра с Белорусской православной церковью Всехсвятского прихода. Выступления на заседаниях педагогического совета священника церкви протоиерея отца Сергия Евтушика стали уже доброй традицией.
Следует отметить, что пропаганда традиционных духовно-нравственных ценностей осуществляется также в ходе проведения культурно-массовых мероприятий Центра. Среди них: «Духовность семьи – благосостояние граждан» (на территории Дома Милосердия), «Супер-папа», «Новогодняя рождественская сказка», «Территория талантов», музыкальные гостиные в рамках работы шестого школьного дня, семейные выставки работ декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Творческий прорыв» (с участием родительской общественности), тематические занятия духовно-нравственной направленности для родителей учащихся Центра в рамках работы родительского клуба «Родом из детства».
Опыт работы Центра позволяет констатировать, что опора на христианские ценности создает условия для гармонизации внутреннего мира детей и подростков, отношений в общности «ребенок – взрослый» и предоставляет широкие возможности для совершенствования процесса формирования у подрастающего поколения основ традиционных духовно-нравственных ценностей.
Список источников:
- Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания: Педагогическое эссе. 4-е изд. М.: Свет, 2015. 336 с.
- Михалкович Н.В., Гавриловец К.В. Духовность человека: педагогика развития: Учебное пособие. Минск: Тесей, 2006. 400 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
- Русинович С.А. Деятельность ресурсного центра в формировании духовно-нравственной личности учащихся // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы. Минск: АПО, 2022. С. 117–121 [Электронный ресурс]. – URL: https://new.academy.edu.by/files/documents/Publications/2021_10_01_20_Sb_pedchtenie.pdf (дата обращения: 5.11.2024).
- Стеняхина Л.П. Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа// [Электронный ресурс]. – URL: https://www.n-asveta.by/dadatki/eshb/2022/n12/stenyahina.pdf (дата обращения: 5.11.2024).