Вышел информационно-методический журнал «Про_ДОД» № 2 (2024)

Коллеги, рады представить вам новый номер информационного-методического журнала о дополнительном образовании детей «Про_ДОД» № 2 (2024).

Читайте в выпуске.

Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи в системе дополнительного образования: техническая и естественно-научная направленности

Статья А.В. Неродигречки посвящена организации деятельности школы-участницы городского проекта «Инженерный класс в московской школе». Автором представлен план последовательной работы инженерного класса, методика демонстрации обучающимися полученных знаний, организация работы объединений дополнительного образования.

К.Д. Логутов на примере атомной отрасли рассматривает интересный и актуальный опыт трансформации университетских научно-исследовательских проектов в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.

В исследовании А.Б. Комиссар представлены основные аспекты организации и сопровождения первичной научной работы детей школьного возраста, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Показана методика научного консультирования обучающихся от момента зарождения идеи проекта или темы исследования до реализации успешного представления на профильных конкурсных мероприятиях. Автор статьи делится своим опытом взаимодействия с родителями в процессе организации проектно-исследовательской деятельности детей.

Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи в системе дополнительного образования: художественная направленность

В статье Е.В. Васильевой и С.М. Окуневой представлен опыт работы музыкально-хоровой студии «Мелодия» Дворца творчества детей и молодежи г. Томска, богатая история и традиции которой обладают ценным воспитательным потенциалом. В тексте раскрываются воспитательные возможности хорового пения: положительное влияние на общее развитие личности ребенка, развитие его эмоционально-чувственной сферы, воспитание эстетической культуры, нравственности, трудолюбия.

Материал И.Г. Зинченко посвящен проектной деятельности как инструменту развития творческого потенциала и личностных качеств обучающихся пресс-центра «Эксклюзив». Автор показывает, как проектно-исследовательская деятельность создает комфортные условия для реализации образовательного процесса одаренных обучающихся, для развития их творческих способностей.

Н.Г. Якубова представляет свой опыт развития креативности у обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. Предложенные автором упражнения могут быть применены на любом занятии.

Психолого-педагогическая и безопасная среда самореализации детей в системе дополнительного образования

В статье В.Ю. Ашитковой представлен краткий анализ деятельности педагогов «Дома детского творчества города Костромы “Жемчужина”» по социальному воспитанию школьников во внеурочное время. Основное внимание уделено работе со школьниками в рамках реализации программ летней занятости детей и подростков на примере работы лагеря с дневным пребыванием.

Статья Н.В. Мосеевой посвящена работе с леворукими детьми в классе фортепиано. Автор предлагает методы, приемы и алгоритм работы с леворукими детьми, которые позволяют полнее раскрывать исполнительские и творческие способности данной категории обучающихся.

В работе Т.П. Пименовой и А.А. Гуниной рассматриваются здоровьесберегающие возможности настольного тенниса в решении одной из важных проблем современной России – ухудшении здоровья населения, а именно ухудшение зрения у детей и подростков. Статья основана на практическом опыте авторов и предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в образовательных организациях различных типов и видов.

Педагогика развития талантов и способностей детей дошкольногои младшего школьного возраста, формирование компетенций по созданию развивающей образовательной среды

В статье С.В. Рабченюк рассматриваются вариативные модели самореализации детей в техническом творчестве на примере опыта работы автора статьи. Занимаясь конструированием, моделированием, проектированием, подрастающее поколение осваивает основы инженерной науки, приобретает необходимые технические умения и навыки, учится самостоятельно решать поставленные перед ним конструкторские задачи.

В работе Н.В. Артемчук рассматриваются вопросы сенсорного воспитания детей раннего возраста, методические приемы и средства, применяемые на занятиях по сенсорному воспитанию: способы работы с играми, игрушками, направленные на усвоение детьми раннего возраста формы, цвета, величины.

В исследовании Е.В. Апичиной, Н.Л. Крупник, А.В. Лактионовой представлен опыт использования оригинальных дидактических игр и пособий. Связная речь ребенка старшего дошкольного возраста – основной показатель уровня его развития. Наиболее эффективными в развитии связной речи являются дидактические игры, которые позволяют пополнить словарный запас детей, помогают им усвоить грамматические правила родного языка, научиться грамотному использованию речевых оборотов и построению сложных предложений, составлению монолога или диалога.

Творческое развитие и позитивная самореализация личности в условиях цифровой трансформации дополнительного образования

В статье Х.Т. Загладиной показана необходимость борьбы с деструктивными явлениями в детско-подростковой среде, наносящими вред психике и серьезно угрожающими успешной социализации личности; раскрываются новые форматы работы со школьниками.Медиацентры рассматриваются как реальная альтернатива негативному интернет-контенту, позволяющая нивелировать онлайн-риски в детско-подростковой среде; как инструмент продвижения ценностей и культурных традиций образовательной организации, формирования активной гражданской позиции, сплочения школьников в сети Интернет, вовлечения их в социально значимую деятельность и медиаволонтерство.

В тексте М.В. Маркова, И.П. Ипатьевой, Л.Н. Угольниковой рассматривается опыт реализации сетевой формы обучения по дополнительной общеобразовательной программе на базе школы и городской библиотеки на примере микрорайона «Турынино» г. Калуги в рамках реализации отдельных мероприятий национальных проектов «Образование» и «Культура». Описан реализуемый совместный проект и промежуточные итоги его реализации. Предложена сетевая форма взаимодействия школ и городских библиотек как одного из инновационных образовательных форматов, адаптированных к современным требованиям и интересам учащихся.

В статье А.С. Воробьёвой рассматриваются возможности изучения платформы Arduino, а также одного из ее порталов (Tinkercad) обучающимися основной и старшей школы на дистанционных и очных занятиях по робототехнике в системе дополнительного образования. Широкий набор учебно-методических материалов, готовых модулей и библиотек компьютерных программ позволяет мотивировать начинающих пользователей к созданию различных робототехнических устройств в рамках данной платформы.

Творчество как фактор конкурентоспособности

Представленные в статье А.С. Ваниватовой и А.В. Павлова результаты исследования – первый шаг в создании методологического аппарата для выявления и описания эффективных механизмов повышения конкурентоспособности муниципальных учреждений дополнительного образования: выделены ключевые характеристики конкурентоспособной образовательной организации (инновационность деятельности, наличие маркетинговой стратегии, обеспечение качества образования, эффективное управление ресурсами) и определены подходы и механизмы управления ее развитием (стратегический менеджмент, маркетинговый подход, проектное управление).

Добавить комментарий

Войти с помощью: